лицейские годы А.С.Пушкина
методическая разработка по литературе на тему

Котова Анна Валерьевна

лицейские годы А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon лицейские годы А.С.Пушкина62 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 6 классе.

Тема: А.С.Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «Узник».

Цели: 1. актуализировать знания учащихся о семье и детских годах    

            Пушкина, знание его ранее изученного творчества;

            2. заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта

            3. анализ стихотворения «Узник»;  

            4. работа над выразительным чтением;            

            5. воспитание итереса к творчеству Пушкина,

                внимательности к слову.

Оборудование: 1. оформление кабинета портретами Пушкина;

                             2. газета о Пушкине;

                             3. презентация урока.

                             4. В.П.Полухина. Дидактические материалы по

                                 литературе. 6 класс.

                             5. материалы НРК.

Основные этапы урока.

  1. Слово учителя.                                                               1 мин.
  2. Викторина.                                                                      3 мин.
  3. Запись темы урока. Сообщение целей.                        2 мин.
  4. Сообщения учеников.                                                    5 мин.
  5. Лицейские годы.                                                             5 мин.
  6. Рассмотрение портретов.                                               5 мин.
  7. История написания стихотворения «Узник».               2 мин.
  8. Чтение стихотворения учителем.                                   1 мин.
  9. Анализ стихотворения. Работа над выразительным чтением. Теория литературы.                                                         8 мин.                                                        

10.Выразительное чтение стихотворения учеником.        1 мин.

11.Домашнее задание.                                                           1 мин.

12.Реализация НРК.                                                               3 мин.

13.Итог.                                                                                   2 мин.

. Эпиграф к уроку:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Анна Ахматова, 1911

Ход урока

1. Слово учителя

Мы снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Эпиграфом к уроку служат стихи Анны Андреевны Ахматовой из триптиха «В Царском Селе». Эти стихи написаны почти сто лет назад. Рискнем заменить одну букву в этом стихотворении - ведь оно и о нашем времени: «И столетия мы лелеем...». Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то страницу жизни Пушкина, больше читаем, узнаем о творчестве поэта, его окружении, его времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.

- Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь?

2. Викторина.

         1) Назовите произведения, из которых приведены строки:

                          - Там русский дух, там Русью пахнет…

                          -  Блеснул мороз, и рады мы

                              Проказам матушки-зимы.

                          -  Ветер по морю гуляет

                              И кораблик подгоняет;

                              Он бежит себе в волнах

                              На раздутых парусах…

                          -                              …Оно,

                               Соку спелого полно,

                                Так свежо и так душисто,

                                Так румяно-золотисто,

                                 Будто медом налилось…

          2) О ком говорится?

                         -  Идет, бредет сама собой…    

                         -  Голубка дряхлая моя…

                         -  За столом сидит она царицей,

                             Служат ей бояре да дворяне,

                             Наливают ей заморские вина,

                             Заедает она пряником печатным…

                         -  Ему и больно, и смешно,

                             А мать грозит ему в окно…

                         -  Белолица, черноброва,

                             Нраву кроткого такого…

          3) Кто это говорит?

                         -  Там за речкой тихоструйной

                             Есть высокая гора,

                              В ней высокая нора…

                         -  Нами ты была любима

                            И для милого хранима.

                             Не досталась никому –

                             Только гробу одному.

                          -  Что ты в голову забрал?

                              Я, конечно, обещал,

                              Но всему же есть граница…

3. Запись темы урока. Сообщение целей.

(слайд 1)

4. Сообщения учеников.

     1) Семья Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой уроженца Африки по имени Ибрагим. Маленького арапчонка украли и привезли в подарок царю Петру Первому, дали ему фамилию Ганнибал. Впоследствии прадед Александра стал военным инженером, генералом. Когда в семье Пушкиных появилась дочь Оленька, родители взяли кормилицу, крепостную крестьянку Арину Родионовну Яковлеву. Через полтора года появился Саша, а вскоре и любимец семьи Лёвушка. Бабушка Мария Алексеевна купила деревню Захарово, чтобы внуки росли на приволье.

В роду Пушкиных было много известных людей. Дядя Василий Львович был довольно известным поэтом, писал веселые, насмешливые стихи.

(слайд 2)

     2)Детство Пушкина. 

Александр унаследовал от своего прадеда курчавые волосы (но не черные, а темно-русые) и крупные красивые губы. В детстве Саша был неровного характера: то молчалив, ленив и вял, то шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали. Его горячо любимая бабушка всегда заступалась за него. А нянюшка Арина Родионовна («мамушка», как называл её Саша) просто души в нем не чаяла. Александр заслушивался рассказами бабушки и няни, полюбил русскую народную поэзию. Он рано научился читать по-русски и по-французски и часами просиживал с книгой в кабинете отца.

5. Лицейские годы.

(слайд 3)

19 октября 1811 года Пушкин поступил в только что открытый лицей в Царском Селе – привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Этот памятный день не раз был воспет поэтом в своих стихах.

Лицей располагался в огромном четырехэтажном флигеле царского дворца. Обстановка была роскошная: резные лестницы, арки во всю длину строения, зеркала во всю стену, паркетные полы, мебель с мягкой обивкой. У каждого лицеиста была своя комната, в которой находились кровать, комод, конторка, стол, стул, зеркало.

В тот  год в Лицей было принято 30 мальчиков. Они крепко сдружились, полюбили своих учителей. Это было золотое время, а Пушкин позднее назовет лицеистов «святым братством».

Самым близким другом Пушкина стал Иван Пущин – Жано.

(воспоминания Пущина – уч. стр66)

Роза

Где наша роза, друзья мои?

Увяла роза, дитя зари.

Не говори: так вянет младость!

Не говори: вот жизни радость!

Цветку скажи: прости, жалею!

И на лилею нам укажи.

(слайд 4)

(Пушкин на экзамене – уч. стр.66-67)

Воспоминания Пущина. «Читал Пушкин с необыкновенным оживлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегает у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать, мы все благоговейно молчали».

(чтение стихотв. «Воспоминания…»)

(уч. стр.67 – дочитать)

Все профессора благоговейно смотрели на растущий талант Пушкина. В математическом классе  вызвал его раз Карцов к доске и задал задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Учитель спросил его:

-  Что ж вышло? Чему равняется икс?

-  Нулю!

-  Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе всё кончается нулем. Садитесь на своё место и пишите стихи.

В мае 1817 года начались выпускные экзамены, а в июне лицей был закончен.

(слайд 5 – свидетельство)

В Лицее Пушкин написал 130 стихотворений, правда, лишь 14 из них он включит потом в свой сборник, и то исправив их. Пушкин был требователен к себе и самокритичен.

6. Рассмотрение портретов.

(слайды)

Устные портреты Пушкина в воспоминаниях современников.

(Дид. Материалы стр.31-33_)

7. История написания стихотворения «Узник»

Чтение уч. стр.68-69 подготовленным учеником.

-  Что такое эпиграмма? (см. сноску)

8. Чтение стихотворения учителем.

9. Анализ стихотворения. Работа над выразительным чтением.

Теория литературы.

(запись в тетрадь теории)

- Какое главное слово-образ в первом стихе (стих - строка стихотворения) определяет мир чувств и переживаний лирического героя?

(Это слово «решетка», определяющее тему стихотворения - тему переживаний человека, оказавшегося в неволе. Строка разделяется небольшой паузой на две части. В первой части логическое ударение падает на слова «за решеткой», во второй - на слова «в темнице». Таким образом   лексика первой строки создает образ замкнутого пространства, образ неволи.)

-        Как достигается в стихотворении удвоение образа неволи?

(Следующие строки передают развернутый образ другого невольника - орла. Слова первой строки «решетка», «темница» удваиваются словом второй строчки «неволя». В этих строчках тоже нет простора, нет света, движения однообразны.)

Какую роль играет это удвоение образа?

(Подчеркивает страдания и одиночество героя: «Мой грустный товарищ» - это настроение и самого лирического героя.)

-        Как развивается действие во второй строфе?


(Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе много глаголов, действия, это придает строфе напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершающихся восклицанием -«Давай улетим!»).

-        Каков образ мира по ту сторону решетки? Какими поэтическими средствами выражен мотив узничества?

(По обе стороны решетки - неволя, по обе стороны - узники. Эти удвоения усиливают общий мотив: «Давай улетим!»)

-        В чем особенность пейзажа в третьей строфе?

(В пейзаже преобладает не земное - деревья, травы, реки, а стихии, открытое, беспредельное пространство. Такой пейзаж вступает в противоречие с обычными представлениями о природе, подчеркивая недостижимость мечты лирического героя о воле. Поэтому интонация стихотворения грустная. На это слово падает логическое ударение.)

  • Как узник и орел называют друг друга?


(«Мой грустный товарищ» - «брат».)

  • Какое значение имеет то, что второй узник именно орел?


(Орел - символический образ, означающий свободу, волю, гордость, независимость, силу. Лирическому герою присущи те же качества.)

-        Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами?

(Чувство свободы. Оно подчеркивается чистыми яркими цветами: «белеет», «синеет». Вместо темницы – свет, вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер – стихийность, величие, свобода. Повторы (словесные, синтаксические, метрические) придают речи поэтический, песенный характер, усиливают чувство устремленности к свободе. Это чувство надо понимать не только в прямом, предметном значении, но и более широко – как утверждение свободы вообще, свободы как условия жизни человека.)

10.Выразительное чтение стихотворения  учеником.

11.Домашнее задание.

     Выучить наизусть стихотворение «Узник», стр.65-69 читать о Пушкине.

     Инд.:  сообщение о друзьях Пушкина.

13.Итог.

    - С каким периодом жизни Пушкина мы сегодня познакомились?

    - Что нового узнали о Пушкине?  

    -  О чем стихотворение «Узник?»

12.Реализация НРК.

Пушкин очень любил путешествовать, так как был любознательным по натуре, а также получал в путешествиях огромный творческий импульс. «Изъездил я Россию по всем направлениям» - писал он в письме друзьям. Мечтал он побывать и во Франции, Италии, Китае, но побывал лишь в Турции – в Арзруме.

Осенью 1833 года он отправился на Южный Урал, в Оренбургский край. Сюда он стремился давно, так как задумал писать сразу два произведения – исторический очерк и роман – о Емельяне Пугачеве (…).

В течение 1,5 месяцев ему предстояло проехать 3000 верст на лошадях по российскому бездорожью. Тряска, холод, пыль, грязь. Пушкин нередко голодал, отпустил бороду и усы, т.к. бриться не было условий, баня была мечтой.

В Оренбурге. (листы – зачитать)

21 сентября Пушкин прибыл в Уральск – центр казацких восстаний 1773-1775г (до восстания он назывался Яицким городком). Пушкина приняли как самого почетного гостя, угощали свежей икрой и сообщили ему много интересных сведений для будущих произведений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада "Лицейские годы А.С. Пушкина" (презентация - тестовые задания)

Данный материал разработан мною совместно с учителем русского языка Егоровой О.В. Тестовые задания по олимпиаде направлены на отработку знаний неслышащих учащихся по теме: "Режим дня лицеиста". Вопрос...

Лицейские годы А.С. Пушкина

Цель:   углубление знаний биографии А.С. Пушкина;            Показать пути нравственного становления лицеистов ...

Лицейские годы А. С. Пушкина

Урок – беседа. Углубление ранее изученного материала...

Урок литературы по теме "Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник".

Урок литературы"Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник" знакомит учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением "Узник". Он способствует выработке навыков ...

Лицейские годы А.С.Пушкина

Для учащихся 9 классов...

"Лицейские годы А.С. Пушкина"

Интерактивное занятие для учащихся группы продленного дня...

Лицейские годы А.С.Пушкина

Презентация о лицейских годах, об открытии  Царскосельского Лицея, о  первых поэтических опытах поэта, о публичном  экзамене  в присутствии Державина, о лицейской дружбе  в ст...