Урок внеклассного чтения в 8 классе Поэма А.С Пушкина «Цыганы» и рассказ М.Горького «Макар Чудра» - романтические произведения
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Мишина Елена Михайловна

На уроке внеклассного чтения по теме "Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" и рассказ М. Горького "Макар Чудра" - романтические произведения" - изучаются основные черты романтизма как литературного направления. Что такое истинная свобода? Анализ произведений позволяет понять точки зрения А.Пушкина и М. горького.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа №41» г.о. Саранск

Поэма А.С Пушкина «Цыганы» и рассказ М.Горького «Макар Чудра» - романтические произведения

( Урок внеклассного чтения в 8 классе.)

Учитель: Мишина Е.М

Саранск, 2017 г.

Тема: поэма А.С.Пушкина «Цыганы» и рассказ М.Горького «Макар Чудра»- романтические произведения.

Тип урока - беседа.

Вид урока - обобщение изученного.

Цели урока:

а) освоение предметных знаний:

-проанализировать тему и основную мысль поэмы «Цыганы», рассказа «Макар Чудра»;

-определить композиции, сравнить их;

-подчеркнуть в анализируемых произведениях черты романтизма;

-сопоставить характер персонажей поэмы и рассказа, найти схожие и различные черты;

б) развивающие: развитие речи, творческих способностей учащихся;

в) коммуникатавные:  учиться слушать  и слышать друг друга;

г) личностные: формирование осознания понятия истинной свободы личности.

Методы работы:

1. Исследовательский.

2. Метод проблемного обучения

План урока.

1.Орг.  момент: сообщение целей урока.

2.Романтизм как направление. Обоснованность выбора жанра.

3. Исключительные личности в исключительных обстоятельствах. Темы и идеи анализируемых произведений. Деловая игра «Наивный критик».

4.Сравнение композиций поэмы «Цыганы» и рассказа «Макар Чудра».

5.Трагические судьбы героев.

6.Язык поэмы и рассказа.

7.Итоги урока. Первое знакомство с романтическими произведениями.

8. Домашнее задание

Ход урока.

Ι. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

Наш сегодняшний урок завершает изучение поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», и мы попытаемся провести параллели с другим произведением, написанным спустя столетие. Меняется время, на смену одному правителю приходит другой, а поэтов и писателей волнуют одни и те же вопросы: что такое добро и зло? Свобода душевная и рабство? Какой должна быть жизнь человека?  В чем причины трагичности судеб современников? Перед нами - поэма «Цыганы» и рассказ «Макар Чудра». Давайте сопоставим эти, безусловно, разные, но все-таки имеющие  что-то общее произведения и попытаемся ответить в конце урока на вопросы:

Почему главные герои так несчастны?

Что такое истинная свобода в понимании А.С.Пушкина? 

Работать будем по плану (дан на доске). Записывать его не нужно.

ΙΙ. Романтизм как направление.

На прошлом уроке мы познакомились с романтизмом. Давайте подробнее поговорим об этом литературном направлении. Какие черты романтизма проявляются в поэме и рассказе?

Перед нами произведения разных жанров. Какой из них позволяет глубже заглянуть в душевный мир героев, повествовать не только о событиях, но и о переживаниях героев?

ΙΙΙ. Итак, исключительные личности в исключительных обстоятельствах. Надеюсь, вы согласитесь со мной, что именно общность темы сближает эти произведения. Давайте проведем деловую игру «Наивный критик» или «Ошибка критика». Девочки попытались попробовать себя в роли литературного критика. Послушаем их мнение и выскажемся о том, насколько верно поняты тема и идея поэмы рассказа.

«Цыганы»

Тема: Трагическая судьба современника, героя индивидуалиста, добровольного скитальца ».

Идея: Не может избавиться от «несвободы жизни» современный человек, желающий свободы только для себя, причина трагичности романтического героя - индивидуалиста таится в нем самом, его представление о свободе граничит с безудержным своеволием.

«Макар Чудра»

Тема: Трагическая история любви двух свободолюбивых, сильных натур - Зобара и Радды.

Идея: Свобода для человека - превыше всего, и если даже любовь восстанет на пути к ней, то свободный человек скорее убьет свою любовь, нежели станет покорным.

Что делает романтический герой с желанной свободой? Достоин ли он ее? Почему?

Во все времена люди считали, что для счастья человек нужна свобода, любовь и родина. Почему свобода и любовь для Зобара оказались несовместимы? (Нет взаимоуважения, мешало желание покорить.)

-В чем должен себя ограничивать свободный человек? Должен ли? Свободный человек должен уважать свободу других людей.

-В чем разница идей? Свобода для Алеко - своеволие, Зобар желает признания и покорности.

ΙV. Сравнение композиций.

Мы с вами писали последнее сочинение «Рассказ на основе услышанного». Перед  нами рассказ цыгана, повествующего быль. Что такое быль?

Анализ композиции «Макара Чудра».

Завязка: появляется в таборе Зобар, первая встреча с Раддой, оба понравились друг другу с первого взгляда, но каждый не хочет этого показывать, стремясь удержать свое превосходство.

Развитие событий: почти нет описания дальнейших событий, прерывистость, напряженность описываемых событий.

Кульминация: Зобар открывает сердце, предлагает Радде стать его женой, оговаривая, что останется  свободным, в ответ – удар кнутом, поваливший его на землю, разговор в ночной степи - самый напряженный момент.

Развязка: Зобар убивает Радду и погибает сам, он не покорился гордой девушке, выбрал волю.

Композиция «Цыган»  была проанализирована на предыдущих уроках.

-Какой эффект дает отсутствие развития конфликта – от завязки – кульминация?

-Эпизод  сцены развертывается в диалогах. Почему? (Чтобы передать драматизм событий.)

-Почему отец Земфиры не убивает Алеко? (Идеализация. Алеко наказан одиночеством.)

V. Трагические судьбы героев. Алеко и Земфира. Радда и Зобар.

Просмотр инсценированного эпизода из поэмы - диалог Алеко и Земфиры, включая песню. Чтение наизусть отрывка из поэмы – монолог Алеко, начало.

Давайте сравним образы героев.

Алеко и Земфира,  – какими видим мы героев поэмы?

Выделите главные черты героев.

Алеко.

Черты характера: незаурядный ум, способность к глубоким чувствам, сильная воля, смелость, решительность, образованность, неудовлетворенность окружающим,  исполненность передовыми стремлениями своего времени, искренняя и страстная ненависть к рабскому и торгашескому строю современного общества, «послушный раб» страстей, убежденный проповедник свободы, не уважающий свободу других, собственник, жаждет воли лишь для себя, «безнадежный эгоист», добровольный изгнанник, мстительный эгоист, совершающий преступление из-за гордости.

Отражает ли речь Алеко взгляды автора на общественную жизнь? «Нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь,.. это отсутствие общественного мнения, равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циническое презрение к мысли и достоинству – поистине  могут привести в отчаяние».

В размышлениях о судьбах людей А.С.Пушкин приходит к выводу о том, что люди – продукт обстоятельств и воспитания.

Земфира.

Черты характера: своенравная, любящая степную, цыганскую свободу.

Старик - носитель простоты, мира, правды, справедливый, добрый, истинно вольный, бедный, душевно щедрый и открытый, умеющий прощать, человечный, сострадающий.

Содержание поэзии Пушкин черпал из самых глубин жизни нации, воплощал ее в образах, полных правды. В глазах поэта искусство должно было раскрыть истину жизни, оно должно быть национально, вырастать на родной почве, иметь глубокую связь с поэтическим творчеством народа.

Просмотр второго инсценированного эпизода – диалога Радды и Зобара в ночи.

Зобар.

Черты характера: равнодушный к деньгам, щедрой души, любящий коней, мудрый, грамотный, с характерной образной речью, свободолюбивый. Зобар обладает необыкновенной внешностью, им поневоле восхищаемся, он не променял свободу на любовь, убил свою любовь, чтобы не покориться.

Радда.

Черты характера: умная (« кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала»), никогда никого не любила, больше всего дорожит волей, с возлюбленным говорит как с врагом («Все равно одолею», подчинись - и будешь счастлив), требует покорности от мужчины, несгибаемая, умирала улыбаясь.

-Почему все так трагически заканчивается? В чем причина убийств?

-Как вы относитесь к героям?

VΙ. Язык поэмы и рассказа.

Авторы сочувствуют, осуждают, иронизируют, восхищаются. И мы понимаем и чувствуем то же благодаря мастерскому владению языком, его богатствами.

- Какие языковые средства используют Пушкин и Горький? Что помогают передать изобразительно-выразительные средства, каково психологическое состояние героев?

Группа ребят зачитывает подобранные самостоятельно примеры тропов:  

Сравнения: красив, как черт в праздник, сабля, как молния, сверкает, качается, как ковыль под ветром, режет грудь, как ножом,  скрипка точно девичье сердце, вспыхнул, как заря, месяц смотрит, улыбается, как царица, посмеялся, точно сталь зазвенела, голубой бархат, как неба кусок, творительный сравнения - зверем посмотрел, пыль взвилась тучей, громом гремит по табору и др.

Метафоры: кровь загоралась в жилах, музыка плывет по степи и др.

Эпитеты: проклятая Радда, удалой Лойка, добрый молодец и др.

Гиперболы : коли жить, так царями над всей землей, век бы не спал, слушал его, очи темнее бездны смотрят, остолбенел, пораженный, нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал и др.

Олицетворения: вздрогнет сердце, замрет и др.

Разговорная лексика: улыбнулись в усы, убей меня гром, упадешь – да в лужу носом, сердце кровью обливается, ходуном заходили.

Пушкин развивает до совершенства изумительный по богатству литературный язык. Источником языка поэта была живая русская речь.

Найдите в текстах описания природы. Какую роль они играют? (Описания природы не только создают фон, на котором происходят события, но и характеризуют героя, помогая понять его состояние.)

VΙΙ. Итоги урока. На этом мы завершаем наше первое знакомство с романтизмом как литературным направлением. Вернемся к первому вопросу: в чем состоит истинная свобода в художественном осмыслении А.С.Пушкина и М.Горького?

VΙΙΙ. Домашнее задание.

Посмотрим на слова В.Г.Белинского «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека…»

-Какие черты вы постараетесь воспитать в себе?

Домашнее задание к уроку - обобщение изученного по поэме «Цыганы» А.С.Пушкина и рассказу М.Горького «Макар Чудра».

Задание по группам.

1. Опишите, каким предстает в вашем воображении главный герой, используя цитаты из текста. Алеко, Земфира, Радда, Зобар - чем похожи и чем отличаются эти персонажи?

2. Проинсценировать два эпизода из текстов: диалог Радды и Зобара в ночи, Алеко и Земфиры (включая песню), подготовить выразительное чтение наизусть начало монолога Алеко.

3. Составить таблицу «Композиция «Цыган» в сравнении с композицией рассказала «Макар Чудра».

4. Сформулировать тему и идею произведений.

5. Выписать изобразительно - выразительные средства, используемые авторами, определить, какую роль выполняют они в тексте.

6. Отметить описания природы, чем они отличаются, что отражают.

7. Повторить литературоведческие понятия: быль, поэма, рассказ, романтизм. Это задание выполняют учащиеся всего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

«Герои–романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»

формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»;развивать умение анализировать произведения художественной литературы в ед...

Урок внеклассного чтения по литературе "На фронте с Пушкиным вдвойне был крепок наш союз"

Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе о роли творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны. Урок можно провести в любом классе....

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок литературы в 7 классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль")

Учащиеся знакомятся с особенностями раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”, анализируют легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобраз...