РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. ДВА «ПРОРОКА», ПУШКИНСКИЙ И ЛЕРМОНТОВСКИЙ
статья по литературе на тему

Лазарева Валентина Алексеевна

Цели: постараться понять вместе с учениками взгляды А. Пушкина и М. Лермонтова на роль поэта в обществе и назначение поэзии; выявить общее и различное в этих взглядах. Научить учеников работать  с анализируемыми текстами, с критическими статьями  и мемуарной литературой. Развивать исследовательские способности учащихся.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.

Актуальность: практическая необходимость данной темы, ибо значимость её важна и в наши дни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. ДВА «ПРОРОКА», ПУШКИНСКИЙ И ЛЕРМОНТОВСКИЙ

Цели: постараться понять вместе с учениками взгляды А. Пушкина и М. Лермонтова на роль поэта в обществе и назначение поэзии; выявить общее и различное в этих взглядах. Научить учеников работать  с анализируемыми текстами, с критическими статьями  и мемуарной литературой. Развивать исследовательские способности учащихся.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.

Актуальность: практическая необходимость данной темы, ибо значимость её важна и в наши дни.

Развитие исследовательских способностей. Что это такое? Умение мыслить, рассуждать, сравнивать различные точки зрения, делать собственные выводы.

Я не хочу говорить о видах исследования, о порядке работы, оформлении результатов. Об этом достаточно сказано.

Хотела бы поделиться тем, как я это делаю на примере сравнительного анализа 2-х стихотворений, которые считаю важными.

Например, два «Пророка», пушкинский и лермонтовский. Занятие рассчитано на 2 урока в 10-м классе и проходит после изучения и других стихотворений  данных авторов на эту тему.

Предварительно были даны задания: каково время написания стихотворений; А. Пушкин 1826 года, М. Лермонтов 1841 года, факты биографии обоих поэтов, причины обращения к данной теме, по словарю определить лексическое значение слова «пророк»

Были названы книги (они в кабинете есть): Д.Д. Благой. «Творческий путь А. Пушкина», Б. Мейлах .«Жизнь Александра Пушкина», Ю.М. Лотман. «О поэтах и поэзии», Лермонтовская энциклопедия, большая энциклопедия – справочник «Русская литература 19 века»

На следующем занятии ученики рассказали о том, что раздумья о назначении поэта, о роли поэзии в жизни общества, о божественной природе вдохновения и ответственности за этот дар уже не раз звучали в русской литературе в поэзии  Г.Р. Державина («Памятник»), В.А. Жуковского («Певец во стане русских воинов»). Обращение А. Пушкина и М. Лермонтова  к этой теме вполне естественно.

Казалось бы, между двумя «Пророками» всего 15 лет, но каких лет.

Ученики нашли материал о пребывании А. Пушкина в 1826 году в Михайловском, о полученном известии о казни 5 декабристов, о том, что его «Памятник» - отклик на эти события.

1841 г. – М. Лермонтов на Кавказе, его «Памятник»  - одно из последних стихотворений.

Кто-то из учеников  утверждает, что А. Пушкину «повезло» с эпохой, ибо это было время после войны 1812 года, когда молодость окрыляла исторический оптимизм. Время же М. Лермонтова – неспокойное, тревожное: разгром декабристов, царь не щадит передовую дворянскую интеллигенцию. «Звезда пленительного счастья», светившая А. Пушкину, в эпоху М. Лермонтова исчезла с русского горизонта.

Изучив биографии поэтов, ученики приходят к выводу о том, что многое роднит А. Пушкина и М. Лермонтова: тот и другой и поэты, и прозаики, и лирики, и драматурги, и художники. А. Пушкин универсален, М. Лермонтов как будто унаследовал от него многое, но в тематическом отношении творчество М. Лермонтова уже пушкинского.  

Задаю следующий вопрос: «Так почему же так названы стихотворения, не «Поэт», а «Пророк»?

Ответ ребят:

- пророк, по представлениям древних, - человек, который обладал даром предвидения, всенародно и торжественно объявлял волю богов.

Говорю ребятам, что в основе этих стихотворений лежат библейские сюжеты.

Название и содержание стихотворения А. Пушкина позволяют предположить обращение А. Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках.

 Одним из серафимов Исайя был очищен от грехов и послан на землю «вершить возмездие». А. Пушкин опирался на легенду, но и отступал от неё. М. Лермонтов тоже обращается  к Евангелию об истории апостола Павла, который стал «пророком любви к ближнему». Но евангельские сюжеты послужили лишь основой для передачи собственных раздумий о высоком назначении поэзии и поэта.

Обращаемся к самим стихотворениям, сопоставляя их. Главное у Пушкина- превращение поэта в пророка, который должен «глаголом жечь сердца людей».

У Лермонтова - трагический конфликт поэта и толпы.

Горестна судьба поэта в лживом, лишённом духовности мире.

Место действия у А. Пушкина  - «пустыня», у М. Лермонтова – «шумный град». Почему?

Пушкинский герой  не осквернен язвами общества.

- Почему к нему обращается Серафим, ведь многие находятся на перепутье?

- Пробуждение подготовлено его состоянием: «Духовной жаждою томим». (Как это понять?)

- Преображение человека в пророка у А. Пушкина развёрнуто в сюжет, внимание сосредоточено на том, как человек становится пророком. (Предлагаю проследить это по тексту)

Ученики говорят о том, что действия Серафима поначалу осторожны: «Перстами лёгкими, как сон, моих зениц коснулся он», «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «и их наполнил шум и звон». В человека входит весь мир.

Дальнейшие действия Серафима приносят боль и страдание, но человек приобретает зоркость орлицы, мудрость змеи, но и этого мало, чтобы  стать пророком. Ученики говорят, что качества  пророка уже есть, а  цели пока нет.  

Цель дается всевышнею волей (звучат слова текста стихотворения). Мы привыкли к метафоричности стихов А. Пушкина, и вывод такой: миссия пророка прекрасна и  тяжка одновременно.

Переходим к анализу стихотворения Лермонтова.

Одни исследователи считают его как бы продолжением пушкинского, другие называют  полемическим ответом Пушкину.

Стихотворение Лермонтова подчёркнуто начинается  с того момента, на котором остановился  А. Пушкин.

Лермонтовский герой пытается «глаголом жечь сердца людей», но слушают его только звёзды в пустыне, а в «шумном граде» в него бросают каменья.

И всё же Лермонтов, следуя Пушкину, утверждал, что настоящий поэт должен быть пророком.

Сравнивая 2 стихотворения,  приходим с учениками к  выводу: пушкинскому пророку открыт как природный, так и человеческий мир, лермонтовскому внемлет лишь  природа, а толпа  не способна понять его высоких мыслей.

Различен у обоих поэтов и сам образ пророка. В отличие от Пушкина, наделившего своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов вносит в описание своего героя простые человеческие черты: он худ, бледен, одет в рубище. Хотя на челе его печать избранности, он торопливо пробирается через город.

Сопоставление стихотворений можно оформить следующей таблицей, которой я воспользовалась из пособия к учебнику по литературе.

Пушкин

Лермонтов

- преображение человека в пророка

- мир отвергает пророка для службы человечеству

- ясный гармоничный мир

- «мир страданий и слез»;

- богатство, разнообразие мира

-  контраст света и тени, добра и зла;

- торжество жизни

- отрицание жизни

Мы работали над языком  обоих стихотворений, ведь у Пушкина так много старославянизмов, потребовалось обращение к словарям.

Сравнив 2 стихотворения, приходим и к другому выводу: лермонтовское стихотворение не похоже на пушкинское ни по содержанию, ни по стилю. Пушкинское  стихотворение звучит оптимистично, лермонтовское – трагично.

И всё – таки в лермонтовском стихотворении есть пушкинское начало: оно в утверждении верности поэта своей высокой пророческой миссии.

Говорю ученикам, что у поэта есть то, в чём отказано пророку – собственная воля, он не является исполнителем воли Бога. Пророк несёт людям слово Божье, поэт создаёт свои слова. Пророк – поправляет мир, поэт отражает, но оба они обращаются к людям.

В заключение урока рассказываю ученикам о том, что пушкинское стихотворение было напечатано в том виде, в каком мы читали на уроке, но есть сведения, что «Пророк» заканчивался другим четверостишием, которое поэт хотел вручить царю во время их встречи, если бы отношение к нему было отрицательным.

Восстань, восстань, пророк России!
В позорны ризы облекись,
Иди, и с вервием вкруг выи
К царю - губителю явись

 А друзья Пушкина утверждали, что под заглавием  «Пророк» Пушкиным  были написаны 4-е стихотворения, но мы знаем лишь одно.

Работали ребята и над тем, как это стихотворение нашло отражение в музыке. Они рассказали, что стихотворение переложено на музыку Н.А. Римским– Корсаковым. Особенно интересен был рассказ, как  Ф.И. Шаляпин за границей впервые исполнил это музыкальное произведение, как Ф.М. Достоевский на юбилейном Пушкинском празднике 1880 г. читал это стихотворение.

Итак, мы считаем, что «Пророк» Лермонтова  - это всё же  отклик – размышление на стихотворение А. Пушкина.

Считаю:

        Исследовательская работа должна практиковаться постоянно. Многие мои ученики работали над серьёзными проектами:

        «Шинель» Н. Гоголя. Тема «маленького человека».

«Тарас Бульба» Н.Гоголя в кино и на сцене.

«Демон» М. Лермонтова и «Демон» М. Врубеля.

«Своеобразие стиля К. Бальмонта».

«Л. Толстой детям».

«К постижению повети А. Пушкина  «Станционный смотритель».

В нашей работе мы обращались к музеям «Дом Гоголя» в Москве, «Домик станционного смотрителя» в Выре, к режиссёру В. Бортко

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 2т, М;1988 г.,
  2. А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений: В 9т –М; издательство АН СССР, 1963 г.,
  3. Басина М. Там, где шумят михайловские рощи, М; 1962 г.,
  4. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики. – Брянск: Курсив, 2001 г.,
  5. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996 г.,
  6. Мейлах Б. Жизнь Александра Пушкина – Л, «Художественная литература», 1974 г.,
  7. Русская литература 19 века. Практикум по редакцией Ю. Лыссого – М;, 1995 г.,
  8. Энциклопедия для детей, т. 9. Русская литература, М;, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

Научно-исследовательская деятельность в школе как развитие творческих способностей учащихся

Как обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлечь их в поиск решения проблемных вопросов? В этом помогает организация исследовательской деятельности учащихся в школе, которая...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Творческая лаборатория "Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей учащихся"

Эти материалы посвящены особенностям развития, диагностики исследовательских способностей учащихся. Они будут полезны педагогам, занимающимися исследовательской деятельностью с учащимися....

Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии

Мною был проведен эксперимент, который заключается в том, что в одной школе был внедрен исследовательский подход, в другой нет....

Развитие исследовательских способностей учащихся при изучении творчества Р.Киплинга. Проектная работа учащихся 8х классов на базе сборника Киплинга “Just So Stories”

Статья о проектной работе учащихся 8х классов на базе сборника Киплинга “Just So Stories” поможет организовать исследовательскую деятельность учащихся на английском языке....