Три поездки Ильи Муромца" (текст былины в пересказе И.Карнауховой)
план-конспект урока по литературе на тему

Чёрная Евгения

конспект урока в 4 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Илья Муромец

Слайд 2

«Три поездки Ильи Муромца» (текст былины в пересказе И. Карнауховой)

Слайд 3

Цели: Узнать… Прочитать… Сравнить…

Слайд 4

терем калач крупитчатый 1066,8 метра Верста высокое жилое здание или часть его зернистый

Слайд 5

горница пуд самая мелкая денежная единица на Руси комната наверху полушка

Слайд 6

Былины «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца» Общее Отличаются

Слайд 7

«Тут Илье навек слава и честь пошла…»

Слайд 8

Домашнее задание: Подготовить пересказ об одной из поездок от имени Ильи Муромца

Слайд 9

Что у нас получилось? Узнали… Прочитали… Сравнили…

Слайд 11

Интернет-ресурсы: liveinternet.ru partnerkis.ru ru.wikipedia.org/wiki antikvarus.ru evpatori.ru m-der.ru club.goldentown.ru sherp96.livejournal.com content-stroy.ru



Предварительный просмотр:

 Дата______   № урока____5____   Класс __4__

Тема: «Три поездки Ильи Муромца» (текст былины в пересказе И. Карнауховой)

Цель: продолжить знакомство учащихся с былиной как фольклорным жанром; познакомить учащихся с пересказом И.Карнауховой, помочь увидеть различие поэтического и прозаического текста; формировать навыки выразительного и осознанного чтения; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля, расширению кругозора и словарного запаса, углубления интереса и любви к литературе и чтению.

Оборудование: учебник, текст былины, иллюстративный материал, презентация

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знают содержание былины, выразительно ее читают, называют признаки былинного жанра, отвечают на вопросы, дают характеристику Илье Муромцу, умеют использовать полученные знания для выполнения творческих заданий;

Личностные: понимают важность чтения художественной литературы; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес  к учебному материалу;

Метапредметные:

познавательные –

общеучебные: формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания; высказывают и аргументируют свое мнение;

логические: проявляют самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;

регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют само- взаимоконтроль;

коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Проверка д/з. Зачитать подготовленные ответы.
  2. Проверка теоретических знаний. Игра «да – нет»

- летопись – это жанр фольклора (нет)

- в летописи записаны исторические события по годам (да)

- былины могли петь, как песни (да)

- героями летописей были простые люди (нет)

- героями былин были богатыри и защитники родной земли (да)

- «Три поездочки Ильи Муромца» – это летопись (нет)

- пение былин сопровождалось игрой на гуслях (да)

- в летописи описана трагическая гибель князя Олега (да)

- в летописи рассказывалось о том, как князь Олег поднял свои знамена над вратами Царьграда (нет)

- Илья Муромец на распутье поехал прямо (да)

  1. Мотивация учебной деятельности

На прошлом уроке мы узнали о первой поездке Ильи Муромца от придорожного камня. А сколько еще дорог отходило от камня? (три) А как называется былина? («Три поездки…») Ездил ли Илья Муромец этим дорогам? (да) Интересно ли вам узнать, что произошло с богатырем во время этих поездок? (…)

  1. Этап определения темы и целеполагания

Прочитайте в учебнике название былины и запишите ее, дополнив тему. Прочитайте ее полностью. Поставьте цели на этот урок, дополнив предложения?

Узнать…

Прочитать…

Сравнить…

  1. Работа по материалу новой темы

Словарная работа.

Давайте найдем, что означают эти слова (установить соответствие между словом и его значением):

Верста – 1066,8 метра, или 1 км 67 м (приблизительно).

терем – поднятое, высокое жилое здание или часть его.

калачи крупитчатые  – состоящий из отдельных частиц, крупинок; зернистый.

горенка, горница – комната наверху, на верхнем этаже

пуд – 16 кг

полушка – самая мелкая денежная единица на Руси

Работа с текстом.

Чтение былины. Осмысление прочитанного.

– понравилось ли вам продолжение былины?

– кратко расскажите о второй поездке Ильи Муромца.

– Как Илья Муромец догадался, что королевична задумала недоброе?

– кого спас Илья Муромец?

– что добыл Илья Муромец в третьей поездке?

– почему Илья Муромец не стал богатым?

Физкультминутка

Сопоставьте тексты былины «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». Что в них общего, чем они различаются? (Заполнение таблицы)

Примерные ответы

Общее: главный герой – Илья Муромец, рассказывается о его поездках, вспоминается камень на распутье; второй текст является продолжением первого.

Отличия: первый текст – поэтический, второй – прозаический; первый похож на песню, второй – на рассказ; в первом видна связь с природой, во втором такой связи нет.

Закрепление

Понравился ли вам Илья Муромец? Чем именно? Если бы вы встретили Илью Муромца, что бы вы ему сказали? Как вы думаете, исполнились ли последние слова былины? («Тут Илье навек слава и честь пошла») Посмотрите, какой памятник Илье Муромцу стоит в одном из городов нашей родины, Владивостоке.

А хотели бы вы быть похожими на Илью Муромца? Представить себя на его месте поможет домашнее задание.

  1. Домашнее задание: пересказать одну из поездок от имени Ильи Муромца
  2. Итог урока. Рефлексия.

Вернуться к целеполаганию. Удалось ли достичь поставленных целей?

Давайте напоследок прочитаем, как после трех поездок Ильи Муромца стала выглядеть надпись на камне?

Взаимооценивание.

liveinternet.ru

partnerkis.ru

ru.wikipedia.org/wiki

antikvarus.ru

evpatori.ru

m-der.ru

club.goldentown.ru

sherp96.livejournal.com

content-stroy.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков былин об Илье Муромце в 7 классе.

Команднвй конкурс знатоков былин об Илье Муромце в 7 классе....

Былины - богатырский эпос русского народа. Былины "На заставе богатырской", "Три поездки Ильи Муромца"

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из эти...

Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».

Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...

Презентация "Былина. Илья Муромец и Соловей - разбойник

Презентация составлена в рамках урока по литературе для 6 класса  "Былина Илья Муромец и Соловей - разбойник" по программе В.Ф. Чертова....

Былины об Илье Муромце. Терминология: духовный аспект.

Данная статья посвящена раскрытию духовного смысла слов и выражений связанных с церковным обиходом, которые встречаются в текстах известных былин об Илье Муромце. Приведенные примеры помогут учителю и...

Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.

Урок был проведен 25  января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использован...