Дидактический материал к уроку по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
материал по литературе (9 класс) на тему

Здесь  материалы для проектной работы.Анализ отрывка текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Сюжет и композиция

• Основа сюжета ….

• Композиция поэмы  …

2. Герои поэмы

Образы помещиков

Пять глав (2-6) - пять портретных характеристик:

Краткая характеристика помещика (описание внешности).

 Описание усадьбы помещика.

 Описание совместного застолья - чем и как угощают помещики Чичикова?

Как помещики реагируют на предложение Чичикова о продаже мертвых душ?

 Дальнейшие действия помещиков?

 

Помещик

Экономический упадок

Моральное разложение

Манилов (2 глава)

Коробочка (3 глава)

Ноздрев (4 глава)

Собакевич (5 глава)

Плюшкин (6 глава)

Общие черты всех помещиков

 

Для создания образов помещиков Гоголь использует сатирические приемы, в том числе гиперболизацию.

Сопоставление образов помещиков:

Манилов - Коробочка

Ноздрев - Собакевич

Манилов

Коробочка

Что их объединяет? Вывод:

 

Ноздрев

Собакевич

неугомонность

прочная сила

шулерство

степенность, обстоятельность

фамильярность в общении

церемонность

болтлив и горяч

мрачное немногословие

почти разоренное поместье

изобилие и основательность хозяйства

разоритель

накопитель

Что их объединяет? Вывод:

 

Манилов

Портрет

Характеристика

Усадьба

Отношение к ведению хозяйства

Образ жизни

Вывод:

 

Коробочка

Портрет

Характеристика

Усадьба

Отношение к ведению хозяйства

Образ жизни

Вывод:

 

Ноздрёв

Портрет

Характеристика

Усадьба

Отношение к ведению хозяйства

Образ жизни

Вывод:

 

Собакевич

Портрет

Характеристика

Усадьба

Отношение к ведению хозяйства

Образ жизни

Вывод:

 

Плюшкин

Портрет

Характеристика

Усадьба

Образ жизни

Вывод:

 

Павел Иванович Чичиков

История Чичикова (см. 11 главу)

Этапы жизни

 

Детство

Образование

а) наказ отца

б) обретение собственного опыта

Служба

а) начало службы

б) продолжение карьеры

Приобретение «мертвых душ»

Как появилась идея приобретения.

Появление Чичикова в губернском городе

Вывод:

 

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

Помещик и его отличительная черта

Как это черта проявляется в характере Чичикова

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Коробочка - мелочная скаредность

Ноздрев - самовлюбленность

Собакевич - грубая прижимистость и цинизм

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Вывод:

 

3. Губернское общество

 Гоголь в заметках к первому тому поэмы пишет: «Идея города - возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до делания совершенных глупостей».

 Это тоже царство «мертвых душ», праздности, внутреннего убожества.

 

Иван Антонович «кувшинное рыло»

Полицеймейстер «чудотворец»

Роль чиновников в «Повести о капитане Копейкине»
и в истории приобретения мертвых душ Чичиковым

Капитан Копейкин

Павел Иванович Чичиков

Вывод:

 

4. Лирические отступления

Глава

Лирические отступления и вставные эпизоды

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

Пятая

Шестая

Седьмая

Восьмая

Девятая

Десятая

Одиннадцатая

 

5. Смысл названия

Мертвые души

Вывод:

 

Итог (общий вывод)



Предварительный просмотр:

                  Анализ отрывка из эпического произведения

 

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил  на  крыльце  самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу  в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж.  По мере того как бричка близилась к  крыльцу,  глаза  его  делались  веселее  и улыбка раздвигалась более и более.
     - Павел Иванович! - вскричал  он  наконец,  когда  Чичиков  вылезал  из брички. - Насилу вы таки нас вспомнили!
     Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего  гостя  в комнату. Хотя время,  в  продолжение  которого  они  будут  проходить  сени, переднюю и столовую, несколько  коротковато,  но  попробуем,  не  успеем  ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное  предприятие  очень  трудно.  Гораздо  легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною  лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ - и портрет  готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень  похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь  много  самых  неуловимых особенностей, - эти господа  страшно  трудны  для  портретов.  Тут  придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все  тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже  изощренный  в
науке выпытывания взгляд.
     Один бог разве мог сказать,  какой  был  характер  ________.  Есть  род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе  Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует  примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были  не  лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару;  в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения  и  знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с  голубыми  глазами.  В  первую  минуту разговора с ним не можешь не сказать: "Какой приятный и добрый  человек!"  В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь:  "Черт  знает что такое!" - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь,  почувствуешь  скуку смертельную.

(Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

 

1. Как сам Н.В.Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?

 

2. Укажите фамилию героя, которую нужно вставить вместо пропусков.

 

3. В первом томе «Мертвых душ» Чичиков посетил пятерых помещиков. Обозначьте цифрой, каким по порядку следования был помещик из приведенного отрывка.

 

4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды)?

 

5. На каком приеме основано соположение контрастных образов, с которым мы встречаемся, например, в следующем фрагменте:

«Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ - и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов».

 

6. Прочитайте еще раз фрагмент, процитированный в предыдущем задании. С принципами какого литературно-художественного направления соотносятся принципы изображения «характеров большого размера»?

 

7. Какой фольклорный жанр используется в приведенном фрагменте для характеристики героя?

Ответы:

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

1

поэма

7

поговорка (пословица)

2

Манилов

3

1

4

портрет

5

антитеза

6

романтизм

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал к урокам по теме Microsoft Word"

Материал, предлагаемый для изучения, углубляет знания учащихся, полученные на уроках информатики как минимальный образовательный минимум, до начальных профессиональных знаний, необходимых для таких пр...

Дидактический материал для уроков технологии (технический труд) с использованием ИКТ

Предлагаю дидактический материал для уроков технологии (технический труд) с использованием ИКТ. Ресурс содержит текстовой документ и презентацию. Дидактический материал можно использовать как на урока...

Дидактический материал для уроков химии

Предлагаю разработанные опорные схемы-конспекты для обобщающих уроков по химии в старших классах по темам: - "Химические реакции: сущность, классификация, скорость"; - "Химическая связь"....

Дидактический материал к уроку информатики по теме:"Содержательный подход к измерению информации"

В настоящее время на экзаменах по информатике, в том числе ЕГЭ (часть А, B) есть много заданий по теме “Содержательный подход к измерению информации”.Цель данного дидактического материала – закреплени...

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...