СТАТЬЯ "Методика использования кинофильмов о войне в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования патриотического самосознания школьников"
статья по литературе на тему

Бирюкова Наталья Николаевна
Сегодня контингент учащихся качественно изменился по сравнению со школьникам прошлого века. Школьники мало читают. Значительно снижается интерес к художественной классической литературе. Чтение требует уединения и безмолвия, а жизнь современного подростка сопровождают новые ритмы и насыщенные информационные потоки. Не хватает времени на «погружение» в текст, на обдумывание прочитанного. На смену художественным текстам в жизнь современного школьника приходят средства мультимедиа. Но при этом целью литературного образования по-прежнему остаётся образование в полном смысле слова: обширные знания, привычка мыслить, благородство чувств. Кроме того, поколение школьников прошлого века было воспитано на примерах подвигов героев гражданской и Великой Отечествнной войны, идеалах нравственности и патриотизма.
 Сейчас утрачиваются приоритетные нравственные, моральные и  патриотические ценности, стираются  имена героев, на которых нужно равняться.  Перед  современной школой стоит одна из важных задач – сформировать патриотическое самосознание   школьников, воспитать у них гордость за свое Отечество, готовность защищать свою страну. Поэтому каждый урок,  каждое внеклассное мероприятие должны ставить задачу по воспитанию патриотизма у современных обучающихся.
События Великой Отечественной войны имеют тот богатый материал для формирования патриотического  самосознания школьников. Еще живы ветераны тех событий, живы бабушки и дедушки, которые детьми испытали  тяготы военных лет, поэтому жива народная память, та связь поколений, которая помогает  показать подрастающему поколению те страшные события, лишения, страдания. Также богата отечественная литература и отечественный кинематограф произведениями о Великой Отечественной войне, которые правдиво и ярко могут познакомить школьников с реалиями тех лет.
Тема патриотизма очень  актуально звучит в рамках современного урока литературы. Почти каждая  тема школьного курса по литературе призывает ставить одной из целей  - воспитать патриотическое самосознание обучающихся.
Очень  важно, чтобы школьники знали историю своего Отечества. Важными темами курса литературы,  как я считаю, являются темы о   Великой Отечественной войне. Здесь учитель может использовать разнообразные  формы и методы организации уроков. Конечно, при изучении произведений о Великой Отечественной войне на помощь педагогу должен прийти кинематограф. Сейчас учащиейся мало читают, болше временипроводят за экраном компьютера или в современных гаджетах, поэтому экранные виды искусства  вовременной действительности стали доминировать над остальными видами искусств. Фильм ребенок понимает, получает удовольствие от его просмотра.  Дети предпочитают изобразительный ряд словесному, потому что он гораздо проще воспринимается, требует меньших усилий. Использование на уроках литературы отрывков из кинофильмов успешно оеализуют принцип наглядности.
Уроки литературы тесным образом   связаны с искусством кино, поэтому  учителя гуманитарного цикла очень часто включают в урок кинофрагменты, которые имеют воспитательное и познавательное значение.
В курсе  литературы обязательны темы по произведениям о Великой Отечественной  войне. Это и лирика и  прозаические произведения.
Мы знаем, что многие книги советской литературы о войне экранизированы еще в советскую эпоху, поэтому,  изучая такие произведения на уроках, каждый учитель использует  в ходе урока  кинофрагменты, которые ярко представляют события  военных лет, дают подробную характеристику герою или помогают наглядно   представить страшные годы  лишений.
Отечественный кинематограф очень богат фильмами, посвященными событиям Великой Отечественной  войны. Советские фильмы о войне носят огромное воспитательное значение, они пронизаны патриотизмом, в каждом заложена идея нравственности и морали. Например, экранизированы такие произведения, которые входят в курс литературы: Б Васильев "А зори здесь тихие" - трогательная и в то же время страшная исория о войне в жизни молодых девушек -зенитчиц. Эта книга экранизирована в в 1972 году Станиславом Ростоцким, «Судьбы человека» М.Шолохова небольшое по объему произведение, которое смогло воплотить всю трагическую судьбу народа за годы войны - экранизипрован этот рассказ в в 1969 году сергеем Бондарчуком, К.Воробьев «Убиты под Москвой» - книга о защитниках москвы, молодых курсантах, которые все погибли, защищая Волоколамкое направление, по этой книге снят кинофильм "Экзамен на бессмертие" в 1983 году Юрием Салтыковым, «Сашка»  В.Кондратьева, «Звезда» Э.Казакевича,  «Горячий снег» Ю.Бондарева. Этот список можно продолжать и продолжать. 
На современном этапе продолжают сниматься хорошие художественные фильмы о  войне,  которые также могут стать частью урока по литературе, посвященного Великой Отечественной войне. Например, недавно сняты фильм «Сталинград» режиссером Фёдором Бондарчуком о великой Сталинградской битве, «28 панфиловцев» режиссером Андреем Шальопой - фильм о защитниках Москвы, «Брестская крепость»  режиссером Александром Коттом о защитниках Бреста, первыми принявшими удар фашистской Германии. Эти фильмы имеют современную постановку,  поэтому они интересны  современным школьникам. Отрывки из этих кинофильмов можно использовать на уроках , как историческое зерно.
Конечно, хорошо, если есть время посмотреть художественный фильм полностью. Методика раньше призывала к тому, что сначала нужно изучить художественное произведение, составить о нем представление в сознании школьников, а только потом промотреть художественный фильм, снятый по мотивам данного произведения и сделать сранительную характеристику книги и фильма.
Реалии современной действительности позволяют отойти от такой методики. Современные школьники мало читают, поэтому просморт кинофильма на первоначальном этапе может стать мотивирующим звеном для обращения к художественному тексту. Здесь учитель может использовать разные виды работы:
1) Просмотрев кинофильм - создать проблемную ситуацию, которая побудит учащихся искать ответ в книге (например, найдите в тексте произведения "А зори здесь тихие" эпизод, где речь идет о сыне Риты Осяниной)
2) Предложить расположить фрагменты произведения в последовательности происходящих событий;
3) Создание рекламного видеоролика к кинофильму;
4) Создание афиши к кинофильму. Это можно дать как домашнее задание с последующей защитой на уроке.
5) "Озвучивание кинофрагмента" - нахождение в тексте произведения нужного монолога или диалога.
6) Создание буктрейлеров ( эта работа может предложена старшеклассникам);
7) Создание сравнительных таблиц.
Такие виды работы позволят школьникам обратится к тексту художественного произведения, провести анализ глав, развивают творческие способности, умение думать, рассуждать, формируют коммуникативные и познавательные компетенции.
При изучении темы введения к разделу «Произведения о  Великой Отечественной войне», уместно использовать эпизоды из такого кинофильма как  «Судьба» режиссера Евгения Матвеева по одноименной книге В.  Проскурина. Фрагменты: проводы односельчан на войну, подвиг руководителей района, когда они взрывают завод, чтобы  он не достался фашистам, деятельность партизанского отряда, переправа через Днепр – могут помочь создать у школьников представление о  тех страшных годах испытаний, которые выпали на долю советского  народа.
При изучении раздела  «Произведения о Великой Отечественной войне» учителя литературы могут объединиться  с учителями истории и провести интересный интегрированный урок. В своей практике я проводила такой урок, который назывался «Судьба человека – воплощение судьбы всего народа» (История Великой Отечественной войны и произведение М.Шолохова «Судьба  человека). Трудно представить такой урок без использования фрагментов из одноименного художественного кинофильма,  снятого С.Бондарчуком, где он сам  выступает в роли главного  героя Андрея Соколова. Задача учителя выбрать самые  важные эпизоды, которые смогут затронуть школьников за живое, показать, как война могла ломать судьбы  людей, и как эти люди не  утрачивали человеческие  качества. Я использовала  такие фрагменты: «А.Соколов в плену»  ( в старой церкви)- отрицание предательства, «нравственный поединок с немцем» –доказательство, что советский солдат обладает выдержкой, стойкостью и  нравственным преимуществом над фашистами,  «усыновление беспризорника Вани» - это  доказательство, что даже после испытаний, которые выпали на долю героя, он не  утрачивает чувств сострадания  и любви к ближнему. Рассматривая этот кинофильм с точки зрения истории, учитель может использовать кадры –начало войны (всеобщая  мобилизация),  героизм советских солдат (бои), отношение немцев к пленным, последние дни войны и Победа. 
Советский кинематограф позволяет разобрать фрагменты художественных текстов, сравнить  текст книги с замыслом режиссера,  ярко  увидеть характеры, образы героев, события истории, повысить интерес школьников к чтению.
В своей работе я часто применяю технологию творческой мастерской, которая позволяет развивать ассоциативное мышление, творческие способности школьников, а также формировать ключевые компетенции (коммуникативные, познавательные, регулятивные, предметные).
Творческая мастерская – это уникальное  пространство, где педагог  (или его еще называют здесь учитель – МАСТЕР) должен  чередовать виды деятельности школьников, побуждая их к размышлению, диалогу, осознанию и новым открытиям. Трудно представить творческую мастерскую построения новых знаний по произведению художественной литературы без использования кинофрагментов. Включать эпизоды из кинофильмов можно на разных этапах работы  мастерской.
Приведу  пример построения мастерской построения новых знаний по произведению о войне  К. Воробьева  «Убиты  под Москвой» с использованием эпизодов из художественного кинематографа (11 класс).
Изучая эту повесть,  необходимо сформулировать тему так, чтобы возник проблемный вопрос перед школьниками, и он  побудил  их к дальнейшему размышлению. Я назвала урок фразой из известной песни Б.Окуджавы  «Ах, война, что ты сделала подлая?!»
 Лейтмотивом и эмоциональным фоном для работы творческой мастерской целесообразно использование кинофрагмента из известного кинофильма «Первая весна», в котором звучит эта песня поэта-барда. Данный видеосюжет позволяет настроиться на работу и  создать готовность к обсуждению проблемы – Великая Отечественная война
Следующий этап – работа с ассоциациями. Здесь предлагается придумать ассоциации к слову ВОЙНА. Мнения различны, но после социализации учащиеся имеют возможность пополнить свой ассоциативный ряд.
На этапе углубления в ассоциации можно предложить стихотворение о войне или публицистический текст, в котором ярко выделяются реалии военных бед и лишений. Например, можно предложить стихотворение К.Симонова «Самый длинный день в году»  или статью Д.Лихачева «Память о войне». 
На этапе разрыва можно предложить кинофрагмент, но не из фильмов о Великой Отечественной войне, а , например, из фильма "Война и мир" ( 4 серия 1812 год). И прийти к выводу, что война - это смерть, горе, потери, несмотря на то, когда случается война. Можно обратиться к современной ситуации в мире. Война в Сирии ( пказать хронику).
На этапе осмысления – идет работа с художественным текстом. Здесь помимо фронтальной работы, создания ситуации диалога, разумно включить  эпизод из художественного фильма «Экзамен на  бессмертие»  , снятого режиссером  Алексеем Салтыковым по повети К.Воробьева «Убиты под Москвой». Страшные события, посвященные защите рубежей нашей столицы, отражены и в замысле режиссера. Учащиеся могут видеть не только характеры героев Рюмина, Бессонова, но и то, как роту необученных кремлевских курсантов бросили на  защиту Москвы, и они ценой своей жизни защищали Родину. 
На творческом этапе можно предложить составить мини-проекты –рассказ о  своих родственниках в годы  войны. Можно также предложить подобрать антоним к слову война – мир, составить плакат «Нет войне!»
На творческом этапе тоже можно использовать видеофрагмент из современного кинофильма  «28 панфиловцев», которые тоже защищали подступы столицы. После просмотра дать задание – составить характеристику защитников Москвы. 
 На этапе   рефлексии учащиеся могут продолжить фразу:  На уроке я открыл…. На уроке я узнал … и т.п.
Кроме уроков, учитель может во внеклассной  работе использовать разные формы и методы по формированию патриотического самосознания школьников. Например, литературно – музыкальные композиции позволяют учащимся самим стать участником этого мероприятия, прикоснуться к историческому прошлому страны. Приведу пример литературно-музыкальной композиции на тему «Солдат войны  не выбирает». Здесь  необходимо подобрать стихотворения, песни фрагменты из художественных  фильмов о войне.
Фрагменты из фильмов реализуют  принцип наглядности и создают эмоциональный настрой. Данное мероприятие было разбито на страницы, посвященные важным этапам Великой  Отечественной войны: Битва за Москву, Ржевская мясорубка, Блокада Ленинграда, Курская битва, Сталинградское сражение, Освобождение Европы,  Победа над фашистской Германией. К каждой странице можно подобрать эпизоды из легендарного  кинофильма Юрия Озерова «Освобождение». Кадры из этого фильма  позволяют создать у школьников реальное восприятие военных действий,  познакомить с историческими событиями Великой Отечественной войны и  воспитать патриотические чувства и гордость за свою страну.
Таким образом, резюмируя  выше изложенное, можно сделать выводы, что кинематограф о Великой Отечественной войне очень богат, экранизированы значительные произведения известных советских авторов. Просмотр кинофильмов реализует принцип наглядности, воспитывает патриотическое самосознание школьников. Учитель может использовать фрагменты их кинофильмов  на уроках при  изучении определенных произведений. Они помогут создать реальную картинку военных событий и лучше раскрыть образы героев книги. Очень  удачна интеграция предметов литературы и истории при изучении тем о войне и , конечно, необходимо подбирать кинофрагменты, которые наиболее удачно познакомят школьников с историей военных событий. Использование кинематографа необходимо и во внеклассной работе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл birkova_n.n._vystuplenie_2.docx35.48 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Художественные  фильмы о Великой Отечественной войне в рамках современного урока и внеклассных мероприятий как способ  формирования патриотического самосознания школьников

Выступающий: Бирюкова Наталья Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением  музыкальных предметов  им.А.П. Иванова» город Бежецк Тверская область

Сегодня контингент учащихся качественно изменился по сравнению со школьникам прошлого века. Школьники мало читают. Значительно снижается интерес к художественной классической литературе. Чтение требует уединения и безмолвия, а жизнь современного подростка сопровождают новые ритмы и насыщенные информационные потоки. Не хватает времени на «погружение» в текст, на обдумывание прочитанного. На смену художественным текстам в жизнь современного школьника приходят средства мультимедиа. Но при этом целью литературного образования по-прежнему остаётся образование в полном смысле слова: обширные знания, привычка мыслить, благородство чувств. Кроме того, поколение школьников прошлого века было воспитано на примерах подвигов героев гражданской и Великой Отечествнной войны, идеалах нравственности и патриотизма.

 Сейчас утрачиваются приоритетные нравственные, моральные и  патриотические ценности, стираются  имена героев, на которых нужно равняться.  Перед  современной школой стоит одна из важных задач – сформировать патриотическое самосознание   школьников, воспитать у них гордость за свое Отечество, готовность защищать свою страну. Поэтому каждый урок,  каждое внеклассное мероприятие должны ставить задачу по воспитанию патриотизма у современных обучающихся.

События Великой Отечественной войны имеют тот богатый материал для формирования патриотического  самосознания школьников. Еще живы ветераны тех событий, живы бабушки и дедушки, которые детьми испытали  тяготы военных лет, поэтому жива народная память, та связь поколений, которая помогает  показать подрастающему поколению те страшные события, лишения, страдания. Также богата отечественная литература и отечественный кинематограф произведениями о Великой Отечественной войне, которые правдиво и ярко могут познакомить школьников с реалиями тех лет.

Тема патриотизма очень  актуально звучит в рамках современного урока литературы. Почти каждая  тема школьного курса по литературе призывает ставить одной из целей  - воспитать патриотическое самосознание обучающихся.

Очень  важно, чтобы школьники знали историю своего Отечества. Важными темами курса литературы,  как я считаю, являются темы о   Великой Отечественной войне. Здесь учитель может использовать разнообразные  формы и методы организации уроков. Конечно, при изучении произведений о Великой Отечественной войне на помощь педагогу должен прийти кинематограф. Сейчас учащиейся мало читают, болше временипроводят за экраном компьютера или в современных гаджетах, поэтому экранные виды искусства  вовременной действительности стали доминировать над остальными видами искусств. Фильм ребенок понимает, получает удовольствие от его просмотра.  Дети предпочитают изобразительный ряд словесному, потому что он гораздо проще воспринимается, требует меньших усилий. Использование на уроках литературы отрывков из кинофильмов успешно оеализуют принцип наглядности.

Уроки литературы тесным образом   связаны с искусством кино, поэтому  учителя гуманитарного цикла очень часто включают в урок кинофрагменты, которые имеют воспитательное и познавательное значение.

В курсе  литературы обязательны темы по произведениям о Великой Отечественной  войне. Это и лирика и  прозаические произведения.

Мы знаем, что многие книги советской литературы о войне экранизированы еще в советскую эпоху, поэтому,  изучая такие произведения на уроках, каждый учитель использует  в ходе урока  кинофрагменты, которые ярко представляют события  военных лет, дают подробную характеристику герою или помогают наглядно   представить страшные годы  лишений.

Отечественный кинематограф очень богат фильмами, посвященными событиям Великой Отечественной  войны. Советские фильмы о войне носят огромное воспитательное значение, они пронизаны патриотизмом, в каждом заложена идея нравственности и морали. Например, экранизированы такие произведения, которые входят в курс литературы: Б Васильев "А зори здесь тихие" - трогательная и в то же время страшная исория о войне в жизни молодых девушек -зенитчиц. Эта книга экранизирована в в 1972 году Станиславом Ростоцким, «Судьбы человека» М.Шолохова небольшое по объему произведение, которое смогло воплотить всю трагическую судьбу народа за годы войны - экранизипрован этот рассказ в в 1969 году сергеем Бондарчуком, К.Воробьев «Убиты под Москвой» - книга о защитниках москвы, молодых курсантах, которые все погибли, защищая Волоколамкое направление, по этой книге снят кинофильм "Экзамен на бессмертие" в 1983 году Юрием Салтыковым, «Сашка»  В.Кондратьева, «Звезда» Э.Казакевича,  «Горячий снег» Ю.Бондарева. Этот список можно продолжать и продолжать.

На современном этапе продолжают сниматься хорошие художественные фильмы о  войне,  которые также могут стать частью урока по литературе, посвященного Великой Отечественной войне. Например, недавно сняты фильм «Сталинград» режиссером Фёдором Бондарчуком о великой Сталинградской битве, «28 панфиловцев» режиссером Андреем Шальопой - фильм о защитниках Москвы, «Брестская крепость»  режиссером Александром Коттом о защитниках Бреста, первыми принявшими удар фашистской Германии. Эти фильмы имеют современную постановку,  поэтому они интересны  современным школьникам. Отрывки из этих кинофильмов можно использовать на уроках , как историческое зерно.

Конечно, хорошо, если есть время посмотреть художественный фильм полностью. Методика раньше призывала к тому, что сначала нужно изучить художественное произведение, составить о нем представление в сознании школьников, а только потом промотреть художественный фильм, снятый по мотивам данного произведения и сделать сранительную характеристику книги и фильма.

Реалии современной действительности позволяют отойти от такой методики. Современные школьники мало читают, поэтому просморт кинофильма на первоначальном этапе может стать мотивирующим звеном для обращения к художественному тексту. Здесь учитель может использовать разные виды работы:

1) Просмотрев кинофильм - создать проблемную ситуацию, которая побудит учащихся искать ответ в книге (например, найдите в тексте произведения "А зори здесь тихие" эпизод, где речь идет о сыне Риты Осяниной)

2) Предложить расположить фрагменты произведения в последовательности происходящих событий;

3) Создание рекламного видеоролика к кинофильму;

4) Создание афиши к кинофильму. Это можно дать как домашнее задание с последующей защитой на уроке.

5) "Озвучивание кинофрагмента" - нахождение в тексте произведения нужного монолога или диалога.

6) Создание буктрейлеров ( эта работа может предложена старшеклассникам);

7) Создание сравнительных таблиц.

Такие виды работы позволят школьникам обратится к тексту художественного произведения, провести анализ глав, развивают творческие способности, умение думать, рассуждать, формируют коммуникативные и познавательные компетенции.

При изучении темы введения к разделу «Произведения о  Великой Отечественной войне», уместно использовать эпизоды из такого кинофильма как  «Судьба» режиссера Евгения Матвеева по одноименной книге В.  Проскурина. Фрагменты: проводы односельчан на войну, подвиг руководителей района, когда они взрывают завод, чтобы  он не достался фашистам, деятельность партизанского отряда, переправа через Днепр – могут помочь создать у школьников представление о  тех страшных годах испытаний, которые выпали на долю советского  народа.

При изучении раздела  «Произведения о Великой Отечественной войне» учителя литературы могут объединиться  с учителями истории и провести интересный интегрированный урок. В своей практике я проводила такой урок, который назывался «Судьба человека – воплощение судьбы всего народа» (История Великой Отечественной войны и произведение М.Шолохова «Судьба  человека). Трудно представить такой урок без использования фрагментов из одноименного художественного кинофильма,  снятого С.Бондарчуком, где он сам  выступает в роли главного  героя Андрея Соколова. Задача учителя выбрать самые  важные эпизоды, которые смогут затронуть школьников за живое, показать, как война могла ломать судьбы  людей, и как эти люди не  утрачивали человеческие  качества. Я использовала  такие фрагменты: «А.Соколов в плену»  ( в старой церкви)- отрицание предательства, «нравственный поединок с немцем» –доказательство, что советский солдат обладает выдержкой, стойкостью и  нравственным преимуществом над фашистами,  «усыновление беспризорника Вани» - это  доказательство, что даже после испытаний, которые выпали на долю героя, он не  утрачивает чувств сострадания  и любви к ближнему. Рассматривая этот кинофильм с точки зрения истории, учитель может использовать кадры –начало войны (всеобщая  мобилизация),  героизм советских солдат (бои), отношение немцев к пленным, последние дни войны и Победа.

Советский кинематограф позволяет разобрать фрагменты художественных текстов, сравнить  текст книги с замыслом режиссера,  ярко  увидеть характеры, образы героев, события истории, повысить интерес школьников к чтению.

В своей работе я часто применяю технологию творческой мастерской, которая позволяет развивать ассоциативное мышление, творческие способности школьников, а также формировать ключевые компетенции (коммуникативные, познавательные, регулятивные, предметные).

Творческая мастерская – это уникальное  пространство, где педагог  (или его еще называют здесь учитель – МАСТЕР) должен  чередовать виды деятельности школьников, побуждая их к размышлению, диалогу, осознанию и новым открытиям. Трудно представить творческую мастерскую построения новых знаний по произведению художественной литературы без использования кинофрагментов. Включать эпизоды из кинофильмов можно на разных этапах работы  мастерской.

Приведу  пример построения мастерской построения новых знаний по произведению о войне  К. Воробьева  «Убиты  под Москвой» с использованием эпизодов из художественного кинематографа (11 класс).

Изучая эту повесть,  необходимо сформулировать тему так, чтобы возник проблемный вопрос перед школьниками, и он  побудил  их к дальнейшему размышлению. Я назвала урок фразой из известной песни Б.Окуджавы  «Ах, война, что ты сделала подлая?!»

 Лейтмотивом и эмоциональным фоном для работы творческой мастерской целесообразно использование кинофрагмента из известного кинофильма «Первая весна», в котором звучит эта песня поэта-барда. Данный видеосюжет позволяет настроиться на работу и  создать готовность к обсуждению проблемы – Великая Отечественная война

Следующий этап – работа с ассоциациями. Здесь предлагается придумать ассоциации к слову ВОЙНА. Мнения различны, но после социализации учащиеся имеют возможность пополнить свой ассоциативный ряд.

На этапе углубления в ассоциации можно предложить стихотворение о войне или публицистический текст, в котором ярко выделяются реалии военных бед и лишений. Например, можно предложить стихотворение К.Симонова «Самый длинный день в году»  или статью Д.Лихачева «Память о войне».

На этапе разрыва можно предложить кинофрагмент, но не из фильмов о Великой Отечественной войне, а , например, из фильма "Война и мир" ( 4 серия 1812 год). И прийти к выводу, что война - это смерть, горе, потери, несмотря на то, когда случается война. Можно обратиться к современной ситуации в мире. Война в Сирии ( пказать хронику).

На этапе осмысления – идет работа с художественным текстом. Здесь помимо фронтальной работы, создания ситуации диалога, разумно включить  эпизод из художественного фильма «Экзамен на  бессмертие»  , снятого режиссером  Алексеем Салтыковым по повети К.Воробьева «Убиты под Москвой». Страшные события, посвященные защите рубежей нашей столицы, отражены и в замысле режиссера. Учащиеся могут видеть не только характеры героев Рюмина, Бессонова, но и то, как роту необученных кремлевских курсантов бросили на  защиту Москвы, и они ценой своей жизни защищали Родину.

На творческом этапе можно предложить составить мини-проекты –рассказ о  своих родственниках в годы  войны. Можно также предложить подобрать антоним к слову война – мир, составить плакат «Нет войне!»

На творческом этапе тоже можно использовать видеофрагмент из современного кинофильма  «28 панфиловцев», которые тоже защищали подступы столицы. После просмотра дать задание – составить характеристику защитников Москвы.

 На этапе   рефлексии учащиеся могут продолжить фразу:  На уроке я открыл…. На уроке я узнал … и т.п.

Кроме уроков, учитель может во внеклассной  работе использовать разные формы и методы по формированию патриотического самосознания школьников. Например, литературно – музыкальные композиции позволяют учащимся самим стать участником этого мероприятия, прикоснуться к историческому прошлому страны. Приведу пример литературно-музыкальной композиции на тему «Солдат войны  не выбирает». Здесь  необходимо подобрать стихотворения, песни фрагменты из художественных  фильмов о войне.

Фрагменты из фильмов реализуют  принцип наглядности и создают эмоциональный настрой. Данное мероприятие было разбито на страницы, посвященные важным этапам Великой  Отечественной войны: Битва за Москву, Ржевская мясорубка, Блокада Ленинграда, Курская битва, Сталинградское сражение, Освобождение Европы,  Победа над фашистской Германией. К каждой странице можно подобрать эпизоды из легендарного  кинофильма Юрия Озерова «Освобождение». Кадры из этого фильма  позволяют создать у школьников реальное восприятие военных действий,  познакомить с историческими событиями Великой Отечественной войны и  воспитать патриотические чувства и гордость за свою страну.

Таким образом, резюмируя  выше изложенное, можно сделать выводы, что кинематограф о Великой Отечественной войне очень богат, экранизированы значительные произведения известных советских авторов. Просмотр кинофильмов реализует принцип наглядности, воспитывает патриотическое самосознание школьников. Учитель может использовать фрагменты их кинофильмов  на уроках при  изучении определенных произведений. Они помогут создать реальную картинку военных событий и лучше раскрыть образы героев книги. Очень  удачна интеграция предметов литературы и истории при изучении тем о войне и , конечно, необходимо подбирать кинофрагменты, которые наиболее удачно познакомят школьников с историей военных событий. Использование кинематографа необходимо и во внеклассной работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика использования художественных фильмов о Великой Отечественной войне в рамках современного урока и внеклассных мероприятий как способ формирования патриотического самосознания школьников Выступает: Бирюкова Наталья Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением музыкальных предметов им.А.П.Иванова » город Бежецк «Книги о войне воздействуют на нашу память …» Юрий Бондарев

Слайд 2

Перед современной школой стоит одна из важных задач – сформировать патриотическое самосознание школьников, воспитать у них гордость за свое Отечество, готовность защищать свою страну. Поэтому каждый урок, каждое внеклассное мероприятие должны ставить задачу по воспитанию патриотизма у современных обучающихся . Книги о войне и их экранизации

Слайд 3

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» — одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников — хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их — юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие. Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие...». Книги о войне и их экранизации

Слайд 4

Экранизирован в 1959 г. Режиссер : С. Бондарчук В главной роли : С. Бондарчук Фильм был удостоен главного приза на Московском кинофестивале в 1959 г. Этот фильм рассказывает о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух — он выжил, отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить... «Судьба человека» Книги о войне и их экранизации

Слайд 5

О своем романе М.А. Шолохов сказал так: В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма... Я считаю, что мой долг, долг русского писателя это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба. Шолохов М. А. Они сражались за Родину . Книги о войне и их экранизации

Слайд 6

К.Воробьев «Убиты под Москвой» «Убиты под Москвой» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1963 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об обороне Москвы осенью 1941 года. Ноябрь 1941, оборона Москвы. Действие происходит под деревней Лотошино в 30 км. к северо-западу Волоколамска. Главный герой повести: лейтенант Алексей Ястребов, командир 4-го взвода . Учебная рота кремлёвских курсантов заступает в боевое охранение Отдельного курсантского полка (ОКП) МКПУ им. Верховного Совета РСФСР. Ею командует капитан Рюмин. В роте 240 курсантов, все одного роста: «Рост сто восемьдесят три» . Рота вооружена только самозарядными винтовками (СВТ) , гранатами и бутылками с бензином. Все курсанты погибают . Книги о войне и их экранизации

Слайд 7

«Экзамен на бессмертие» Книги о войне и их экранизации С оветский широкоформатный художественный фильм режиссёра Алексея Салтыкова, снятый в 1983 году. Военная драма по повестям Константина Воробьева «Убиты под Москвой», «Крик», повествующая о трагической судьбе курсантов и офицеров 10-й роты Московского Краснознаменного пехотного училища. Эта рота была назначена в боевое охранение Отдельного курсантского полка, который принимал участие в обороне Москвы осенью 1941 года на Волоколамском направлении.

Слайд 8

Экранизирован в 1946г. Режиссёр: Василий Пронин В ролях: Юрий Янкин , Александр Морозов, Павел Волков, Николай Парфёнов, Григорий Плужник, Владимир Синев, Аркадий Аркадьев Классический советский фильм о тяжелых буднях разведчиков, вышедший на экраны через год после Великой Победы, создан на основе одноименной повести известного писателя, ученика Ивана Бунина Валентина Катаева. «Сын полка» Книги о войне и их экранизации

Слайд 9

Полевой Б . Н. Повесть о настоящем человеке. « Повесть о настоящем человеке» — повесть Б. Н. Полевого о советском лётчике-асе Мересьеве , который был сбит в бою Великой Отечественной войны, тяжело ранен, потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих летчиков. Произведение проникнуто гуманизмом и советским патриотизмом. Более восьмидесяти раз издавалась на русском языке, сорок девять — на языках народов СССР, тридцать девять — за рубежом . Прототипом героя книги стал реальный исторический персонаж, летчик Алексей Маресьев . Книги о войне и их экранизации

Слайд 10

Экранизирован а книга в 1948 г. Режиссер : А. Столпер . В главной роли : Павел Кадочников, в ролях: Александр Александрович Михайлов, Тамара Макарова, Борис Бабочкин, Лев Свердлин , Людмила Целиковская , Алексей Дикий, Николай Охлопков, Виктор Хохряков, Чеслав Сушкевич , Любовь Соколова, Виктор Ключарев, Михаил Глузский , Владимир Грибков, Василий Меркурьев, Евгений Шутов, Сергей Бондарчук, Анатолий Дудоров, Борис Добронравов «Повесть о настоящем человеке» Книги о войне и их экранизации

Слайд 11

«Звезда» Книги о войне и их экранизации Фильм снят в 2002 году режиссером Николаем Лебедевым. Горячее лето 1944, года. Стремительные наступления надо подкреплять свежими разведданными. В тыл врага отправляется группа разведчиков, молодых ребят. Их позывные — «Звезда». Они должны выполнить задание, от которого зависит судьба фронта. Они выполняют поставленную задачу.

Слайд 12

Виды работы после просмотра кинофильма Книги о войне и их экранизации 1) Просмотрев кинофильм - создать проблемную ситуацию, которая побудит учащихся искать ответ в книге (например, найдите в тексте произведения "А зори здесь тихие" эпизод, где речь идет о сыне Риты Осяниной ) 2) Предложить расположить фрагменты произведения в последовательности происходящих событий; 3) Создание рекламного видеоролика к кинофильму; 4) Создание афиши к кинофильму. Это можно дать как домашнее задание с последующей защитой на уроке. 5) "Озвучивание кинофрагмента" - нахождение в тексте произведения нужного монолога или диалога. 6) Создание буктрейлеров ( эта работа может предложена старшеклассникам ) 7) Создание сравнительных таблиц

Слайд 13

Интегрированные уроки - эффективное средство формирования знаний в поле пересечения различных гуманитарных наук. Уникальны и очень продуктивны интегрированные уроки литературы и истории. В отличие от обычных уроков с использованием межпред­метных связей интегрированные уроки могут проводиться со­вместно двумя или несколькими учителями . Часто такие уроки в методике называют урок –панорама. Такие уроки дают возможность представить учащимся в комплексе литературное произведение в историческом контексте. Интегрированные уроки требуют огромной методической подготовки учителей. Построение интегрированных уроков отличается от традиционных уроков. Материал представляется здесь пластами. Несомненно использование в ходе таких уроков кинофрагментов имеет эффективное значение. Отрывки из фильмов, снятых по изучаемому произведению позволяют дать материал для анализа основных событий, характеристики героев , а также воздействовать на эмоции учащихся. Пример интегрированного урока: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы всего народа» (урок по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» и истории Великой Отечественной войны) Интегрированные уроки литературы и истории Книги о войне и их экранизации

Слайд 14

Интегрированные уроки (Литература и история) Книги о войне и их экранизации

Слайд 15

1) Развивает ассоциативное мышление и творческие способности; 2) Формирует коммуникативные и познавательные компетенции; 3) Дает широкие возможности по использованию разных форм и видов деятельности учащихся; 4) Позволяет включать в урок фрагменты художественных фильмов, не только по изучаемой на уроке кни ге . Технология творческой мастерской на уроках литературы Книги о войне и их экранизации

Слайд 16

ЭТАПЫ: Лейтмотив –настрой на работу (фрагмент из кинофильма, музыкальный момент) . Рассчитан на обращение к эмоциональному сознанию школьников; Работа с ассоциациями; Углубление в ассоциации (фрагмент из кинофильма); Разрыв (фрагмент из кинофильма, который соответствует тематике, но отвлечен от урока); Осмысление. Работа с материалом; Творческий этап. Технология творческой мастерской Книги о войне и их экранизации

Слайд 17

Кроме уроков, учитель может во внеклассной работе использовать разные формы и методы по формированию патриотического самосознания школьников: Л итературно-музыкальные композиции; Вечера памяти; Спектакли; Викторины; Квест –игры и т.д. Внеклассные мероприятия Книги о войне и их экранизации

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Книга и фильм - два в одном в Год российского кино! Книги о войне и их экранизации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности"

Моя статья  предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже её создал....

Информация об использовании возможностей дистанционного обучения в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку

Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п. Ресурсы сети Интернет:- Творческие конкурсы исследовательских раб...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания и обучения школьников»

Аннотация. В статье рассматривается значение интеграции в урочной и внеурочной деятельности как средства развития индивидуальных творческих способностей в образовательном процессе. Применени...