Материалы для итогового сочинения по литературе в 11 кл. Разум и чувство..
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс) на тему

Молоснова Екатерина Николаевна

Материалы для итогового сочинения по литературе могут быть использованы для подготовки к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razum_i_chuvstva.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Разум и чувства

Предмет речи

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки главной мысли

Цитаты

Литературный материал

Разум и чувство

Физики и лирики

Можно ли представить разум и чувство друг без друга?

Имеет ли смысл противопоставление разума и чувств?

Что ценнее для современного человека: развитое мышление или развитая интуиция?

Действительно ли разум и чувство нуждаются друг в друге?

Разум дан человеку, чтобы понять, что жить одним чувством нельзя (Э.М. Ремарк)

Что правит миром: разум или чувства?

Можем ли мы управлять своими чувствами?

Разум и чувства должны дополнять друг друга.

Невозможно представить человека, который пользовался только разумом или только чувствами.

Разум подсказывает, чего делать не следует, а сердце говорит, как следует поступить.

Физики и лирики (Борис Слуцкий)

Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья -
наши сладенькие ямбы,
и в пегасовом полете
не взлетают наши кони...
То-то физики в почете,
то-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
а скорее интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
и величие степенно
отступает в логарифмы.

Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. (В.Г. Белинский)

Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны (Флобер)

— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.— Всё?— Всё.— Как? не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...— Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович. — Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить.— Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

И.А. Гончаров «Обломов»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Антиутопия: борьба с чувствами

Следует ли ради построения нового общества брать под контроль чувства и разум людей?

Какие опасности несут в себе попытки управления чувствами других людей?

Можно ли пренебречь чувствами людей ради достижения общественного блага?

Чувства людей брать под контроль бессмысленно и преступно.

Государство не должно  управлять сознанием человека и его чувствами.

Всякое воспитание есть контроль над разумом и чувствами.

Евгений Замятин «Мы»

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Торжество разума. Просвещение.

Все ли средства хороши для достижения цели? Существует ли что-то настолько полезное, что оправдывает любые цели?

Что правит миром: разум или чувства?

Может ли быть счастливым человек, подчинивший жизнь разуму?

Только разум может избавить человечество от пороков.

Полное торжество разума – это утопия.

То, что нам кажется полезным не всегда правильно.

В жизни нельзя полагаться только на разум.

Разум – счастливый дар человека и его проклятие (Эрих Фромм)

Образ Лужина

Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. …..

 - Нет, не общее место-с! Если мне, например, до сих пор говорили: "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило? - продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, - выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: "Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь". Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. ……

А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать!

Достоевский  «Преступление и наказание».

Жюль Верн «таинственный остров»

Борьба разума и чувств в любовных переживаниях

Как взаимодействуют разум и чувство в любви?

Ревность – порождение чувств или разума?

Может ли любовь опираться на разум?

Почему нужно порой сдерживать свои чувства?

Разум должен сдерживать порывы чувств, а чувства наполняют жизнь смыслом.

Любви нужно отдаваться рассудочно, потому что это чувство – бесценный дар человеку.

Если не прислушиваться к голосу разума, история любви может привести к беде.

Нужно прислушиваться к голосу сердца, в любви разум и расчёт- помеха.

Когда от любви поёт сердце, разум должен не подпевать , а дирижировать (Вадим Панов)


— Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа, — говорил на следующий день Аркадию Базаров, поднимаясь вместе с ним по лестнице гостиницы, в которой остановилась Одинцова. — Чувствует мой нос, что тут что-то не ладно.— Я тебе удивляюсь! — воскликнул Аркадий. — Как? Ты, ты, Базаров, придерживаешься той узкой морали, которую...— Экой ты чудак! — небрежно перебил Базаров. — Разве ты не знаешь, что на нашем наречии и для нашего брата «не ладно» значит «ладно»? Пожива есть, значит. Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя, по мнению моему, выйти за богатого старика — дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное. Я городским толкам не верю; но люблю думать, как говорит наш образованный губернатор, что они справедливы (Тургенев «Отцы и дети»).

Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, — чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами? «Нравится тебе женщина, — говаривал он, — старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась». Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему — все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе.

Нужно выплёскивать чувства наружу. Хуже, если перестать это делать. Иначе они будут накапливаться и затвердевать внутри. А потом – умирать. (Харуки Мураками)

Лев Толстой «После бала»

И.Бунин «Чистый понедельник», «Солнечный удар»

«Лёгкое дыхание»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

Горький «Старуха Изергиль»

А. Солженицын «Матрёнин двор»

Чехов «О любви», «Дама с собачкой», «Ионыч»

Борьба разума и чувства при принятии серьёзных жизненных решений

Когда не надо прислушиваться к голосу разума?

Что сильнее: разум или чувства?

Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла.

Когда ум с сердцем не в ладу…

Когда наш разум соглашается с нашими чувствами, мы обретаем гармонию.

Чувства нам даны для ощущения жизни, а разум  - для совершения  правильного выбора.

Серьёзные решения можно принимать только с холодной головой/только прислушиваясь к голосу сердца.

Перед здоровым человеком  никогда не станет выбор между разумом и чувствами, в любом случае им будет руководить и то и другое.

Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце. (Шиллер)

Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни (Толстой)

В двадцать лет царит чувство, в тридцать – талант, в сорок – разум (Бальтасар Гарсиан-и-Моралес)

Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом.

Л. Толстой «Война и мир»

А.Пушкин «Капитанская дочка»,  «Станционный смотритель», «Метель», «Евгений Онегин»

А. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок»

Горький «Старуха Изергиль»  

А. Солженицын «Матрёнин двор»

Логическая схема сочинения «Противоборство чувства и разума и различное решение этого вопроса в литературе разных веков»

Сильное, страстное чувство может повелевать человеком, вступать в противоречие с подсказкой разума.

В русской литературе на рубеже 18-19 века

Человек может стать рабом негативного чувства, разрушающего и самого человека, и его жизнь.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Этот вопрос важен для понимания положительных героев, у которых чувства и разум в гармонии.

Сильное позитивное чувство может стать выражением потребности человека быть внутренне свободным, достойным внимания и уважения.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Героиня «Бедной Лизы» целиком во власти чувства любви к Эрасту.

В романтических поэмах герои-одиночки одержимы страстным желанием удовлетворить своё сильное чувство

А.С. Пушкин «Цыганы». Алеко уходит в цыганский табор, т.к. ищет личной свободы. Даже любовь к Земфире не отвращает его от этой идеи, а потом он не может смириться  с тем, что любовь Земфиры остыла

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» . Мцыри так страстно стремиться найти родину, что его не останавливают никакие опасности, когда он уходит из монастыря. Юноша настолько предан этой идее, что не желает никакой помощи для себя, а предпочитает умереть.

В романах  русских писателей 2-й половины 19 века чувства пребывают в постоянной борьбе с разумом. Чувство излечивает исстрадавшуюся  душу человека, возвышает её.

Л. Толстой «Война и мир». Жалость к страдающей Наташе Безухов принимает за любовь. Пройдя через испытания  и искания холодного разума, Пьер понимает, что такое истинное счастье. Ради рассудочной любви он жертвует частью своей свободы. «Не по хорошу мил, а по милу хорош» - о любви княжны Марьи и Николая Ростова, где важнее духовное родство душ.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Для некоторых героев понятие любовь окрашено негативным, физиологическим ощущением (Анатоль Курагин, чувство Безухова к Элен). Оно не возвышает душу.

Ф. Достоевский «Преступление и наказание». Сонечка Мармеладова, живя во  грехе, сумела сохранить свою душу во имя любви к Богу и к своему беспутному, несчастному отцу, а впоследствии спасла и Раскольникова от духовного распада личности.

На рубеже 19-20 веков способность человека к сильному чувству сближалась с понятием высоких духовных потребностей личности

Куприн «Гранатовый браслет». Сильное, всепоглощающее чувство как проявление внутренней свободы человека, требующее уважения к этому выбору.

В ранних романтических произведениях Горького действуют герои, для которых сильные чувства являются приоритетными.

В западноевропейской литературе  проблема противоборства чувства и разума  решалась иначе

Шекспир «Ромео и Джульетта». Приводит нас к мысли о том, что ненависть и вражда разрушают носителей этого чувства и пагубно влияет на окружающих

Шекспир «Отелло». Всепоглощающее чувство зависти, которое грызёт Яго, хоронит и любовь Отелло и Дездемоны, и их счастье. Сильное, тёмное чувство опасно для всех, оно не подвластно никаким доводам рассудка.

В западноевропейской романтичес кой литературе проблема противоречия всепоглощающего чувства и разума рассматривается в личном плане, в рамках  личных судеб отдельных героев.

В романах Флобера «Мадам Бовари», Стендаля «Красное и чёрное» герои (а часто это бедные люди) борются за свой высокий социальный статус, за деньги, порой принося в жертву этому стремлению свою любовь и предавая любимых

Герои Стендаля и Бальзака думают только о деньгах. Желание разбогатеть поглощает все остальные эмоции, повелевает этими людьми.

19:38

Разум и чувства. Пример


Тема дана в форме вопроса.

Должен ли разум преобладать над чувствами? 
 Записать данный вопрос или перефразировать его, добавить 
проблемные вопросы, а затем дать на них ответ, сформулировав тезис.          

Должен ли разум преобладать над чувствами? К каким последствиям  может привести конфликт между разумом и чувством?  Может ли человек, подчиненный законам разума, чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость?

Действительно, как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. Мне кажется, что человек, который всю жизнь испытывал «холод разума», никогда не сможет окунуться в мир страстей, в «стихию чувств».  А если это вдруг и произойдет, то он сгорит в этом огне чувств. В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе(тезис - 83 слова)

Основная часть (2 аргумента)

     Давайте вспомним  роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении автор изображает столкновение двух противоположностей, символизирующих собой разные типы личностей –романтиков и реалистов («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» )– Владимира Ленского и Евгения Онегина. В отличие от Онегина, человека рассудочного, с поврежденным и приглушенным сердцем, Ленский сохранил сердечность и доверчивость; порой он наивен и простодушен, порой неумеренно вспыльчив и горяч. Именно эти качества приводят Ленского к трагической гибели на дуэли от руки Онегина. Понимал ли Евгений Онегин, что может произойти трагедия? Да. Но будучи рационально мыслящим, прагматичным человеком, в угоду общественному мнению он принимает вызов от друга и убивает его. Таким образом, разум Онегина взял верх над его чувствами и привел к трагедии.  Промежуточный вывод   (118 слов)


     
 Можно привести и другой пример из этого же произведения. Получив письмо от Татьяны Лариной с признанием в любви, Онегин по-человечески оценил её сердечный порыв. Это письмо тронуло его душу и привело в волнение, но он не разглядел своего счастья; прагматический подход ко всему, даже к любви, не позволил Онегину, подчиненному законам разума, обрести семейное счастье. Однако, когда Евгений встречается с Татьяной через несколько лет, он влюбляется в неё, как мальчишка, слепо и безрассудно, позволяя уже чувствам взять верх над разумом. Эта страсть испепелила его душу, но не принесла ему счастья, так как Татьяна была уже замужем и они не могли быть вместе.                   (102 слова)                                       ИТОГО: аргументы =220 слов

Вывод

     В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что бездуховна жизнь человека, в которой всё подчинено разуму, в которой нет места чувствам. Думаю, человек в равной мере должен уметь управлять и «стихией чувств», и «холодом разума», и тогда он будет жить  в гармонии и с самим собой, и с окружающими.              (54 слова)

ИТОГО: 353 слова

Нравственность — это разум сердца.
       Гейне Генрих

Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.
      Белинский Виссарион Григорьевич

Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.
      Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.
      Пришвин Михаил Михайлович

Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце.
      Шиллер Фридрих

Примерные темы

  1. Нравственность – разум сердца.
  2. Чувства сильнее разума (по произведениям Куприна)
  3. Желтков: любовь или сумасшествие?
  4. Почему решения надо принимать с холодной головой?
  5. Чем опасна страсть?

Разум и чувства аргументы сочинение

Тематические направления итогового сочинения этого года флап.рф/Флапгород/Итоговое_сочинение_(изложение)_в_2016-2017_учебном_году/Отзывы/7779782 не дают скучать и расслабляться, в том числе благодаря тому, что построены по типу бинарных оппозиций.

Оппозиция Разум и чувства - одна из них, и является очень интересной для рассуждения и вывода.

На мой взгляд, наиболее интересным будет рассмотреть разум и чувства на примере одного литературного героя, несколько проще - на примере двух героев одного произведения.

Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств. Такое начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях, которые будут избраны для аргументации. 

Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова.

"Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания."

"Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. || Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства - это то переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима (и скучна, можно будет добавить, если сочинение будет писаться по "Евгению Онегину") без переживаний. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием."

Словарь Д.Н. Ушакова (он-лайн) может быть полезен пишущему и с позиции того, что каждое определение подкреплено цитатой из литературного произведения.

Сочинение может быть украшено раскрытием понятия через цитату или философское или религиозное учение. Для Разума и чувств можно предложить следующие:

"Я хотел понять, — вздохнул Бог,  — не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным. Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль Искандер "Сон о Боге и дьяволе")

"Разум есть способность создавать принципы." (И. Кант).

"Мозг берет бразды правления, потому что душа вышла в отставку." (О. Шпенглер)

"Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни." (О. де Бальзак)

"Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств." М. Пришвин

"Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой." В.Г.Белинский

"Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным" Тит Лукреций Кар

"Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цепь разумной жизни" Август Платен

"Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь. " Л. Фейербах

В сочинении можно предположить, что общим между разумом и чувствами является то, что они определяют поступки человека. И тогда можно рассуждать о важности, искренности, правильности поступков человека, совершаемых на основе разума и основе чувств. Тема интересна тем, что можно поразмышлять о том, что важнее - разум или чувства, что нужно для их развития.

Мировая литература дает богатейший материал для рассуждения на тему чувств и разума. Если смотреть в хронологическом порядке, то это:

- Дж. Остин "Разум и чувства" (разум Элинор и чувства Марианны);

- А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (разум Онегина и чувства Татьяны),

- А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства);

- В. Закруткин "Матерь человеческая" (чувства, которые побеждали разум) флап.рф/Книги/Матерь_человеческая/Отзывы/7311462 ;

- А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" (работа и отношения Рэдрика Шухарта) флап.рф/Книги/Пикник_на_обочине/Отзывы/6686667 ;

- Ф. Искандер "Сон о Боге и дьяволе" (см. цитату выше) флап.рф/Книги/Сон_о_Боге_и_дьяволе/Отзывы/7781794 ;

- Л. Улицкая "Дочь Бухары" (Бухара, разум и чувства вместе, чувства, которые движут разумом) флап.рф/Книги/Дочь_Бухары/Отзывы/7785316 ;

- Дж. Мойес "До встречи с тобой" (разум Уилла и чувства Луизы) флап.рф/Книги/До_встречи_с_тобой/Отзывы/7779844 ;

- А. Барбюс "Нежность" флап.рф/Книги/Нежность/Отзывы/7830325 .

Список не окончательный! Можно облегчить себе жизнь и вместо прочтения посмотреть фильмы. По отношению к литературе нехорошо, но лучше, чем ничего. Главное, выучить имя автора и жанр произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...

Материалы к ИТОГОВОМУ сочинению по литературе

Материалы к ИТОГОВОМУ сочинению по литературе...

МАТЕРИАЛЫ к итоговому сочинению. Тематическое направление " ЛЮБОВЬ"

МАТЕРИАЛЫ  к итоговому сочинению. Тематическое направление " ЛЮБОВЬ"...

Материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Вашему вниманию предлагаются 5 вариантов вступлений и подборка цитат к итоговому сочинению по литературе по тематическим направлениям: Дом, Путь, Время, Любовь, Книга....

Материалы для итогового сочинения по литературе в 11 кл. Дружба и вражда.

Материалы для итогового сочинения по литературе могут быть использованы для подготовки к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ...

Материалы по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Предлагаю текст выступления на семинаре РМО учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итгоговому сочинению по литературе в 11 классе ( обмен опытом работы).  Изложены основ...

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ИНТЕНСИВНЫЙ ПРАКТИКУМ. «СОЧИНЕНИЕ НА ЗАЧЕТ»

Структура программы соответствует требованиям: пояснительная записка с актуализацией, что одним из важных умений  по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам образовател...