«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

мецлер людмила васильевна

Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов.  Через знакомство с интересными фактами биографии поэта, с его произведениями происходит воспитание читательской культуры, приобщение к духовным ценностям русской культуры. Данная разработка раскроет некоторые важнейшие особенности поэтического мира великого русского поэта, покажет глубину его переживаний и масштабность раздумий в его стихах. Необычность постановки, элементы театрализации, несомненно, пробудят у ребят интерес к поэзии А. Блока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_moey_dushe_lezhit_sokrovishche.docx44.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«В моей душе лежит сокровище…»

Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.

Цель:

воспитание читательской культуры, приобщение к духовным ценностям русской культуры через знакомство с поэзией А. Блока.

Задачи: 

  1. Познакомить зрителей с основными событиями жизни А. Блока, со своеобразием его поэтического мира.
  2. Показать глубину переживаний и масштабность раздумий поэта, отразившихся в его произведениях.
  3. Пробудить интерес к поэзии А. Блока.

Действующие лица:

1 ведущий.

2 ведущий.

А. Блок.

А. Ахматова.

М. Цветаева.

З. Гиппиус.

И. Северянин.

В. Маяковский.

К. Бальмонт.

С. Есенин.

1 чтец

2 чтец

3 чтец

5-6 человек в роли красноармейцев

(роли поэтов и поэтесс исполняют юноши и девушки)

Танцевальный коллектив.

Оборудование: экран, видеопроектор, компьютер, микрофоны.

Оформление: На заднике сцены прямоугольники неправильной формы черного, темно-синего, красного цвета с названиями литературных течений и манифестов.

Начало:  Под музыку MarcoMargna «Stormy Ocean» девушки в костюмах того же цвета, что и прямоугольники на заднике исполняют танец (движения отрывисты, резки, создается впечатление хаоса. В конце хореографической композиции девушки выносят стулья (обычные, деревянные, безо всяких украшений), расставляют их ассиметрично)Слайд 1

(Звучит тревожная музыка MarcoMargna «Stormy Ocean»  )Слайд 2

1 ведущий: Век девятнадцатый, железный, 
Воистину жестокий век!.. 
С тобой пришли чуме на смену 
Неврастения, скука, сплин, 
Век расшибанья лбов о стену, 
Экономических доктрин, 
Конгрессов, банков, федераций, 
Застольных спичей, красных слов, 
Век акций, рент и облигаций 
И малодейственныx умов.

2 ведущий: Двадцатый век ... еще бездомней 
Еще страшнее жизни мгла,  
Ещечернее и огромней  
Тень Люциферова крыла… 
И отвращение от жизни, 
И к ней безумная любовь, 
И страсть, и ненависть к отчизне ...  
И черная земная кровь 
Сулит нам, раздувая вены, 
Все разрушая рубежи,  
Неслыханные перемены, 
Невиданные мятежи...      

1 ведущий: Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну – драмы и трагедии мирового масштаба.

2 ведущий:   Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба и каждого второго назвать Моцартом стиха.Поэты Серебряного века – это целые созвездия в русской национальной поэтической галактике: Дмитрий Мережковский и его жена Зинаида Гиппиус – основатели одного из самых модных поэтических салонов начала века. Слайд 3

1 ведущий:Анна Ахматова и Николай Гумилев, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников.

2 ведущий:Юные Борис Пастернак и Марина Цветаева, Николай Клюев и Сергей Есенин, Андрей Белый и Саша Черный.

1 ведущий:Константин Бальмонт – этот Паганини стиха и Игорь Северянин – официально признанный королем поэтов.

(Поэты поочередно выходят на сцену, читая отрывки из своих стихов, рассаживаются на стулья).

И. Северянин:

Я выполнил свою задачу.

Литературу покорив,

Бросаю сильным на удачу

Завоевателя порыв.

Отныне плащ мой фиолетов,

Берета бархат в серебре.

Я избран королем поэтов

На зависть нудной мошкаре.

Лишь мне восторг и поклоненье

И славы пряный фимиам.

Моим – любовь и песнопенье

Недосягаемым стихам.

Я так велик и так уверен,

В себе настолько убежден,

Что всех прощу и каждой вере

Отдам почтительный поклон.

В. Маяковский

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

К. Бальмонт:

Я - изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты - предтечи.

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я - внезапный излом,

Я - играющий гром,

Я - прозрачный ручей,

Я-для всех и ничей ...

Вечно юный, как сон,

Сильный тем, что влюблен

И в себя, и в других,

Я - изысканный стих.

С. Есенин:

Я зажег свой костер,

Пламя вспыхнуло вдруг

И широкой волной

Разлилося вокруг.

И рассыпалась мгла

В беспредельную даль,

С отягченной груди

Отгоняя печаль.

Безнадежная грусть

В тихом треске углей

У костра моего

Стала песней моей.

И я весело так

На костер свой смотрел,

Вспоминаючи грусть,

Тихо песню запел.

(девушки в ролях А. Ахматовой, З. Гиппиус, М. Цветаевой выходят молча)

(Музыка меняется на нежную и таинственную. А. Ермолов. «Девушка пела в церковном хоре» Минус).Слайд 4.

1 Ведущий:Бесспорно, звездой первой величины в этом созвездии был Александр Блок. Преклонение пред ним и его творчеством было всеобщим. По воспоминаниям Корнея Ивановича Чуковского, ни от кого так явственно, так ощутимо не исходил магнетизм. Трудно было представить себе женщину, которая бы не влюбилась в него.

(Выходит на сцену юноша в образе Блока, читая стихи «Девушка пела в церковном хоре». Садится в центр. К нему подходят девушки, изображающие Ахматову, Цветаеву, Гиппиус,  по одной, читая стихи о Блоке).

Цветаева:

Имя твое - птица в руке

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету.

Серебряный леденец во рту.

Имя твое - ах, нельзя!

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных глаз.

Имя твое - по целуй в снег.

Ключевой, ледяной, глубокий глоток.

С именем твоим - сон глубок.

Предстало нам - всей площади широкой!

Святое сердце Александра Блока.

Ахматова:

Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз

И малиновое солнце

Над мохнатым сизым дымом,

Как хозяин молчаливый,

Ясно смотрит на меня.

Унего глаза такие,

Что запомнить каждый должен,

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

( в это время остальные медленно срывают прямоугольники с задника, за ними открываются изображения – иллюстрации к стихам Блока)

1 ведущий: Имя  Блока тесно связано с символизмом.

Философской основой символизма была  идея о двойственности мира. Философы-идеалисты считали, что  реальный мир вещей вторичен и является всего лишь искаженным отражением Божественного духовного начала. Эти миры, познаваемые человеком  лишь интуитивно, и призван  был объединить символ. Александр Блок был не только талантливым символистом, но и сам являлся символом. В его судьбе и творчестве отразилась судьба России и русской интеллигенции. Трагическое мироощущение и отождествление личной судьбы с судьбой родины – вот две главные черты его поэтического облика. Именно они и определили характер лирического героя блоковской поэзии.

(Исполняется сольный танец под мелодию «Дева Мария» Мария Каллас. Танцует девушка, вся в белом. В конце она застывает в окружении свечей в позе девы Марии, затем медленно скрывается за занавесом).

2 ведущий:

В 1898 году  Блок знакомится с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого учёного Д.И. Менделеева. Она производит на него огромное впечатление. Слайд 5.

(На сцену выходит девушка в образе Менделеевой, одетой в костюм Офелии: венок из цветов, распущенные волосы. За нею выходит Блок в костюме Гамлета: черный берет, плащ, шпага. Менделеева садится на стул, Блок на скамейку у ее ног)

 Менделеева:

 Первый и единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был в вечер представления «Гамлета». В костюме и гриме я чувствовала себя смелее. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Да, был и этот разговор, и возвращение после него домой.

(Герои встают, держась за руки, медленно двигаются к авансцене)

Как-то вышло, что после спектакля мы ушли с Блоком в костюмах (переодевались дома) и очутились вдвоем Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора, и было не страшно, когда перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь сияющий голубизной метеор.  Перед природой, перед ее жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, Дышали одним дыханием... Даже руки наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.

 Блок:

Помните Вы-то эти сумерки? Вдруг в тусклом свете появлялась ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы оборачивались, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно, умеренно. Рука еле дотрагивалась (и вообще-то Ваша рука всегда торопится вырваться)... Я путался, говорил ужасные глупости, падал духом; вдруг душа заливалась какой-то душной волной. И вдруг, страшно редко, - но ведь было же и это! - тонкое слово, лёгкий шепот, крошечное движение... После этого опять еще глуше, еще неподвижнее.

 Менделеева:

 (звучит музыка Л. Бетховена, соната №14, «Лунная») Раз, идя по Садовой мимо часовни у Спаса на Сенной, я заглянула в открытые двери. Образа, трепет бесчисленных огоньков восковых свечей, припавшие, молящиеся фигуры. Сердце защемило от того, что я вне этого мира, вне этой древней правды... Я пошла дальше и почти машинально зашла в Казанский собор. Я не подошла к богатой, в бриллиантах, чудотворной иконе, а дальше - за колоннами - остановилась у другой Казанской. Я опустилась на колени, еще плохо умея молиться... Потом это стала наша Казанская, к ней же при ходила за помощью и после смерти Саши... Я стала приходить в собор к моей Казанской и ставить ей свечу.  В сумерки октябрьского дня я шла к собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой.

 Блок:

Вошли внутрь. В соборе почти никого не было. Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос понизили даже.

 Менделеева:

 Так начались соборы - сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны. Но часто... мы шли вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о стихах. Раз Блок спросил, что я думаю о его стихах. Я ответила, что думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря.

(Расходятся в разные стороны)

 1 ведущий: История любви двух молодых людей не была безмятежной. Было и недопонимание, и временный разрыв отношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала его поэтической Музой. (слайд 11) 29 января 1902 года Блок пишет ей: «...Моя жизнь... немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа». В дневниках Блока даже появляется тема самоубийства. (Звучит мелодия «Любовь – волшебная страна», то затихая, то усиливаясь)

2 ведущий:17 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит решительное объяснение. Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.Слайд 6.

1 Ведущий: В конце 1904 года выходит первая книга Александра Блока - «Стихи о прекрасной Даме». Надо сказать, что образ Прекрасной Дамы – это олицетворённый образ Вечной Женственности, которой поклонялся романтически настроенный поэт. Свою любовь к Любови Дмитриевне (прототипу Прекрасной Дамы) Блок воспринимает как «возвышенный мистический роман». Слайд 7.

1 чтец:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - 
Всё в облике одном предчувствую Тебя. 

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, 
И молча жду, - тоскуя и любя. 

Весь горизонт в огне, и близко появленье, 
Но страшно мне: изменишь облик Ты, 

И дерзкое возбудишь подозренье, 
Сменив в конце привычные черты. 

О, как паду - и горестно, и низко, 
Не одолев смертельные мечты! 

Как ясен горизонт! И лучезарность близко. 
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
 

2ведущий: Испокон веков женская тайна, женское очарование, загадочность и прелесть ее были предметом восхищения и величайшего преклонения поэтов. Художники тоже всегда воспевали женскую красоту, женственность, таинственность и нежное очарование ее. Молодая красивая женщина изображена на картине Крамского «Неизвестная».Слайд 8.

(СЛАЙД КАРТИНЫ. Музыка)

1 ведущий:Случайно ли она перекликается и образом и названием с блоковской героиней из стихотворения «Незнакомка»? Кажется, что это одна и та же молодая женщина-загадка, роковая обольстительница.  Она появилась из сумрака и готова исчезнуть в нем. Завораживают нежные женственные линии изгиба тонкого стана, овала прекрасного лица, взгляд свысока на тех, кто недостоин ее красоты. Но самое замечательное в Незнакомке Блока и Неизвестной Крамского – необыкновенной красоты глаза. Они живут и властвуют, они чаруют и околдовывают омутом бездонности и синевы.  На полотне Крамского живет мир красоты и поэзии, совсем как в стихотворении Блока «Незнакомка».Слайд 9.

(Звучит стихотворение «Незнакомка». Блок сидит за столиком. Чуть позже выходит незнакомка, садится на стуле поодаль)
2 чтец:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«Invinoveritas!” кричат 
И каждый вечер, в час назначенный…
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном  движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука. 
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне»!
Ты право: пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине!

2 ведущий:«Действительность, реальность вошла в поэзию Блока, подчинила ее себе. Мистические предчувствия сменились чувствами земными...(Незнакомка скрывается за кулисами).  Может быть, иные читатели пожалеют о прежнем Блоке, поэте ожиданий, видений, таинственного сумрака. Но вряд ли. Блок мог идти вперед по пути своей ранней поэзии.

(Блок встает из-за стола, выходит в центр)

Блок:  

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь...Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель».

2Ведущий: Что же так важно было для поэта?

Блок:

(Звучит стихотворение о родине)Слайд 10.

(Звучит революционная мелодия «Смело товарищи в ногу» Минус. Блок садится за стол, начинает энергично писать)Слайд 11.

1 Ведущий: Октябрь 1917 года – Революция. Блок принимает её с надеждой и оптимизмом, он ждёт от большевиков исполнения всех их обещаний. Но действия новой власти не оправдывают ожиданий поэта. Постепенно приходит разочарование новым режимом, которое усиливается год от года и на фоне голодной жизни в Петрограде приводит поэта к депрессии и болезни.

(Блок мнет написанное, рвет, опять пишет)

 В 1918 году Блок пишет статью «Интеллигенция и Революция». Призывы «…слушайте Революцию!» соседствуют в ней с попытками оправдать уже возникшие у новой власти проблемы и словами «Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были… она жестоко обманывает многих…».

 В Этом же году Блок пишет поэму «Двенадцать». Спустя два года, в «Записке о “Двенадцати”», он укажет, что в этом произведении «…в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907…».

Слайд 12

(Блок отбрасывает перо и бумагу, встает)

Блок:

 "Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России" - слышу я вокруг себя.

Но передо мной - Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский; та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.  Россия - буря.

 России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой.

 Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию. (уходит)

 (Под звуки марша выходит отряд красноармейцев. Инсценировка отрывка из поэмы «Двенадцать»)

– Что, товарищ, ты не весел?

– Что, дружок, оторопел?

– Что, Петруха, нос повесил,

Или Катьку пожалел?

– Ох, товарищи, родные,

Эту девку я любил…

Ночки черные, хмельные

С этой девкой проводил…

– Из-за удали бедовой

В огневых ее очах,

Из-за родинки пунцовой

Возле правого плеча,

Загубил я, бестолковый,

Загубил я сгоряча… ах!

– Ишь, стервец, завел шарманку,

Что ты, Петька, баба что ль?

– Верно, душу наизнанку

Вздумал вывернуть? Изволь!

– Поддержи свою осанку!

– Над собой держи контроль!

– Не такое нынче время,

Чтобы няньчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет

Торопливые шаги…

Он головку вскидава́ет,

Он опять повеселел…

    Эх, эх!

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

2 ведущий:Октябрьская революция полоснула по судьбе Блока. Имение Шахматово было разорено, сожжена его богатейшая библиотека, их дом на набережной заселили чужие люди. Но Блок с великодушным сердцем  воспринял революцию, надеясь, что народу будет легче. В голодной и больной неволе он пишет: «Народ – венец всего земного цвета, Краса и радость всем цветам». Он ни за что не хотел уезжать из России, как бы тяжело не было. Покинуть Россию – ему казалось изменить ей.  «Убежать от русской революции – позор», - писал он.     Влюбленный в Россию, Блок говорил о ней в стихах: «О, Русь – жена моя!» и сравнивал ее судьбу с судьбой юной красавицы-крестьянки, чья погубленная честь и  печальная доля не может не вызывать  грусти.Слайд 13.

 3 чтец:

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон...

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом...

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул - и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая...
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая...

Да что - давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов...

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей - довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена - все больно.

(Выходит Блок, читая стихи) Слайд 14.

Блок:

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века,
Все будет так.  Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала.
Аптека. Улица. Фонарь.

(Блок садится на стул в глубине сцены)

(На сцену выходят поэты Серебряного века. Произнося слова, постепенно собираются в группу в центре сцены, загораживая собой Блока)

Есенин:

Последним заметным выступлением поэта стала речь «О назначении поэта», произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха».

З. Гиппиус:

И пока он говорил, чувствовалось, как постепенно рушится стена между ним и залом. В овациях, которыми его провожали, была та просветлённая радость, которая всегда сопутствует примирению с любимым человеком»

А. Ахматова:

Перед своей кончиной Александр Блок несколько дней бредил. Почти в бессознательном состоянии он лишь вспоминал об одном: не осталось ли ненароком экземпляров его поэмы «Двенадцать». Поэт хотел полностью ее уничтожить.

(Выходят девушки в белом раздают свечи поэтам, исполняют танец под мелодию А. Вивальди. «Tosco Fantasy» )

Слайд 15(портрет блока в лучах солнца)

М. Цветаева:(выходит в центр)

Думали — человек!

И умереть заставили.

Умер теперь. Навек.

— Плачьте о мёртвом ангеле!

Он на закате дня

Пел красоту вечернюю.

Три восковых огня

Треплются, суеверные.

Шли от него лучи —

Жаркие струны по снегу!

Три восковых свечи —

Солнцу-то! Светоносному!

 О, поглядите — как

Веки ввалились тёмные!

О, поглядите — как

Крылья его поломаны!

 Чёрный читает чтец,

Топчутся люди праздные...

— Мёртвый лежит певец

И воскресенье празднует.

(Звучит музыка А. Вивальди. Занавес закрывается)

Использованные ресурсы:

  • Александр Блок в воспоминаниях современников, тт. 1-2. М., 1980
  • Бекетова М. Александр Блок. Пг., 1922, 2-е изд. Л., 1930.
  • Бекетова М. Воспоминания об Александре Блоке. М., «Правда», 1990, 672 с., 300 000 экз. ISBN 5-253-00015-1
  • Белый А. Воспоминания о Блоке. М., 1995
  • Чуковский К. Александр Блок // Чуковский К. Из воспоминаний, М., 1959.
  • Гиппиус З. Мой лунный друг. // «Стихотворения; Живые лица». Серия «Забытая книга». М. 1991
  • Александр Блок Стихотворения, биография, поэмы, переводы, музеи, театр, неизданное.

http://zaycev.net/

http://pesni-tut.net/

http://my-hit.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НИКОЛАЙ И АЛЕКСАНДРА» Литературно-музыкальная композиция /с элементами театрализации/

Данный сценарий  нацелен на  формирование патриотических чувств и сознания учащихся. ...

Урок по литературе "В моей душе лежит сокровище..." По творчеству А.Блока.

Урок и презентация содержат материал по творчеству А.Блока....

Жизнь и творчество Александра Блока

Данная презентация может быть использована при изучении жизненного и творческого пути Александра Блока...

Презентация "Жизнь и творчество Александра Блока"

Презентация "Жизнь и творчество Александра Блока"...

«ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ…» (Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой (1892-1941).)

«ЕСЛИ  ДУША  РОДИЛАСЬ  КРЫЛАТОЙ…» (Литературно-музыкальная  композиция о  жизни  и  творчестве  М. Цветаевой (1892-1941).)...

Жизнь и творчество Александра Блока

Презентацияк уроку литературыв 11 классе....

Жизнь и творчество Александра Блока

Основные этапы жизни и творчества поэта начала 20 века Александра Блока...