Конспект урока по литературе на тему "Грозные годы войны в поэзии советских писателей"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Бугаева Инна Владимировна

Расширить знакомство с поэзией поэтов по теме Великой Отечественной войны; уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть важную роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл groznye_gody_vov.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Грозные годы войны в поэзии советских писателей

I. Организационный момент. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Рада Вас видеть, садитесь!

II. Сообщение темы и цели урока.

Мы продолжаем говорить о ВОВ. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по теме «Грозные годы войны в поэзии советских писателей».

Цель нашего урока: расширить знакомство с поэзией поэтов по теме Великой Отечественной Войны; уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть важную роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь.

Чтение эпиграфа на доске:

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете…

А.Твардовский

III. Ход урока

В далеком прошлом остались суровые годы ВОВ, полные горя и страданий миллионов людей. Но вправе ли мы забыть тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило поэту сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения высокого гражданского звучания.

«Сжималось сердце при виде своих убитых. Далеко уже ушла его, убитого бойца, часть, а он лежит. Где-то еще идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Есть уже и другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают» - писал Твардовский.

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвой, одинокой,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой.

Забытый, маленький, лежу.

Это отрывок из стихотворения «Две строчки», написанного в 1943г.

Чувство сопричастности трагедии войны и страдания ко всем ее жертвам звучат во многих стихотворениях и других поэтов (Ф.Абрамова, К.Симонова,  Ю. Друниной, А.Ахматовой) и др.

Чтение стихотворения ученицей.

Приглашается Васильева Алина со стихотворением Петра Давыдова «Ну, что мы знаем о войне?»

Ну, что мы знаем о Войне? 
Нас время далеко умчало.
На майской праздничной волне 
Мы вспоминаем слишком  мало. 

А детям вовсе не понять — 
О чем ведутся разговоры? 
Вопросы задают опять, 
Ответы забывают скоро. 

Другие страны, времена… 
Другие войны были тоже. 
И та, Великая Война 
Все больше на кино похожа. 

Лежат в коробке ордена. 
Что с ними делать? Непонятно. 
Ничья вина, ничья вина, 
Что не вернуть людей обратно.

Тех, что сражались на войне, 
Тех, что мальчишками погибли. 
И почему-то стыдно мне, 
Как будто мы помочь могли бы. 

Но прошлое нельзя вернуть — 
Вокруг совсем другие страны. 
И по-другому в дальний путь 
Там провожают ветеранов. 

На майской праздничной волне 
Все меньше правды о войне.

Ведущий:  Действительно, что знает о войне ваш ровесник?

Две-три битвы,  да имя великого полководца. И эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение.                                               (Презентация. Фото ветеранов)

В том далеком 1941 г. они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22 июня 1941 г. в 5 часов утра, когда почти все мирные граждане ещё спали, фашистские немецкие войска напали на Советский Союз. Никто не ожидал этой войны.

Дальше - вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом.

Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы мы могли спокойно расти, учиться и жить.

Война, длившаяся 1418 дней и ночей и унесшая более 25 млн.  жизней советских людей. Война, ставшая значимой и скорбной частью Второй мировой войны - самой жестокой, кровавой и бесчеловечной... крупнейшей в истории человечества.

Юноша:

За годы войны в концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.

За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3.5 миллионов ваших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Юноша:

С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас грозные военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной. Уходит и память о той войне. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕНЬ Победы, 2.м 40с)

Ведущий:

Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!

Всех, за Отчизну жизнь отдавших,

Всех, не вернувшихся домой,

Всех, воевавших и страдавших,

Минутой обниму одной.

Пусть все замрет в минуту эту,

Пусть даже время промолчит,

Мы помним Вас, отцы и деды,

Россия, Родина Вас чтит!

Минута молчания (Включить метроном)

Песни хранят не просто память - они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли, а песни им помогали побеждать, поэтому песни - это тоже ветераны Великой Отечественной войны. И в эти  предшествующие майские победные дни давайте вспомним и их.

Музыкальный финал «День Победы»

(Включается музыка, дети поют песню).

IV. Чтение учеником стихотворения Д.Самойлова «Сороковые».

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Ведущий: 

Не обожжённые сороковыми, сердцами вросшими в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами иными на нашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенёс.

Конечно, мы смотрим иными глазами – такими же полными слёз.

(песня «Рисуют мальчики войну»)

V. Показ мультфильма «Воспоминание» 10 мин.

VI. Итог урока. Домашнее задание. Оценки.-3 мин.

-Ребята, хочется поблагодарить Вас за подготовку к уроку, за чтение стихотворений и за исполнение песни. Я  думаю, что вы не забудете тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? И не забудете об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?



 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Инна Владимировна! Спасибо за участие в Вахте памяти,за то,что учите детей хранить память о войне!