Активные формы обучения на уроках литературы
опыты и эксперименты по литературе на тему

Шустова Наталья Владимировна

Литературная композиция. Итоговые уроки литературы. Развитие творческих способностей в 5-6 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_obucheniya_na_urokah.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы обучения на уроках

Необходимое условие активизации процесса обучения – опора на первоначальное восприятие литературного произведения в конкретном классе. Изучать, учитывать, анализировать первоначальное восприятие можно: анкетированием, иллюстрированием. Примеры. Проводя анкетирование перед изучением комедии Грибоедова «Горе от ума» удивляемся, ученики отдали предпочтение Молчалину. Он воспитанный, искренний, порядочный человек. Чацкий – эгоист, занят только собой и своими чувствами. Отсюда и выстраивание уроков. Заключительный урок-диспут «Вечный спор молчалиных и Чацких». Центральный вопрос урока – способы достижения жизненной цели. Что нравственно и безнравственно? Анкетирование по повести «Дубровский» показало, что ученики больше  готовые к урокам. Отвечая на вопрос, почему Маша не приняла свободу из рук Дубровского? Было предложено много ответов: боялась за будущее, не могла решиться на этот шаг, она ждала Дубровского весь день. Такое понимание позволило оговорить на уроке жанр произведения. Его проблемы. Иллюстрирование можно применять с 5-8 классы. Лучше эту работу проводить в начале или в конце урока. Условие, ребята знают: обложка должна выражать идею, суть произведения. Одной из форм изучения восприятия может быть задание: сформулировать вопросы к произведению. Можно дать такое задание и для домашнее работы. Вопросы могут быть о композиции или авторской позиции. Перед разговором о повести Ч. Айтматова «Белый пароход» ученики самостоятельно сформулировали такой вопрос: почему автор лишает главного героя имени? Вопросов много: как связана легенда о Рогатой матери-оленихи с повествованием о жизни мальчика? Почему Орозкул никогда не поймет старика Момуна? К повести «Ранние журавли» были предложены учениками вопросы: какой предстает в повести война? Зачем автор поставил три эпиграфа? Каким видится время в повести? Можно предложить систематизировать вопросы (по проблемам, темам, героям), ввести недостающие, с их точки зрения, вопросы. Так вопросы подсказали о необходимости ввести тему «связь произведений Ч. Айтматова с киргизским эпосом». Зачем автор постоянно сопоставляет мальчишек-десантников с героями «Манаса»? почему так много легенд в повестях Ч. Айтматова? С какой целью автор постоянно использует трехкратное повторение отдельных синтаксических конструкций? Там, где ученики любят рисовать, можно предложить придумать герб усадьбы Троекурова, Дубровского, Верейского. Герб семьи урок по повести А. Алексина «А тем временем где-то». Не умеют рисовать пробуем описать словами. Можно предложить написать рецензию на эти виды работ: какой из гербов понравился больше, почему? Какая из иллюстраций одноклассников лучше отражает авторскую точку зрения, почему? В старших классах предлагаем задания, развивающие художественное мышление учеников, стимулирующие воображение: при изучении «Мещанина во дворянстве» Мольера:  «Письмо восхищенного зрителя». Создание фильма. Презентации. «Кладовая солнца», «Кавказский пленник». Инсценировка отдельного эпизода или целого произведения. Групповые формы работ: (вопрос предлагается один). Пример. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Как меняется путешественник от начала к концу главы? А главы разные для всех групп. Что дает такая работа? 1. Условия, когда хочется высказаться. 2. Формирование умения коллективного творчества. 3. В микро коллективе каждый ощущает свою личностную значимость, вносит в работу элементы творческого соревнования.

Литературная композиция на уроках литературы

Как соединить на уроках литературы такой большой объем произведений, как вернуть учащегося к живому, эмоциональному восприятию литературы? Как соединить эмоциональное и рациональное? Одна из таких возможностей – урок-композиция. Н. В. Гоголь «Мертвые души» - можно поставить композицию по 1, 7, 9, 10 главам – «Город и его обитатели».  Это групповое задание. Оно сочетается с фронтальной работой. Перечитать эти главы, отобрать материал для характеристики жителей города, индивидуальные: нарисовать иллюстрации к воображаемой экскурсии по городу. Подготовить краткие сообщения: «Каким видит Гоголь город в «Миргороде», «Петербургских повестях», «Ревизоре»?  Таким образом, большая часть учеников активно работала, в том числе и слабые, для которых предварительная подготовка фронтального задания под руководством учителя заранее создавала «ситуацию успеха». Начиналась композиция экскурсией по городу, которую вели, чтобы подчеркнуть авторскую иронию, двое: Чичиков и сам автор. Затем следовал парад чиновников, где участники композиции представляли героев. Губернатор «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезду; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю». Полицмейстер «был некоторым образом отец и благотворитель в городе. …» Далее инсценированный рассказ об отношении чиновников к службе и к ее «приятным» сторонам. Об уровне духовной жизни героев. Заканчивалась композиция чтением эпизода смерти бедного прокурора, на которого слухи о мертвых душах подействовали до такой степени, что он умер. Так приходит к учащимся понимание идеи города: пустота. Пустословие. Сплетни. Город, который должен двигать жизнь вперед, в действительности мир пустоты. Праздности. Мертвой бесчувственности. Такие уроки не повседневность. Их всего 5-7 в году. Но отдача их велика. 1. Реализуются принципы педагогики  сотрудничества не только на уроке, но и в процессе подготовки к нему. Совместное творчество – от отбора до интерпретации материала – не оставляет равнодушных, и это повышает интерес к предмету. 2. Такая подготовка приучает к углубленной самостоятельной работе с произведением. 3. Выразительное чтение – основной прием работы. 4. Открытие огромных возможностей для изучения первичного восприятия литературы. А это позволяет вывести учеников на новый уровень осмысления прочитанного произведения. На первом уроке по «Мертвым душам» поразило необыкновенно современное звучание классического текста. А если композицию положить в основу урока? Сделать эмоциональным стимулом для дискуссии? Реализовать эту мысль можно при изучении романа Чернышевского «Что делать?». К уроку «Мораль «новых  людей» даны индивидуальные и групповые задания. – Что такое мораль, нравственность? Как эти категории связаны со временем?  «Любовь, дружба, счастье в понимании героев Чернышевского» - композиция. Композиция строилась как полемика автора с «проницательным» читателем о морали и включала основные эпизоды. Разговор Лопухова с верой Павловной о любви. Спор о дружбе и ревности. «теоретический разговор» Кирсанова и Лопухова. Рассказ о минутах счастья Сержа и Марии Алексеевны. Счастье в понимании «новых людей». Логическим продолжением важного разговора стало домашнее задание. Письменный ответ на тему «Чернышевский о дружбе, любви, счастье» (на выбор – об одной из этих категорий). Самостоятельно ученики осмыслили по-новому  и «теорию разумного эгоизма», и 4-й сон Веры Павловны. Интересны уроки сопоставления. Урок по творчеству Некрасова «Два великих лирических голоса эпохи». В основу положены две композиции: по «денисьевскому циклу» Тютчева и «панаевскому циклу» Некрасова. Велика информационная и эмоциональная насыщенность таких уроков. В композициях может прозвучать много стихотворений, ведь есть еще воспоминания современников, письма, дневниковые записи.  Вопросы: Какие стихи вы выделили для себя? Какие стихи вам были близки? Какие стихи вы выделили для себя как наиболее вам интересные, близкие? Что общего и что различного между этими двумя циклами?  Это уже общий разговор. Начнется он с сопоставления фактов. Обстоятельства жизни? История создания произведений? Взаимное притяжение циклов? Драматизм, диалогичность построения циклов, их «романность» (наличие главных героев, завязка, кульминация, развязка действия), переданное в них чувство любви – все это сближает циклы. А что разделяет? Лирика Некрасова принадлежит своему времени, в лирика Тютчева благодаря своей философичности стоит над временем.

 Организационные и методические принципы.

  1. Добровольное начало работы
  2. На группы ученики делятся сами
  3. Сотрудничество между группами приветствуется
  4. Обязанности в группе распределяются самостоятельно
  5. Учитель в роли научного консультанта
  6. Первый этап разработки темы предполагает изучение текста произведения (с черновиками, вариантами). Знакомство с критической литературой. С мемуарами. Сопоставление с другими произведениями. Учитель направляет на этом этапе поиск материалов, рекомендует литературу, учит работать с книгой.
  7. На втором этапе (отбор и изложение материалов в виде литературной композиции) важно помочь ученикам выйти к проблемной ситуации, которая и станет основой дискуссии на уроке.
  8. На третьем этапе (постановка композиции) идет совместная работа над выразительным чтением.

Итак, что дает такая работа ученикам? Ответ одного ученика говорит о многом: «После этих уроков мне хочется читать». И разве мы не об этом мечтаем? Не к этому стремимся?

Итоговые уроки литературы

Заключительный урок должен стать полностью уроком учеников, а не учителя. Этот урок  должен быть праздником творчества. Важно не повторять изученный материал. Найти новое. Так, семинар после изучения романа Тургенева «Отцы и дети» стоит посвятить проблеме отцов и детей современных дней. После изучения романа Чернышевского «Что делать?» можно провести под названием «Устарели ли новые люди сегодня?». Зачетные уроки тоже выход. Это уроки «честности», уроки самооценки. Зачет проводим так: в начале урока ученики обдумывают ответы на вопросы (вопросы даем заранее, могут ученики составить вопросник) – 10 минут. Сигналом готовности становятся сигнальные карточки. Зеленая – ответ готов. Красная – нужна помощь. Часть урока уходит на консультации. Это подготовленные ученики или учитель. Затем предлагаем самим оценить свои знания по 5-ти балльной системе. После предлагаем ученикам (на выбор) защиту своей оценки. Выступление учеников (3-4 человека). Труд, затраченный на изучение и повторение материала, приносит удовлетворение ученикам. Повышает их активность, развивает самокритичность, учит внутреннему самоанализу. И еще урок «Урок памяти». Это урок-праздник. В 9 классе такой урок нужен, многие покидают школу. Готовясь к такому уроку, ученики пишут сочинение «Мой любимый писатель». «Когда и где я познакомилась с писателем?», «Что меня больше всего привлекает в его книгах?», «Чем близки мне его герои и он сам?», «Как помогли мне его произведения в становлении характера?», «Какие цветы я выбрал бы как символ творчества писателя?» (темы варьируются). Когда сочинения написано, формируем группы. Необходимо принять общее решение, составить коллективные выступления, посвященные любимому писателю. Начинается момент творчества. Последний штрих у такому уроку. Украсить класс. Портреты писателей на доске. Выдержки из произведений. Ваза и цветы. Группы учеников подходят к портрету писателя и рассказывают о его творчестве. О своем отношении к нему. У портрета Горького ставим гвоздики – певец революции, борец за мир. К портрету Есенина – веточка березы или луговые цветы. Заболоцкий – ромашки. Сам поэт об этом написал в стихотворении:

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет.

С гордостью говорят ученики о творчестве и писателе В. Быкове. Три тюльпана – в память о погибших героях его книг, их достоинстве, совести, чести. Звучат песни Окуджавы, В. Высоцкого. Пусть не все и сразу получится. Но заставит задуматься. Преклонение памяти перед писателем. Это день памяти, залог того, что общение продлится.

Развитие творческих способностей в 5-6 классах

Игра – основной вид деятельности на уроке в 5-6 классах. Тема «Пословицы и поговорки» - раздаю карточки с пословицами. Задания в карточках: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову». Это помогает понять, что многие пословицы имеют ритм, рифму. Можно перейти к заданиям: определить темы пословиц, а к отдельной теме: придумать случай, рассказать о нем так, чтобы употребление пословицы было уместно. Так создаются условия для развития образной речи, освоение понятия о сюжете, для развития детского творчества. При изучении различных изобразительных средств можно провести игру в два этапа. Первый этап – работа с текстом произведения, которое изучается на уроке: предлагаю вспомнить авторские эпитеты. Второй этап – работа с произведением того же автора, но текст этого писателя не включен в программу. Требуется вместо пропущенных эпитетов подобрать подходящие эпитеты, обосновать свой выбор. Например, при изучении «Кладовой солнца» М. Пришвина предлагаем для самостоятельных поисков миниатюру «Лесная капель». Что это дает? 1. Появляется возможность сравнивать синонимические ряды эпитетов, лучше видеть картины, нарисованные писателем. 2. Ребята постигают возможность слов. Письменная и устная речь становятся свободнее, эмоциональнее, появляется стремление к образности повествования. Задержать внимание учеников на детали тоже помогает игра. «Кладовая солнца» - для уяснения смысла имеют значение не только главные герои. Учащиеся должны по репликам «действующих» героев о других персонажах догадаться, о ком идет речь. Воображение учеников, их мышление развиваются, когда они, включив свое воображение, готовят рассказы о таких героях, как родители Насти и Митраши, о семье, в которой вырос Ваня Солнцев («Сын полка»). Игра с иллюстрациями – использую набор открыток по сказкам Андерсена, Перро или Гримм, прошу ребят рассказать, что изображено на иллюстрации, вспомнить сказку и ее автора. Подобрать «рассыпанные открытки» в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. Эта работа дает наглядное представление о композиции и развивает речь. Иногда мы создаем фильмы или презентации. Предваряю это задание словами: «Сейчас вы станете художниками, сценаристами, режиссерами. Ваша задача – объясняю ее». Работа трудная. Здесь важно коллективное начало. Ученики обсуждают, спорят, а в результате выбирают в произведении самое главное, яркое, что помогает раскрыть характеры героев. Используем этюды-импровизации. Когда ученики домысливают действия, сочиняют на основе внимательного чтения отдельные эпизоды. Такие задания требуют творческой деятельности, перевоплощения. Удачна и театрализованная игра. Такая игра интересна ученикам любого возраста. Она вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувство, действие. Подготовительная работа – выбор темы, распределение ролей, создание сценария, 1-2 репетиции. Обсуждение игровых условностей. Можно проводить творческие зачеты. Первый зачет в 5 классе после изучения басен Крылова. Учащиеся делятся на группы. По своему желанию. Группы выбирают басню, распределяют роли, составляют сценарий, придумывают мизансцены. Вводят элементы декорации. Придумывают костюмы. На уроке-зачете представляют классу плоды своего творчества, получают оценку. Вся работа направлена на развитие самостоятельности мышления и воображения учеников. Пробуждает фантазию. Созданы условия для самовыражения каждого ученика для творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы...

Активные формы обучения на уроках литературы

В статье представлены активные формы обучения на уроках литературы, так как приобщение школьников к искусству слова – процесс непростой: большая литература остаётся на периферии интересах многих учащи...

Активные формы обучения на уроках родного языка и родной литературы

Формы и методы работы на уроках родного языка и литературы...