Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Добрынина Людмила Леонтьевна

 

Технологическая карта урока литературы в 8 классе

Ф.И. О. учителя: Добрынина Л.Л. МБОУ «СОШ №6» г.Вязники

Предмет: литература

Класс: 8

Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»

Тип урока: урок обобщения  материала

Технологии: исследование

УМК: программа по литературе 5-11 кл. под редакцией Г.И.Беленького

 

Задачи:

·         способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: формировать умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), формировать умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение выражать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

·         развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;

·         формировать умение  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, грамотно строить монологические высказывания, умение  вести диалог, понимать проблему, выдвигать гипотезу, отслеживать причинно-следственные связи, структурировать материал.

·         обеспечить понимание чувства ответственности перед коллективом, формировать умение корректно отстаивать свою точку зрения, помнить об уважительном отношении к мнению товарищей, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;

·         дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.                             

·         обеспечить представление о русской литературе как носительнице духовно-нравственных идеалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fgos_kapitanskaya_dochka_8_klasse.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 8 классе

Ф.И. О. учителя: Добрынина Л.Л. МБОУ «СОШ №6» г.Вязники

Предмет: литература

Класс: 8

Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»

Тип урока: урок обобщения  материала

Технологии: исследование

УМК: программа по литературе 5-11 кл. под редакцией Г.И.Беленького

Задачи:

  • способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: формировать умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), формировать умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение выражать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;
  • формировать умение  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, грамотно строить монологические высказывания, умение  вести диалог, понимать проблему, выдвигать гипотезу, отслеживать причинно-следственные связи, структурировать материал.
  • обеспечить понимание чувства ответственности перед коллективом, формировать умение корректно отстаивать свою точку зрения, помнить об уважительном отношении к мнению товарищей, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;
  • дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.                              
  • обеспечить представление о русской литературе как носительнице духовно-нравственных идеалов.

Основные этапы организации учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент

 Мобилизующее начало урока (учитель создаёт ситуацию удивления, мобилизуя интерес уч-ся к теме) Предлагается  проблемный вопрос, ответ на который будет найден в ходе урока)

Приветствие учителя .

Сообщение темы урока: «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»

Проблемный вопрос « Как в экстремальных условиях проявляется характер и нравственная позиция главных героев пр-я?»

Запись в тетрадь

Фиксируют проблему.

Активизация мыслительной деятельности.

1 Регулятивные:

- волевая саморегуляция.

2 Личностные:

- проявление познавательной активности.

3 Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

4 Метапредметные:

-учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Целеполагание

 понимание идейно - художественного богатства романа;
формирование  умения понимать замысел автора; хорошо ориентироваться в тексте;

обобщение изученного материала, подготовка к сочинению.
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

Самостоятельная постановка учебной цели.

Определите ваши цели урока?

1. Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Личностные:

- целеполагание, осознанное отношение к литературному материалу.

3. Метапредметные:

- аргументация своего мнения.

Проверка домашнего задания

Сейчас вам предлагается обсудить в группах цитаты из произведения…

В левой части конспекта учащиеся записывали те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Обобщение материала

Блиц-опрос

1. Имя отца Гринева?
2. Отец служил ли при графе...
3. Сколько детей было в семье Гриневых?
4. Сыну был пожалован в дядьки...
5. Для обучения Петруши был нанят француз

 6. ... который в Отечестве своем был
7. ... в Пруссии
8. На каком уроке батюшка застал Бопре спящим невинным сном?
9. В это время Петруша…

10. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?»

11. Шаматон - это...

12. Капитан Миронов был необразованный и простой, но самый....
13. слова Гринева: «В Марье Ивановне «я нашел...»
14. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стихов подари ей...»
15. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты о ней такого мнения?»
16. Гринев скажет о словах Швабрина в адрес Маши: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах....»

17. Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот,..»

18. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»
19. Что такое – ходатай?
20. Что такое – погост?
21. Что такое – призреть?


22. что такое – наперсник?

23. Что такое – челобитье?
24. Что такое – обедня?
25. Что такое ментор?
26. Что такое острог?
27. Что такое – алтын? 

(Андрей Петрович)

(Минихе)

(9)

(стремянный Савельич)

(мосье Бопре)

(парикмахером)

(солдатом)

(географии)

(прилаживал мочальных хвост к мысу Доброй Надежды)
(Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон)

(бездельник, шалопай)
(честный и добрый человек)

(благоразумную и чувствительную девушку)

(пару серег)

(«Знаю по опыту ее нрав и обычай»)

(обдуманную клевету)

(в котором вместо языка шевелился короткий обрубок)

(Екатерина II)

(Заступник, защитник)
(кладбище)
(позаботиться, взять под опеку)

(любимец, человек, пользующийся особым доверием)
(прошение)

(церковная служба)

(наставник)

(тюрьма)

(старинна русская монета)

Как хорошо вы знаете текст?

     Диагностическая работа.

 

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Личностные:

- способствовать проявлению самостоятельности в высказываниях.

3) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

4) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

5) Метапредметные:

- учебное сотрудничество с учителем, эстетическое восприятие художественного текста.

Работа в группах

Каждая группа получает проблемный вопрос, на который нужно найти ответ в процессе обсуждения.

Работа в группах: уч-ся проводят коллективное исследование, учатся формулировать собственное мнение.

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, ответы.

Какой урок А. С .Пушкин даёт будущим поколениям?

Как автор относится к Пугачёву и «русскому бунту»?

Какой нравственный выбор стоял перед героями романа?

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4) Метапредметные:

- формирование исследовательских навыков, умение работать в группе, сотрудничать со сверстниками.

5) Личностные:

- проявление познавательной самостоятельности и активности.

Закрепление материала

Просмотр кинофильма.

Распознавание героев по их характеристике.

Этот герой
совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;

составил реестр “раскраденному злодеями” “барскому добру” и требовал компенсировать потери;

был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча “оголтелому пьянице”. 

Эта героиня

одевалась по обыкновению “просто и мило”;

в экстремальной ситуации, получив настоятельную рекомендация сменить имидж, переоделась в крестьянский сарафан;

вопреки правилам придворного этикета, была одета на приеме у императрицы “в дорожное платье”, так как, по именному повелению, должна была “ехать во дворец в том, в чем ее застанут”. 

Этот герой

появлялся на страницах романа как в “оборванном армяке и татарских шароварах”, так и в “красном кафтане” “на белом коне”;

получил в подарок “заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя”;

отблагодарил дарителя, пожаловав “шубу со своего плеча”. 


Эта героиня

ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;

приняла смерть “раздетой донага”, так как “в ее душегрейку” “успел уже нарядиться один из разбойников”-пугачевцев;

беспокоилась о скудости приданого, составленного ею для дочери: “частый гребень, да веник, да алтын денег”. 

Эта героиня

впервые появилась перед читателем “в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке”;

уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своем гардеробе несколько сот платьев;

предстала на страницах пушкинского романа в полном соответствии с образом, созданным художником Д.Левицким на портрете. 

Этот герой

во время воинского учения одет совсем не по-командирски, не по-военному: “в колпаке и в китайчатом халате”;

настаивал на том, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах дочь сменила стиль одежды с “дворянского” на “крестьянский”;

принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь. 

(Савельич.)

(Маша Миронова.)

(Пугачев.)

(Василиса Егоровна.)

(Екатерина II.)

(Капитан Миронов.)

Итак, какими мы видим героев повести?

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4) Метапредметные:

- формирование зрительской культуры, читательской культуры, умения видеть детали в произведениях искусства.

5) Личностные:

- умение лаконично высказывать собственное мнение.

Рефлексия

Изменилось ли ваше отношение к героям пр-я?

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?

Учитель напоминает проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Высказывание по модели.

Уч-ся осознанно строят свои высказывания.

Некоторым уч-ся предлагается ответить на вопрос письменно на листочке.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

3) Личностные:

- положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

4) Метапредметные:

- умение анализировать и обобщать.

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании .

Оценки за урок

Дом.задание: написать сочинение ( Темы по выбору учащихся)

  1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»
  2. «Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин.

Составить план:

Написать сочинение.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

3) Метапредметные:

- контролировать свою деятельность

4) Личностные:

- развитие творческих способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка"

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская  дочка".Подготовка к домашнему сочинению.Цели урока:развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать сво...

Материал к обобщающему уроку по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Каждый учитель, готовясь к обобщающему уроку по произведению, хочет сделать его интересным и запоминающимся. На подготовку таких уроков, как правило, уходит много времени, которого нам, педагогам, все...

Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева "Муму"

Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева "Муму". Самостоятельная работа по изобразительно-выразительным средствам (сравнение, эпитет, гипербола)....

Методическая разработка обобщающего урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Обобщающий урок в 8 классе Цели: 1.углубить понимание идейно-художественного богатства романа.2. учить разгадывать замысел автора.3.хорошо ориентироват...