Урок-мастерская А.С.Пушкин "Евгений Онегин"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Гарифуллина Нурия Ильгизовна

Урок-мастерская А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-tehnologiya_a.s.pushkin_evgeniy_onegin.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Адыева Н. И.

Учитель русского языка и литературы

Урок-мастерская

Урок литературы в 9 классе А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Тема:
 «Но был ли счастлив мой Евгений…»

Проблемный вопрос: В чем трагедия Евгения Онегина?

Цели: 

помочь учащимся понять образ Евгения Онегина;

содействовать формированию нравственных ценностей через изучение литературного произведения;

содействовать пониманию себя и своих поступков через образ  литературного героя;

содействовать формированию коммуникативных компетенций: умение работать в группе, умение выстраивать диалог.

Методические приемы: проблемный вопрос, беседа, чтение текста.

Форма работы: групповая (класс делится на 4 группы от пяти до семи человек в группе)

Оформление урока: запись темы на доске, портрет А.С. Пушкина, портрет Евгения Онегина (иллюстрация К. И. Рудакова), цитаты из критических  статей Белинского, Герцена, Писарева об Онегине.

Ход мастерской.

"Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь".
Б.Пастернак

1.Индуктор.

Звучит 7 симфония Дмитрия Шостаковича «Ленинградская».

Слово учителя. Вы слышите 7 симфонию Дмитрия Шостаковича, которая называется «Ленинградская». Почему? – спросите вы, ведь мы изучали «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. Не торопитесь, оказывается, между этими вещами существует тесная связь.

1942 год, блокадный Ленинград, голодные мальчишки одного из ленинградских дворов. Где-то в соседнем дворе жил известный и опытный вор-карманник, который любил иногда подразнить голодных мальчишек хлебом.

Однажды он пришел с книгой и устроил аукцион:

- Буханка хлеба тому, кто выучит эту книгу! – кричал он, помахивая перед ребятами «Евгением Онегиным».

Тогда руку протянул двенадцатилетний мальчишка, не зная, что берет «Онегина» на всю оставшуюся жизнь, потому что впоследствии он стал известнейшим российским учителем литературы. Конечно, не «Онегина» брал он тогда в детстве, а хлеб мысленно брал.

Он увидел на страницах книги отпечатки грязных, липких пальцев. И тогда началась борьба, которая становилась войной с сытым обнаглевшим цинизмом. Не только за себя, за голодных ребят, но и за Пушкина, которого в детстве вслух читал ему отец, хотелось отомстить мальчишке, взбудораженному до глубины души голодом, тревогой и высшим светом духовности, который подарил ему Пушкин.

Уже в 12 лет, еще не познав и не изучив романа, Евгений Николаевич Ильин по воле судьбы выучил его наизусть. Такой благодарной аудитории, какая собралась во дворе того блокадного дома, он больше не знал, потому что Пушкин и хлеб, Пушкин и жизнь были словами-синонимами.

Вы тоже прикоснулись к «Евгению Онегину».

 И я хочу знать, что вам дала эта встреча, было ли вам интересно. Давайте подведем итог нашему изучению и ответим на вопрос: «Интересен ли сегодня «Евгений Онегин»?»

Ответы учащихся.

Слово учителя. Пушкин размышлял о человеке, о смысле жизни, о счастье и несчастье, об общечеловеческих ценностях – это главный вопрос всей литературы. «Человек! Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущейся с неуловимой быстротой куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом – зачем он существует? Возможно ли счастье на земле и что такое счастье?». Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос, и А.С. Пушкин и его герой не исключение

2. Самоконструкция

Вопрос: Что такое, по-вашему, счастье? Что значит быть счастливым?

Найдите в учебнике выражения, цитаты о счастье. Выпишите те, которые близки вам.

 Обратимся к роману и попытаемся выяснить, были ли в жизни Евгения Онегина настоящая любовь, дружба, интересное дело, идеалы.

3.Социоконструкция (работа в группах)

Каждая группа получает карточку с вопросами, организует работу с текстом художественного произведения, справочными материалами, учебником, словарями, конспектами, которые лежат на столе у каждой группы. Время работы групп 20 минут.

1 группа: Любовь в жизни Евгения Онегина.

Вопросы:

  1. Как Онегин относится к любви в светском обществе? (гл.1, строфы 10, 11, 12; гл. 4, строфа10)
  2. Почему Евгений Онегин  отказался от любви Татьяны Лариной? (гл. 4, строфы12, 13, 14, 15, 16, 17)
  3. Почему Татьяна-княгиня отказалась от любви Онегина? ( гл.8, строфы 60 – 67)
  4. Почему счастье Татьяны и Евгения оказалось невозможным?
  5. К какому выводу вы пришли?

2 группа: Дружба в жизни Евгения Онегина.

Вопросы:

  1. Где встретились Онегин и Ленский? Какую характеристику дал им автор? (гл.2, строфа 13)
  2. Почему Пушкин пишет «от делать нечего друзья»? Сопоставьте Онегина и Ленского: внешность, воспитание, образование, общественное положение, отношение к жизни, любви, поэзии. (гл. 2, строфы 6 – 19)
  3. Что послужило причиной дуэли? Что побудило Онегина принять вызов Ленского? (Гл. 6, строфы 9 – 12; 28, 30, 31)
  4. Какова авторская оценка поведения Онегина и Ленского на дуэли? (гл.6, строфы 33 – 60)
  5. Прошел ли Онегин испытание дружбой? К каким выводам вы пришли?

3 группа: Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге.

Вопросы:

  1. Как проходил день столичного денди?
  2. Каковы увлечения Евгения Онегина?
  3. Сумел ли он найти полезное дело?
  4. В какой науке преуспел Евгений Онегин?
  5. Каковы причины разочарования Онегина в жизни: внешние (среда обитания), внутренние? (гл.1, строфы 15 – 35)

4 группа: Почему Евгений Онегин не смог создать духовный мир, найти свой идеал?

1) Определите отношение Евгения к труду, к творчеству, к чтению, к природе.

2) Какое воспитание получил Евгений Онегин и наложило ли оно отпечаток на его поведение? (гл.1, строфы 54, 63 – 66; гл.1, строфы 2 – 7)

4. Социализация

Заслушиваются ответы учеников по группам, ведется обсуждение спорных вопросов, заслушиваются различные мнения.

Выводы, к которым пришли учащиеся:

1 группа: Вначале герой не послушался голоса своего сердца, а поступил рассудительно, любовь для него была лишь «наукой страсти нежной» или домашним кругом, ограничивающим свободу человека. А когда влюбился  по-настоящему, Татьяна не поверила в искренность его чувств, увидела в этом лишь интрижку. «А счастье было так  возможно, так близко!» Окончательно утрачена надежда на счастье.

2 группа: Испытание дружбой Евгений Онегин не прошел. Причиной трагедии стала неспособность жить жизнью чувства, он глух к  голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Дуэль – следствие равнодушия и боязни общественного мнения. С одной стороны, Онегин презирает светское общество, а с другой стороны, боится его злоязычия.

 3-4 группы: Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. Онегина не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя так и не нашел, полезным делом не занялся, не нашел применения своим силам. Трагедия Евгения Онегина в том что в его жизни нет ни любви, ни дружбы, ни дела, которому бы он мог себя посвятить. Евгений Онегин не вписался в общество, потому что ценности личности и ценности общества не совпали.           

5.Афиширование

На прошлом уроке вам было дано задание: подготовить

выразительное чтение по ролям ключевых фрагментов произведения.

Прослушаем несколько работ.

После каждого чтения обязательные вопросы:

-Почему выбран этот фрагмент?

-Что он объясняет?

-Как характеризует героев?

6.Разрыв

Ответы на вопросы.

1.Согласны ли вы с мнением С. Бонди: «…Люди благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны… Или  они гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, без надежд на счастье».

2.Виноват ли сам Онегин в трагическом итоге своей жизни?

3.Был ли у Онегина другой путь, могла бы его жизнь сложиться иначе? (Среди современников Онегина были люди, которые нашли себе цель, нашли применение своим способностям: декабристы, сам автор романа, Грибоедов: занимался философией, политикой, сочинял музыку, друг Пушкина Чаадаев)

4.Белинский считал, что «бывают существа, одаренные большими духовными силами, обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих, тут есть fatum, заключающийся в действительности, из которой не в силах и не во власти человек освободиться”. А вы как считаете?

7.Рефлексия.

Выберите одну из предложенных фраз и продолжите предложение:

Сегодня на уроке я понял, что…

Сегодня на уроке я пришел к выводу, что

Сегодня на уроке меня удивило…

Сегодня на уроке я сделал открытие (какое?)

(время выполнения задания 6-7 минут, затем ученики по желанию зачитывают свои ответы)

8.Домашнее задание

Написать эссе на тему «В чем трагедия Евгения Онегина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...

Урок русского языка в 5 классе. Урок – мастерская Исследование «Тайны Смешариков»

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка  и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Т...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

«КРАСОТА РУССКОЙ ДУШИ» ( 140 лет со дня рождения Бориса Михайловича Кустодиева) (урок- мастерская с применением технологии французских мастерских

Это самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев. Все созданное  им пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее искусство. Он был влюблен в женщину и солнце, искусство и ц...

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...