Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по литературе (5 класс)

Аюшеева Дарима Раднаевна

Программа внеурочной деятельности "Развитие творческого потенциала учащихся 5 класса" подготовлена на 2015- 2016 учебный год и реализована в этом учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Комитет по образованию г. Улан – Удэ

МАОУ СОШ №19

Программа внеурочной деятельности

«Развитие творческого потенциала учащихся»

Класс 5

Уровень базовый

Автор: Аюшеева Дарима Раднаевна,

учитель русского языка и литературы

г. Улан – Удэ, 2015г.

Пояснительная записка  

Рабочая программа внеурочной деятельности « Развитие творческого потенциала учащихся » составлена на основе образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Программа разработана для занятий с учащимися 5 классов  в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. 

Данная программа предлагается для учащихся, желающих повысить своё речевое развитие и успешно приобщиться к красоте художественного слова, то есть, развивая речь, развить свои творческие способности.

Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала  школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности.

Система занятий ориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитию творческих умений,  мировоззрения, гуманности.

Цель курса – речевое развитие обучающихся, углубление и расширение филологических знаний, овладение литературным языком, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, формирование коммуникативной компетентности обучающихся.

Задачи:

1.​ научить обучающихся анализировать тексты разных типов, производить комплексный анализ текста;

2.​ развить творческие способности по созданию своих текстов разных стилей, типов и жанров;

3.​ совершенствовать все виды речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма);

4.​ сформировать и совершенствовать умение анализировать тему текста, определять его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Основной вид деятельности – изучение литературоведческой теории, работа с текстами художественной литературы (анализ текста-образца), творческий практикум (редактирование текстов, создание собственных произведений).

В целом приоритетом является практическая деятельность.

Отличительной особенностью данной программы является сближение задач лингвистического и литературного обучения школьников. Данный курс опирается на такие филологические дисциплины, как синтаксис текста, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Эффективность работы над данной программой обеспечивается сочетанием таких методов обучения и воспитания, как  репродуктивный, коммуникативный, аудиовизуальный; применением образовательных технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, поддерживающего обучения, технологии дифференцированного обучения.

Программа рассчитана на 34 часа – одно занятие в неделю и может варьироваться по усмотрению учителя – в зависимости от уровня подготовки учащихся  и их творческих способностей.

Виды деятельности обучающихся в процессе освоения программы также определяются учителем (беседа, консультации, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа).

Программа направлена на достижение  личностных,   предметных и метапредметных результатов  

          Личностными результатами являются знания:

​ основных  норм литературного языка;

​ средств художественной выразительности речи;

​ приемов и методов устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях;

Предметными результатами освоения программы являются умения:

​ слушать и понимать текст;

​ выполнять комплексный анализ текста;

​ воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности;

​ создавать свои тексты разных стилей, типов и жанров;

​ определять тему текста, его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Метапредметными результатами освоения программы  являются:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников.

                                       Содержание курса

Текст и его части

Средства связи предложений текста. Средства выразительности текста

Тема (широкая и узкая). Основная мысль текста

 Стили речи. Особенности художественного стиля речи

Типы речи. Повествование и его структура

Тип речи описание и его структура

Тип речи рассуждение и его структура

Практическая работа – определение типов речи

Словесные пейзажные зарисовки

Пробуем писать  стихи

Придумываем сказки

Подготовка к конференции «Серебряная альфа»

Анализ выступлений на конференции

Сюжет. Повествование на основе данного сюжета.

Роды и жанры художественной литературы (портретная зарисовка, рассказ на основе данного сюжета).

Рассуждение на морально-этические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы

Понятие об эпистолярном жанре (частное письмо, письмо литературному герою).

Дневниковые записи. Описание достопримечательностей родного края.

Общение с окружающим миром и людьми.

Портрет героя по реалиям и деталям его быта

Комплексный анализ текста

Сбор материала к сочинению и его систематизация

Создание собственных текстов – практика.

Выбираем собственные жанры

Пишем стихи,  рассказы, сказки, письма

Готовимся к выступлению

Школьный фестиваль творческих работ

Анализ и итоги деятельности

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема занятия

Вид деятельности

Содержание занятия

1 полугодие

05.09

Текст и его части

Лекция

Основные признаки понятия текст

12.09

Средства связи предложений текста.

Средства выразительности текста

беседа, консультации, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа

Морфологические

и лексические средства связи, контекстуальные синонимы

19.09

Тема (широкая и узкая).

Основная мысль текста

Практическая работа

Определение широкой и узкой тем, основной мысли текста.

26.09

Стили речи.

Особенности художественного стиля речи

Лекция +практика

Отличительные особенности художественного стиля, изобразительные средства языка

3.10

Типы речи. Повествование и его структура

Лекция +практика

Особенности строения повествовательного текста

10.10

Тип речи описание и его структура

Лекция +практика

Особенности строения типа речи описание

17.10

Тип речи рассуждение и его структура

Лекция +практика

Особенности строения типа речи рассуждение

24.10

Практическая работа – определение типов речи

Практическая работа

Работа с текстами разных типов речи, составление своих текстов

31.10

Словесные пейзажные зарисовки

Лекция +практика

Описания природы, средства описания

14.11

Пробуем писать  стихи

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Подбор рифмы, слов, определение стихотворных размеров

21.11

Пробуем писать стихи

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Подбор рифмы, слов, определение стихотворных размеров

28.11

Придумываем сказки

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Написание сказок с использованием элементов сказок

5.12

Придумываем сказки

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Написание сказок с использованием элементов сказок

12.12

Подготовка к конференции «Серебряная альфа»

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление

19.12

Подготовка к конференции «Серебряная альфа»

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Редактирование собственных текстов, оформление,  устное выступление

26.12

Анализ выступлений на конференции

Беседа

Подведение итогов

2 полугодие

Сюжет. Повествование на основе данного сюжета.

Лекция

Работа с литературоведческими терминами

Роды и жанры художественной литературы (портретная зарисовка, рассказ на основе данного сюжета).

Лекция

Работа с литературоведческими терминами

Рассуждение на морально-эпические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы

Практическая работа

Составление собственных текстов - рассуждений

Понятие об эпистолярном жанре (частное письмо, письмо литературному герою).

Лекция +практика

Написание различных писем

Дневниковые записи. Описание достопримечательностей родного края.

Лекция +практика

Составление дневниковых записей

Общение с окружающим миром и людьми.

Лекция +практика

Письма – обращения, олицетворения, перифразы

Портрет героя по реалиям и деталям его быта

Лекция +практика

Составление портрета героя

Комплексный анализ текста

Практическая работа

Анализ предложенных учителем текстов

Сбор материала к сочинению и его систематизация

Практическая работа

Подготовка к написанию сочинений

Создание собственных текстов – практика.

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Написание сочинений

Выбираем собственные жанры

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Выбор наиболее подходящего жанра сочинения

Пишем стихи,  рассказы, сказки, письма

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Развитие творчества учащихся

Пишем стихи,  рассказы, сказки, письма

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Развитие творчества учащихся

Пишем стихи,  рассказы, сказки, письма

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Развитие творчества учащихся

Готовимся к выступлению

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Редактирование собственных текстов, оформление,  устное выступление

Готовимся к выступлению

Индивидуально – практическая работа, консультации, советы

Редактирование собственных текстов, оформление,  устное выступление

Школьный фестиваль творческих работ

Выступления

Выступление на школьном фестивале творческих работ

Анализ и итоги деятельности

Беседа

Подведение итогов, награждения


                                     
Учебно – методическое обеспечение

Для учащихся:

1.​ Голуб И.Б., Розенталь Д.Э Секреты хорошей речи. – М., 1993

2.​ Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2009

3.​ Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразоват. Уч. заведений/ науч. Ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1993

4.​ Успенский Л. Слово о словах. – М., 1996

5.​ Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь - М., 1990.

Для учителя:

1.​ Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004

2.​  3.​ Канакина Г.И., Пранцова Г.В. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь» 5-9 кл. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000

4.​ Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. – М., 1996

5.​ Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов. – М., 1993


Медиаресурсы  

  1. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  2. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  3. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  4. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  5. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
  6. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
  7. Мир слова русского http://www.rusword.org

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...