Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка урока

Автор: Каминская Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Истоки сказки. Характеристика героев. (первый урок из трёх по этому произведению)

Цели деятельности учителя: заинтересовать учащихся историей создания сказки, ознакомить с литературной сказкой, помочь осмыслить её; формировать навыки смыслового чтения; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою

Метапредметные умения

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

  1. Проверка домашнего задания: выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Руслан и Людмила».
  • Самоанализ, самооценка
  • Взаимооценка
  1. Мотивация УД: чтение учителем статьи учебника (стр.81) о «состязании Пушкина и Жуковского в создании сказок.

- Жуковский написал сказку «Спящая царевна», а Пушкин? Как вы думаете, кто выиграл состязание?

  1. Формулирование учащимися темы урока, постановка целей и задач. (чтение и анализ произведения; объяснение названия; определение темы и идеи произведения; доказать, что это сказка, характеристика героев и др.)
  2. Чтение и анализ сказки.
  1. Название.

-Какую информацию о произведении вы можете получить, глядя только на название произведения? ( жанр – сказка; волшебная; 7 – сказочное число; литературная; мёртвая царевна, а у Жуковского – спящая;  если мёртвая, то должно произойти чудо – её кто-то оживит. – это ответы учащихся на уроке).

2. Установка на чтение. Как читать? Что необходимо сделать?

-читаем с остановками

-объясняем непонятные слова

-характеризуем героев сказки, можно составить таблицу (плюс-минус-другое).

Таблица «Характеристика героев сказки» (заполняется по ходу чтения и анализа произведения)

+ положительные

- отрицательные

Другие (почему?)

  1. Элементы сказки (сказочное число, зачин, концовка, повторы и другие) отмечаем устно, останавливая чтение словом «стоп»; средства выразительности (эпитеты, олицетворение, сравнение) отмечаем простым карандашом в тексте.
  2. Чтение «с остановками».

Читаем первую строфу.

Остановка № 1. Используем приём «Кто? Где? Когда? Что? Почему?» для объяснения происходящих событий.

Заполнение таблицы «Характеристика героев сказки»: Царица (какая, почему так считаете?)

Чтение 2-й строфы. Ученики могут останавливать чтение словом «стоп», чтобы отметить признаки сказки, поработать с незнакомыми словами и др.

Остановка № 2. Беседа на основе вопросов, сформулированных учащимися или предложенных учителем. Характеристика новой Царицы (заполнение таблицы), волшебный предмет – зеркальце.

Чтение 3-й строфы.

Остановка № 3. Характеристика Царевны – в каких словах?

Чтение 4-й строфы.

Остановка № 4. Разговор с зеркальцем. Как меняется настроение Царицы и обращение к зеркальцу? (ученики могут сами сформулировать вопросы)

Дополняем характеристику: Царица и Чернавка.

V.Подведение итогов

VI . Рефлексия:

  • Новым для меня было…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Мне показалась интересной работа…

VII. Домашнее задание:

  1. чтение сказки;
  2. отметить элементы сказки;
  3. заполнение таблицы «Характеристика героев сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

35 тестов охватывают всё содержание "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях". После каждого задания предлагается четыре варианта ответа, один из которых правильный. К тестам прилагаются ответы-кл...

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....

Веб-квест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"...

Интерактивный тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Ссылка на презентацию: https://infourok.ru/interaktivniy-test-po-skazke-as-pushkina-skazka-o-myortvoy-carevne-i-o-semi-bogatiryah-2065696.html...

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...

Тест по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Тест по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»...

Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке ...