Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия»  проводился в 11 классе. Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной  войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме  рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны,  желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно. Форма урока-презентации книги, составленной самими учащимися,  дается  в данной разработке. Учащимся было предложено почувствовать себя в роли издателя книги о Великой Отечественнойвойне: самим выбрать круг вопросов, военных авторов, иллюстрации, стихотворные тексты, создание макета обложки. Также данную разработку можно использовать и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обзор поэзии ВОВ34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Область применения разработки:  урок, внеклассное мероприятие, классный час.
Возраст обучающихся: 15-17 лет

 

Цели и задачи:


  1. Дать обзор поэзии времен ВОВ.

  2. Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

  3. Развивать навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.

  4. Воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.


 

Ожидаемые результаты:


  1. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.

  2. Желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени.

  3. Желание  выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.

  4. Возможность выбрать для «издания своей редакции книги» наиболее интересный материал.

  5. Возможность создать свою обложку будущей книги.

  6. Желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны. До урока учащимся была предложена анкета  с вопросами: 

  • Что я знаю о Великой Отечественной войне.

  • Моё отношение к войне.

  • Моя семья в трудную годину.

  • Военные реликвии в моей семье.

  • Из каких источников я узнаю об этих событиях?


 

Формы и методы реализации поставленных задач:   Устный журнал. Урок – презентация .
Основные умения и навыки:


  • Развивать навыки  работы с текстом,

  • навыки связной речи,

  • умение слушать,

  • делать записи, выводы.


 
Оборудование:


  • Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.

  • Презентация

  • Видеозапись - песня «Огонек»

  • Выставка книг о Великой Отечественной войне.

  • Мультимедиа  программа «От Кремля до Рейхстага».

  • Музыка в исполнении учащихся: А.Сурков «Землянка».

  • Приложние


ТСО:    Компьютер. Мультимедиапроектор.    Видеомагнитофон.
Литература:


  • Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М., 1987.

  • Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.

  • Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.


 Урок:


    Литература. 11 класс.


Тема:


Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия.


Цели урока:


1.Дать обзор поэзии времен ВОВ.
2.Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
3.Развивать навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи. 
4. Воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.


Тип урока:


Урок изучения нового материала. Интегрированный урок.
Комбинированный урок.
Лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений,


Форма проведения:


Устный журнал. Урок – презентация.


Эпиграф урока:


Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова.


Оборудование:


  1. Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.

  2. Презентация (КОМПЬЮТЕР)

  3. Видеозапись - песня «Огонек»

  4. Выставка книг. Мультимедиа  программа «От Кремля до Рейхстага».

  5. Музыка.

  6. Компьютерная презентация книги о войне в редакции 11 а класса


           
Содержание книги «Поэзия Великой Отечественной войны».
1 страница. Из истории Великой Отечественной войны.
2 страница. Особенности поэзии военных лет.
3 страница. Военная песня.
4 страница. Языковые особенности военной поэзии.
5 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта.
6 страница. У войны не женское лицо.


Ход урока:
КАДР № 1
КАДР № 2


                     
Первые кадры презентации


  • 1 кадр. Поэзия Великой Отечественной войны.

  • 2 кадр.      1941-1945


                        Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
А.Твардовский


1 страница. Из истории ВОВ. 
Историк (сообщение подготовленного ученика)

 

           

 

 

КАДР № 3


                              
1 страница. Из истории Вов.
     22 июня 1941 г. началась ВОвойна –фашистская Германия вероломно напала на СССР. В ходе первых месяцев войны враг проник глубоко внутрь  нашей страны. Под угрозой оказалась столица. В 1943 году произошел переломный момент – Курская битва, после которой инициатива перешла в руки Красной Армии. 16 апреля 1945 года войска вошли в Берлин. 8 мая Германия капитулировала.
Цена победы очень велика:  погибло около 
27 млн. человек. 
Параллельно рассказу – слайды:


  • 3 кадр.    Никто не забыт, ничто не забыто.


                                                            О.Берггольц


  1. 22 июня 1941 года началась война.

  2. В Великой Отечественной войне советский народ отстоял свою независимость.

  3. Война унесла около 27 млн. жизней советских людей.


          
УЧИТЕЛЬ:
2. .Вступительное слово

          
КАДР № 4


  1. В годы военных испытаний 
    1215 писателей  ушли воевать с врагом.

  2.  
    Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.


 
4 кадр.

    Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны.
А.Сурков

   
« Когда грохочут пушки, молчат музы»,- гласит старинный афоризм. Но в годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек. Так прежде всего звучали стихи военных лет, доходившиее до сердца читателей.
Тема нашего урока : ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Мы постараемся охарактеризовать лирический род литературы военного времени и доказать , что это самый оперативный, популярный  жанр военного  периода. Итогом нашей работы должен стать проект будущей книги, рассказывающей о поэтических произведениях 40-военных годов. Итак, вашему вниманию предлагается урок – презентация будущей книги.


2 страница. Особенности поэзии военных лет.
Составление тезисного плана статьи.  
Проверка – презентация.

КАДР № 5.

 

 

 

 

КАДР № 6.

 

 

 

КАДР № 7.

 

 

 

 

КАДР № 8.
Чтение наизусть. К.Симонов «Родина»

КАДР №9.

 

 

Чтение наизусть. К.Симонов «Жди меня».

 

Учитель задает вопрос.

 

 

Анализ стихотворения.

 

 

 

 

 

КАДР № 10.

 

КАДР № 11.

КАДР № 12.

 

 

ВЫВОД.


2 страница. Особенности поэзии военных лет.
На каждой парте  статья «Особенности поэзии военных лет».  
Задание: составить тезисный план.
Проверка: заранее подготовленный ученик называет тезисы, иллюстрируя их  кадрами презентации.
                           Продолжение  презентации:


  • 5 кадр. Мотивы военной лирики: 

  • Родина,

  • война,

  • смерть и бессмертие,

  • ненависть к врагу,

  • боевое братство и товарищество,

  • любовь и верность,

  • мечта о победе,

  • раздумья о судьбе народа.

  • 6 кадр. Поэты военного времени: 

  • Н.Тихонов

  • А.Сурков

  • М.Исаковский

  • А.Твардовский

  • А.Прокофьев

  • С.Щипачев

  • К.Симонов

  • 7 кадр. Тема Родины: 

  • Образ Родины (М.Исаковский)

  • Стихи о Москве (А.Сурков)

  • О Ленинграде (О.Берггольц)

  • о Смоленском крае (М.Исаковский)

  • деревенские проселки

  • кресты русских могил

  • три березки (А.Прокофьев, К.Симонов)

  • подвиг народа

  • 8 кадр. Но эти три березы  при жизни никому нельзя отдать.


                                                        К.Симонов
Ученик читает наизусть стихотворение К.Симонова «Родина»


  • 9 кадр. Лирический герой:

  1.  земной

  2. близкий

  3. переживания общенародного характера

  4. терпит лишения и страдания

  5. ненависть к врагу


         Ученик читает наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня».

Вы услышали 2 стихотворения одного автора - Константина Симонова.
Чем отличаются они друг от друга? (В первом стихотворении лирический герой выражает переживания общенародного характера, а во втором – он  более  земной, близкий.)

  
Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня». Опережающее индивидуальное задание.
Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой. Жанр стихотворения – 
послание, лирический герой обращается к любимой: «жди, ты». Основная мысль заключена в первой  строчке: «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата,  эта строчка звучит как рефрен, призывАнафора «Жди» помогает  подчеркнуть надежду. Сочетание звуков (Ж, ЖД) – аллитерация передают монотонность хмурой солдатской жизни (желтые дожди, жара)), усиливают мотив ожидания. Это лирический монолог-послание.


  • 10 кадр. Жанры:

  • собственно лирические (ода, элегия, песня)

  • сатирическая (басня, эпиграмма)

  • лиро-эпическая (поэма, баллада)

  • 11 кадр. Сатира военных лет

  • 12 кадр. Лиро-эпическая поэзия (стихотворный эпос):

  1. П.Антокольский «Сын»

  2. М.Светлов «28»

  3. М.Алигер»Зоя»

  4. О.Берггольц «Февральский дневник»

  5. А.Твардовский «Василий Теркин»


ВЫВОД по составлению тезисов. Подведение итогов.


3 страница. Песня.
Слово учителя.
13 КАДР

 

 

14 КАДР.
ВИДЕОЗАПИСЬ- 2 мин.
15 КАДР.
ПЕСНЯ «ЗЕМЛЯНКА» гитара


Слово учителя:  3 страница. Военная песня. В годы войны многие стихотворения  уже в первые дни-месяцы войны стали песнями.


  • 13 кадр. Военная песня.


              В.Лебедев-Кумач «Священная война»
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!


  • 14 кадр. М.Исаковский «Огонек»


Видеозапись- хроника, песня «Огонек»


  • 15 кадр. А.Сурков «Землянка»


Учащиеся исполняют песню под гитару.


4 страница.  Языковые особенности военной поэзии. Практическая работа. 
16 КАДР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 КАДР.


Бытует мнение, что стихи, песни той поры очень бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное.
4 страница. Языковые особенности военной поэзии.


  • 16 кадр – задание для практической работы.


 
Практическая работа по стихотворении. А.Суркова «Землянка»
Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств ( пустые клетки в шахматном порядке). Заполненная таблица:


Языковые средства


 
Примеры


Олицетворения


Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует


Эпитеты


Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь


Лексический повтор


Далеко-далеко, снега и снега


Сравнение 
Противопоставление


Смола, как слеза
В холодной землянке – негасимой любви


Выводстихотворение богато языковыми средствами: например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.


  • 17 кадр – проверка .


5 страница. Поэты, не вернувшиеся с войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта.


  • 18 кадр – Поэты, не вернувшиеся с фронта.  


             Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там….
А.Твардовский


  • 19 кадрПавел Давидович Коган 1918 -1942


Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября 1942г.
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!


  • 20 кадрМихаил Валентинович Кульчицкий 1919 – 1943


 Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г.
Война ж совсем не фейерверк,
           А просто – трудная работа,
          Когда –
                                  Черна от пота-
                                                              Вверх
          Скользит по пахоте пехота.


  • 21 кадр. Николай Петрович Майоров 1919 – 1942


Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине.
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
             Нам страх и подлость были не к лицу.
             Мы пили жизнь до дна
             И умирали
             За эту жизнь.
             Не кланяясь свинцу.


  • 22 кадрМуса Мустафович  Джалиль 1906 -1944


             Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит и в 1944 г. казнен. Посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза. (100 лет со дня рождения)
Сердце с последним дыханием жизни
             Выполнит твердую клятву свою:
            Песни всегда посвящал я Отчизне,
            Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

 
23 кадр. Иосиф  Павлович Уткин   1903- 1944

Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с  переднего края в 1944г
На улице полночь. Свеча догорает.
  Высокие звезды видны.
 Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
  В пылающий адрес войны.

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
Минута молчания. 


  • 18 кадр – повтор «Поэты, не вернувшиеся с фронта»


6 страница . Женщины на войне.
Эпизод программы (3*) 
«От Кремля до Рейхстага»

 

 

Стих. наизусть
М.Исаковский «Русской женщине» (Клименко)
(на фоне кадров)

Сообщение о Ю.Друниной.

Чтение наизусть.
Ю.Друнина «Я ушла..»
«Зинка»


6 страница. У войны не женское лицо.


  • 24 кадр .У войны не женское лицо.


         Мультимедиа  программа «От Кремля до Рейхстага».
6 страница. Женщины на войне. Говорят : «У войны не женское лицо». Но на фронт уходили и женщины. (Они были  медсестрами- выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. 
Их стихи знала вся страна.)


  • 25 кадр. Анна Ахматова

  • 26 кадрОльга Берггольц

  • 27кадр. Вероника Тушнова

  • 28 кадр. Юлия Друнина. 


 В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.

                  
Сообщение о Юлии Друниной.
   17 летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда. Их семью эвакуировали из Москвы в Заводоуковск Тюменской области, едва они там устроились, как Юля, единственный ребенок в семье, сообщила о своем решении.
Стихотворение «Я ушла из детства»
Памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой «Зинка». (чтение по ролям)


7 страница. Итоговое слово.

Опорные слова – вывод на доске


7 страница.Итоговое слово. Поэзия в годы войны –  оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы.


  • Оперативность

  • Эмоциональность

  • Доходчивость

  • Патриотические чувства

  • Глубоко личные переживания


Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова..


 


 


8 страница – музейная


Экскурсовод 
В нашей музейной экспозиции такие экспонаты:


  1. Фотография ветеранов ВОВ  г..Ноябрьска.

  2. Выпуск газеты «Вечерняя Москва» 1945г.

  3. Характеристика воина 1943г. (военная характеристика отца учителя нашей школы Макаревич В.И.)

  4. Савельев Сергей. Военная ложка деда, которая прошла с ним всю войне и хранится в семье как реликвия.

  5. Чугунова Катя. Боевые награды  дедушки.


9 страница – иллюстрации


Произведения живописи о ВОВ:
1.Евгений Горовых «Партизаны. Рельсовая война»
2.Николай Присекин «Севастопольцы»
3.Александр Лактионов «Письмо с фронта» . Поводом к написанию картины послужило известие о победе под Сталинградом, Картина передает радостное настроение. В 1948г. картина получила Сталинскую премию. Скоро конец войне!


Домашнее задание.


На выбор:
1.Анализ стихотворения.
2.Творческий проект на тему
3. Отзыв об уроке
4. Вариант книги -эскиз


Подведение итогов.


   Оценки за урок. 







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема Великой Отечественной войны в поэзии Владимира Высоцкого.

Значение Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого, в процессе анализа стихотворений выяснить, в чем заключался особый подход поэта в изображении данной темы....

Великая Отечественная война в поэзии К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского.

Данная работа может быть использована   учителем  как на уроках литературы при изучении темы войны в поэзии русских советских поэтов, так и на классных часах, посвященных 70-ой годовщине Вел...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Великая Отечественная война в поэзии И.Кашпурова

Мы живем в год семидесятилетия Великой Победы и нам нужно знать, как она ковалась, кто были настоящие герои Великой войны, какие ценности оставались непреходящими. Почему в такое непростое время перо ...