Урок литературы в 6 классе. "Мечта разыскивает путь..." (по феерии А.С. Грина "Алые паруса")
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Фоменко Лариса Леонидовна
Повесть Александра Грина «Алые паруса», также, как и романы «Бегущая по волнам», «Золотая цепь» являются, по существу, выражением тоски человека по несбывшемуся чуду, по счастью, выражением той высокой и плодотворной тоски, какая создает путешественников, открывателей новых земель, мореплавателей и участников разнообразной и почти сказочной жизни.
Романы, повести, рассказы Грина дают великолепную канву для мечтателя. По ней они могут расшивать удивительные узоры из тех цветов, которые часто выбрасывают на берега морские прибои, закаты, скрип снастей и грустные и веселые голоса женщин, - все существует в романах Грина для того, чтобы человек хотя бы на мгновенье поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни. В этом их ценность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mechta_raziskivaet_put.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Фоменко Ларисы Леонидовны,

учителя русского языка и литературы, ВКК

МБОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета»

Яшалтинского района Республики Калмыкия

2014г

Тема урока: Внеклассное чтение. «Мечта разыскивает путь… » А.С. Грин (по повести А. С. Грина «Алые паруса»).

Цели и задачи:

  1. для пробуждения интереса учащихся к литературе, привитие любви к прекрасному и обогащению их лексических познаний;
  2. развитие логического мышления, устной связной речи;
  3. воспитание чувства бережного отношения людей друг к другу, веры в будущее, в мечту.

Материалы и оборудование: портрет А. Грина, «картинная» галерея (рисунки учащихся к повести «Алые паруса»), аудиозапись песни В. Ланцберга «Алые паруса», выставка книг и журналов о писателе.

Эпиграфы к уроку:

  1. Мечта разыскивает путь, -

 Закрыты все пути:

Мечта разыскивает путь, -

Намечены пути:

Мечта разыскивает путь, -

Открыты все пути.

А.C. Грин «Движение», 1919 г.

2. «Алые паруса»- поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человеке порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.

К. Т. Паустовский.

План и ход урока.

l.Оpr. момент.

2. Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Повесть Александра Грина «Алые паруса», также, как и романы «Бегущая по волнам», «Золотая цепь» являются, по существу, выражением тоски человека по несбывшемуся чуду, по счастью, выражением той высокой и плодотворной тоски, какая создает путешественников, открывателей новых земель, мореплавателей и участников разнообразной и почти сказочной жизни.

Романы, повести, рассказы Грина дают великолепную канву для мечтателя. По ней они могут расшивать удивительные узоры из тех цветов, которые часто выбрасывают на берега морские прибои, закаты, скрип снастей и грустные и веселые голоса женщин, - все существует в романах Грина для того, чтобы человек хотя бы на мгновенье поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни. В этом их ценность.

Кто же создал эти удивительные романы и наполнил их своеобразием своего писательского мира? А кто же такой Александр Грин?

Ученик. Александр Степанович Грин (Гриневский) родился в небольшом уездном городке Слободском, в Вятской губернии в семье ссыльного поляка 23 августа 1880 года. Мать умерла, когда мальчику было 13 лет. Это обстоятельство ещё больше обострило крайнюю застенчивость. Александр рос

 угрюмый человек пронес через мучительное существование дар могучего, доброго воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.

Грин относился к числу тех писателей, творчество которых несет в себе нравственный заряд, способно возвысить и воодушевить человека, высветить в нем самое лучшее, доброе, красивое. Даниил Гранин так выразил благотворное воздействие Грина на читателя: «Когда дни начинают пылиться и краской блекнуть, я беру Грина. JC отбываю его на любой странице, так весной протирают весной окна в доме. (Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как детстве. Грин один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости, с ним можно ехать в Артику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен».

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о феерии Александра Степановича Грина «Алые паруса». «Алые паруса» - это вершина, взлет представлений «о прекрасном, несбыточном»,- как писал , Константин (Паустовский об этой повести. «Алые паруса» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, к внутренним солнцем, любовью к жизни,  к душевной юности и верой в то, что человеке порыве к счастью способен своими рунами совершать чудеса». 

А как же возникла идея «Алых парусов»?

  1. ученик. Замысел «Алых парусов» (первоначально «красных») возник у Грина, вероятно, в июне- июле 1916 года. Он сделал набросок и отложил рукопись. «Красный цвет, цвет жизни. (Приближение, возвещение радости — вот первое, что я представил себе»,- рассказывает писатель в одном из сохранившихся отрывков. История создания феерии была положена в основу задуманного, но не дописанного повествования, которому условно было дано название: «Сочинительство всегда было моей внешней профессией». Писатель еще не продумал «необычные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто решительное, вытекающее «из некоего длительного несчастья или ожидания, разрешаемое кораблем, с красными парусами, еще не нашел нужный тон повествования».

В период гражданской войны Грин был связистом в Красной Армии. В его вещевом мешке хранилась смена белья, и главы начатой повести «Красные паруса»- «Живая мечта», - говорил о рукописи Грин.

Характерно, что Грин окончил вчерне эту пленительную книгу в Петрограде, на Мойке, в «Доме искусств» в начале декабря 1920 года, но в дальнейшем неоднократно правил рукопись. Белового автографа повести не сохранилось. Нина Николаевна Грин в воспоминаниях пишет. Что книга была закончена в апреле 1921 года.

Впервые отдельной книгой «Алые паруса» вышли в издательстве «Л. Д. Френкель», Москва-Петроград, 1923. Глава «Грэй»- в газете «Вечерний телеграф» №1 от 8 мая 1922 года.

Учитель. Ребята, а так ли было актуально появление повести «Алые паруса» в это суровое время?

  1. ученик. Когда в суровом голодном 1921 году Грин написал феерию «Алые паруса», многие удивились: как мог писатель в это время создать, такую светлую. Лирическую сказку? Тема «Алых парусов» - претворение мечты в действительность - это тема и Октябрьской революции, исполнившей вековые мечты народа. И, потому нет ничего странного, что на гребле революционной волны, которую поднял Октябрь в бушующем народном море, Грин создал сказку, глубокая человечность которой, вера в лучшее будущее, призыв к действию ради счастья другого человека, искренность, чуткость оказались так созвучны действительности.

Хорошо об этом сказал сам Грин: «А разве «Алые паруса» не современная вещь? Невнимательны вы!..»

Действительно, разве не понятна и близка современному читателю обстановка, в которой живут герои «Алых парусов». Жестокость и презрение к бедным трактирщика Меннерса и его сына, тяжелый труд Лонгрена, за который платил ему копейки перекупщик, наживавшийся на этом, богатства фамильного замка Лионеля Грэя, отца Артура и т.п. Ассоль дождалась чуда, но она должна была пронести свою мечту сквозь бедный, грубый и беспощадный мир, выслушивать насмешки издевательства, и все-таки она верила, что чудо свершится, что ее мечта исполнится.

В «Алых парусах » Грин воспел мечту и людей, верящих в нее.

Учитель. Автор верил в мечту, в Несбывшееся, которое на протяжении всей жизни зовет нас. Грин по-блоковски учит нас различать голоса «зовущей дали», всматриваться в пространственно-временное соотношения гор, моря, неба, чтобы постигнуть «скрытый смысл мировоздания»,- и тогда, нам откроется всеобъемлющее чувство земного простора, эмоциональная высота таких непреходящих в своей человеческой ценности категорий, как ГАРМОНИЯ, ДОБРО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

  1. ученик. Рано или поздно, под старость или на рассвете сил, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять откуда прилетел зов. Тогда очнувшись среди своего мира, тягостно спохватываясь и дорожа каждым днем, всматриваемся в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся. Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?

Учитель. Феерия рисует прекрасные свойства личности. Задача гриновского героя - выстоять и победить. Артур Грэй родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания. Поведение отзывчивого, любознательного и энергичного мальчика казалось извращением, аномалией в чопорном замке. И такой же странностью в глухой рыбацкой деревушке, где «все в работе, как в драке», казалась Ассоль со своим обособленным артистическим внутренним миром.

Грин не делает различия между Грэем и Ассоль в духовной цельности и тонкости. Оба они являются идеалом мальчика и девочки. «Детское» остается в них и тогда, когда они повзрослеют, остается стремление обратить желаемое в действительность. Поэтому Грин так концентрирует «ращение» двоих.

  1. ученик. «Надменные невольники своего положения, - так аттестован род Грэя - значит люди, живущие в неукоснительном соответствии с заведенным порядком, а это величайший грех в гриновском мире. Человек лишенный повелительного чувства фантазии, - существо заурядной души». Такой была мать Артура, одна из тех будничных натур, которых жизнь «отливает в готовой форме». Внутренняя жизнь родителей Артура, чуждая жизни сына и его «чувству поразительных открытий», «мало достойна изображения», Артур бежит из замка в широкий мир.

Замок - традиционная площадка классического, романтического. У Грина замок - арена понятий и предрассудков.

Учитель. На одном конце старой романтической идиллии - горделивый замок, на другом - какая-нибудь приморская деревушка. Чопорные аристократы - и живописное простонародье. Грин крупным планом вывел подноготную стылой патриархальности. Бессмысленный замок с мертвой картинной галереей. Невольников своего положения, натужность старой, деревенской жизни в камнеподобных душах и фигурах капернцев, то и другое - облик прошлого существования, оно подлежит решительной переделке. В новом пересмотре романтической образности сказался пафос - всеобщего обновления жизни.

  1. ученик. Грин, характеризуя Артура Грэя, пишет, что «он родился капитаном, хотел быть им и стал им». Как же идет формирование характера Грэя? Как он мог стать капитаном, если ему уготовлено по заранее составленному плану прожить жизнь и умереть так, чтобы его портрет был повешен на стене без ущерба фамильной чести. В этом плане была допущена небольшая ошибка: «Артур Грэй родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания».

Мы застаем Грэя на 3 этапах формирования - восьмилетним ребенком, пятнадцатилетним подростком, двадцатичетырехлетним мужчиной.

Учитель. Ребята, давайте зачитаем эпизод из феерии, где мы впервые встречаемся с восьмилетним Артуром Грэем, и посмотрим, как идет формирование его характера.

(гл. «Грэй» от слов «Эта живость, эта совершенная извращенность мальчика...» и до слов «Я этого не хочу»).

  1. Давайте зачитаем эпизод, где описывается чувство сострадания к другому человеку. ( От слов «На кухне Грэй немного робел...» и до слов «... и не хотел более говорить об этом».)
  2. Ребята, как вы думаете, как появилась у Грэя мечта стать капитаном, под воздействием чего она возникла? Докажите текстом. (От слов «Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину...» и до слов «... связь с бурей исчезла».)
  1. ученик. Мечты детей Грин ценит высоко, они остаются в силе, потому что за мечтой у его повзрослевших героев следуют поступки.

Встреча молодого капитана, повидавшего мир и неискушенной деревенской мечтательницы обусловлена родством духовных интересов. При такой исходной нацеленности сюжета ничего невероятного в их встрече нет. Случай лежит на пересечении с целью.

С «Алых парусов»  начинает крупно воплощаться основное гриновского героя. Его задача — дополнить красоту мира. Грин называет это потребностью человека подсказать жизни «нечто существенное». В духе этой формулы действует Грэй, и той же тенденцией продиктованы поступки Лонгрена.

Учитель. Образ Лонгрена не менее важен в системе феерии, чем образ Грэя. Молодой капитан воплощает представления автора об идеальной личности будущего, гуманисте и альтруисте. Лонгрен в тяжкой борьбе прокладывает путь будущей красоте, взяв на себя «сложное искусство ращения девочки».

Вместе с нарождающейся новизной в лице Ассоль рос и менялся мир в лице Лонгрена, из чьих рук вышел в океан жизни пророческий бот с алыми парусами, олицетворение мечты его дочери и его собственной мечты о свободной и яркой жизни.

  1. А как же растет Ассоль и формируется её характер?
  1. ученик. Будущая подруга Грэя росла на руках отца среди грёз, с головой, полной чудесных снов. Грёзы навеяны диковинными, поразительными морскими историями о «жизни и людях» и фантастическими рассказами об игрушках, которые мастерил бывший моряк на продажу. Отчужденность обитателей Каперны от непонятного матроса довершает рождение мечтательницы на свет. Без сверстников она научилась думать и фантазировать одна.

Конфликт между капернцами и Лонгреном усугубился ещё из-за его благоверного отношения к дочке, это считалось непростительной блажью взрослого.

Учитель. Застывшее, лишенное новизны мельчит душу. В этой предпосылке надо искать разгадку необъяснимого стечения обстоятельств, определивших ход сюжета: встречу Ассоль и собирателя сказок у ручья и его занимательное предсказание; опасную находку Грэя в лесу, повернувшую его судьбу; его решение прийти в Каперну под алыми парусами согласно мифотворчеству Эгля и мечте Ассоль; необъяснимое появление дорогого старинного кольца на мизинце пробудившейся Ассоль, воспринятое ею как знак близкого счастья; покупку, ошеломившую торговца,- две тысячи метров алого шелка для переоснасти «Секрета».

  1. ученик. Красивое имя - Ассоль, и в нем отпечаток натурального и необыкновенного звука - «шум морской раковины». Имя героини, как и вся феерия, опровергает все трафареты. «Хорошо, что оно так странно, так музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины, чтобы я стал делать, называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды прекрасной неизвестности?»

Мудрый старик Эгль не ошибся, заронив в эту душу «семена крупной мечты». С этой мечтой воззрения Грина свободно вошли в структуру феерии, и взрослый Грэй, заглянув в глаза Ассоль, поверил, что «в них было все лучшее человека».

Учитель. Ассоль и Грэй хороши собой, но надо, чтобы их красоту дополнили алые паруса, удивительный знак движения к Неизведанному, к Прекрасной неизвестности, их встреча была предопределена, это осознает и Грэй.

  1. ученик. (Слова произносятся на фоне спокойной красивой музыки).

Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойства характеров; я прихожу к той, которая ждёт только меня. Я же не хочу никого другого кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное получить дражайший пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя... Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем, что до меня, то наше начало - моё и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?

Учитель. Как же произошла встреча Ассоль со своей мечтой, как же сбывается предсказание?

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СНЕНКА.

  1. Заключение.

Учитель. Если вы очень захотите - вы увидите, как в далёкой дымке скользит по поверхности моря строчный красавец - корабль с алыми парусами; вы услышите тихую, спокойную музыку, доносящуюся с корабля, звонкие слова морской команды, увидите матросов, бесстрашно карабкающихся по вантам, капитана, стоящего на мостике и разглядывающего берег.

Что это за корабль, куда он спешит, каким капитаном направляется его бег?

Грин уверял, что этот корабль рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всей душой, всем сердцем, всем своим существом верит, что мечты не могут не сбыться.

Видите ли, вы этот корабль? Если да, то вполне возможно, что на сей раз, он идет именно к вам, несет на своих алых парусах исполнение вашей мечты.

Если же вы не видите - значит, вы не умеете мечтать, значит, вы серый скучный человек. И корабль с алыми парусами к вам никогда не придет.

Всё творчество Александра Грина было посвящено воспеванию мечты, прославлению людей, умеющих мечтать и добиваться исполнения своих самых заветных мечтаний.

««Нужно мечтать», - говорил Грин, - нужно верить в мечту, в одно из самых могучих орудий переустройства мира». Ведь, говоря словами самого Грина:

Мечта разыскивает путь,

 - Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь,

- Намечены пути;

Мечта разыскивает путь,

- Открыты все пути.

Верьте в мечту, и делайте все, чтобы она сбывалась.

Звучит песня В. Ланпберга «Алые паруса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Разработка урока литературы. В. Маяковский. Начало творческого пути.

Вступительный урок по творчеству В. Маяковского с использованием презентации....

Урок развития речи в 7 классе. Отзыв о феерии А.Грина "Алые паруса".

Знакомство с эпистолярным  жанром  сочинения. Письмо  А.Грину, писателю, фантазеру и романтику....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Система уроков литературы в старших классах "Концепт Пути"

Данный концепт охватывает уроки литературы 9-11 классов. Это уроки внеклассного чтения, которые нацеливают учащихся на неординарное познание нравственности на примере произведений русской классики и з...

Конспект урока по теме "Чудеса - в нас самих" (По феери А.Грина "Алые паруса")

Урок с использованием инновационных технологий...

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...