Урок литературы по "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина "Свет мой зеркальце, скажи"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Кузовлева Ирина Васильевна

Урок - образовательное событие, нестандартный урок после изучения сказки Пушкина в 5 классе. Включает в себя рассках о истории создания зеркал, легенды, объясняющие магическую силу зеркал, рассказ о святочных обрядах и гаданияхю с вязанных с зеркалом. Вторая часть урока - творческая мастерская. Учащиеся самостоятельно мастерят зеркальцы царицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина «Свет мой зеркальце, скажи…»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу начать урок с загадки. Кто ее отгадает, то сможет узнать, какова тема нашего урока.

Я, молча смотрю на всех

 И смотрят все на меня.

 Весёлые видят смех,

         С печального плача я.

 Глубокое, как река,

Я дома на вашей стене

         Увидит старик старика,

         Ребёнок – ребёнка во мне.

Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о зеркалах. Кто знает. Почему именно этот предмет привлек мое внимание? (Главная героиня сказки Пушкина пользуется волшебным зеркальцем)

Учитель: Сегодня мы попробуем выяснить, действительно ли зеркало обладает волшебной силой, ведь оно стало необходимой частью нашего быта. Собираясь в школу и выходя из дома, мы обязательно заглядываем в зеркало и делаем это несколько раз в день. И каждый раз как будто говорим ему: «Свет мой, зеркальце, скажи...»

А знаете ли вы, что первым зеркалом была… лужа? Нет!  Тогда давайте спросим у зеркальца (достает зеркало), как оно появилось.

 Мне от бабушки дано было зеркальце одно.

Говорить оно умело

 У него спросила смело:

 - Свет мой зеркальце, скажи,

 Как давно ты на Руси?

Расскажи, как появилось,

 В свете белом отразилось?

Сообщение учащегося по теме «Истрия возникновения зеркала»

Идея познания человеком самого себя посредством зеркал возникла ещё с самым зарождением рода человеческого. Немаловажно для каждого из нас видеть себя, осознавать себя и знать своё место в этом мире. Поэтому испокон веков человек смотрел в своё отражение на зеркальной поверхности. Древнейшим зеркалом можно считать поверхность воды. Спокойная гладь этого загадочного вещества способна отобразить даже самые мельчайшие детали и краски окружающего мира.

Человечество впоследствии стала преследовать мысль о том, как можно переместить зеркало вместе с собой. Взяв немного воды из реки в пригоршню можно разглядеть в ней своё лицо. Но вода из руки быстро вытекает, поэтому вскоре появились различные сосуды, по которым хранили в деревнях и поселениях воду, заодно используя эту жидкость в качестве зеркала. Недаром кадка с водой в ритуале ведьмы издавна наделялась таинственным смыслом. Считалось, что с её помощью можно узнать прошлое, настоящее и будущее.

По мнению учёных, первые переносные зеркала, аналоги современных, были изобретены в III тысячелетии до нашей эры. Делят пальму первенства в этой сфере такие народы, как древние греки, ацтеки и китайцы. Создавались такие зеркала из золота, серебра, бронзы и обсидиана. Форму имели преимущественно округлую.

Лишь только в I веке нашей эры римлянами были созданы первые стеклянные зеркала. Далее, благодаря запрету Церкви, зеркала погружаются в небытие. Люди снова пользуются древнейшими средствами, такими как озёрная вода или вода из кадки, чтобы узреть своё отражение. Такой запрет был вызван тем, что церковники посчитали зеркало дьявольским предметом, и ширили слухи о том, что в каждом зеркале сидит сам дьявол. Так зеркала ушли из обихода людей на десять столетий, и появились только лишь в XIII веке. Однако тогда ещё мастера не умели крепить стекло, из которого изготавливалось зеркало, к оловянной подкладке, поэтому олово заливалось непосредственно в стеклянную колбу, после чего разбивалось. В результате появлялись вогнутые зеркала с искажённым отображением окружающего пространства. Эта технология претерпела изменения в лучшую сторону лишь через три столетия, когда стеклянную поверхность стали покрывать оловом с добавлением бронзы и золота. Такие зеркала уже не коверкали отражаемые предметы, а наоборот даже приукрашали действительность.

В те времена лучшие зеркала производились в Венеции. Это были настоящие произведения искусства, по деньгам стоившие целого корабля. Рецептура приготовления этих изделий держалась в строжайшем секрете. Производились эти зеркала мастерами на специально выделенном острове Мурано. Вскоре, благодаря подкупу мастеров, французами был выведан секрет изготовления новейших зеркал, который они, в свою очередь, не стали держать в секрете, и поведали всему миру. Во Франции была организована первая зеркальная мануфактура.

Далее с течением времён производство зеркал становится поистине массовым. Прежде всего, они нужны в обиходе и повседневной жизни. Самым верным другом человека по праву считается зеркало, расположенное в ванной комнате. Идея использование этого предмета в помещении ванной комнаты отнюдь не нова. Раньше, когда человек ещё не был обустроен жилищем, купался в озёрной воде, то ему постоянно сопутствовало собственное отражение. Дальше эта традиция поэтапно преобразовалась в привычный для современника лёгкий зеркальный лик, которым ныне оснащена каждая ванная комната.

Сейчас уже тяжело себе представить окружающую реальность без зеркал. Первобытные места купания, коими для человека изначально являлись река или пруд, перебрались в тесные, но уютные ванные комнаты. Две полезные для человека функции воды теперь разделены надвое, и представлены в каждом доме в виде крана с водопроводной водой и настенного зеркала. Стремясь к удобству при общении с водой, цивилизация «приручила» зеркала, которые уже не одно тысячелетие радуют нас своей простотой и близостью.

Учитель: Существует еще легенда о появлении зеркала, с ее помощью можно объяснить волшебные свойства зеркал. Давайте ее послушаем.

Ученик рассказывает наизусть

Давным-давно некий чрезвычайно тщеславный человек пришел во дворец просить руки императорской дочери. Император очень удивился, но сказал, что отдаст ему дочь, если тот принесет предмет, в котором принцесса смогла бы увидеть саму себя. Это казалось невыполнимым заданием, ведь тогда у людей еще не было зеркал, никто даже не догадывался о возможности существования такого предмета!

Долго бродил жених в поисках невиданного выкупа, пока, наконец, не нашел в пустынном месте накрепко запечатанный бочонок с магическими иероглифами на крышке. Он стер заклинание и открыл таинственный сосуд. А в бочонке-то сидел сам дьявол, когда-то замурованный там непорочным монахом-отшельником! Обрадованный неожиданному спасению, нечистый посулил освободителю любую награду. Тот попросил предмет, в котором могла бы отразиться императорская дочь. Получив от дьявола зеркало, жених опять явился в императорский дворец. Однако владыка оказался не таким честным, как враг рода человеческого, и приказал обезглавить жениха, возомнившего о себе слишком много, а зеркало взял себе."

Учитель: Отсюда и пришло объяснение магических свойств зеркал, желание наделить их некой дьявольской силой, поэтому появились на Руси всевозможные обряды с зеркалом, самым распространенным из них стали святочные гадания на зеркалах. Многие из них описаны известными русскими писателями. Давайте послушаем два из них.

 Учащиеся читают наизусть отрывки из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и баллады В.А.Жуковского «Светлана».

Учитель: У царицы из «Сказки о мертвой царевне» А.С.Пушкина Тоже было зеркальце. Оно было наделено волшебными свойствами, умело разговаривать.

Просмотр эпизода из мультипликационного фильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Разговор царицы с зеркальцем.

Учитель: Теперь представьте себе, ребята, что и у вас есть такое волшебное зеркальце. Как бы выглядело оно? Я предлагаю вам смастерить из бумаги и картона свои собственные зеркала.

Творческая часть урока. Ребята с помощью ножниц. Клея. Цветных карандашей, акварельных красок мастерят из цветного картона и бумаги макеты зеркал.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему: "Спящая царевна и семь богатырей"

Файл содержит конспект и презентацию к уроку литературы на тему: "Спящая царевна и семь богатырей". 5 класс....

Урок- «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского» в 5 классе

Этот урок даёт возможность учителю обобщить, повторить и закрепить изученный материал по двум изученным сказкам - "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и сказке "Спящая царевна" В.А...

Технологическая карта урока «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»

Данная технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных ...

Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...

Урок литературы в 5 классе (ФГОС). Царевна – главная героиня в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Тема урока:  Царевна – главная героиня  в  «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.Класс: 5Предмет: литература.Тип урока: открытие нового знания.Обору...