Волшебные сказки А.Пушкина. Викторина
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

В разработке представлен материал по сказкам Пушкина, который поможет провести викторину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnye_skazki_pushkina._viktorina.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

        

2011-2012 уч.г.

Учитель: Мельник Наталья Владимировна

Вступительное слово учителя.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

- Все вы хорошо знаете эти прекрасные строчки из пушкинской сказки... Кстати, какой? Конечно, “Сказки о царе Салтане». А все начинается , конечно,  у Лукоморья, где нас ждет кот ученый, который непременно спросит: “А чему вы, отроки, научились? Что видели?” Давайте-ка проверим себя, все ли мы хорошо знаем, чтоб не ударить лицом в грязь перед котом ученым.

1. У Лукоморья.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо, песнь заводит,

Налево – сказки говорит,

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей.

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Там царь Салтан над златом чахнет,

Там русский дух, там Русью пахнет.

Ответьте на вопросы:

Какие сказочные дома встречаются в сказках Пушкина? (землянка, крестьянская изба, терем, царские палаты, шелковый шатер).

Какие звери, птицы, насекомые? (комар, муха, белая лебедь, белка-чудесница, зайчики, сивая кобыла, пес Соколко, золотая рыбка, золотой петушок.

Угадайте, чей это портрет?

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает.

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, словно пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(царевна-лебедь)

Живет… в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

(балда)

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей

Королевич Елисей.

(царевна)

Уж и впрямь была царица,
Высока, стройна, бела.

И умом, и всем взяла.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(царица)

Вдруг шатер распахнулся

И девица, вся, сияя, как заря

Тихо встретила царя.

(шамаханская царица, Сказка о золотом петушке)

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстки,

На ногах красные сапожки.

(Старуха. Сказка о рыбаке и рыбке)

викторина

  1.  Жил старик со своею старухой

У самого синего моря,

Они жили в ветхой землянке

Сколько лет они жили?

(30 лет и три года)

2. Назовите рыбацкую принадлежность, которую старик закидывал в море. Сколько раз он это делал? (Невод закидывал старик три раза.)

3. С какой просьбой обращался старик к рыбке по требованию старухи? Назовите все желания. (корыто, избу, столбовая дворянка, царица, владычица морей)

4. Сколько лет, по словам попа,  черти не платили оброк?

( Платить обязались черти

мне оброк до самой моей смерти,

Лучшего б не надобно дохода

Да есть на них недоимка 3 года).

5. Как называется сказку, по которой были заданы вопросы?

________________________________________________________________________________________

1. Куда мы попадем, если поплывем мимо острова Буяна? (В царство Салтана.)

2.  У какого дерева царевич “ломит …сук // И в тугой сгибает лук”? (У дуба.

3. Сколько раз летал князь Гвидон в царство Салтана? В кого он превращался?

(3 раза, муху, комара, шмеля)

4. О каких чудесах мы узнаем из «Сказки о царе Салтане»?

Ель в лесу, под елью белка,

Диво право, не безделка –

Белки песенки поет,

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра-  чистый изумруд.

Слуги белку стерегут.

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,
33 богатыря.

Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

5. Кого спас царевич от злого коршуна? (Царевна Лебедь.)

__________________________________________________________________________________________

  1. Чья это характеристика?

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица;
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива
. (Царица.)

2.  Как царевна попала к богатырям?

3. Кто подсказал царевичу Елисею, где находится его невеста? (Ветер.)

4. Как звали пса из сказки о мертвой царевне? (Соколко)

1. А теперь мы попадаем на ярмарку и давайте посмотрим вместе с балдой, что же делал бес.

(Бес под кобылу залез.
Поднатужился,
Поднапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.)

  1. Назовите героя сказки с толоконным лбом, гонявшимся за дешевизной. (Поп.)
  2. Что должен был собрать с чертей Балда? (Оброк.)        
  3. С какого щелчка прыгнул поп до потолка?( с первого)
  4. На чем спит Балда, в поповском доме? (На соломе.)

  1. Какое задание дал Балда Бесенку?

(Видишь, там сивая кобыла?

Кобылу подыми-ка ты

Да неси её полверсты).

__________________________________________________________________________________________

  1. Восстановите текст:

Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю,  на спицу;
Петушок мой
 … (золотой)

 Будет … (верный сторож твой)

О какой  сказке пойдет речь? («Золотой петушок»)

2. Через сколько дней послал царь сына меньшого на выручку старшего? (Через восемь.)

3. Какую страшную картину увидел царь Дадон у шатра шамаханской царицы? (Два сына//Без шеломов и без лат// Оба мертвые лежат).

4. Что потребовал звездочет в награду за петушка для царя Дадона? (Шамаханскую царицу).

5. Какими словами заканчивается сказка «О золотом петушке»?

(Сказка – ложь, да в ней намек…)

Вот и подошла к концу наша викторина. Подведем итоги  и выявим самого лучшего знатока пушкинских сказок. Молодцы. Читайте. Удивляйтесь. Соревнуйтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказки А.С.Пушкина" - викторина

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов, целью которого:- закрепить знания, полученные учащимися, в игровой, развлекательной форме;- расширить кругозор учащихся;- воспитывать любовь к с...

Волшебная сказка.

Литературное творчество. Сказки для малышек-сестрёнок и братишек....

СТАТЬЯ "Время и пространство в русских народных волшебных сказках"

Статья "Время и пространство в русских народных сказках" - о категориях времени и простарнстве в русских волшебных сказках....

тест по сказке А.Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде"

тест проводится в 7 классе коррекционной школы VIII вида...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"

Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...

Конспект урока "Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки"

В данном уроке систематизируются знания обучающихся о народной сказке как жанра, об особенностях построения волшебной сказки, происходит знакомство и анализ сказки "Царевна - лягушка"...