Сценарий спектакля для школьного театра "Удивительные истории, рассказанные Иваном Петровичем Белкиным" (по повестям А.С. Пушкина "Барышня - крестьянка", "Метель")
материал по литературе на тему

Пусикова Наталья Александровна

Сценарий написан по повестям из пушкинского цикла "Повести Белкина", которые, как правило, очень любимы нашими учениками. Спектакли рассчитаны на аудиторию 8-9 классов, предполагают небольшую актёрскую труппу. Автором сценария даны указания по подбору костюмов и атрибутики для постановок, а также объяём речевого материала, необходимый для заучивания каждым участником спектакля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_spektaklya_povesti_belkina.docx55.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пусикова Н.А., n.pusikova@mail.ru,

учитель русского языка и литературы

ОГКОУ «Школа – интернат №92»

Сценарий спектакля «Повести Белкина» (по повестям А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», «Метель»).

                                   

    «Барышня – крестьянка». 

Действующее лицо

Количество слов

Костюм, детали для костюма, аксессуары

Пушкин

236 (по обеим постановкам)

Бакенбарды, фрак либо белая рубаха с отворотом, перо и чернильница

Берестов

156

Домашний халат и колпак с кисточкой либо жилет с рубахой, курительная трубка, рюмочка и графин

Алексей

191

Костюм охотника (панталоны, жилет, ягдташ, ружьё), усы

Настя

210

Простое платье либо сарафан с рубахой

Лиза

292

Платье барышни с высокой талией и короткими рукавами высокая причёска; сарафан с блузкой, платок, корзина для грибов

Предметы для постановки: стул, письменный стол, перо, чернильница, свеча, стопка книг, спички, графин, рюмка, трубка, большое зеркало, расчёска, азбука, корзина, ружьё

Декорации: камин, стул, стол, лесная поляна

Пушкин одновременно говорит и (сначала) подкладывает дрова в камин, затем зажигает свечу.

Пушкин. В одной из отдалённых наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку, уехал в свою деревню и с тех пор оттуда не выезжал. Был он барином умным и домовитым, имел большой дом и суконную фабрику. Имел Берестов и сына Алексея.

Пушкин садится за стол, берёт перо и задумывается.

                                                        ***

Сцена 1. Берестов и Алексей.

Берестов (покуривая трубку)  Ну, Алексей, ты у меня и вправду молодец!  Не пойти ли тебе на статскую службу? Занятие  хорошее, денежное, мирное, что скажешь?

Алексей (подкручивая усы) Нет, батюшка, не хочу я свою молодость проводить в канцелярии над бумагами. Хочу быть военным, носить мундир, рисоваться на коне.

Берестов  (похлопывая его по плечу)  Всё это вздор, Алёшка! Молод ты ещё да глуп. Поживи покамест барином  в моём доме, а там, бог даст, видно будет.

(Уходят).

Пушкин делает вид, что пишет пером, обмакивая его в чернильницу. Одновременно с этим он задумчиво приговаривает.

Пушкин. Алексей и в самом деле был молодец. Жил он в доме отца привольно, ходил на охоту и отпустил на всякий случай усы. Барышни сходили по нему  с ума. Но более всех занята была им дочь соседа Берестовых  Лиза Муромская. Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. За Лизою ухаживала Настя; она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня.

(Уходит). Звучит лёгкая музыка. На сцену, держась за руки и смеясь выбегают Настя и Лиза. Лиза усаживается перед зеркалом, Настя начинает её расчёсывать.

                                                         ***

Сцена 2. Лиза и Настя.  

Настя. Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова, нагляделась довольно, целый день были вместе.

Лиза (удивлённо)  Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

Настя (не спеша вспоминает) Извольте. Пошли мы, я, Анисья, Ненила, Дунька…

Лиза (торопливо) Хорошо, знаю. Ну потом?

Настя. Позвольте, расскажу всё по порядку. Вот пришли мы к самому обеду.

Лиза. Ну! А Берестов?

Настя (возмущённо) Да как же вы нетерпеливы, барышня! Вот вышли мы из – за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

Лиза (с любопытством) Ну что ж? Правда, он так хорош собой?

Настя (с восхищением и удовольствием) Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щёку.

Лиза  (с недоумением) Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален? Задумчив?

Настя. Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

Лиза (изумлённо) С вами в горелки бегать? Невозможно.

Настя( с радостью, эмоционально) Очень даже возможно. Да что ещё выдумал! Поймает, и ну целовать!

Лиза  (твёрдо и решительно) Воля твоя, Настя, ты врёшь.

Настя. (так же твёрдо) Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день так с нами и провозился.

Лиза. Да как же говорят, он влюблён и ни на кого не смотрит?

Настя. Не знаю, а на меня, так уж слишком смотрел, да и на Таньку, и на Пашку, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!

Лиза. Это удивительно. А что в доме про него слышно?

Настя. Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой весёлый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да это ничего, со временем остепенится.

Лиза (мечтательно) Как бы мне хотелось его видеть!

Настя. Да что тут мудрёного! Тугилово от нас недалеко, всего три версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы верно встретите его. Он же всякий день рано утром ходит с ружьём на охоту.

Лиза (задумывается)  Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь – ка я крестьянкою!

Настя. И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово. Ручаюсь вам, уж вас – то Берестов не прозевает.

Лиза (радостно) А по – здешнему я говорить умею прекрасно. Ах, Настя, милая Настя, какая славная выдумка!

                                                                  ***

Сцена 3. Алексей и Лиза.

 Звучит лёгкая фольклорная или романсовая музыка. Лесная поляна.  В одной её стороне Алексей охотится и стреляет. В другой -  Лиза собирает грибы. От выстрела она подпрыгивает и вскрикивает.

Алексей (сначала удивлённо всматривается из – под руки, а затем осторожно подходит) Не бойся, милая. Позволь, я тебя провожу. Ты мне разрешишь идти возле тебя?

Лиза (делая безразличное лицо на манер крестьянки) А кто тебе мешает? Вольному воля, а дорога мирская.

Алексей. Откуда ты?

Лиза. Из Прилучина. Я дочь Василья – кузнеца, а иду по грибы. А ты, барин, Тугиловский что ли?

Алексей (улыбаясь) Так точно. Я слуга молодого барина.

Лиза (подбочениваясь и качая головой) А врёшь. Не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.

Алексей. Почему же ты так думаешь?

Лиза. Да как же барина со слугой  не распознать. И одет не так, и говоришь не по – нашему.

Алексей пытается обнять её.  Лиза сильно отталкивает его и принимает строгий вид.

Лиза (громко и твёрдо) Если вы хотите, чтоб мы были вперёд приятелями, то не извольте забываться.

Алексей (изумлённо)  Кто же тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей?  (Обращаясь к публике) Вот какими путями распространяется просвещение!

Лиза. А ты что думаешь, я на барском дворе никогда не была? Не бойся: всего нагляделась да наслушалась. Однако, болтая с тобой, грибов не соберёшь. Иди- ка ты, барин, в одну сторону (показывает рукой),  а я в другую. Прощения просим… (раскланивается)

Алексей (удерживает её за руку). Как тебя зовут, душа моя?

Лиза. Акулиной (решительно убирает его руки).  Да пусти же, барин, мне домой пора.

Алексей. Ну, мой друг, непременно приду в гости к твоему батюшке, к Василью – кузнецу.

Лиза. (испуганно) Что ты! Ради Христа, не приходи!

Алексей. Да я непременно хочу с тобой опять увидеться.

Лиза. Так я опять приду за грибами.

Алексей. Когда же?

Лиза. Да хоть завтра.

Алексей. А ты не обманешь меня?

Лиза. Не обману.

Алексей. Побожись.

Лиза (торопливо крестится)  Ну вот тебе святая пятница, приду.

(Уходят). Большая музыкальная заставка.  Под музыку проигрываются сцены гуляния по лесу, обучения азбуке. Затем идут поочерёдно сцены с дуплом. Сначала  Алексей пишет Лизе письмо со стихами Богдановича, затем Лиза читает письмо Алексея вслух.

                                                           ***

         Алексей.

Я помню голос милых слов,

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые

Небрежно вьющихся власов.

(Запечатывает конверт и кладёт в дупло. Уходит.)

Лиза (Прибегает к дуплу, вытаскивает оттуда письмо Алексея, читает)

Моей пастушки несравненной

Я помню весь наряд простой,

И образ милый, незабвенный,

Повсюду странствует со мной.

Целует письмо, прячет на груди. Затем вынимает из рукава свою записочку и кладёт в дупло. Убегает. Через некоторое время приходит Алексей и вынимает её записку, кладёт новую. Уходит.  

                                                           ***

Сцена 4. Берестов и Алексей.

Берестов (наливает себе из графина вина в рюмочку) Что ж ты, Алёша, давно про военную службу не поговариваешь? Или гусарский мундир тебя уже не прельщает?

Алексей. Нет, батюшка. Я вижу, вам не угодно, чтобы я шёл в гусары. Мой долг вам повиноваться.

Берестов. Хорошо (отпивает глоток) Вижу, что ты послушный сын; это мне утешительно. Я не прошу тебя сейчас же начать статскую службу, а покамест намерен я тебя женить (ставит рюмку на стол)

Алексей (изумлённо) На ком это, батюшка?

Берестов. На Лизавете Григорьевне Муромской. Уж поверь мне: невеста хоть куда.

Алексей. Но, батюшка, я о женитьбе ещё не думаю.

Берестов (посмеиваясь и обнимая его за плечи) Ты не думаешь, зато я за тебя уже думал и передумал.

Алексей (растерянно) Но я совсем не знаю Лизу Муромскую. Я люблю другую девушку.

Берестов (ласково)  Ничего, сынок, стерпится, слюбится.

Алексей (решительно отходит от отца) Я не смогу сделать Лизу счастливой.

Берестов (гневно). Не твоё горе – её счастье. Что? Так – то ты почитаешь волю родительскую?

Алексей (громко и уверенно) Как вам угодно, я не хочу жениться и не женюсь.

Берестов  (кричит) Ты женишься, чёрт побери, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят, продам и промотаю, а тебе и копейки не оставлю. Даю тебе три дня на размышление,  а покамест не смей мне на глаза показываться.

Оба уходят в разные стороны.

                                                       ***

Сцена 5. Алексей и Лиза.

Комната Лизы. Лиза сидит в красивом платье и читает письмо Алексея вслух.

Лиза (читает письмо). Милая Акулина, злая судьба решила пошутить над нами. Батюшка хочет женить меня на барышне, которую я даже не знаю. Но я люблю только тебя, ангел мой, моя милая пастушка…

Алексей (врывается в комнату). Лизавета Григорьевна, позвольте с вами объясниться…

Лиза испуганно оборачивается.

Алексей (изумлённо) Акулина? Ты ли это?

Лиза вскрикивает и хочет убежать. Алексей удерживает её, целуя ей руки.

Лиза. Оставьте меня, сударь, вы сошли с ума!

Алексей. Акулина! Акулина! Во всех ты, душенька, нарядах хороша!

Звучит жизнеутверждающая музыка.

                                      «Метель».

Роли исполняют:

Пушкин – Кеслер С.

Владимир – Фатхутдинов Э.

Священник – Колпаков С.

Бурмин – Беляков С.

Марья Гавриловна – Антонова Н.

Действующее лицо

Количество слов

Костюм, детали для костюма, аксессуары

Пушкин

Бакенбарды, фрак либо белая рубаха с отворотом, перо и чернильница

Владимир

113

Шинель с погонами, усы

Священник

106

Ряса, церковная книга, две свечки

Бурмин

201

Костюм гусара, шинель

Марья Гавриловна

103

Платье барышни с высокой талией и короткими рукавами, фата, тёплая шаль

Предметы для постановки: зеркало, письмо, фата, снег хлопьями, газовая  ткань для имитации метели, церковная книга, свечки.

Декорации: старая часовня, стол, свеча.

Музыкальное сопровождение: Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести «Метель» (романс, вальс); звуки ветра и метели.  

Звучит музыка из романса Г.Свиридова «Метель»

Пушкин. Жизнь подносит нам порой невероятные сюрпризы, над которыми не властен человек, но любовь делает нашу жизнь поистине прекрасной. Вот вам ещё одна история любви, почти невероятной, но совершенно достоверной.

Снова звучит романс.

                                                          «Метель»    

В конце 1811 года жил в своём поместье Ненарадове добрый помещик Гаврила Гаврилович. Была у него дочь, Марья Гавриловна, стройная, бледная девица, богатая невеста семнадцати лет. Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, влюблена. Её возлюбленным был бедный армейский прапорщик Владимир, находившийся в отпуску в деревне.  

Звуки музыки нарастают и усиливаются.  

                                                   ***

Сцена 1. Марья Гавриловна и Владимир.

Встречаются на фоне старой часовни, берут друг друга за руки, Владимир целует руки Марьи.

Марья Гавриловна. Родители запрещают мне даже думать о тебе, Владимир! Скажи мне, если друг без друга мы дышать не можем, почему же воля жестоких родителей мешает нашей любви?

Владимир. Но ведь можно и обмануть судьбу, Маша. Давай обвенчаемся тайно, будем скрываться некоторое время, а потом бросимся к ногам твоих родителей! Я знаю, они будут тронуты, увидев, как мы любим друг друга!

Марья Гавриловна (задумчиво) Повенчаться тайно? Без родительского благословения? Но ведь это так страшно!

Владимир. Не бойся, милая, я всё продумал. Завтра после ужина ты уйдёшь из дома через заднее крыльцо, за садом найди готовые сани, садись в них и езжай за пять вёрст от Ненарадова в село Жадрино, прямо в церковь. Там я буду тебя ждать, и нас обвенчают.

Марья Гавриловна. Будь по – твоему, Володенька, на всё воля божья.

Расстаются. Вновь звучит романсовая музыка. Декорации меняются.

                                                       ***

 Комната Марь Гавриловны. На столе горит свеча. Марья торопливо дописывает письмо и оставляет его на столе.

Сцена 2. Марья Гавриловна (одна, стоя перед зеркалом и надевая на себя тёплую шаль поверх белого платья и фаты).

Ну вот и всё! Боже мой, как же мне страшно! Какая метель поднялась сегодня! Прощай, родной дом! Прощайте, родители!  Простите вашу непокорную дочь! (плачет и выбегает)

Вновь звучит музыка.

                                                     ***

Сцена 3. Владимир один на фоне ревущего ветра и метели, окутан белым газом снега.

Владимир. Вот уже несколько часов я не могу найти дороги в церковь. Всё замела, закружила проклятая метель. Как же мне выйти в Жадрино? (кричит) Помогите! Помогите же! Ни одной души кругом. Прощай, Машенька! Прощай, душа моя! Всё пропало!

Он мечется по сцене из стороны в сторону, несколько раз падает, поднимается, в отчаяньи закрывает лицо руками, падает на колени и плачет

Романсовая музыка метели усиливается ещё больше.

                                                     ***

Сцена 4.  Марья Гавриловна, священник, Бурмин, слуга Марьи.

Священник. Право, не знаю, что и делать. Время за полночь, церковь открыта, невеста здесь едва ли не в обмороке, а жениха всё нет. Где же жених?

Слуга. Не могу знать, батюшка. Велено было доставить барышню к одиннадцати часам.

Священник. Метель сегодня разыгралась не на шутку. Не к добру это. Чью – то судьбу природа изменить хочет. И всё – таки, где же жених?

Слуга (бросается к двери) Сюда! Сюда! Скорее! (приводит Бурмина)

В церковь входит, отряхивая с себя снег, Бурмин.

Священник. Помилуй, голубчик, где же ты замешкался? Никак метель тебя с дороги сбила? Невеста в отчаяньи ждала тебя весь вечер, уж в обмороке лежит. Выходи же скорее.

Бурмин (растерянно). Позвольте, я что – то не понимаю…

Священник. После, голубчик мой, после…

Слуга поднимает Марью и подводит её к Бурмину.

Бурмин (в недоумении осматривая её). Хорошенькая, однако… Недурна…

Священник даёт им обоим свечки. Оба крестятся.

Священник. Прикажете начинать?

Бурмин. Начинайте, батюшка, начинайте.

Священник. Раб божий Владимир, согласен ли ты взять в жёны рабу божью Марию?

Бурмин. Да.

Священник. Раба божья Мария, согласна ли ты взять в мужья раба божия Владимира?

Марья. Да.

Священник. Поцелуйтесь же, дети мои!

Марья и Владимир поворачиваются друг к другу. Владимир поднимает с лица невесты вуаль, наклоняется, чтобы поцеловать её. Но вдруг Марья испуганно вскрикивает и отталкивает его.

Марья. Это не он! Это не он! Боже мой! (убегает)

Бурмин растерянно разводит руками и тоже уходит.

                                                              ***

 Звучит музыка «Вальс» Г. Свиридова. Под эту музыку кружатся несколько пар. В зал вновь входит Пушкин. Он останавливается в сторонке, некоторое время наблюдает за танцующими. Музыка стихает.

Пушкин. Прошло несколько лет. За это время со славой была окончена война. Офицеры наши возвращались из – за границы. В губернии, где жила наша Марья Гавриловна, появился однажды раненый гусарский полковник Бурмин.  Марья Гавриловна выделяла его из всех. Он же тоже полюбил её.

Вновь звучит вальс. Пары танцуют. Одна пара – Бурмин и Марья – отделяются от толпы и выходят на авансцену. Музыка стихает.

                                                                ***

Сцена 5. Бурмин и Марья.

Бурмин. Я люблю вас, Марья Гавриловна. С тех пор как я вас увидел, я полюбил вас страстно. Ваш милый образ отныне будет мучением и отрадой жизни моей. Но мы не можем быть вместе…

Марья Гавриловна. Почему же?

Бурмин. Я должен открыть вам ужасную тайну. Я не могу быть вашим мужем.

Марья Гавриловна. Я  тоже не могу быть вашей женой.

Бурмин. Знаю, что когда – то вы любили. С тех пор прошло три года. Три года полного одиночества. Добрая, милая Марья Гавриловна! Я не могу больше молчать и обманывать вас! Я женат!

Марья Гавриловна. Что вы говорите? На ком же?

Бурмин. Зимой 1812 года я спешил в свой полк. В ту ночь поднялась ужасная метель, не было видно ни неба ни земли, но я всё же поехал в самую бурю. Ямщик мой сбился с дороги, и мы оказались в совсем незнакомой стороне. Буря не утихала. Я заметил огонёк и направился  туда. Мы подъехали к старой деревенской церкви. Дверь была отворена, меня позвали, и я вошёл внутрь. Я увидел девушку в белом платье, которая была в обмороке. Её подвели ко мне, и нас обвенчали. Тогда это казалось мне просто шуткой, но эта шутка сломала мою жизнь. Я не помню деревню, где я венчался, не помню лица священника и моей невесты. Я не надеюсь больше отыскать её. Простите меня…

Марья Гавриловна (изумлённо) Боже мой! Боже мой! Так это были вы! Неужели вы не узнаёте меня!

Бурмин. Марья…Не может быть…!

(падает к её ногам).

Звучит вальс, танец возобновляется. На сцену выходят все актёры и кланяются.

                                                               Занавес.

Пушкин одновременно говорит и (сначала) подкладывает дрова в камин, (затем) зажигает свечу.

Пушкин. В одной из отдалённых наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку, уехал в свою деревню и с тех пор оттуда не выезжал. Был он барином умным и домовитым, имел большой дом и суконную фабрику. Имел Берестов и сына Алексея.

Пушкин садится за стол, берёт перо и задумывается.

После сцены 1. Алексей и Берестов.

Пушкин делает вид, что пишет пером, обмакивая его в чернильницу. Одновременно с этим он задумчиво приговаривает.

Пушкин. Алексей и в самом деле был молодец. Жил он в доме отца привольно, ходил на охоту и отпустил на всякий случай усы. Барышни сходили по нему  с ума. Но более всех занята была им дочь соседа Берестовых  Лиза Муромская. Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. За Лизою ухаживала Настя; она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня.

Звучит музыка из романса Г.Свиридова «Метель»

Пушкин. Жизнь подносит нам порой невероятные сюрпризы, над которыми не властен человек, но любовь делает нашу жизнь поистине прекрасной. Вот вам ещё одна история любви, почти невероятной, но совершенно достоверной.

Снова звучит романс.

                                                          «Метель»    

В конце 1811 года жил в своём поместье Ненарадове добрый помещик Гаврила Гаврилович. Была у него дочь, Марья Гавриловна, стройная, бледная девица, богатая невеста семнадцати лет. Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, влюблена. Её возлюбленным был бедный армейский прапорщик Владимир, находившийся в отпуску в деревне.  

Звучит музыка «Вальс» Г. Свиридова. Под эту музыку кружатся несколько пар. В зал вновь входит Пушкин. Он останавливается в сторонке, некоторое время наблюдает за танцующими. Музыка стихает.

Пушкин. Прошло несколько лет. За это время со славой была окончена война. Офицеры наши возвращались из – за границы. В губернии, где жила наша Марья Гавриловна, появился однажды раненый гусарский полковник Бурмин.  Марья Гавриловна выделяла его из всех. Он же тоже полюбил её.

Сцена 1. Берестов и Алексей.

Берестов (покуривая трубку)  Ну, Алексей, ты у меня и вправду молодец!  Не пойти ли тебе на статскую службу? Занятие  хорошее, денежное, мирное, что скажешь?

Алексей (подкручивая усы) Нет, батюшка, не хочу я свою молодость проводить в канцелярии над бумагами. Хочу быть военным, носить мундир, рисоваться на коне.

Берестов  (похлопывая его по плечу)  Всё это вздор, Алёшка! Молод ты ещё да глуп. Поживи покамест барином  в моём доме, а там, бог даст, видно будет.

(Уходят).

Сцена 4. Берестов и Алексей.

Берестов (наливает себе из графина вина в рюмочку) Что ж ты, Алёша, давно про военную службу не поговариваешь? Или гусарский мундир тебя уже не прельщает?

Алексей. Нет, батюшка. Я вижу, вам не угодно, чтобы я шёл в гусары. Мой долг вам повиноваться.

Берестов. Хорошо (отпивает глоток) Вижу, что ты послушный сын; это мне утешительно. Я не прошу тебя сейчас же начать статскую службу, а покамест намерен я тебя женить (ставит рюмку на стол)

Алексей (изумлённо) На ком это, батюшка?

Берестов. На Лизавете Григорьевне Муромской. Уж поверь мне: невеста хоть куда.

Алексей. Но, батюшка, я о женитьбе ещё не думаю.

Берестов (посмеиваясь и обнимая его за плечи) Ты не думаешь, зато я за тебя уже думал и передумал.

Алексей (растерянно) Но я совсем не знаю Лизу Муромскую. Я люблю другую девушку.

Берестов (ласково)  Ничего, сынок, стерпится, слюбится.

Алексей (решительно отходит от отца) Я не смогу сделать Лизу счастливой.

Берестов (гневно). Не твоё горе – её счастье. Что? Так – то ты почитаешь волю родительскую?

Алексей (громко и уверенно) Как вам угодно, я не хочу жениться и не женюсь.

Берестов  (кричит) Ты женишься, чёрт побери, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят, продам и промотаю, а тебе и копейки не оставлю. Даю тебе три дня на размышление,  а покамест не смей мне на глаза показываться.

Оба уходят в разные стороны.

Сцена 3. Алексей и Лиза.

 Звучит лёгкая фольклорная или романсовая музыка. Лесная поляна.  В одной её стороне Алексей охотится и стреляет. В другой -  Лиза собирает грибы. От выстрела она подпрыгивает и вскрикивает.

Алексей (сначала удивлённо всматривается из – под руки, а затем осторожно подходит) Не бойся, милая. Позволь, я тебя провожу. Ты мне разрешишь идти возле тебя?

Лиза (делая безразличное лицо на манер крестьянки) А кто тебе мешает? Вольному воля, а дорога мирская.

Алексей. Откуда ты?

Лиза. Из Прилучина. Я дочь Василья – кузнеца, а иду по грибы. А ты, барин, Тугиловский что ли?

Алексей (улыбаясь) Так точно. Я слуга молодого барина.

Лиза (подбочениваясь и качая головой) А врёшь. Не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.

Алексей. Почему же ты так думаешь?

Лиза. Да как же барина со слугой  не распознать. И одет не так, и говоришь не по – нашему.

Алексей пытается обнять её.  Лиза сильно отталкивает его и принимает строгий вид.

Лиза (громко и твёрдо) Если вы хотите, чтоб мы были вперёд приятелями, то не извольте забываться.

Алексей (изумлённо)  Кто же тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей?  (Обращаясь к публике) Вот какими путями распространяется просвещение!

Лиза. А ты что думаешь, я на барском дворе никогда не была? Не бойся: всего нагляделась да наслушалась. Однако, болтая с тобой, грибов не соберёшь. Иди- ка ты, барин, в одну сторону (показывает рукой),  а я в другую. Прощения просим… (раскланивается)

Алексей (удерживает её за руку). Как тебя зовут, душа моя?

Лиза. Акулиной (решительно убирает его руки).  Да пусти же, барин, мне домой пора.

Алексей. Ну, мой друг, непременно приду в гости к твоему батюшке, к Василью – кузнецу.

Лиза. (испуганно) Что ты! Ради Христа, не приходи!

Алексей. Да я непременно хочу с тобой опять увидеться.

Лиза. Так я опять приду за грибами.

Алексей. Когда же?

Лиза. Да хоть завтра.

Алексей. А ты не обманешь меня?

Лиза. Не обману.

Алексей. Побожись.

Лиза (торопливо крестится)  Ну вот тебе святая пятница, приду.

(Уходят). Большая музыкальная заставка.  Под музыку проигрываются сцены гуляния по лесу, обучения азбуке. Затем идут поочерёдно сцены с дуплом. Сначала  Алексей пишет Лизе письмо со стихами Богдановича, затем Лиза читает письмо Алексея вслух.

                                                           ***

         Алексей.

Я помню голос милых слов,

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые

Небрежно вьющихся власов.

(Запечатывает конверт и кладёт в дупло. Уходит.)

Лиза (Прибегает к дуплу, вытаскивает оттуда письмо Алексея, читает)

Моей пастушки несравненной

Я помню весь наряд простой,

И образ милый, незабвенный,

Повсюду странствует со мной.

Целует письмо, прячет на груди. Затем вынимает из рукава свою записочку и кладёт в дупло. Убегает. Через некоторое время приходит Алексей и вынимает её записку, кладёт новую. Уходит.  

Сцена 5. Алексей и Лиза.

Комната Лизы. Лиза сидит в красивом платье и читает письмо Алексея вслух.

Лиза (читает письмо). Милая Акулина, злая судьба решила пошутить над нами. Батюшка хочет женить меня на барышне, которую я даже не знаю. Но я люблю только тебя, ангел мой, моя милая пастушка…

Алексей (врывается в комнату). Лизавета Григорьевна, позвольте с вами объясниться…

Лиза испуганно оборачивается.

Алексей (изумлённо) Акулина? Ты ли это?

Лиза вскрикивает и хочет убежать. Алексей удерживает её, целуя ей руки.

Лиза. Оставьте меня, сударь, вы сошли с ума!

Сцена 2. Лиза и Настя.  

Настя. Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова, нагляделась довольно, целый день были вместе.

Лиза (удивлённо)  Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

Настя (не спеша вспоминает) Извольте. Пошли мы, я, Анисья, Ненила, Дунька…

Лиза (торопливо) Хорошо, знаю. Ну потом?

Настя. Позвольте, расскажу всё по порядку. Вот пришли мы к самому обеду.

Лиза. Ну! А Берестов?

Настя (возмущённо) Да как же вы нетерпеливы, барышня! Вот вышли мы из – за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

Лиза (с любопытством) Ну что ж? Правда, он так хорош собой?

Настя (с восхищением и удовольствием) Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щёку.

Лиза  (с недоумением) Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален? Задумчив?

Настя. Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

Лиза (изумлённо) С вами в горелки бегать? Невозможно.

Настя( с радостью, эмоционально) Очень даже возможно. Да что ещё выдумал! Поймает, и ну целовать!

Лиза  (твёрдо и решительно) Воля твоя, Настя, ты врёшь.

Настя. (так же твёрдо) Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день так с нами и провозился.

Лиза. Да как же говорят, он влюблён и ни на кого не смотрит?

Настя. Не знаю, а на меня, так уж слишком смотрел, да и на Таньку, и на Пашку, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!

Лиза. Это удивительно. А что в доме про него слышно?

Настя. Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой весёлый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да это ничего, со временем остепенится.

Лиза (мечтательно) Как бы мне хотелось его видеть!

Настя. Да что тут мудрёного! Тугилово от нас недалеко, всего три версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы верно встретите его. Он же всякий день рано утром ходит с ружьём на охоту.

Лиза (задумывается)  Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь – ка я крестьянкою!

Настя. И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово. Ручаюсь вам, уж вас – то Берестов не прозевает.

Лиза (радостно) А по – здешнему я говорить умею прекрасно. Ах, Настя, милая Настя, какая славная выдумка!

Сцена 1. Марья Гавриловна и Владимир.

Встречаются на фоне старой часовни, берут друг друга за руки, Владимир целует руки Марьи.

Марья Гавриловна. Родители запрещают мне даже думать о тебе, Владимир! Скажи мне, если друг без друга мы дышать не можем, почему же воля жестоких родителей мешает нашей любви?

Владимир. Но ведь можно и обмануть судьбу, Маша. Давай обвенчаемся тайно, будем скрываться некоторое время, а потом бросимся к ногам твоих родителей! Я знаю, они будут тронуты, увидев, как мы любим друг друга!

Марья Гавриловна (задумчиво) Повенчаться тайно? Без родительского благословения? Но ведь это так страшно!

Владимир. Не бойся, милая, я всё продумал. Завтра после ужина ты уйдёшь из дома через заднее крыльцо, за садом найди готовые сани, садись в них и езжай за пять вёрст от Ненарадова в село Жадрино, прямо в церковь. Там я буду тебя ждать, и нас обвенчают.

Марья Гавриловна. Будь по – твоему, Володенька, на всё воля божья.

Расстаются. Вновь звучит романсовая музыка. Декорации меняются.

                                                       ***

 Комната Марь Гавриловны. На столе горит свеча. Марья торопливо дописывает письмо и оставляет его на столе.

Сцена 2. Марья Гавриловна (одна, стоя перед зеркалом и надевая на себя тёплую шаль поверх белого платья и фаты).

Ну вот и всё! Боже мой, как же мне страшно! Какая метель поднялась сегодня! Прощай, родной дом! Прощайте, родители!  Простите вашу непокорную дочь! (плачет и выбегает)

Вновь звучит музыка.

Сцена 4.  Марья Гавриловна, священник, Бурмин, слуга Марьи.

Священник. Право, не знаю, что и делать. Время за полночь, церковь открыта, невеста здесь едва ли не в обмороке, а жениха всё нет. Где же жених?

Слуга. Не могу знать, батюшка. Велено было доставить барышню к одиннадцати часам.

Священник. Метель сегодня разыгралась не на шутку. Не к добру это. Чью – то судьбу природа изменить хочет. И всё – таки, где же жених?

Слуга (бросается к двери) Сюда! Сюда! Скорее! (приводит Бурмина)

В церковь входит, отряхивая с себя снег, Бурмин.

Священник. Помилуй, голубчик, где же ты замешкался? Никак метель тебя с дороги сбила? Невеста в отчаяньи ждала тебя весь вечер, уж в обмороке лежит. Выходи же скорее.

Бурмин (растерянно). Позвольте, я что – то не понимаю…

Священник. После, голубчик мой, после…

Слуга поднимает Марью и подводит её к Бурмину.

Бурмин (в недоумении осматривая её). Хорошенькая, однако… Недурна…

Священник даёт им обоим свечки. Оба крестятся.

Священник. Прикажете начинать?

Бурмин. Начинайте, батюшка, начинайте.

Священник. Раб божий Владимир, согласен ли ты взять в жёны рабу божью Марию?

Бурмин. Да.

Священник. Раба божья Мария, согласна ли ты взять в мужья раба божия Владимира?

Марья. Да.

Священник. Поцелуйтесь же, дети мои!

Марья и Владимир поворачиваются друг к другу. Владимир поднимает с лица невесты вуаль, наклоняется, чтобы поцеловать её. Но вдруг Марья испуганно вскрикивает и отталкивает его.

Марья. Это не он! Это не он! Боже мой! (убегает)

Сцена 5. Бурмин и Марья.

Бурмин. Я люблю вас, Марья Гавриловна. С тех пор как я вас увидел, я полюбил вас страстно. Ваш милый образ отныне будет мучением и отрадой жизни моей. Но мы не можем быть вместе…

Марья Гавриловна. Почему же?

Бурмин. Я должен открыть вам ужасную тайну. Я не могу быть вашим мужем.

Марья Гавриловна. Я  тоже не могу быть вашей женой.

Бурмин. Знаю, что когда – то вы любили. С тех пор прошло три года. Три года полного одиночества. Добрая, милая Марья Гавриловна! Я не могу больше молчать и обманывать вас! Я женат!

Марья Гавриловна. Что вы говорите? На ком же?

Бурмин. Зимой 1812 года я спешил в свой полк. В ту ночь поднялась ужасная метель, не было видно ни неба ни земли, но я всё же поехал в самую бурю. Ямщик мой сбился с дороги, и мы оказались в совсем незнакомой стороне. Буря не утихала. Я заметил огонёк и направился  туда. Мы подъехали к старой деревенской церкви. Дверь была отворена, меня позвали, и я вошёл внутрь. Я увидел девушку в белом платье, которая была в обмороке. Её подвели ко мне, и нас обвенчали. Тогда это казалось мне просто шуткой, но эта шутка сломала мою жизнь. Я не помню деревню, где я венчался, не помню лица священника и моей невесты. Я не надеюсь больше отыскать её. Простите меня…

Марья Гавриловна (изумлённо) Боже мой! Боже мой! Так это были вы! Неужели вы не узнаёте меня!

Бурмин. Марья…Не может быть…!

(падает к её ногам).

Звучит вальс, танец возобновляется. На сцену выходят все актёры и кланяются.

                                                               Занавес.

Сцена 1. Марья Гавриловна и Владимир.

Встречаются на фоне старой часовни, берут друг друга за руки, Владимир целует руки Марьи.

Марья Гавриловна. Родители запрещают мне даже думать о тебе, Владимир! Скажи мне, если друг без друга мы дышать не можем, почему же воля жестоких родителей мешает нашей любви?

Владимир. Но ведь можно и обмануть судьбу, Маша. Давай обвенчаемся тайно, будем скрываться некоторое время, а потом бросимся к ногам твоих родителей! Я знаю, они будут тронуты, увидев, как мы любим друг друга!

Марья Гавриловна (задумчиво) Повенчаться тайно? Без родительского благословения? Но ведь это так страшно!

Владимир. Не бойся, милая, я всё продумал. Завтра после ужина ты уйдёшь из дома через заднее крыльцо, за садом найди готовые сани, садись в них и езжай за пять вёрст от Ненарадова в село Жадрино, прямо в церковь. Там я буду тебя ждать, и нас обвенчают.

Марья Гавриловна. Будь по – твоему, Володенька, на всё воля божья.

Расстаются. Вновь звучит романсовая музыка. Декорации меняются.

Сцена 3. Владимир один на фоне ревущего ветра и метели, окутан белым газом снега.

Владимир. Вот уже несколько часов я не могу найти дороги в церковь. Всё замела, закружила проклятая метель. Как же мне выйти в Жадрино? (кричит) Помогите! Помогите же! Ни одной души кругом. Прощай, Машенька! Прощай, душа моя! Всё пропало!

Он мечется по сцене из стороны в сторону, несколько раз падает, поднимается, в отчаяньи закрывает лицо руками, падает на колени и плачет

Романсовая музыка метели усиливается ещё больше.

Сцена 4.  Марья Гавриловна, священник, Бурмин, слуга Марьи.

Священник. Право, не знаю, что и делать. Время за полночь, церковь открыта, невеста здесь едва ли не в обмороке, а жениха всё нет. Где же жених?

Слуга. Не могу знать, батюшка. Велено было доставить барышню к одиннадцати часам.

Священник. Метель сегодня разыгралась не на шутку. Не к добру это. Чью – то судьбу природа изменить хочет. И всё – таки, где же жених?

Слуга (бросается к двери) Сюда! Сюда! Скорее! (приводит Бурмина)

В церковь входит, отряхивая с себя снег, Бурмин.

Священник. Помилуй, голубчик, где же ты замешкался? Никак метель тебя с дороги сбила? Невеста в отчаяньи ждала тебя весь вечер, уж в обмороке лежит. Выходи же скорее.

Бурмин (растерянно). Позвольте, я что – то не понимаю…

Священник. После, голубчик мой, после…

Слуга поднимает Марью и подводит её к Бурмину.

Бурмин (в недоумении осматривая её). Хорошенькая, однако… Недурна…

Священник даёт им обоим свечки. Оба крестятся.

Священник. Прикажете начинать?

Бурмин. Начинайте, батюшка, начинайте.

Священник. Раб божий Владимир, согласен ли ты взять в жёны рабу божью Марию?

Бурмин. Да.

Священник. Раба божья Мария, согласна ли ты взять в мужья раба божия Владимира?

Марья. Да.

Священник. Поцелуйтесь же, дети мои!

Марья и Владимир поворачиваются друг к другу. Владимир поднимает с лица невесты вуаль, наклоняется, чтобы поцеловать её. Но вдруг Марья испуганно вскрикивает и отталкивает его.

Марья. Это не он! Это не он! Боже мой! (убегает)

Бурмин растерянно разводит руками и тоже уходит.

Сцена 5. Бурмин и Марья.

Бурмин. Я люблю вас, Марья Гавриловна. С тех пор как я вас увидел, я полюбил вас страстно. Ваш милый образ отныне будет мучением и отрадой жизни моей. Но мы не можем быть вместе…

Марья Гавриловна. Почему же?

Бурмин. Я должен открыть вам ужасную тайну. Я не могу быть вашим мужем.

Марья Гавриловна. Я  тоже не могу быть вашей женой.

Бурмин. Знаю, что когда – то вы любили. С тех пор прошло три года. Три года полного одиночества. Добрая, милая Марья Гавриловна! Я не могу больше молчать и обманывать вас! Я женат!

Марья Гавриловна. Что вы говорите? На ком же?

Бурмин. Зимой 1812 года я спешил в свой полк. В ту ночь поднялась ужасная метель, не было видно ни неба ни земли, но я всё же поехал в самую бурю. Ямщик мой сбился с дороги, и мы оказались в совсем незнакомой стороне. Буря не утихала. Я заметил огонёк и направился  туда. Мы подъехали к старой деревенской церкви. Дверь была отворена, меня позвали, и я вошёл внутрь. Я увидел девушку в белом платье, которая была в обмороке. Её подвели ко мне, и нас обвенчали. Тогда это казалось мне просто шуткой, но эта шутка сломала мою жизнь. Я не помню деревню, где я венчался, не помню лица священника и моей невесты. Я не надеюсь больше отыскать её. Простите меня…

Марья Гавриловна (изумлённо) Боже мой! Боже мой! Так это были вы! Неужели вы не узнаёте меня!

Бурмин. Марья…Не может быть…!

(падает к её ногам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарии спектаклей для школьного театра

Дорогие друзья! Представляю готовые сценарии для постановки спектаклей на школьной сцене! Вот уже 11 лет мы с уовольствием играем на нашей сцене разные пьесы, нам активно помогают родители в подготовк...

Урок внеклассного чтения в 6 классе А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Выстрел», «Барышня-крестьянка»

Урок в игровой форме помогает проверить знания учащихся произведений Пушкина, а также вспомнить факты лицейской жизни поэта, которые изучаются в школьной программе 6 класса....

Сценарий спектакля к Новому году. "Истории ёлочки и её друзей в стране N, в городе добрых дел"

В этом учебном году, в рамках годового проекта "Голос моего поколения",мы провели  конкурс -фестиваль "Ёлочка путешественница" .Предлагаем вам один из сценариев, написанный по одноимённой сказке ...

Сценарий мини - спектакля для школьной сцены "История и традиции Хэллоуина"

Тема публикации  « Культурные и исторические традиции страны изучаемого языка».Хэллоуин – праздник, который пришёл к нам сравнительно недавно и, с одной стороны, привлекает свое...

Фрагмент сценария спектакля "Я очень русский человек", посвящённого Ивану Алексеевичу Бунину

В 2020 году исполняется 150 лет со Дня рождения великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина. Предлагаю вниманию читателей фрагмент сценария литературного праздника...

Сценарий спектакля для школьного театра.

Проблема охраны природы должна беспокоить не только взрослых людей, но и  младших школьников. В простой и доступной форме спектакль привлечёт внимание ровесников юных артистов к этой непростой пр...