Открытый урок в 8 классе "Тихая лирика поэзии Н. Рубцова"
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Паркаева Ирина Алексеевна

Урок внеклассного чтения в восьмом классе. Для проведения недели русского языка и литературы. Тема недели: " Тихая лирика Н. Рубцова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n._rubtsov_.tihaya_lirika.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

        «Дубёнская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

В 8 Б классе

 «Тихая лирика поэзии

 Н. Рубцова»

                       

                          Учитель:  Паркаева Ирина Алексеевна

                                                      Дубенки 2016

                                                            Эпиграф:

                                                          Как я хочу, чтоб строчки эти

                                                          Забыли, что они слова,

                                                          А стали: небо, крыши, ветер,

                                                          Сырых бульваров дерева!

                                                          Чтоб из распахнутой страницы,

                                                           Как из открытого окна,

                                                           Раздался свет, запели птицы,

                                                           Дохнула жизни глубина.

                                                                                    Владимир Соколов

                             

- О чём мы будем говорить сегодня?

Вывод: контраст « шум – тишина».

Тема: «Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова.

- Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

Цели: - показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни            

            страны, в литературе;

           - показать связь «тихой лирики» с литературной традицией;

           - дать представление о поэтическом мире Н.Рубцова и некоторых      поэтов   «тихой лирики».

Задачи: - совершенствовать умение анализировать поэтический текст;

              - развивать навыки самостоятельной работы с литературой, умение выбирать материал для сообщения, устного выступления;              - совершенствовать навыки устной речи, публичного выступления.

Оборудование: выставка книг, картин, мультимедийный проектор для показа компьютерной презентации урока

                                                       ХОД УРОКА:

  1. Запись тему и эпиграф в тетрадь.
  2. Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтическим направлением, вошедшим в русскую литературу 20 века под названием «тихая лирика». «Тихой поэзии» суждено было стать последним, «девятым» валом мощного всплеска поэтической энергии, который буквально взбудоражил читающую Россию середины 50-х годов.

Целое десятилетие не спадало поэтическое напряжение, появилось множество талантливых, ярких имён, обилие поэтических направлений.

Явление этого десятилетия можно сравнить, пожалуй, лишь с «серебряным веком» в русской поэзии 20 века.                                            (назвать имена Ахматова, Цветаева, Блок, Пастернак)

Чтобы понять, каковы истоки «тихой лирики», необходимо обратиться к этому десятилетию.

Настоящий «поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х годов 20 века, в период так называемой «оттепели». После смерти Сталина, с приходом к власти Хрущёва именно через поэтов выплеснулось всё, что накопилось. Была потребность высказаться, не боясь быть наказанным за собственные мысли и слова. Поэзия становится выразителем времени.

4.Сообщения учащихся:                     1 сообщение

           «Поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х годов 20 века

  1. Первым, кто чутко уловил новые духовные настроения в обществе, выдохнул их свежим, молодым словом, были, как ни странно, поэты старшего поколения, начинавшие в 20-30-е годы. У В.Луговского, М.Светлова, Я.Смелякова выходят книги новых стихов. В них поэты выразили через свой личный опыт жизни трагическую историю страны. Они считали, что счастье – это, по словам Н.Асеева, «соучастье в добрых человеческих делах».
  2. Следующий поток поэзии – «фронтовая лирика». Это время осмысления поэтами, чем были для народа четыре года войны. Б.Слуцкий, С.Орлов, Н.Старшинов, Ю. Друнина, Д.Самойлов раскрывали в своих стихах простые законы солдатской морали в противовес гражданской трусости и угодничеству.  «Фронтовые» лирики сберегли в своей памяти и жёсткие подробности окопного быта, и высокое уважение к людям, принявшим войну и погибшим в ней. Они показали страдание и счастье в жизни человека на войне, способность сохранять своё достоинство на границе жизни и смерти.

                                               2 сообщение

    3.     Появилась в эти годы и новая «эстрадная» поэзия.

Начало ей положило открытие памятника Владимиру Маяковскому в Москве в 1958 году. Молодые поэты Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский привнесли в поэзию ощущение радостного прощания с прошлым, непрерывного горения, высокий накал борьбы, наступления на ханжество, пошлость.

   В их стихах звучала романтика дальних дорог и звёздных миров, мужество первопроходцев, порыв из повседневности к высотам бытия.

   Их стихи были рассчитаны на декламацию в большой аудитории, на мгновенную реакцию слушателей. Популярность их выступлений с эстрады была очень высока, так как они открыто и зажигательно выразили то, что бродило в сердцах и умах современников. Изменилось время – и эта популярность схлынула, как и возникла.

  1. Самым необычным и неожиданным явлением в стиховом многоцветье 50-60-х годов стала авторская песня. Уникальность этого явления в том, что его стержнем стала не принадлежность авторов к одному поколению, не общность жанро-стилевых пристрастий.

        Общее в авторской песне – полная свобода от норм и традиций советской идеологии, от государственного надзора за искусством.

        С поющей поэзией появилась новая « технология» творчества: стихи не печатались, пелись в непрофессиональном авторском исполнении с непрофессиональным музыкальным сопровождением на гитаре. Это притягивало одних и отталкивало других. Поющая поэзия родилась в узком кругу столичной интеллигенции и студенческой молодёжи.

         Песни имели большой отклик и распространялись благодаря появлению в те годы магнитофонов. Поющая поэзия стала отдушиной для серьёзных мыслей и переживаний.

  1. Слово учителя:

Творческая среда поэтов  «тихой лирики»: это мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине, к России, говорящая о неразрывной связи с ней. И прозвучала она прежде всего в строках стихотворения Н.Рубцова «Видение на холме»: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Эта строка означает обращение поэта к традициям прошлого.

  1. (Словарная работа)     

Знакомство с понятием «традиция» и выявление традиций классической традиции у поэтов «тихой лирики».

         Слово учителя:

         В творчестве «тихих лириков» прослеживаются  традиции русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.Кольцова, А.С.Пушкина. Для них как и для Тютчева и Фета самым главным является образ человека перед лицом мироздания.

                  В судьбе этих поэтов много общего: трудная личная судьба, неизвестность их стихов, частые нападки со стороны критиков в 70-е годы. Личный и творческий путь их нелёгок. Если мы обратимся к современным словарям и  энциклопедиям, то о некоторых поэтах мы не найдём ни строчки сведений, хотя их произведения заслуживают особого внимания, и прежде всего потому, что они о самом близком и родном, что есть у человека: о матери, доме, природе.

          Сегодня мы обратимся к некоторым страницам жизни и творчества их идейного вдохновителя – поэта Н.М.Рубцова.

                                           Спешит наш век. Слова мелькают, лица,

                                           Лязг, скрежет, гром, сирены и гудки…

                                           Я приглашаю вас остановиться

                                           У медленно катящейся реки.

                                                                                     Олег Дмитриев.

      6.   Показ презентации.

  1. Выразительное чтение стихов.

        Слово учителя:

     Именно любовь к «малой родине», к её природе объединяла поэтов «тихой лирики», помогала им вглядеться в духовную жизнь народа и воплотить её в поэтическом слове.

9) Подведение итогов обзора поэзии «тихой лирики».

    Слово учителя:

      Мы совершили с вами сегодня обзор поэзии «тихой лирики».

                                   ОСОБЕННОСТИ «ТИХОЙ ЛИРИКИ».

    Темы: - малая родина,

               - природа и история,

               - природа и нация (народ),

               - Душа и Вселенная,

               - терпение,

               - любовь к матери, к женщине.

    Идеи: - боль за утрату нравственных чувств,

               - стремление к истокам, корням,

               - связь личности с родиной, нацией,

               - воплощение духовного мира человека в лирике,

               - вера в возрождение России, призыв к возрождению.

    Символы-образы: - отчий дом,

         - образы природы   (Вселенная, свет, звезда, небо, берёза),                  - фольклорные образы.

      Слово учителя:

      Сегодня на уроке мы поняли, что поэзия «тихой лирики» - не просто стихи, созданные на основе мыслей и чувств. Это произведения, которые выстраданы и пережиты их авторам, а затем просто и доступно переданы и доверены читателю. Строки их поэзии точны и неподдельно искренни.

      Вопрос ученикам:

      Как вы думаете, нужны ли эти стихи сейчас, в наш стремительный век?

                          Вывод.   Рефлексия:

Глубина жизни зовёт читателя постигать стихи этих поэтов, изучать их, обращаться к ним и в печали, и  в радости. Многие стихи поэтов стали песнями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика" и поэзия Николая Рубцова"

Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления "тихая лирика", выявлены художественные осо...

Интегрированный урок "Прекрасное и вечное в поэзии Н.Рубцова"

На интегрированном уроке сопоставляются стихотворения Н.Рубцова и созвучные им  картины И.Левитана....

Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным  «от...

Любовь к «малой родине» урок – проект по лирике Н.М.Рубцова.

          Рубцов – поэт  необычного  дарования,  очень  своеобразный, самобытный;  его  поэзия  близка  к  народному  ...

Открытый урок "Тема родины в поэзии Н.Рубцова"

laquo;РОДИНА В ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА «РОССИЯ, РУСЬ, КУДА Я НИ ВЗГЛЯНУ…»...

Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"

Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"...

Открытый урок "Физики и лирики"

Интегрированный урок "Физики и лирики" для 7 класса...