Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»
методическая разработка (6 класс) на тему

Емелева Ольга Константиновна

Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Емелева О.К.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Атамановская СОШ»

Новокузнецкого муниципального района

Пояснительная записка к методическому семинару

«Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов  

по созданию литературных атласов»

Чтение как труд и как творчество.

Асмус

Предлагая объявить 2015 год Годом русской литературы, Президент РФ В.В. Путин отметил, что «Россия утратила статус самой читающей страны в мире, жители страны в среднем тратят на чтение всего девять минут в день». В то же время современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе,  который готов к поиску и преобразованию разнообразной информации, извлекаемой из текстов.

Действительно, мой практический опыт обучения русскому языку и литературе показывает: чем старше дети, тем ниже у них мотивация к чтению. Пик отсутствия интереса к книге приходится на подростковый возраст. Следствием этого становятся низкая грамотность и литературное невежество учащихся, прогнозируемый итог – низкие баллы на государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе, низкий уровень написания итогового сочинения по литературе в 11-м классе.

Актуальность решения проблемы низкой мотивации к чтению обусловлена и тем, что установленные ФГОС требования к результатам обучения сформулированы  на основе принципов метапредметности, и один из метапредметных результатов выражен как «смысловое чтение». Кроме того, предметным результатом освоения предметной области «Русский язык и литература» значится «воспитание квалифицированного читателя», т.е. человека, обладающего читательской компетенцией.  

Определение читательской компетенции по Л. А. Ходяковой и А. В. Супруновой – «это совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих процесс чтения как вида речевой деятельности: восприятие, понимание, прогнозирование, интерпретацию, извлечение смысла информации, оценку прочитанного текста, диалог с автором, - готовность использовать извлеченную информацию в собственном личном опыте, в различных социокультурных ситуациях, свободно ориентироваться в современном мире».

Наблюдения за учащимися 5-7 классов нашей школы показывают, что читательская компетенция в приведённой интерпретации сформирована у них недостаточно. Кроме этого, слабая осведомлённость учащихся о жизни и творчестве сибирских писателей, плохое знание истории, в т. ч. истории родного края, не может не вызывать тревогу. Для решения проблемы было намечено апробировать использование проектной деятельности учащихся по созданию литературных атласов на основе работы с художественными произведениями писателей-сибиряков.  

Цель работы – повышение мотивации учащихся к чтению на основе создания литературных атласов.

Задачи:

- научить школьников проектированию по созданию литературных атласов;

- познакомить учащихся с литературным наследием Сибири;

- формировать элементы читательской компетенции учащихся: восприятие, понимание, интерпретация, извлечение смысла информации, готовность использовать извлечённую информацию в различных ситуациях.

Идея литературного атласа была заимствована у кандидата педагогических наук, доцента кафедры теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета института филологии и истории РГГУ Лавлинского Сергея Петровича (семинар на тему «Теория и практика современного литературного образования: школа читателя», г. Новокузнецк, 2015 г.). Детальная разработка модели атласа и способов использования его в образовательной деятельности проводилась мною в течение двух лет и вылилась в создание условий для изготовления учащимися многотомной серии литературных атласов «Перелистывая страницы произведений писателей-земляков».

Наш литературный атлас представляет собой учебное пособие, изготовленное учащимися с использованием печатных и электронных ресурсов, технических средств. Каждый атлас (том) посвящён конкретному сибирскому писателю и его творчеству, причем содержащиеся в нем сведения  дополняют учебник по литературе.

В ходе практической деятельности сложился наиболее оптимальный вариант   атласа, в  структуру которого включены три раздела. В первом разделе содержатся портретные и сюжетные фотографии, биография писателя, расширенная дополнительными фактами, которых нет в учебнике, а также биографическая карта. Биографическая карта – это контурная карта региона, с которым связана судьба писателя, на которой дети помечают его важные жизненные вехи. Во втором разделе представлен полный текст произведения и иллюстрации к нему (авторство детей поощряется). Третий раздел содержит сюжетную карту – произвольную схему, на которой дети в хронологическом порядке  изображают основные сюжетные события,  привязывая их  к местам и объектам, где они происходят, по возможности отражая отношения между героями. Символы  при создании сюжетной карты  дети  подбирают сами  и обычно используют рисунки (от руки либо с применением компьютерных программ), стрелки, пояснительные слова или короткие фразы.

Как видим, часть информации в литературном атласе представляется в графическом виде – это биографическая и сюжетная карты. Эти две карты служат своего рода опорным конспектом (В.Ф. Шаталов) для изучения жизни и творчества писателя. Таким способом учащиеся визуализируют текстовую информацию. Визуализация информации улучшает восприятие текстов, развивает образное мышление учащихся, способствует развитию навыков смыслового чтения, помогает эффективно восстановить в памяти нужную информацию. Работа над созданием проекта развивает образное мышление, креативность, способствует творческому самовыражению.

Обращение к сибирским авторам неслучайно. Лаконичность, выразительность и народность их произведений всегда находят отклик в душе как взрослого, так и ребёнка. Кроме этого, оно дает возможность  восполнить пробел учащихся в знании истории родного края, воспитания чувства патриотизма, почитания старших, любви к землякам, к родному краю, уважения к деятелям культуры и искусства. Неизменно хочется отметить самых ярких писателей Сибири в создании таких образов для детей. Ими являются Виктор Петрович Астафьев, Валентин Григорьевич Распутин, Владимир Михайлович Мазаев, Владимир Федорович Куропатов. В первую очередь именно их творчество стало основой для создания литературных атласов.

Работа по созданию литературного атласа – это групповой проект, ориентированный на учащихся 5-7 классов. Она организуется мною на уроках литературы (задействованы все учащиеся) и во внеурочной деятельности (участвует группа учащихся, которая мотивирована на глубокое изучение литературных произведений). При этом на уроках литературы мы работаем с произведениями, предусмотренными рабочей программой; на занятиях внеурочной деятельности знакомимся с творчеством других сибирских писателей. На создание одного атласа отводится 3 часа.

Реализация проекта проходит  поэтапно.

На подготовительном этапе учащимися с моей помощью определяется цель проекта, осуществляется планирование работы. Формируются микрогруппы, исходя из уровня мотивации, подготовленности,  психологических особенностей учащихся, с учетом их пожеланий. Первая группа: оформители. Данная группа занимается поиском фотографий писателя, выбором или созданием иллюстраций к произведению, дизайнерским оформлением атласа. Вторая группа: биографы. Участники группы занимаются подбором информации по биографии, творчеству писателя и созданием биографической карты. Третья группа: картографы. Задача данной группы состоит в составлении сюжетной карты.

На практическом этапе учащиеся занимаются поиском и обработкой информации, дизайнерским оформлением литературного атласа. Они знакомятся с дополнительной литературой по исследуемому вопросу, находят нужный материал в сети Интернет,  школьной библиотеке. В процессе работы над созданием литературного атласа я провожу консультации, обсуждаю с учащимися наиболее сложные вопросы и контролирую отбор необходимой информации.

На  обобщающем этапе происходит представление результатов работы групп внутри класса и подготовка к презентации на уровне школы готового литературного атласа как продукта проекта. Участникам проекта вручаются значки «Знатоки литературы родного края». Итоговая презентация проходит на общешкольной научно-практической конференции, на которой атлас защищается как групповой проект класса.

Работа над проектом завершается организованной мною рефлексией с учётом результатов защиты, мнений и впечатлений учащихся о ходе и итогах работы, результаты корректируются и ставятся задачи на перспективу.

Литературные атласы популяризируют творчество литераторов-земляков и просто заменяют ветхие (и недостающие) печатные экземпляры книг. Мы адресуем их в первую очередь  школьникам, изучающим произведения сибирских авторов на уроках или во внеурочной деятельности. Они могут использоваться в учебной деятельности, при проведении недель предметов гуманитарного цикла, при организации книжных выставок, библиотечных уроков, в домах детского творчества, в качестве подарочных и музейных экземпляров. Несколько атласов ребята подарили работникам сельской библиотеки для предложения читателям, которые не пользуются электронными ресурсами.

В качестве положительных результатов работы по реализации проекта можно отметить повышение интереса к творчеству писателей-сибиряков, желание глубже познакомиться с их творчеством. Так, ученик 6-го класса Д. Шелтреков выполнил исследование «Тема дороги в произведении В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и занял II место на научно-практической конференции школьников Новокузнецкого района в 2016 г.

Основным критерием оценки эффективности использования литературных атласов мы рассматриваем уровень мотивации к чтению. Для выявления уровня мотивации к чтению учащихся 5-7 классов до начала работы над литературными атласами в школе было проведено диагностическое тестирование по методике Калининой Н.В., Лукьяновой М.И. «Методика изучения мотивации обучения подростков», в котором принял участие 91 учащийся.

Входная диагностика показала, что уровень мотивации к чтению школьников достаточно низкий:

- низкий уровень - 51,8%;

- средний уровень – 27%;

- высокий уровень – 21,2%.

При повторном  тестировании  (через год после начала использования литературных атласов) были получены следующие результаты:

- низкий уровень – 36,4%;

- средний уровень – 42,4%;

- высокий уровень – 21,2%.

Таким образом, отмечаем положительную динамику мотивации учащихся к чтению.

Работа в данном направлении отражается на качестве успеваемости. Общая успеваемость по литературе – 100%; качественная успеваемость  по годам:

- 2014 год – 60 %;

- 2015 год – 61%;

- 2016 год – 63%.

Учитывая положительные результаты, планирую продолжить применение данного проекта, например, организовать работу учащихся по созданию серии литературных атласов «Лирики Кемеровской области».

Уверена, реализация проекта – один из путей становления квалифицированного читателя, она поможет возродить интерес учащихся к чтению и позволит им научиться получать удовольствие от беседы с книгой. В дальнейшем полученные навыки пригодятся учащимся при написании сочинений по литературе (в том числе итогового) и позволят достойно пройти государственную итоговую аттестацию по ряду учебных предметов.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся.

Проектная деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово «проект», оно означает «выброшенный вперед», «выступающий»,  ...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся 5-9 классов

Методические рекомендации содержат описание системы организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов и алгоритм работы над учебным проектом, включающий  в себя этапы разработки проекта, по...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Методические  рекомендациипо  организациипроектной  деятельности учащихся по русскому языку и литературе...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...