Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по литературе на тему

Попова Валентина Николаевна

Выступление на МО учителей русского языка и литературы

« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей русского языка и литературы

« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

    Актуальность опыта

Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету – все это делает предмет для многих трудным. Поэтому русский язык для многих учащихся остается скучной школьной дисциплиной. Вот почему задачей каждого учителя – словесника является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но и развитие таких умений, которые позволили бы каждому выпускнику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка.    

    Стало понятно, что современному ученику важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем, им необходимо уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, развивать умение связывать знания и жизненный опыт с новой информацией. Поэтому очевидно, что для качественного образования нужны новые образовательные технологии. Технологией, способной пересмотреть способы мотивации школьников к получению знания, и является технология развития критического мышления.

В результате применения данного опыта у учащихся:

•        формируется новый стиль мышления

•        развиваются базовые качества личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

•        формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации

•        стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность, запускается механизм самообразования и самоорганизации.

Данная технология способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи.

         Я убедилась в том, что технология «Развитие критического мышления» – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует и контролирует  свою деятельность.

По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт. С другой стороны, некоторые объединяют в единое целое «критическое мышление» и «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и так далее. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления.

( Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностями  критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых  выделяются:

1. Готовность к планированию.  Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли - признак уверенности.

  1. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока учащийся не будет обладать разнообразной информацией.
  2.  Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы решаем отложить её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в обучении.
  3. Готовность исправлять ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные для себя выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.
  4. Осознание. Д. Халперн считает, что это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  5. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые  решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.

Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является письменная работа — как для учителя, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная речь содержит в себе поиск решения некой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.          Итак, мы можем сделать вывод, что критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить.

4. Структура технологии

В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий, этапов) Структура данной педагогической технологии стройна и логична.  Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Представим эту структуру в виде схемы с соответствующими пояснениями:

               

         1 стадия

          ВЫЗОВ

      2 стадия

   ОСМЫСЛЕНИЯ

         3 стадия

    РЕФЛЕКСИЯ

  • актуализация имеющих знаний;
  • пробуждение интереса к получению информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения.
  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения.
  • размышление, рождение нового знания;
  • постановка учеником новых целей обучения.

                   Стадии и приемы технологии

Стадия (фаза)

  Деятельность

      учителя

    Деятельность

      учащихся

 Возможные приемы и методы

 1. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составляет списки известной информации, рассказ- предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки

«Мозговая атака»

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

2. Осмыс-

ление

Сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знаний «старого» к «новому».

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

 маркировка с использованием значка «V», «+», «-», «?» (по мере чтения становятся на полях справки)

 введение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленный в первой части урока вопросы.

Стратегия РАФТ

Стратегия   ИДЕАЛ

Стратегия ФИШБОУН

Стратегии: «Мозаика проблем», «Уголки»,

Денотатный граф

Стратегии постановки вопросов: «Ромашка Блума», «Тонкие» и «толстые» вопросы

  Непосредственный контакт  с информацией (текст, фильм, лекция,                материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.    

3. Рефлек-

сии

Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположением, внести изменения, дополнение, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новою» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Заполнение кластеров, таблиц,

установление причинно- следственных связей между блоками информации;

Возврат ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

Ответы на   поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов;

Оформление портфолио;

«бортовых журналов»

Синквейн

Диаманта, эссе,

Органайзер

Стратегия «Шесть шляп»

На уроках русского языка при подготовке к изложению с творческим заданием по сюжетному тексту целесообразно применять такую модель.

Модельное занятие 1.

Этапы урока

Цели этапа

Приемы и методы

Вызов

Активизация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие связной речи. Развитие логического мышления.

Анализ заголовка по особым  вопросам заголовку.

Рассказ – предположение по ключевым словам.

Осмысление

Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста.

Чтение с остановками.

Заполнение двухчастного дневника

(трехчастного дневника)

Постановка вопросов разного типа.

Открытый финал.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Написание синквейна.

Написание изложения с творческим заданием

Приемы и методы

Синквейн  – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Правила написания синквейна таковы:

1.Одно ключевое слово – существительное

2. Два определения, характеризующих данное слово (прилагательные, причастия)

3. Три глагола, показывающие действие

4. Четыре слова – предложение, в котором содержится идея

5. Одно слово – метафора, слово – ассоциация.

( Пусть учителя поработают со словом Пушкин )

 Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Этот прием можно использовать и  на стадии Вызова. В начале урока, перед объяснением новой темы, учащимся предлагается определить тему следующего синквейна, то есть подобрать слово, стоящее в первой строке. Кроме того, можно использовать Синквейн  в различных учебных ситуациях. Например, как обобщение личностного восприятия от экскурсии. Ребята выделяют ключевые слова, связанные с темой поездки, и создают свои небольшие поэтические «шедевры».  Возможно применение этого приема на уроках русского языка при изучении различных типов речи, например, –  в 5, 6 классах по теме «Описания времени года. Зима» рефлексия может осуществляться с помощью синквейна. Пятиклассникам-шестиклассникам нравится ощущать себя поэтами.  

 В старших классах этот прием комбинируется с другими. В 10 классе на тему «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»» отводится несколько уроков, при обсуждении учащиеся ведут двухчастный дневник, в котором отмечают основные черты, детали каждого помещика. К  заключительному  уроку  учащиеся составляют карту путешествия Чичикова, в которой  изображают герб помещика и создают синквейны,  обобщающие собственное представление о героях.

На стадии Осмысления также используется прием чтение с остановками, но между паузами учащиеся вырабатывают умение формулировать вопросы к тексту.

Инсерт

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что учащиеся уже знают;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их знаниям;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным, неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если какие – то вопросы непонятны, возникло желание узнать больше.

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные фрагменты и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, заполнив  в соответствии со своими пометками  таблицу:

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Мозговая атака

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.

В 9 классе по русскому языку  провожу диагностическую входную работу по выявлению основных умений критически мыслить.

Цель данной работы: выявить сформированность мыслительных навыков.

Образец работы:

 Задание 1.

 Составьте текст из «рассыпанных» предложений.

1. На окнах, украшенных кружевными занавесами, стояли цветы в дорогих вазах, сделанных, как казалось, из морской пены.

2. Бледно-розовые цветы знали, что они красивы, и гордились этим.

3. Чтобы ветка не завяла, графиня во время пути защищала ее зонтиком от солнца.

4. Очень красиво выглядела она среди зелени.

5. Наступил май месяц, но было еще холодно, хотя в воздухе уже чуялось дыхание весны.

6. Неудивительно, что молодая графиня, проезжая мимо в роскошной коляске, остановилась и сорвала ветку.

7. Склоны, обращенные к югу, запестрели цветами.

8. В одну из таких ваз между травянистыми растениями поставили яблочную ветвь.

9. Зацвела наконец и яблоня.

10. Естественно, что ветка возгордилась; ведь и между людьми бывает такое.

11. Таким образом приехали они в замок с обширными залами и роскошными гостиными.

Задание 2.

Выделите в получившемся тексте ключевые слова, запишите их в столбик.

Задание 3.

Из выписанных ключевых слов выберите то, которое на ваш взгляд отражает тему текста. Придумайте название будущей сказке с данным началом.

Задание 4.

Определите, какие предложения на ваш взгляд содержат основную мысль данного текста.

Задание 5.

Подберите слова по аналогии с первой парой.

                    Красивый – непривлекательный

                    Напыщенный –

                    Гордый -

                    Богатый –

                    Яблочная ветвь – одуванчик

По какому принципу вы подбирали слова?

3адание 6.

Напишите сказку по данному началу, используя слова, которые вам предлагались в задании 5 и которые вы придумали.

Создание презентации – это групповая работа, а большая часть приемов ТРКМЧП направлена на «обучение  в сотрудничестве». Идеи, мнения обсуждаются, дискутируются. Отбирается нужный материал и большого потока информации, ранжируется, эстетически оформляется, заключительное занятие – защита собственных презентаций.

«Ромашка Блума»

На уроках литературы я часто использую прием «Ромашка Блума», созданный американским педагогом и психологом Б. Блумом.

Это шесть разных типов вопросов: простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные и практические.

     Приём «Ромашка Блума» удобно применять  как при работе с теорией, так и при проверке самостоятельной работы с текстом. Также такие вопросы можно задавать отвечающему у доски как дополнительные.

Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора.

         После восстановления последовательности действий обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.

 На стадии рефлексии можно использовать такой приём как  кластер, который ученики заполняют. Кластеры можно считать одним из ведущих приемов данной технологии. Такая работа помогает развивать логическое мышление, отбирать главное, выстраивать свои ответы по данной схеме. Учащиеся с большим удовольствием выполняют эту работу, а после защиты у некоторых появляется желание  переделать, дополнить свою схему.                      

Кластеры

1. Посередине чистого листа (или на доске) написать ключевое слово или предложение, которое является главной идеей.

2. Вокруг «набросать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Рядом с этими словами появляются слова второго уровня, соединенные стрелками, таким образом, устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей.  Не следовать по за ранее определенному плану.  (Раздать учителям )

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

«Эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Выводы

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся  такие умения, как:

        умение работать в группе;

        умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

        умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;  

        формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Технология ориентирована на развитие личности учащихся, на формирование необходимости самостоятельного познания и творческого подхода к обучению.

Слайд 3

В процессе применения этой технологии вырабатываются следующие учебные умения: умение видеть свои «знания» и «незнания»; умение работать в группах; графически оформлять материал; умение обобщать и систематизировать полученные знания;

Слайд 4

В основе методики лежит трехступенчатая модель: 1.стадия вызова; 2.осмысление; 3.рефлексия.

Слайд 5

Цель: -актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; -вызов интереса к теме и определение цели ее рассмотрения

Слайд 6

Цель: - позволяет учащемуся получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями.

Слайд 7

Цель: - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - усвоение нового знания, новой информации учеником; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Слайд 8

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

Слайд 9

В чем же различия? Что принципиально новое несет технология критического мышления?

Слайд 10

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой стадии урока используются свои методические приемы.

Слайд 11

Постановка проблемы, вопроса. Таблицы , содержащие вопросы или теоретические положения, которые помогают повторить и систематизировать изученный ранее материал. Инсерт (разная маркировка таблицы «+», «-», «?») помогает определить уровень знаний учащихся на 1 этапе урока. Исходя из этого, учащийся может составить для себя «Лист целеполагания». Прием инсерт можно использовать и при изучении материала. Этот прием является средством, позволяющим учащемуся отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. (Работа с учебником – маркированная таблица). Прием «Пометки на полях». «Лист целеполагания» помогает учащимся самостоятельно определить цели урока. Прием “Знаете ли вы, что” позволяет настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой(использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока). Прием «Корзина идей, понятий, имен» позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.

Слайд 12

активизация каждого обучаемого; вызов интереса теме и определение цели ее рассмотрения;

Слайд 14

Прием «Корзина идей, понятий, имен» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно учащимся по той или иной теме. 2. Сначала каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа 1-2 минуты). 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. (групповая работа не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании школьника факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. 6. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Слайд 15

На 2 и 3 стадиях урока используются следующие приемы: 1.«Учебный мозговой штурм»- создание банка идей, возможных решений проблемы, их коллективное обсуждение в группах, выбор наиболее правильных решений. 2. Работа в группах. 3.Ключевые слова и выражения, их объяснение. 4.Верные и неверные утверждения(работа с памяткой). 5.Исследовательский метод (на всех уроках). 6. Составление алгоритмов, понятийных цепочек, таблиц. 7.Построение кластеров разных видов. 8.Обощающая таблица. 9.Рисунок.

Слайд 16

Кластер Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Слайд 18

Задание на уроке: В каких словах есть нулевое окончание? Выделите его графически: 1 вариант: 2 вариант: Определите грамматическое значение слов, имеющих нулевое окончание. Постройте кластер «Нулевое окончание». Сравните с исходным. Нулевое окончание

Слайд 19

Синквейн. Этот прием позволяет учащимся проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейнов: 1.Кто?Что? 2.Какой?Какая?- 2прилагательных 3.Что делает? – 3 глагола 4.Отношение к теме. 5. Синоним-метафора, передающее отношение к теме. Вывод. . Пример: Дорога Широкая, извилистая Ведёт, бежит, поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. Шоссе. (выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение словарного запаса).

Слайд 21

Написание эссе Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется на уроке после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...