«Единство красоты природы и красоты души в лирике А.С.Пушкина».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

"Красота природы  красота души в лирике А.С.Пушкина" (конспект урока)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Советская СОШ»

       Методическая разработка урока

             по литературе в 6 классе

«Единство красоты природы и красоты души в лирике А.С.Пушкина».

                 

                             

                                                Автор: Ибрагимова З.А.,

учитель русского языка и литературы.

                                                            2016г.

Тема: «Единство красоты природы и красоты души в лирике А.С.Пушкина».

Цели:

- осмысление сложности человеческой жизни, её взаимосвязи с Родиной, миром природы, роли красоты в становлении духовного мира человека.

 -воспитывать любовь и уважение к поэзии А.Пушкина, красоте и величию родной природы.

- познакомить учащихся с пейзажной лирикой А.С. Пушкина

 

Оборудование: компьютер Стенд «Зимние пейзажи» (репродукции картин, рисунки учащихся, фотоэтюды); видео «Времена года», портреты А. С.Пушкина, фонохрестоматия «Литература. 6 класс» к учебнику под редакцией Меркина; компьютер, интерактивная доска, проектор.

УМК: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией Меркина ;

Поурочные разработки по литературе для 6 класса. Автор: Н. В. Егорова.

                                                     

Слайд1 « Живет на свете красота» звучит песня в исполнении Ю.Антонова.

  Ход урока.

Организационный момент под музыку

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада сегодня видеть каждого из вас! Надеюсь, что урок принесёт вам много положительных эмоций. У нас сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Я хочу, чтоб вы не боялись выражать свои мысли, отвечали уверенно и точно, и пусть в этом поможет вам ваша сила духа.

Обратимся к словарю С.И. Ожегова и прочитаем значение слова красота.

"Красота - все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение".

Слайд2   Что такое красота?

 … Что такое красота?

У каждого она своя!

Для меня – это радуга-дуга,

Разноцветная игра.

Летний дождик, шум листвы

И кувшинка у воды.

Слайд 3 Эпиграфом сегодняшнего урока служат слова  Ф.Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

   В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

                                                           Федор Тютчев

 

 Природа и душа…как много тайн и загадок несут в себе эти емкие понятия…  С давних времён известно, что человек и природа – понятия, неотделимые друг от друга, Природа и особенно внутренний мир человека связаны крепко. Без природы, без её красоты душа человека быстро очерствеет. Мы, люди, всего лишь частичка этого мира, и если он красив, то и мы должны быть тоже прекрасны… Природа была и может быть без человека, а человек без природы не может. Душа человека подобна цветку. Как цветок тянется к солнцу, так и душа человека тянется к свету и теплу.

- Что происходит с цветком, если за ним не ухаживать? (высохнет).

- Что, происходит с душой человека, если за ней не ухаживать? (очерствеет)

Красота для души, словно вода для цветка. Красота питает душу, поэтому душа радуется красоте.

  Вы каждый день смотрите на себя в зеркальце, скажите, какую красоту вы видите в нем? (внешнюю), т.е. физическую. Видите ли вы каждый раз одно и то же выражение?

- А какую красоту нельзя увидеть в зеркальце? (внутреннюю, (духовную)

Слайд4  Озвучивание цитат.

Предлагаю вам для осмысления фразу великого русского писателя А.П. Чехова:

Слайд 5  

 «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и поступки».

- Как вы думаете, о чем говорит А.П.Чехов?

Душа – красота внутренняя;

Тело – красота внешняя;

Мысли и поступки – дела человека

Слайд6     Счастье равнозначно красоте. По-настоящему красивый человек – это тот, кто несет в своем сердце тепло и доброту. Противоположные качества – злость, ненависть – проявляются на лице и могут обезобразить любую, даже самую красивую внешность

Слайд7     Какие вы сможете привести известные выражения со словом душа:

открытая, чистая, добрая, светлая, большая, высокая, мудрая, святая, высокий духом, великий дух (несут положительную окраску).

Подберите выражения-антонимы (мелкая душонка, низкая душа, гнилая душа, грязная, жестокая, темная, черная, бездушие, нелюдь).

-скажите, какое слово самое неприятное? (нелюдь)

Слайд 8 Словарная работа

мните- полагать, предполагать, видеться, чудиться

Слепок-копия, точное воспроизведение чего- нибудь, выполненное литьем

Лик-  лицо, облик, обличие, выражение лица.

Нелюдь- существа, к людям отношения не имеющие, кроме внешнего более или менее человекообразия (зверь в человеческом обличие).

– Может ли тело существовать без души? А душа без тела?

  В религиозных представлениях душа-это сверхъестественное, нематериальное, бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.

Мы говорим: бессмертная душа. Обычно это словосочетание встречается в сказках, когда речь идет о Кощее бессмертном. Значит ли это, что человеческая душа –это что-то необъяснимое?

 Слайд9   стихотворение М. Фурманской «Душа» читает подготовленный ученик под видеозапись

Физминутка

Поиграем с мимикой.

Сделайте грустное лицо. Нахмурьтесь. Удивитесь. Обиделись. Посмотрите друг на друга. Красиво? (Нет) Тогда улыбнитесь.

- Какой человек часто улыбается? (добрый) – Что делает человека человеком? Отчего же каждый человек становится красивее? (когда делает добро)

Слайд 10   Еще в древности люди стали слагать пословицы о добре и зле, о красоте и внутреннем мире человека. Давайте вспомним пословицы. Я назову первую часть, а вы попытайтесь продолжить.

Не гляди, каков в плечах, - слушай, каков в речах.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Снаружи красота, внутри пустота.

Красота до вечера, а доброта на век.

Не важно лицо какое,было бы сердце золотое.

 Стихотворение Заболоцкого читает подготовленный ученик.

Скажи мне: что есть красота?

Судьбы случайное дыханье,

Иль вдохновенье мирозданья?

Души прекрасной чистота?

Нам не дано узнать ответ;

Истоки красоты незримы.

Или они неисчислимы.

Быть может, их и вовсе нет.

Мы говорим о единстве красоты  природы и красоты души.

 Послушайте мой рассказ и выделите в нем яркие характеристики человека, которые помогут вам в дальнейшем определить, о ком идет речь.  

Этот человек появился на свет вместе с первыми листочками и ранними цветочками и ушел из жизни, когда природа уснула, застыла и как бы умерла. Выстрел на Черной речке лишил нас возможности наслаждаться творениями, которые он не успел создать. Величие этого поэта - в его удивительной простоте и Духовном богатстве. В нем говорит наша русская природа, русская Душа, русское творчество, сама русская стихия. Мы дышим им, носим его в себе, он живет в нас подобно тому, как живет в нас наша Родина. 

Его называют солнцем русской поэзии, певцом природы. 

  Он писал сказки для детей, поэмы для взрослых, рассказы для молодежи, стихи обо всем на свете – его произведения интересны в любом возрасте, их хочется читать и перечитывать много раз. Он – «начало начал». Он, как воздух, которым мы дышим, как солнце, дающее всему земному жизнь. Он – Родина, он – Россия.

- Как вы думаете, о ком идет речь?

- Почему вы так считаете? ( Выстрел на Черной речке)

Слайд11     Запишите число и тему урока в тетрадях

  Итак, как же будет звучать тема сегодняшнего урока: «Единство красоты природы и красоты человеческой души в лирике А.С.Пушкина».

Слайд 12 Цели урока

- осмысление сложности человеческой жизни, её взаимосвязи с Родиной, миром природы, роли красоты в становлении духовного мира человека.

 -воспитывать любовь и уважение к поэзии А.Пушкина, красоте и величию родной природы.

- познакомить учащихся с пейзажной лирикой А.С. Пушкина

-Творчество А.С.Пушкина – это чистейший нравственный родник. Его поэзия делает нас чище, богаче, добрее. Она дарит нам минуты радостного общения. Вас тянет ночное небо? Особенно летом на небе ярко горят звезды, но иногда они скатываются вниз и умирают. В литературе тоже есть звезды, и они бессмертны своими творениями.Давайте зажжём эту маленькую свечу как символ поэзии великого поэта А.С.Пушкина.

ученик: А.С.Пушкин – гениальный русский поэт, родился в 1799 году в Москве в обедневшей дворянской семье с богатыми культурными традициями. Его перу принадлежит бесчисленное множество бессмертных произведений, пополнивших сокровищницу мировой литературы. Тема природы и времён года занимает важное место в его лирической поэзии.

Учитель:   природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, и  А.С.Пушкин не был исключением. Исключительно велика роль Пушкина как замечательного художника – живописца нашей природы. Читая произведения А.С.Пушкина, мы ярко можем представить себе пейзаж того или иного места в разное время года.

- У каждого из нас есть свое любимое время года, и в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование.

Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор умело облекал в слова. Его поэзия особенно современна сейчас, когда человеку не хватает духовности. Размышления поэта о роли человека в обществе, нравственные отношения между людьми, истинные ценности человека, его отношения к Родине – все это делает творчество Пушкина актуальным и в наше время.

Слайд 13 А сейчас послушаем музыку П. И. Чайковского (звучит пьеса «Весна». из цикла «Времена года»)

 Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной классики – «Времена года»- цикл фортепианных пьес русского композитора  XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840-1893).  Его чарующая музыка заставляет ожить природу Он написал музыку к каждому из 12 месяцев, увидел красоту и услышал неповторимую музыку природы, которую смог передать нам своим произведением

На экране вы увидите репродукции картин:

И.Левитана «Март», «Весна - большая вода»,

А.К. Саврасова «Грачи прuлетели», «Ранняя весна. Оттепель»

- Посмотрите на картину А.К.Саврасова «Ранняя весна. Оттепель». Какие слова художник словно перенес на полотно? (Ф.И.Тютчев «Весенние воды»)

откровенно говорит Пушкин о весне:

... я не люблю весны;

 Скучна мне оттепель, вонь, грязь — весной я болен.

А ведь весна издавна считается в поэзии самым прекрасным временем года, когда оживает природа, пробуждается душа.

В произведениях А.С.Пушкина по-разному описывается весна. В седьмой главе «Евгения Онегина» поэт так описывает весну:

-Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречают утро года;
-записываем в тетради: весна – утро года

       Весна для Пушкина – это не только время года, это некое состояние души. Стихотворение Пушкина «Мне вас не жаль, года весны моей», написанное им в 1820 год в южной ссылке, посвящено периоду учебы в Царскосельском лицее, который поэт вспоминал с особой теплотой и благодарностью.

Мне вас не жаль, года весны моей

Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной,
Мне вас не жаль, о таинства ночей,
Воспетые цевницей сладострастной,

Но где же вы, минуты умиленья,
Младых надежд, сердечной тишины?
Где прежний жар и слёзы вдохновенья?
Придите вновь, года моей весны!

Слайд 14 видео    восприятие природы у поэта нетрадиционно и непривычно. Например, строчки, посвящённые лету, вызывают улыбку у читателя и заставляют согласиться с ним.

                                    Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Строки этого стихотворения, а также тот факт, что поэт мало писал о летних днях, наталкивают на мысль о том, что Пушкин не любил лето.

-Запись в тетрадях лето- пыль, вонь да комары, да мухи.

-Отгадав загадку, вы определите следующее время года.

Тучи серые несу над землею вязкой, и рисую я в лесу золотою краской. О каком времени года идет речь? (осень)

 Осень-любимое время года поэта. Она особенно дорога Пушкину потому, что пробуждает его творческие силы, заставляя оживать поэтическое воображение. Многим великим произведениям Пушкина мы обязаны осени. 

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.  Стихотворением «Осень» ,чудесными описаниями осенней природы поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к этому времени года. Поэт подчеркивает богатство и многообразие ее красок в период увядания, которые при этом кажутся еще более прекраснее:

Слайд 15     Ученик: отрывок из стихотворения А.С.Пушкина "Осень”

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.                     («Осень», 1833)

В следующем  отрывке сама природа поэтически очеловечена, иносказательно представлена в образе живого существа.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

- Слайд16     Ребята, прослушайте следующий видеофрагмент группы «ДДТ»      «Осень…»

- Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы. Русский мороз дает поэту ощущение бодрости, силы, заставляет кровь быстрее струиться в жилах, возвращая молодость и счастье. Зимой особенно чувствуется уют теплого дома, Составление кластера

-Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом зима.

Давайте составим кластер к слову «Зима» (каждая команда составляет кластер к слову «Зима») (снег, снеговик, Дед Мороз, Новый год, метель, снежинки, мороз)

    Картины природы часто наводят поэта на философские размышления о смысле жизни, о человеческом бытие; круговорот в природе наводит его на мысль о закономерности смены поколений людей.

Слайд 17  чтение стиха"Зимнее утро"  сначала на русском, затем  на англ. яз.     В стихотворении "Зимнее утро" нашему взору открывается чарующая картина:

Мороз и солнце…

Слайд 18      Прослушайте отрывок произведения П.И.Чайковского «Зима».

Перед вами картины русских художников, изображающих зимний пейзаж:

И. Шишкин «Первый снег», А.Саврасов «Зима», И.Левитан «Зимой в лесу» и др.

Посмотрите, как непохожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал одно время года – зиму.  

 - Какие краски используют художники при написании зимнего пейзажа?

Кажется, что зима предстает перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать, и с которого можно начинать новый отсчет времени. Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Она является не только темой поэзии, но и её идеалом- примером истинной красоты и гармонии. Поэт для рисования природы использует различные изобразительные средства: олицетворение, эпитеты, сравнения, метафору.

Учитель: Давайте послушаем, как А.С. Пушкин описывает наступление зимы. Отрывок из поэмы «Евгений Онегин». Читает подготовленный ученик.

В тот год осенняя погода  

 Стояла долго на дворе,

                                                     «Деревья в зимнем серебре»

  Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе

Всё ярко. Всё бело кругом.

И если весна - это утро года, то мы можем догадаться, что лето для Пушкина - это жаркий день, осень - прохладный вечер, а зима - это ночь года, когда природа замирает и засыпает

 Слайд видео 19   сейчас мы попадем с вами в зимнюю сказку. Класс поет песню  «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» на слова: А.Усачева,  музыка: А. Пинегина.

   Выполнение творческого задания.

Один из ваших сверстников сказал:

зимой не только спать охота,

Желанья море сочинять,

Учить, писать, читать, работать

И получать оценку «пять»!  

   Я предлагаю вам испробовать свои таланты и поиграть в игру «буриме». На кленовых листьях вы видите предложенные вам рифмы.

1. снег - смех, мороз - замерз.

2. ручей - лучей, нежный – подснежник

3. листья - мысли, в даль – жаль.

 Ваша задача – сочинить четверостишие с этими рифмами. Свое стихотворение вы запишите на другой стороне листочка. Эти листочки мы с вами прикрепим к «дереву вдохновения»,(оно нарисовано на доске), которое пока околдовано волшебным зимним сном. Ваше творчество поможет ему распуститься. После работы дети читают сочиненные строчки и прикрепляют листья с творениями к голым сучьям дерева.

Ребята, давайте подведем с вами итоги по уроку. Я буду начинать предложение, а вы  будете его заканчивать. Поиграем в игру «Снежный ком».(ком передается от одного ученика к другому)

-Я люблю природу,…

-Мне нравится цвет…

- тема сегодняшнего урока:

- Красота- это …

- Я буду беречь …

- Народ сложил пословицы о…

- Человек - это …

- Душа…

Обобщающее слово учителя.

 Идут годы.... Мы становимся взрослее, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревали, снова и снова мы находим что-то новое, неведомое. У каждого возраста свой Пушкин. Он всегда оказывается рядом.

Красота является основой пушкинского идеала, подлинная красота вызывает у человека чувство радости, делает его добрым и открытым миру. Я ЖЕЛАЮ ВАМ СТАТЬ КРАСИВЫМИ ЛЮДЬМИ.

Ученик:    

 За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал- без перевода.

Слайд 20   Рефлексия. Метод незаконченного предложения:

Оценивание слайд

Мне больше всего понравилось на уроке, …

Я могу похвалить себя за…
За что я могу похвалить одноклассников…
- Я понял, что …

- Я научился …

- Я сегодня работал на ...

Дети выставляют себе оценки и комментируют.

 Букетик роз и неба голубого,

Улыбку солнца, радости, любви

И счастья самого большого

Я вам желаю от души!!!

Слайд 21 Домашнее задание:. Написать сочинение-миниатюру «За что я люблю Пушкина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красота природы и души

А если это так, то что есть красотаИ почему ее обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?...

Мотивы единства красоты человека и природы. Радостное восприятие окружающего мира. А.С. Пушкин"Зимнее утро".

Предмет: ЛитератураКласс 6Урок  творчества (урок-исследование): «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира.  А.С. Пушкина «Зимнее утро». Тип урок...

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...

Занятие по нравственному воспитанию. Красота природы. Красота души.

Раскрыть понятие "красота души человека". Дать представление о том, что человек часть природы. Воспитывать через природу нравственные качества. Развивать эстетический вкус при знакомстве с художествен...

Открытый урок – исследование «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». (6 класс)

Открытый урок – исследование   «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира   А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...

Мир природы и мир человеческой души в лирике Бориса Пастернака. Урок-практикум в 11 классе (2 часа)

Методическая разработка представляет собой подробное описание хода учебных занятий в 11 классе, на которых подробно анализируются следующие стихотворения Б. Пастернака: "Февраль. Достать чернил и...