Задания ОГЭ по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Учимся давать развёрнутый ответ на вопрос

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Какие черты характеров генерала и чиновников проявились во время совета?

    Во время совета чиновники показывают своё истинное лицо : они ничего не понимают  в военном деле, боятся за себя, поэтому не собираются принимать смелых решений. Генерал, в отличие от чиновников, понимает, что Гринёв прав, однако не хочет идти против большинства и брать ответственность за дальнейшие действия на себя. Таким образом, во время совета чиновники проявляют  нерешительность, неразборчивость , трусость и приспособленчество.

  1. Какова роль художественных деталей в приведённом эпизоде?

     Художественная деталь - одно из средств создания образа. В описании военного совета немало говорящих деталей. Например, важные решения принимаются за чашкой чаю, а старичок «в глазетовом кафтане поспешно допил третью свою чашку, значительно разбавленную ромом» - и это человек, от которого ждут важного решения. Генерал, поддерживая большинство, говорит о своём решении «с глубоким вздохом».Можно предположить, что решение это даётся ему нелегко. Так, с помощью деталей читатель может прочитать между строк истинное отношение автора к происходящему и составить своё мнение о героях и событиях.

1.1.3 Сопоставьте фрагмент романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с фрагментом комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Что общего между Гринёвым и Милоном?

      Гринёв и Милон-главные герои произведения,  которые имеют лучшие человеческие качества. В приведённой сцене Пётр показан смелым и решительным человеком. Он не боится  генерала и чиновников и смело предлагает своё решение: «»Так же, как и он, Милон   был в армии и  и тоже показал себя находчивым и бесстрашным человеком: «».Таким образом, героев сближают общие черты характера.

1.1.1Какие черты личности Гринёва проявляются в приведённом эпизоде?

     Пётр Гринёв-главный герой произведения. В приведённом эпизоде он показан в момент выздоровления после дуэли, когда  Пётр просит руки Маши.  Его поведение показывает, что он имеет лучшие человеческие черты: благородство, доброту, ,открытость,уважение  к родителям. Таким образом, Петруша Гринёв показан автором человеком  с чистой и открытой душой.

  1. Какие художественные средства помогают раскрыть душевные переживания героев в приведённой сцене?

        Средства художественной выразительности  играют большую роль в приведённой сцене, так как они помогают раскрыть тонкие оттенки  любовных переживаний.. Так, взволнованное состояние Петра подчёркнуто с помощью  олицетворения «мысли волновались»,эпитетов «сладостного чувства», «ангельский голосок» ,метафор «упоении восторга», «счастие воскресило меня», «огонь пробежал по мне».Чувство радости испытывает Пётр, когда понимает ,что Маша любит его.Его душевные переживания  передаются с помощью риторического восклицания: «Она будет моя! она меня любит!»Таким образом, указанные тропы помогли понять, насколько Гринёву дорога Маша Миронова.

1.1.3 Сопоставьте фрагмент романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с фрагментом комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Чем различается поведение Марьи Ивановны и Софьи в ситуации «сердечных» объяснений?

    Марья Ивановна и Софья очень схожи в своем отношении к замужеству. И та, и другая не готовы идти против воли старших (Марья Ивановна - против родителей Гринёва, а Софья - против дяди), ведь ими с детства усвоена истина: к воле родителей нужно относиться с почтением. Однако в  отличие от Марьи Ивановны Софья может пошутить над чувствами своего возлюбленного, она иронизирует над его ревностью. Избранница же Гринёва всецело отдана своему чувству, её помыслы чисты и открыты, она не может и не хочет скрываться за напускными приличиями.Таким образом, различие в поведении  состоит в том,что Маша проявляет искренность и благородство в данной ситуации,а Софья  насмехается над возлюбленным,чтобы вызвать у него ревность.

  1. Какая тема доминирует в предложенном фрагменте?

     В предложенном фрагменте раскрывается тема воспитания.Мы видим,что отец Петруши суров по отношению к своему сыну, потому что он  хочет,чтобы Пётр  познал трудности и стал настоящим человеком. Таким образом, данная сцена характеризует Гринёва старшего как заботливого и любящего отца.

 

  1. Как характеризует Андрея Петровича Гринёва его решение не посылать сына в Петербург?

       Решение А.П. Гринёва не посылать сына в Петербург характеризует его как принципиального человека, воспитанного в духе петровских традиций, когда дворянин был обязан учиться и служить. Еще одной чертой характера Гринёва-старшего  можно назвать порядочность. Для него честь превыше всего, добиться славы и почестей можно только добросовестной службой без чинопочитания и подобострастия.

   Таки образом, весь отрывок характеризует Андрея Петровича как хорошего отца, который понимает, что истинная любовь к ребёнку не то же самое, что потакание всем его прихотям.

 

  1. С какой целью автор обращает наше внимание на такую деталь: матушка подаёт паспорт «дрожащею рукою»?

   Художественная деталь выполняет важную роль в приведённом отрывке,так она помогает понять душевное состояние матери Петра.Такая деталь, как «дрожащая рука» даёт нам ясно понять, насколько труден для неё выбор, сделанный мужем. Ведь из романа мы знаем, что Петруша – единственный выживший из десяти детей Гринёвых.

 

1.1.3Фрагмент завершается наказом Гринёва-старшего сыну. Сравните это напутствие с отцовским наставлением, упоминаемым в комедии
 А.С. Грибоедова «Горе от ума» (ниже приведён фрагмент действия 4 
явления 12). В чём различия этих наказов?

     Сравнивая два наставления , мы видим в них существенные отличия. Если Гринёв-старший наказывает сыну служить Отечеству верно, преданно, за лаской начальников не гоняться, от службы не бежать, а главное, беречь честь, то Молчалин-старший даёт своему отпрыску совет совсем иного рода. Угождать начальству – вот главный способ добиваться повышения по службе, получать чины, награды и прочее. И это угождение может распространяться даже на собаку дворника, «чтоб ласкова была».   Таким образом, наставления отцов  приводят нас к выводу о двух разных точках зрения на существование в этом мире: честном и бесчестном.

 

  1. Как и почему меняется настроение Пугачёва на протяжении беседы 
    с Гринёвым?

       Настроение Пугачёва на протяжении беседы с Гринёвым  несколько раз меняется. С самого начала он дружески беседует с Петром, потому что помнит  добро,когда Пётр пожаловал Емельяну заячий тулуп.Как только Пу гачёв замечает усмешку Гринёва,он становится мрачным. Однако искренность ,честность и благородство молодого человека  вновь заставляют предводителя крестьянского восстания изменить к Петруше отношение,так он сохраняет  человечность,честь  и верность себе в  этих условиях . Таким образом, контраст помогает понять ,что  многие черты сближают Пугачева и Гринева. Они оба ценят в людях прямоту, искренность, благородство, не терпят обмана.

Почему перед началом разговора Пугачёва и Гринёва «глаз на глаз» «несколько минут продолжалось обоюдное молчание»?

1.1.2Какие свойства личности Гринёва проявились в приведённом эпизоде романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

 

1.1.3 Сопоставьте фрагмент романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 
с приведённым ниже фрагментом рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». В чём схожесть проявлений Гринёва и Соколова в ситуации нравственного выбора?

 Оба героя оказались  перед выбором и проявили при этом свои лучшие качества. Так, Пётр  не испугался Емельяна Пугачёва и не перешёл на его сторону. Также мужественно, смело и искренне ведёт себя на допросе у Мюллера и Андрей Соколов.Таким образом,оба героя ,находясь в ситуации нравственного выбора, с честью и достоинством  выходят из неё .В этом и состоит их сходство.

1.1.1Какие черты характера Гринёва проявились в приведённой сцене?

1.1.2 Как в приведённом фрагменте передано состояние Савельича?

    Состояние Савельича в начале сцены и в конце отрывка разное. Если сначала он по привычке пытается понукать барина, давая ему дельные, но не оставляющие выбора советы, то в конце сцены от решительности Савельича не остаётся и следа. Голос его дрожит, он плачет, пытается уже действовать уговорами, интонации его голоса меняются. Эти изменения  передают и  эпитеты «изумлённый Савельич», « большее изумление», « упрямого старика», « дрожащим голосом» , метафора«не умори меня с печали».Таким образом,мы видим,что  приведённые средства выразительности указывают на сильную взволнованность и обеспокоенность  героя,которые вызваны необдуманным поступком Гринёва.

1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с фрагментом пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль». Чем отличаются отношения Гринёва и Савельича от отношений Митрофана и Еремеевны?

В обоих произведениях показаны взаимоотношения крепостных со своими хозяевами. И Савельич,и Еремеевна беззаветно отдают себя служению своим  молодым господам и  относятся к ним с любовью. А вот отношение господ к своим слугам разное.

Пётр Гринёв хоть и очень твёрдо даёт понять, что его решение обязательно для исполнения, всё-таки жалеет своего крепостного. Об этом свидетельствуют строки: «Мне было жаль бедного старика…», Гринёв мучается от своего поступка, потому что привык видеть в своём слуге прежде всего человека.

Иначе относится к Еремеевне Митрофан. Она терпит от него только  унижения и оскорбления. Таким образом,отношения Гринёва и Савельича построены на доверии, любви и уважении, а Митрофан  жесток и неблагодарен по отношению к своей няньке.

1.1.1Какие черты характера Гринёва раскрываются в приведённой сцене?

Гринёв- искренний и благородный человек.В приведённой сцене раскрываются  его лучшие качества: честность,правдивость,верность Отчизне, смелость.Он не пугается Пугачёва, а ведёт себя в разговоре с ним просто и искренне.Тем самым Петруша и добивается расположение Емельяна.Таким образом,мы можем утверждать,что Гринёв  показан автором человеком  с чистой и открытой душой.

1.1.2С помощью каких художественных средств в приведённом эпизоде раскрывается характер Пугачёва?

    Пушкин использует различные художественные средства для создания образа Пугачева. Особенно его привлекают две детали: борода и глаза.Эпитеты «сверкающие глаза» , «живые  глаза»,олицетворение «глаза  бегали » подчёркивают силу характера этого героя. С помощью контраста «выражение довольно приятное, но плутовское» автор обращает внимание на противоречивый характер Емельяна. Таким образом, указанные средства выразительности  помогают понять характер этого героя. 

 1.1.3Сопоставьте приведённый фрагмент романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с фрагментом пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль». Чем различаются взаимоотношения слуг и господ?

В обоих произведениях показаны взаимоотношения крепостных со своими хозяевами. И Савельич,и Еремеевна беззаветно отдают себя служению своим   господам и  относятся к ним с любовью. А вот отношение господ к своим слугам разное. Пётр тоже любит своего дядьку и прислушивается к его советам.Иначе относится к Еремеевне Простакова,она   ведёт себя жестоко и грубо по отношению к ней. Таким образом,  взаимоотношения  Гринёва и Савельича построены на доверии, любви и уважении, а вот  Простакова  не ценит преданность своей крепостной .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гости к капитанской дочке"(игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения...

Задания по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Задания к главам повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...

Тестовые задания к произведению А.С.Пушкина " Капитанская дочка"

Тестовые задания к произведению А.С.Пушкина " Капитанская дочка"...

Тест с творческим задание по теме "Роман А. С. Пушкина "Дубровский"

Проверочная работа состоит из трех частей. Первая часть  - задания с выбором ответа, вторая- задания с кратким ответом, третья - мини-сочинение на одну из предлагаемых тем. Работа выполняется вес...

Задания для развития читательской грамотности по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Задания в формате ОГЭ для развития читательской грамотности по роману Пушкмна "Капитанская дочка", 8 класс...