Литературный ринг.
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Байбородова Галина Владимировна

Внеурочное мероприятие для обучающихся 5-11 классов для предметной недели. Командная игра.  http://nsportal.ru/video/2016/06/videofayl-k-igre-...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ                 

     (ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ)

Разработала учитель

русского языка и литературы

Байбородова Галина

Владимировна

2015

        Методический комментарий

        Интеллектуальная игра – индивидуальное или чаще всего коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в рамках ограниченного времени и в условиях соревнования.  Во внеурочной работе по литературе данная форма имеет давние традиции и особенно популярна у школьников средних классов.

Игра «Литературный ринг» была разработана для обучающихся 5-11 классов в рамках проведения в школе предметной недели русского языка и литературы.  

Предварительно проводится отбор игроков. В мероприятии  участвуют 6 команд по 6 человека (по 1 ученику из 5-9 классов, и по 1 из объединённого 10-11).

Избирается жюри из числа преподавателей-предметников.

Планируемые результаты:

личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание  уважительного отношения к русской  и зарубежной литературе;

метапредметные: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,  выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях,  общаться в группах, формулировать выводы;

предметные:

1) в познавательной сфере: умение анализировать литературные произведения,  владение литературоведческой терминологией;

2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

3) в коммуникативной сфере: умение отвечать на вопросы по прочитанным текстам, создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог, сотрудничать в группе;

4) в эстетической сфере:  эстетическое восприятие изученных литературных произведений, произведениям живописи; формирование эстетического вкуса.

Оснащение мероприятия:

1) компьютер;

2) мультимедиапроектор;

3) экран;

4) карточки с индивидуальным заданием для команд;

5) грамоты  для награждения участников игры.

 

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех  на нашем Литературном ринге! Ребята, я знаю, что многие из вас любят спорт, ибо спорт - это задор, соревнование, хорошее настроение, радость. Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру, где будут свои старты и финиши, победы и возможные неудачи. Но всех нас объединяет общее желание  - много знать и уметь, а это главное на пути к знаниям.

 Мы приветствуем тех, кто своим умом, эрудицией завоевали честь участвовать в игре! Давайте сначала познакомимся.  (Каждая команда объявляет название, ведущий сообщает состав жюри).

 «ИДУ НА ВЫ» (5 баллов: тактичность, построение текста, эмоциональность, выразительность)

Иду на «вы». Это легендарное выражение знаменитого полководца Древней Руси великого князя киевского Святослава I Игоревича (955—972). Перед началом военных действий он посылал гонца к врагу с этим кратким посланием. Святослав сознательно предупреждал его о своих военных планах, что на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Но у Святослава был свой расчет. Он хотел избежать изнурительных походов по степи, битв с отдельными отрядами, внезапных налетов, засад и прочего, что неизбежно делает войну долгой и неэффективной. Он хотел, чтобы враг собрал свои силы в одном месте, и тогда их можно было бы разбить в одном, решающем сражении. Сейчас каждая команда за 2 минуты должна будет подготовить краткое приветственное слово соперникам, в котором попробует доказать, что сопротивление бесполезно. Постарайтесь соблюдать стилистику, характерную для древнерусской литературы.

«АЗ ЕСМЬ ЧЕЛОВЕК» (по 0,5 балла за каждое правильно указанное значение)

На уроках русского языка вы знакомились с архаизмами. Они широко представлены в произведениях древнерусской литературы. Сопоставьте на карточках архаизмы с частями тела, которые они называют.

(Веки  -   вежды;  лоб  - чело;   губы  - уста;  глаза   - очи;   грудь  - перси;  шея   - выя;   левая рука    - шуйца;  правая рука  - десница;  плечи – рамена; пальцы   - персты; щеки – ланиты).

«ДОСЬЕ» (по 1 баллу за правильный ответ)

Вашему вниманию предлагаются шуточные характеристики отечественных писателей и поэтов. Отгадайте, о ком идёт речь. Вопрос задаётся командам по очереди. Если правильного ответа команда дать не может, балл может заработать команда, первой поднявшая руку.

  1. Специалист по добыче радия, хорошо относящийся к лошадям. Умеет играть на флейте водосточных труб и  в свободное от работы время любит разговаривать с солнцем.
  2. Большой знаток хамелеонов и прочих ящеров. Знаком с дядей Ваней и тремя сёстрами. Несмотря на отсутствие селезёнки, обладает отменным чувством юмора.
  3. Бородатый классик русской литературы, по своему хотенью отправивший генералов на необитаемый остров. Прекрасно совмещал государственную службу с обличением пороков  того же государства, правда, пользуясь при этом эзоповым языком.
  4. Любитель всяческой мистики и чертовщины. Лично замерял дальность полёта редких птиц до середины Днепра. Особо дорог всем школьникам за то, что сжёг своё довольно-таки объёмное произведение.
  5. Покоритель женских сердец и неутомимый труженик, создававший не только стихи, но и сказки, повести, драмы.  Самую известную свою героиню назвал Татьяной, хотя любимую жену звали Натали.
  6. Любитель крупных литературных форм. Несмотря на графский титул, ходил босиком, в домотканой рубахе. Безжалостно избавлялся от главных героев своих произведений, подставляя под разрывы бомб или бросая на рельсы под колёса поезда.

«МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ»

В детстве все любят смотреть мультфильмы. Сейчас мы вспомним не о черепашках ниндзя или пингвинах Мадагаскара. Вашему вниманию предлагается нарезка из 6 мультфильмов, снятых по произведениям, которые изучаются на уроках литературы. Ваша задача определить название этого литературного произведения и его автора.

  1. К.Паустовский «Тёплый хлеб», 2. А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», 3. А.Пушкин «Капитанская дочка», 4. А.Чехов «Смерть чиновника», 5. А.Блок «12», 6. Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

«ГДЕ БЫВАЛИ, ЧТО ВИДАЛИ» (по 1 баллу за правильный выбор)

Как известно, писатели любят путешествовать. Именно так они приобретают жизненный опыт и получают любопытный материал для будущих произведений. Вашему вниманию представляется таблица. За 1 минуту сопоставьте фамилии писателей с населёнными пунктами, где им довелось побывать.

А.С. Пушкин

Льгов, Арзамас, Ужур, Хабаровск, Клин, Канев, Москва

А.А. Фет

Овсянка, Игарка, Новосибирск, Чусовой, Пермь, Вологда, Москва, Красноярск

А.П. Чехов

Мценск, Орёл, Москва,

Верро, Петербург, Степановка, Воробьёвка

М. Горький

Нижний Новгород, Казань, Арзамас, Баку, Тифлис, Петербург, Москва

В.П. Астафьев

Таганрог, Москва, Ялта, Мелихово, Александровск-Сахалинский

А.П. Гайдар

Москва, Санкт-Петербург, Михайловское, Болдино, Кишинёв, Оренбург

«ЛИТЕРАТУРА И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ» (по 1 баллу за правильный ответ)

Экзамен в традиционной форме предполагает, что ученик тянет билет и отвечает на вопрос, в нём поставленный. Именно такой экспресс-экзамен мы сейчас проведём. На билете указано название учебного предмета, на обороте – вопрос. Думаю, не нужно напоминать, что игра у нас литературная, так что даже математический вопрос так или иначе будет связан с литературой. Вытянуть другой билет нельзя, но можно попытаться ответить на вопрос, с которым не справятся соперники.

  1. Английский язык: По подсчётам учёных, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово?(«Любовь».)
  2. Математика: Что любят делать «делимым» у неубитого медведя, согласно русской пословице? (Шкуру. Делить шкуру неубитого медведя.
  3. География: В Польше ЕЁ называют  Едзина, в Чехии - Езинка, в Словакии - Ежи Баба, а как называем её мы?(Баба-Яга.)
  4. Технология: В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап? (Русская народная сказка «Репка».)
  5. ИКТ: В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер? (Нигде, конечно. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл».)
  6. Биология: Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды. (Рукава платья Царевны-лягушки.)

«СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ» (максимум 3 балла за изображение, 1 балл – за название, 1 балл – автор)

Всем вам приходилось писать сочинения по картине или описывать памятник. Сейчас каждая команда выступит в роли творца и создаст свой шедевр. Команда получит карточку с репродукцией картины или изображением скульптуры. По очереди команды должны будут представить залу живую копию. Жюри оценивает сходство с оригиналом. Команда соперников, которая сможет отгадать автора и название произведения, получит дополнительные баллы.

В. Васнецов «Богатыри»

В. Перов «Охотники на привале»

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.

П. Решетников «Опять двойка!»

К.Маковский «Дети, бегущие от грозы»

И.Репин «Иван Грозный и сын его Иван»

« КРОСС-ВОПРОС» ( по 1 баллу за правильный ответ)

В распоряжении команд по 45 секунд, за которые нужно быстро и правильно ответить на максимальное число вопросов. Если ответа у команды нет, она говорит слово «дальше». Вы должны ответить на максимальное число вопросов.

Итак, команды готовы? Время!!!

1) Первый, дошедший до нас, летописный источник древнерусской литературы («Повесть временных лет»).

2)  Этот поэт подарил Пушкину свой портрет с подписью: “Победителю ученику от побежденного учителя” (Василий Андреевич Жуковский).

3) Необходимая вещь, за которой летал кузнец Вакула из повести “Ночь перед Рождеством” в Санкт-Петербург (Черевички).

4) Эпиграф этого произведения таков: “Неча на зеркало пенять, коли рожа крива” (Комедия “Ревизор”).

5) “Нет уз святее товарищества”, “Нет силы сильнее веры”, “Терпи, козак – атаман будешь”. Из какой повести Гоголя взяты афоризмы? (“Тарас Бульба”).

6) Это увлечение давало богатый материал для наблюдений И.С. Тургенева и даже вошло в название книги рассказов. (Охота).

7) «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали…» Кто это?  (Емельян Пугачёв)

8) Эта замечательная сказительница немало способствовала становлению таланта Пушкина-сказочника (Арина Родионовна Яковлева).

9) Этот жанр древнерусской литературы повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости.  (Житие).

10) Как звали фонвизинского недоросля? (Митрофан Простаков)

11) Вспомните трёх писателей, имеющих одинаковую фамилию (Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, А.К. Толстой).

12) Из какого произведения эти фамилии: Жеребчиков, Жеребковский, Кобылянский, Тройкин? ( «Лошадиная фамилия»)

13) Назовите настоящую фамилию писателя Максима Горького (Алексей Максимович Пешков).

14) Какие фрукты герой рассказа В.Г. Распутина «видел только на картинках» (Яблоки)

15) Кто послал письмо с адресом: «На деревню дедушке»? (Ванька Жуков)

16) Что объединяет писателей: Гоголь, Лесков, Некрасов, Рубцов? (Имя Николай)

17) Какую газету обнаружили на необитаемом острове генералы в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»? («Московские ведомости»)

18) Что пришлось обуть Лизе, когда она переоделась крестьянкой? (Лапти)

19) Чем занимался вельможа в тот момент, когда мужики пришли к его подъезду? (Спал)

20) Что, умирая, левша просил передать императору? (Чтобы  ружья кирпичом не чистили)

21) Какое яблоко съел мужик на острове в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»? (Кислое)

22) Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея (Князь Олег)

23) Что выдернул Андрий из-под головы спящего брата в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?  (Мешок с белым хлебом)

24) Какой рассказ И.С. Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»)

25) Как звали главных героев – мальчика и курицу – из произведения Антония Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»? (Алёша и Пеструшка)

26) Как назывался город, недалеко от которого находилось село, где разворачиваются действия сказки – были под названием «Кладовая солнца» М.М. Пришвина? (Переславль-Залесский)

27) Кого укусила собака в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»? (Хрюкина, золотых дел мастера)

28) Он был студентом Казанского университета, военным, писателем – художником, путешественником, сельским хозяином, педагогом, философом, проповедником, обличителем неправды (Л.Н. Толстой)

29) Назовите пару братьев-писателей (Братья Гримм, братья Вайнеры, братья Стругацкие)

30)   Условный термин, введенный в русскую поэтику И. Тургеневым, который написал ряд небольших поэтических произведений в прозаической форме. О чем идет речь? (Стихотворения в прозе). 

31) В средневековой Европе появилась форма народной песни, в которой рассказывалась какая-либо история. Во Франции и Италии их называли балладами, в Испании – романсами. А как в России? (Былины)

32) Игрой на каком щипковом инструменте сопровождалось исполнение былин? (Гусли)

33) каким словом заканчивается памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве?» (Аминь)

34) Героиня какого произведения уверена, что «счастливые часов не наблюдают»?  («Горе от ума»)

35) Кем по профессии был главный герой рассказа Тургенева «Бирюк»? ( Лесник)

36) Как назывался корабль Артура Грея в сказке-феерии «Алые паруса» Александра Грина? («Секрет»)

37) Какой русский писатель рассказал о подвигах Мальчиша-Кибальчиша? (Аркадий Гайдар)

38) В родном городе писателя Гавриила Троепольского Воронеже есть памятник одному из героев его произведений. Кому? (Белый  Бим чёрное ухо)

39) Кто из русских писателей 19 века имел титул графа? (Лев Толстой)

40) У какого писателя было более 50 псевдонимом, в частности он  подписывал свои юмористические рассказы псевдонимами Гайка №6, Гайка №9, Брат моего брата? (А.П. Чехов)

 

Подведение итогов, награждение команд-победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».

Повторительно – обобщающий урок  «Литературный ринг».Урок литературы в 10 классе.Балина Т. И.- преподаватель русского языка и литературы Раменского политехнического техникума. Цели:Выя...

Литературный ринг

Может использоваться как воспитательный или классный час....

Литературный ринг (7 класс)

внеклассное мероприятие 7 класс...

Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"

обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...

Литературный ринг

Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...