Роль причастий в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель"
проект по литературе (7 класс) на тему

Наталия Коршунова

В 7 классе причастие как часть речи вводится впервые. И для семиклассников становится достаточно сложно найти причастия в тексте, определить их роль -  этим и определяется актуальность проводимого исследования.

Объектом исследования является причастие в художественных произведениях.

Предмет исследования – роль причастия в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastia.doc107.5 КБ
Файл prichastiya.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД ЛОБНЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

141730,  Московская область                                                            тел./факс:8(495) 577-15-21

г. Лобня, ул. Букинское шоссе, д.19                                                   mail:sosh7lobnya@inbox.ru

ОКПО 45066752                 ОГРН 1025003081839            ИНН/ КПП 5025009734/ 502501001

Проектная работа

по русскому языку и литературе

        «Роль причастий

 в повести А. С. Пушкина

 «Станционный смотритель»»

Выполнили:

ученики 7а класса

Вепрев В.,

Семичева Т.,

Соколова Е.

Руководитель:

учитель
русского языка

 и литературы
Коршунова Н.А

Лобня 2016 г.

Оглавление

Введение-----------------------------------------------------------------------с. 2-3

Глава 1. Причастие как часть речи---------------------------------------с. 4-5

Глава 2. Роль причастий в повести А.С Пушкина «Станционный                                                                                                                                                         смотритель»--------------------------------------------------------------------с. 6-9

Заключение---------------------------------------------------------------------с. 10

Список использованной литературы--------------------------------------с. 11

Приложение-----------------------------------------------------------------с.12-16

Введение

Причастие – класс слов, уникальный по своим морфологическим свойствам. В науке о языке нет единой точки зрения на принадлежность его к определённой категории слов. Отношение причастия к глаголу и прилагательному вызвало то, что отдельные учёные по–разному определяли их место среди частей речи. Их признавали самостоятельной частью речи                      (М.В. Ломоносов), «гибридной» между глаголом и прилагательным                       (А.М. Пешковский), считали отглагольными прилагательными (Ф.И. Буслаев, Л.А. Булаховский), и, наконец, неспрягаемыми глагольными формами. Таким образом, по своим морфологическим и синтаксическим признакам причастие как часть речи интересна для изучения. Не менее интересной является роль причастия в произведениях художественной литературы, ведь его употребление свойственно в большей степени книжному стилю.

Стилистическая роль причастий в русском языке своеобразна. Эта форма передает смысловую точность, сжатость, лаконичность речи, вносит в текст элементы книжности. Экспрессивную окраску, заложенную в грамматической природе причастия, отмечали писатели, ученые.

На выразительность причастий указывал еще А.С. Пушкин, и в своей прозе он тонко пользовался этими формами. По мнению Д.В. Григоровича с помощью причастного оборота дорисовывается общая картина, оно незаменимо для живописной передачи действия. Особенности стилистического употребления причастия, его самобытность отмечены еще одним русским писателем К.Д. Ушинским, который писал, что эту форму придумал русский народ в своем стремлении действовать на чувства слушателя. Ученые лингвисты 19-20 веков также высоко оценивают стилистические возможности причастия.

В 7 классе причастие как часть речи вводится впервые. И для семиклассников становится достаточно сложно найти причастия в тексте, определить их роль -  этим и определяется актуальность проводимого исследования.

Объектом исследования является причастие в художественных произведениях.

Предмет исследования – роль причастия в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Цель исследования: определить роль причастий в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить научную и учебную литературу по теме;

- определить понятие «причастие»;

- путем сплошной выборки выписать причастия из повести;

- классифицировать причастия, в том числе и по стилистическим возможностям;

- установить частотность использования причастий.

В ходе исследования использовались следующие методы: метод сравнительного анализа,  описательный метод, метод анализа языкового материала.

Структура работы: проект состоит из Введения, двух глав, Заключения и библиографического списка.

Глава 1. Причастие как часть речи

Причастие — это неспрягаемая форма глагола. Оно обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета (читающий мальчик, расцветший сад) или действием над этим предметом (брошенный камень, гонимые ветром облака). Иными словами, причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по его действию. Причастие отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам.

В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми.

Причастия делятся на действительные и страдательные.          Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

   О категориальной и лексической схожести причастий и глаголов свидетельствует их синонимичность в позиции придаточных определительных предложений с относительным местоимением, который: Студент, который командируется в экспедицию, обратился к преподавателю за советом – Студент, командируемый в экспедицию, обратился к преподавателю за советом.

«Частотный словарь русского языка» под редакцией Л.Н. Засориной дает следующую информацию о распределении частей речи по их частоте употребления: существительные – 24, 9%, глаголы – 15,9%, местоимения – 14,1%, предлоги – 11,5%, прилагательные – 8,3%, наречия – 7,9%, союзы – 7,6%, числительные – 1,1%, частицы – 1%, причастия 0,4%.

Это связано с тем, что в основном причастия употребляются в книжной речи, что объясняется историей возникновения. Основные их разряды относятся к элементам литературного языка, заимствованного из старославянского. Это прослеживается в ряде их фонетических особенностей (наличие «щ» в причастиях). На связь этой части речи со старославянским языком указывал еще М.В. Ломоносов, который писал, что все причастия образованы только от славянских глаголов. Современные причастия образуются от любых глаголов, в том числе от новообразований («яровизирующий»).

При этом они употребляются преимущественно в стилях книжной речи и почти не встречаются в разговорной бытовой речи. Особо стоят краткие страдательные причастия прошедшего времени, широко употребляемые в разговорной речи и диалектах. Такое положение причастий связано с тем, что причастия с полными окончаниями представляют элементы литературного языка. Это сказывается на ряде их фонетических особенностей, например, при наличии «щ» в причастиях настоящего времени (текущий, горящий), которым соответствуют прилагательные текучий, горячий, представляющие собой по происхождению древнерусские причастия, а также в наличии у ряда причастий перед твёрдым согласным под ударением «е», тогда как в глаголах, от которых они образованы, при этих же условиях имеется «ё»: пришедший, но пришел; изобретший, но изобрёл. М.В. Ломоносов отмечал большую уместность причастий для высоких стилей речи, указывая, что они « приличнее полагаются в риторических и стихотворческих сочинениях, нежели в простом стиле, или в просторечии». В настоящее время, через два столетия после М.В. Ломоносова, ограничений в образовании причастий от чисто русских глаголов, чуждых старославянскому языку, не сохранилось. Основные разряды полных причастий являются продуктивными и образуются от любых глаголов, в том числе, от новообразований (яровизирующий, яровизировавший, яровизируемый, яровизированный). Наименее распространены страдательные причастия настоящего времени, но и они у некоторых типов глаголов продуктивны                (засоряемый, формируемый, хранимый) и непродуктивны лишь с суффиксом - ом- (несомый, ведомый, искомый). Таким образом, причастие – древняя часть речи, наследие старославянского языка, об этом свидетельствует ряд особенностей. Большинство причастий продуктивны.

Глава 2. Роль причастий в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

   Путём сплошной выборки из повести «Станционный смотритель» была представлена картотека причастий, используемых автором, в количестве 52 примера. Нами были выделены 7 основных групп по роли причастий в данном тексте.

1) Описание С. Вырина (станционного смотрителя)

  1. Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев… (стр.99);

  2. В дождь и слякоть принуждён он бегать по дворам… (стр.100);

  3. …дрожащий смотритель отдаёт ему две последние тройки… (стр.100);

  4. …сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. (стр.100);

  5. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные… (стр.100);

  6. …от природы столь услужливые, склонные к общежитию… (стр.100);

  7. …я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица… (стр.103);

  8. …на сгорбленную спину… (стр.103);

  9. …он дрожащим голосом произнёс только… (стр.107);

  10….возразил смотритель с неизъяснимым движением сердца… (стр.109);

 2) Описание Дуни

  1. …заметила впечатление, произведённое ею на меня. (стр.102);

  2. …она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. (стр.102);

  3. …Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки… (стр.104);

  4. …приведу я домой заблудшую овечку мою. (стр.107);

  5. Дуня, одетая со всей роскошью моды, сидела на ручке его кресел. (стр.109);

  6. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие    пальцы. (стр.109);

3) Описание Минского

  1. Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошёл в  комнату… (стр.104);

   2. Испуганный Минский кинулся её подымать… (стр.109);

4) Описание быта и окружающей среды

  1. …случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному. (стр.100);

  2. …когда сей последний отвал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина. (стр.101);

  3. …и прочие предметы, меня в то время окружавшие. (стр.102);

  4. …старик не отказался от предлагаемого стакана. (стр.103);

  5. …Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом… (стр.104);

  6. …Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада. (стр.104);

  7. …он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых смятых ассигнаций. (стр.108);

  8. Двери были заперты… (стр.109);

  9. Он подошёл к растворённой двери и остановился. (стр.109);

  10. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. (стр.109);

  11. …я узнал, что станция, над которой он начальствовал, уже уничтожена… (стр.110);

  12. Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не ограждённое… (стр.112);

  13. …усеянное деревянными крестами… (стр.112);

  14. …не осененными ни единым деревцом… (стр.112);

  15. …сказал мне мальчик, выпрыгнув на груду песку, в которую врыт был чёрный крест с медным образом. (стр.112);

5) Описание картин в доме С. Вырина

  1. … я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. (стр.101);

  2. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека… (стр.101);

  3. …он сидит за столом, окружённый ложными друзьями… (стр.102);

  4. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу. (стр.102);

  5. … в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. (стр.102);

  6. Наконец представлено возвращение его к отцу… (стр.102);

  7. …в перспективе повар убивает упитанного тельца… (стр.102);

  8. …я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына… (стр.103);

6) Описание других героев

  1. …хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя… (стр.100);

  2. … только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. (стр.100);

  3. …коими некстати пренебрегают господа проезжающие… (стр.100);

  4. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику… (стр.108);

  5. При сих словах оборванный мальчик… (стр.111);

7) Прочее

  1. …положено было… (стр.104);

  2. Смотритель ушёл и возвратился в назначенное время. (стр.107);

  3. Рассказ, неоднократно прерываемый слезами. (стр.110);

  4. …слёзы сии отчасти возбуждаемы были пуншем… (стр.110);

  5. Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издержанных даром. (стр.110);

  6. …не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных. (стр.112)

Мы разделили все причастия на действительные и страдательные (см. Приложение). И пришли к выводу о том, что действительных причастий настоящего времени в тексте произведения – 5 примеров; действительных причастий прошедшего времени – 6 примеров; страдательных причастий настоящего времени – 4 примера; страдательных причастий прошедшего времени – 37 примеров.

Заключение

Проанализировав причастия в повести «Станционный смотритель», мы пришли к следующим выводам:

  1. Всего в тексте произведения – 52 причастия, из них действительных причастий настоящего времени в тексте произведения – 5 примеров; действительных причастий прошедшего времени – 6 примеров; страдательных причастий настоящего времени – 4 примера; страдательных причастий прошедшего времени – 37 примеров.
  2. Страдательные причастия прошедшего времени в тексте встречаются чаще, т.к. страдательные причастия помогают расширить представления о происходившем когда-то.

А. С. Пушкин использует причастия

  • в изображении главных героев (дрожащий смотритель, Дуня привыкшая, испуганный Минский и др.);
  • в описании быта и окружающей среды (предметы окружавшие, предлагаемого стакана, платком намоченным и др.);
  • отдельную роль он отводит описанию картинок в доме С. Вырина  (картинок украшавших, промотавшийся юноша, упитанного тельца и др.)

Заметим, что А. С. Пушкин использует причастия только при описании характера или интерьера, крайне редко в диалогах героев, т.к. причастия имеют оттенок книжности, а в диалогах чаще всего используется разговорная речь. Еще причастия обладают таким свойством, как краткость и в то же время выразительность. Благодаря этому свойству читатель намного лучше и тоньше чувствует то сказанное, что хотел раскрыть автор.

Писателей и поэтов причастие привлекает тем, что не только образно описывает предметы, явления, но и представляет его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Потому что причастие соединяет в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного.

Список использованной литературы:

  1. Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А., Тростенцова Л.А. и др., Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, М.: Просвещение, 2013, 223 с.;
  2. Богатенкова, В., рук. Тельнова, И. С., Роль причастий в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк», http://kindlebook.ru/referat/kursovaya/rol-prichastii-v-rasskaze-isturgeneva-biriuk/
  3. Коровина, В. Я., Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1, М.: Просвещение, 2012, 319 с.;
  4. Львова, С. И., Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 7 класс, М., 2003, 272 с.;
  5. Олейник, О.В., Кабанюк, Л. П., Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4классы, М.: ВАКО, 2014, 368 с.;
  6. Роль причастий в художественном тексте, http://studopedia.ru/10_193145_rol-prichastiy-v-hudozhestvennom-tekste.html
  7. Хлебинская, Г. Ф., Русский язык: 5-11 классы: Справочные материалы: Правила. Таблицы. Схемы, М.: Издательство Оникс, 2011, 272 с.;
  8. Цветкова, Г.В, Русский язык 6-11 классы: проектная деятельность учащихся, Волгоград: Учитель, 2009, 169 с.

Приложение

Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени

Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

дрожащий смотритель… (стр. 100)

…картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель (стр. 101)

…от предлагаемого стакана (стр. 103)

Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев… (стр. 99)

…господа проезжающие… (стр. 100)

…промотавшийся юноша… (стр. 102)

…с неизъяснимым движением… (стр. 109)

избавиться от непрошеного гостя… (стр. 100)

…картинки, изображающие историю блудного сына… (стр. 103)

…и прочие предметы, меня в то время окружавшие. (стр. 102)

…рассказ, неоднократно прерываемый… (стр. 110)

В дождь и слякоть принужден он … (стр. 100)

…дрожащим голосом…(стр. 107)

…девушка, видевшая свет. (стр. 102)

…слезы сии отчасти возбуждаемы…(стр. 110)

раздраженного постояльца. (стр. 100)

…сверкающие пальцы. (стр. 109)

…Дуня, привыкшая к таковым сценам…(стр. 104)

…сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. (стр. 100)

…заблудшую овечку мою (стр. 107)

Сии столь оклеветанные смотрители… (стр. 100)

… от природы услужливые, склонные к общежитию…(стр. 100)

…по тракту, ныне уничтоженному. (стр. 100)

…отдавал приготовленную мне тройку… (стр. 101)

…изображено развратное поведение молодого человека… (стр. 101)

… он сидит за столом, окруженный ложными друзьями… (стр. 102)

…изображены глубокая печаль и раскаяние. (стр. 102)

…представлено возвращение …(стр. 102)

упитанного тельца… (стр. 102)

…впечатление, произведенное ею на меня (стр. 102)

…небритого лица… (стр. 103)

… на сгорбленную спину… (стр. 103)

…проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, … (стр. 104)

положено было… (стр. 104)

…платком, намоченным уксусом… (стр. 104)

…заготовленного лимонада (стр. 104)

…в назначенное время. (стр. 107)

…смятых ассигнаций (стр. 108)

Хорошо одетый молодой человек… (стр. 108)

Двери были заперты…(стр. 109)

…к растворенной двери… (стр. 109)

В комнате, прекрасно убранной,… (стр. 109);

Дуня, одетая со всею роскошью моды,…(стр. 109)

Испуганный Минский… (стр. 109)

…станция, над которой он начальствовал, уже уничтожена… (стр. 110)

…семи рублей, издержанных даром. (стр. 110)

…оборванный мальчик… (стр. 111)

…голое место, ничем не огражденное… (стр. 112)

усеянное деревянными крестами…(стр. 112)

…не осененными ни единым деревцом… (стр. 112)

…врыт был черный крест с медным образом. (стр. 112)

…о семи рублях, мною истраченных. (стр. 112)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторы проекта: Вепрев Валерий, Семичева Татьяна, Соколова Елизавета Проект на тему: «Роль причастий в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Слайд 2

М. В. Ломоносов Причастие – самостоятельная часть речи

Слайд 3

А.М. Пешковский Причастие - «гибридная» часть речи между глаголом и прилагательным

Слайд 4

Ф.И. Буслаев Причастие – отглагольное прилагательное

Слайд 5

Д. В. Григорович С помощью причастного оборота дорисовывается общая картина, оно незаменимо для живописной передачи действия

Слайд 6

К. Д. Ушинский Эту форму придумал русский народ в своем стремлении действовать на чувства слушателя.

Слайд 7

Определяется тем, что В 7 классе причастие как часть речи вводится впервые, И для семиклассников становится достаточно сложно найти причастия в тексте, определить их роль Актуальность исследования

Слайд 8

Объектом исследования является причастие в художественных произведениях. Предмет исследования – роль причастия в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Слайд 9

Цель исследования – определить роль причастий в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить научную и учебную литературу по теме; определить понятие «причастие»; путем сплошной выборки выписать причастия из повести; классифицировать причастия, в том числе и по стилистическим возможностям; установить частотность использования причастий.

Слайд 10

Что такое причастие? Причастие — это неспрягаемая форма глагола. Оно обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета ( читающий мальчик, расцветший сад ) или действием над этим предметом ( брошенный камень, гонимые ветром облака ). Иными словами, причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по его действию. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и только в единственном челе по родам. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми . Причастия делятся на действительные и страдательные.

Слайд 11

Причастия – имеют «книжный характер» «Частотный словарь русского языка» под редакцией Л.Н. Засориной дает следующую информацию о распределении частей речи по их частоте употребления: существительные – 24, 9%, глаголы – 15,9%, местоимения – 14,1%, предлоги – 11,5%, прилагательные – 8,3%, наречия – 7,9%, союзы – 7,6%, числительные – 1,1%, частицы – 1%, причастия 0,4%. Это связано с тем, что в основном причастия употребляются в книжной речи, что объясняется историей возникновения (элементы литературного языка, заимствованного из старославянского). Это прослеживается в ряде их фонетических особенностей (наличие «щ» в причастиях). М.В. Ломоносов писал, что все причастия образованы только от славянских глаголов.

Слайд 12

Путём сплошной выборки из повести «Станционный смотритель» была представлена картотека причастий, используемых автором, в количестве 52 примеров. Нами были выделены 7 основных групп по роли причастий в данном тексте. Сколько причастий в повести? Какова их роль?

Слайд 13

1 ) Описание С. Вырина (станционного смотрителя)

Слайд 14

2) Описание Дуни

Слайд 15

3) Описание Минского

Слайд 16

4) Описание быта и окружающей среды

Слайд 17

5) Описание картин в доме С. Вырина

Слайд 18

6) Описание других героев 7) Прочее

Слайд 19

Выводы:

Слайд 20

52 причастия Действительных причастий настоящего времени – 5 примеров; Действительных причастий прошедшего времени – 6 примеров; Страдательных причастий настоящего времени – 4 примера; Страдательных причастий прошедшего времени – 37 примеров.

Слайд 21

Страдательные причастия прошедшего времени Они в тексте встречаются чаще, т.к. страдательные причастия помогают расширить представления о происходившем когда-то.

Слайд 22

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Слайд 23

Список литературы: Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А., Тростенцова Л.А. и др., Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, М.: Просвещение, 2013, 223 с.; Богатенкова, В., рук. Тельнова, И. С., Роль причастий в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк», http://kindlebook.ru/referat/kursovaya/rol-prichastii-v-rasskaze-isturgeneva-biriuk/ Коровина, В. Я., Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1, М.: Просвещение, 2012, 319 с.; Львова, С. И., Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 7 класс, М., 2003, 272 с.; Олейник, О.В., Кабанюк, Л. П., Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4классы, М.: ВАКО, 2014, 368 с.; Роль причастий в художественном тексте, http://studopedia.ru/10_193145_rol-prichastiy-v-hudozhestvennom-tekste.html Хлебинская, Г. Ф., Русский язык: 5-11 классы: Справочные материалы: Правила. Таблицы. Схемы, М.: Издательство Оникс, 2011, 272 с.; Цветкова, Г.В, Русский язык 6-11 классы: проектная деятельность учащихся, Волгоград: Учитель, 2009, 169 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль причастия в художественном тексте

Урок развития речи по русскому языку. Анализ художественного текста....

Урок по теме «Роль причастия и деепричастия в тексте» (по программе С.И.Львовой)

Новая форма ГИА  по русскому языку в 9 классе требует от учителя активной работы  по подготовке  обучающихся к  написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Обучение эт...

Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля

Данный материал можно использовать как урок-обобщение в 6 классе(программа С.Львовой) по теме "Причастие и деепричастие"; как повторение темы в 9-11 классах....

Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...

Конспект урока в 10 классе "Образование и роль причастий в немецком языке"

Цель урока: помочь учащимся применить ранее полученные знания о причастиях немецкого языка для решения следующей грамматической задачи: какую роль выполняют причастия в немецком предложении....

Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля.

Интегрированный урок по русскому языку (русский язык + литература) Представленный урок «Меткие, озаряющие слова… (Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля.)» интегрированный,...

Презентация к уроку русского языка "Роль причастия в художественном описании"

Презентация к уроку русского языку (6 класс). Тема урока "Роль причастия в художественном описании". Презентации подготовлена к уроку по программе С.И. Львовой, использованы материалы пособия для учит...