Урок литературы «Природы русской вдохновенье…» (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Головина Наталья Ивановна

Урок литературы посвящен детальному анализу произведений о природе  русских поэтов 19 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_-_kopiya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок литературы «Природы русской вдохновенье…»                (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века). 7 класс

                    Учитель Головина Наталья Ивановна

Цель урока: познакомить учеников со стихотворениями о русской природе в сочетании с живописью и музыкой

Задачи урока:

- научить школьников выразительному чтению стихотворений;

- познакомить с поэтами, живописцами, композиторами, которые упоминаются в связи с темой урока;

- привлечь внимание учащихся к произведениям искусства (литературы, музыки, живописи);

- стимулировать их к творчеству (написанию сочинений, созданию рисунков);

- заинтересовать интересными фактами литературы, музыки, живописи;

- способствовать логическому мышлению, умению сопоставлять, сравнивать между собой произведения, делать выводы.

1.Организационный момент.

2.Ход урока.

Играет музыка П.И.Чайковского «Времена года» («У камелька»).

Слайд № 1.

Учитель. Прочтите название нашего урока. Какое слово главное?

Ученики. Вдохновение.

Учитель. Природа вдохновляла простой русский народ, поэтому его духовная жизнь никогда не замирала, вдохновляла художников, поэтов, писателей и других людей искусства на создание музыкальных произведений, картин, стихотворений. Сейчас вы слушаете произведение П.И.Чайковского « Времена года». Как вы думаете, какой месяц?

Ученики. Январь.

Учитель. Сколько глубины в этой музыке! Можно услышать звон бубенчиков тройки, бегущей по зимней дороге, осеннюю грусть и пережить пробуждение весны…

   Слайд № 2.

       

Учитель. Эти слова Н.А.Некрасова я отнесла к природе. И действительно, « ты всегда хороша несравненно», русская природа! И зимой, и летом, и весной, и осенью. В любое время года!

 Как вы думаете, какие задачи мы должны решить на уроке?

   Слайд № 3.

 

Учитель. А теперь обратимся к стихотворениям.

  Слайд № 4.

Ученик выразительно читает стихотворение В.А.Жуковского « Приход весны».

 

Учитель. Какое настроение у данного стихотворения?

Ученики. Веселое, радостное.

Учитель. Каковы образы стихотворения?

Ученики. Нива, роща, жаворонок.

Учитель. Какое художественное средства использует автор для описания природы?

Ученики. Олицетворение.

Учитель. Какие части речи преобладают в стихотворении?

Ученики. Существительные.

Учитель. Сопоставим стихотворение с картиной И.И.Левитана « Весенние воды».

      Слайд № 5.

     

Учитель. Что общего и чем различаются стихотворение  картина?

Ученики. Общее – образы (роща, сверканье вод, весенние настроение).А различие - обилие воды, нет нивы и т.д.

      Слайд № 6.

     

     

Учитель. А теперь перейдем к следующему стихотворению, посмотрим, каким настроением оно проникнуто.

Слайд № 7.

     

  Ученики. Настроение бодрое, оптимистичное.

  Учитель. Чему посвящено оно?

  Ученики. Родине.

  Учитель. Как поэт представляет себе ее?

  Ученики. Бег на воле, Орлиная стая, поле широкое, бор и т.д.

  Учитель. Каков темп стихотворения?

  Ученики. Быстрый, стремительный.

Слайд № 8.

Учитель. Посмотрите на картину И.К.Айвазовского «Тройка в степи». Так ли вы представляли себе образы стихотворения из А.Толстого?

Ученики. Представляли именно такую картину. Добавили бы вдали лес.

Слайд № 9.

 

Учитель. Обратимся к поэту И.А. Бунину.

Слайд № 10.

Учитель. Каким настроением проникнуто данное стихотворение?

Ученики. Мрачным, печальным.

Учитель. Каковы его образы?

Ученики. Небо, леса, даль.

Слайд № 11.

Учитель. Посмотрите на зимнюю картину. Соответствует ли она образам стихотворения?

Ученики. Да, изображен зимний мрачный вечер, огромный сосновый лес.

Слайд № 12.

Учитель. А теперь сравним два стихотворения.

Слайд № 13.          

Учитель. Чем отличается Родина И.Бунина от Родины А.Толстого?

Ученики. Отличается настроением: у Толстого - светлое, бодрое, а у  Бунина – мрачное.

Учитель. Какое стихотворение динамичнее?

Ученики. У Толстого, а у Бунина медлительнее.

Учитель. Какие слова придают стихотворению динамику?

Ученики. Бег, ветер.

Учитель. А какие утяжеляют?

Ученики. Печаль, угрюмо.

Учитель. Что еще помогает почувствовать темп стихотворения?

Ученики. Графика.

Учитель. Давайте прокомментируем высказывание о Плещеева Родине.

Слайд № 14.          

 

Ученики. Родина бывает не только ласковой, но и суровой. Для каждого поэта она своя, каждый видит в ней что-то свое, особенное. Родина воспринимается по-разному.

 Далее слушают песню «Вижу чудное приволье».

Слайд № 15.  

Учитель. Какие образы возникают у вас, когда вы слушаете песню?

Ученики. Широкое поле, лес, роща и т.д.

Учитель. Вспомните, что еще является неотъемлемой частью России? Что помогает русскому человеку жить? Что на своих картинах изображают художники?

 Учитель показывает слайд № 16 (на нем картина с церковью, виднеющейся вдали).

     Слайд № 17.  

     

Учитель. Говорят, что колокольный звон является целительным. Можем ли мы утверждать это, прочитав стихотворение?

Ученики. Да, в конце стихотворения мы это чувствуем.

Учитель. А как изменяется настроение стихотворения?

Ученики. Вначале оно мрачное, а потом радостное.

Учитель. Какие художественные средства использует автор?

Ученики. Он  использует метафоры («сердце дрожит  и тает»), эпитеты («звон благостный»), лексические повторы («так дивно и так уныло») и т.д.

Слайд № 18.  

   

Учитель. Запишите в тетради слова, встретившиеся в стихотворении. Почему автор употребил их? Какова их функция?

Ученики. Они придают стихотворению торжественность, показывают преображение героя.

Слайд № 19.  

Учитель. Как вы думаете, отражает ли картина А.К. Саврасова то, о чем написал А.К, Толстой?

Ученики. Да, но только начало стихотворения.

Учитель показывает слайд № 20 с портретом А.К. Саврасова.

Учитель. Как вам кажется, какой должна быть картина, отражающая

стихотворение А.К. Толстого?

Ученики. Она должна быть светлой, умиротворенной.

Учитель. Посмотрите на следующий слайд.

Слайд № 21.  

Учитель. Это картина И.И. Левитана « Тихая обитель». Такие образы возникали у вас при чтении стихотворения?

Учитель показывает слайд № 22 с портретом Левитана.

Ученики. Да. Она отражает настроение лирического героя после молитвы, раскаяния. Наверное, обе картины и Саврасова, и Левитана в равной степени подходят для отражения этого стихотворения.

Учитель. Действительно, начало соответствует картине Саврасова, а заключительная часть – картине Левитана.

Слайд № 23.  

Учитель. Итак, мы проанализировали с вами, как вдохновляла русская природа поэтов 19 века, русских художников, композиторов. А сейчас напишите, пожалуйста, какой вы видите русскую природу? В какое время года?

  Под музыку С.В. Рахманинова « Весенние воды» пишут сочинения и делают рисунки к нему. Учитель ставит слайд № 24 с пейзажем.

Через несколько минут учащиеся демонстрируют свои работы, читают написанное.

3. Учитель подводит итоги урока, дает домашнее задание: выучить любое стихотворение наизусть.

Слайд № 25.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Русская природа в стихотворениях поэтов девятнадцатого века"

Цели урока: знакомство учащихся  с русской поэзией девятнадцатого века, развитие навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста, воспитание любви к родной природе....

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"

На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...

Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"

Данная методическая разработка ( конспект)  имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать  музыку дождя,  пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.

Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения,  названы электронные ресурсы к уроку....

Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....


 

Комментарии

Лях Вера Леонидовна

Спасибо, замечательный урок!