Конспект открытого урока по повести Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок составлен для учащихся 5 класса. Рассчитан и на педагогов с большим стажем работы, и для начинающих учителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

/*Повесть Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота»

Предварительная подготовка к уроку

Дома ученикам предлагается внимательно прочитать в учебнике отрывок из книги А. Полторацкого «Детство Гоголя». Кроме того, рекомендуется прочитать предисловие к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и особенно внимательно изучить словарик «непонятных слов». Ученики должны знать, что такое поверье, какие бывают типы пересказов.

Цели:

1) ознакомить учеников с творчеством Н. В. Гоголя, его циклом «Вечера на хуторе близ Диканьки» на примере произведения «Пропавшая грамота»;

2) воспитывать интерес к изучению текста;

3) развивать способности быстро отвечать на вопросы, разбираться в непонятных терминах (из словаря к гоголевскому сборнику); правильно и выразительно читать незнакомый текст. !!! меняем местами 2 и 3 цели

Оборудование: мультимедийный проектор, портреты Н. В. Гоголя работы Ф. А. Моллера (1841) и А. А. Иванова (1841); учебник (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова).

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: урок - диалог

Ход урока

I. Повторение изученного

Учитель: Сегодня мы познакомимся с циклом повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и прочитаем оттуда одно из произведений – «Пропавшая грамота». Дома вы ознакомились с отрывком из «Детства Гоголя», повторили термины. Теперь, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- Что такое поверье? (Это идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету).

- Какие типы пересказов вам известны? (Краткий и подробный).

Учитель: А теперь обратимся к «Детству Гоголя».

- Кого из гостей, которые приезжали в Васильевку, Никоша любил больше всех? (Прославленного сочинителя Василия Васильевича Капниста).

- Почему, как вы думаете? (Ответ может быть таким: Никоша ощущал в Капнисте «собрата по вдохновению»).

- Как однажды пошутил отец Никоши, Василий Афанасьевич? (Он сказал: «чего доброго, появится трагедия, которую напишет его сынок»).

- Чем занимался в соседней комнате Никоша? (Что-то писал).

- Почему мальчик не сразу решился показать взрослым свое сочинение? (Возможен ответ: Никоша стыдился или стеснялся несовершенства своего детского творения. Мальчик не привык читать свои сочинения на публике).

- Как Василию Васильевичу удалось узнать, что написал Никоша? (Капнист решил поговорить с мальчиком в другой комнате).

- Что сказал Капнист отцу Никоши перед тем, как уехать? (Василий Васильевич почти прошептал, что «у хлопца, пожалуй, великий талант»).

II. Работа над новым материалом

Учитель (показывает портреты Н. В. Гоголя): Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля (по старому стилю 20 марта) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство будущий писатель провел в родном имении Васильевка (или Яновщина). Как вы помните из «Детства Гоголя», он рано начал проявлять интерес к литературе. Вначале Никоша учился в Полтавском уездном училище с 1818 по 1819 год, потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 года поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Будущий писатель учился довольно средне, зато отличался в гимназическом театре — как актер и декоратор.

В декабре 1828 года вместе с одним из своих ближайших друзей, А. С. Данилевским, Николай приезжает в Петербург. Тут он терпит ряд разочарований. Например, его поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 году (под псевдонимом В. Алов), встречает негативные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и сжигает его). Писатель уезжает из Петербурга в Германию. Вернувшись в Россию, Николай Васильевич устраивается на государственную службу и заводит знакомства с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, А. С. Пушкиным.

В 1831 году выходит первый сборник повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», который приносит писателю известность и одобрение старших современников. Так, А. С. Пушкин прореагировал на выход гоголевского сборника такими словами: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..» Здесь впервые проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный мир. «Смехотворность» гоголевской книги обнаруживала различные оттенки — от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. В его повестях живут и действуют не только люди, но и представители потустороннего мира, так называемая «нечистая сила»: черти, ведьмы, оборотни. Это придает таинственность и некоторую мистичность его произведениям.

Первый сборник повестей Н. В. Гоголя из украинской жизни состоит из двух частей. В первую часть входят повести: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Во вторую часть – «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». В следующем, 1932 году, вышел второй сборник Н. В. Гоголя – «Миргород».

Учитель: А сейчас мы почитаем повесть Н. В. Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» — «Пропавшая грамота». (Читает с начала и до слов «...всякий встречный кланялся ему мало в пояс»).

Потом учитель просит одного из учеников продолжить со слов «Один раз задумалось вельможному гетману...» до «...да и ярмарке не век же стоять!» (включительно).

Следующий ученик читает с «Вот сговорились новые приятели...» до диалога деда с запорожцем («— Ге-ге, земляк!..»). (Ученик выразительно читает слова главного героя, а учитель – запорожца).

Со слов «Почему ж не пособить человеку в таком горе?» до «...тогда только схватился он на ноги» читает уже другой школьник.

Следующий пятиклассник читает с «Потянувшись раза два и почесав спину...» до «...то простоял бы перед ним даром».

Слова шинкаря с выражением читает учитель («—Я научу тебя, как найти грамоту»).

Потом текст читается учениками по очереди: первый – со слов «Покойный дед был человек...» до «...был уже на другом берегу»; второй ученик с «Теперь только разглядел он...» и до «...чуть ли не в самое пекло». Третий пятиклассник читает текст со слов «”Батюшки мои!” – ахнул дед...» и до «...у деда на душе захолонуло».

Дальше «роли» распределяются так: за ведьму читает один ученик ; за деда – второй ученик, слова автора достаются третьему ученику. Читать это место нужно выразительно, поэтому учителю рекомендуется выбрать из класса  хороших чтецов.

Со слов «Страх, однако ж, напал на него...» до «...подпрыгивая на лавке» читает школьник, а далее учитель читает прямую речь жены деда, а ученик – деда. Слова повествователя читает еще один пятиклассник до конца.

III. Подведение итогов

На уроке мы изучили первую часть биографии Н. В. Гоголя. Выразительно прочитали его повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» — «Пропавшая грамота». Повторили отрывок из «Детства Гоголя».

IV. Анализ и оценка итогов работы

V. Домашнее задание

Прочитать другую повесть Н. В. Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и пересказать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "По страницам повести В.Г. Распутина "Прощание с Матёрой".

Урок проведён на параллели 11-х классов в связи с 75-летием писателя В.Г. Распутина. Это урок-конференция. Сопровождался показом фрагментов из  художественного фильма "Прощание". На уроке п...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...

Конспект открытого урока по предмету "письмо и основы грамоты" на тему "Слова, обозначающие предметы"

Конспект урока для 9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта....