Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме:
    Конспект урока по литературе на тему "Грозные годы войны в поэзии советских писателей"

    Бугаева Инна Владимировна

    Расширить знакомство с поэзией поэтов по теме Великой Отечественной войны; уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть важную роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь у учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл groznye_gody_vov.docx22.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Грозные годы войны в поэзии советских писателей

    I. Организационный момент. Приветствие.

    -Здравствуйте, ребята! Рада Вас видеть, садитесь!

    II. Сообщение темы и цели урока.

    Мы продолжаем говорить о ВОВ. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по теме «Грозные годы войны в поэзии советских писателей».

    Цель нашего урока: расширить знакомство с поэзией поэтов по теме Великой Отечественной Войны; уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть важную роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь.

    Чтение эпиграфа на доске:

    Грянул год, пришел черед,

    Нынче мы в ответе

    За Россию, за народ

    И за все на свете…

    А.Твардовский

    III. Ход урока

    В далеком прошлом остались суровые годы ВОВ, полные горя и страданий миллионов людей. Но вправе ли мы забыть тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

    С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило поэту сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения высокого гражданского звучания.

    «Сжималось сердце при виде своих убитых. Далеко уже ушла его, убитого бойца, часть, а он лежит. Где-то еще идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Есть уже и другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают» - писал Твардовский.

    Мне жалко той судьбы далекой,

    Как будто мертвой, одинокой,

    Как будто это я лежу,

    Примерзший, маленький, убитый

    На той войне незнаменитой.

    Забытый, маленький, лежу.

    Это отрывок из стихотворения «Две строчки», написанного в 1943г.

    Чувство сопричастности трагедии войны и страдания ко всем ее жертвам звучат во многих стихотворениях и других поэтов (Ф.Абрамова, К.Симонова,  Ю. Друниной, А.Ахматовой) и др.

    Чтение стихотворения ученицей.

    Приглашается Васильева Алина со стихотворением Петра Давыдова «Ну, что мы знаем о войне?»

    Ну, что мы знаем о Войне? 
    Нас время далеко умчало.
    На майской праздничной волне 
    Мы вспоминаем слишком  мало. 

    А детям вовсе не понять — 
    О чем ведутся разговоры? 
    Вопросы задают опять, 
    Ответы забывают скоро. 

    Другие страны, времена… 
    Другие войны были тоже. 
    И та, Великая Война 
    Все больше на кино похожа. 

    Лежат в коробке ордена. 
    Что с ними делать? Непонятно. 
    Ничья вина, ничья вина, 
    Что не вернуть людей обратно.

    Тех, что сражались на войне, 
    Тех, что мальчишками погибли. 
    И почему-то стыдно мне, 
    Как будто мы помочь могли бы. 

    Но прошлое нельзя вернуть — 
    Вокруг совсем другие страны. 
    И по-другому в дальний путь 
    Там провожают ветеранов. 

    На майской праздничной волне 
    Все меньше правды о войне.

    Ведущий:  Действительно, что знает о войне ваш ровесник?

    Две-три битвы,  да имя великого полководца. И эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение.                                               (Презентация. Фото ветеранов)

    В том далеком 1941 г. они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22 июня 1941 г. в 5 часов утра, когда почти все мирные граждане ещё спали, фашистские немецкие войска напали на Советский Союз. Никто не ожидал этой войны.

    Дальше - вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом.

    Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы мы могли спокойно расти, учиться и жить.

    Война, длившаяся 1418 дней и ночей и унесшая более 25 млн.  жизней советских людей. Война, ставшая значимой и скорбной частью Второй мировой войны - самой жестокой, кровавой и бесчеловечной... крупнейшей в истории человечества.

    Юноша:

    За годы войны в концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.

    За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3.5 миллионов ваших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

    Юноша:

    С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас грозные военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной. Уходит и память о той войне. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов.

    (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕНЬ Победы, 2.м 40с)

    Ведущий:

    Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!

    Всех, за Отчизну жизнь отдавших,

    Всех, не вернувшихся домой,

    Всех, воевавших и страдавших,

    Минутой обниму одной.

    Пусть все замрет в минуту эту,

    Пусть даже время промолчит,

    Мы помним Вас, отцы и деды,

    Россия, Родина Вас чтит!

    Минута молчания (Включить метроном)

    Песни хранят не просто память - они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли, а песни им помогали побеждать, поэтому песни - это тоже ветераны Великой Отечественной войны. И в эти  предшествующие майские победные дни давайте вспомним и их.

    Музыкальный финал «День Победы»

    (Включается музыка, дети поют песню).

    IV. Чтение учеником стихотворения Д.Самойлова «Сороковые».

    Сороковые, роковые,
    Военные и фронтовые,
    Где извещенья похоронные
    И перестуки эшелонные.

    Гудят накатанные рельсы.
    Просторно. Холодно. Высоко.
    И погорельцы, погорельцы
    Кочуют с запада к востоку…

    А это я на полустанке
    В своей замурзанной ушанке,
    Где звездочка не уставная,
    А вырезанная из банки.

    Да, это я на белом свете,
    Худой, веселый и задорный.
    И у меня табак в кисете,
    И у меня мундштук наборный.

    И я с девчонкой балагурю,
    И больше нужного хромаю,
    И пайку надвое ломаю,
    И все на свете понимаю.

    Как это было! Как совпало -
    Война, беда, мечта и юность!
    И это все в меня запало
    И лишь потом во мне очнулось!..

    Сороковые, роковые,
    Свинцовые, пороховые…
    Война гуляет по России,
    А мы такие молодые!

    Ведущий: 

    Не обожжённые сороковыми, сердцами вросшими в тишину,-

    Конечно, мы смотрим глазами иными на нашу большую войну.

    Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути,

    Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой страданья пройти.

    И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенёс.

    Конечно, мы смотрим иными глазами – такими же полными слёз.

    (песня «Рисуют мальчики войну»)

    V. Показ мультфильма «Воспоминание» 10 мин.

    VI. Итог урока. Домашнее задание. Оценки.-3 мин.

    -Ребята, хочется поблагодарить Вас за подготовку к уроку, за чтение стихотворений и за исполнение песни. Я  думаю, что вы не забудете тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? И не забудете об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»

    Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков» (на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна). Урок-диспут....

    Конспект урока по литературе на тему: «Духовная поэзия в творчестве М.Ю. Лермонтова»

    (На основе следующих стихотворений: «Мой дом», «Ангел», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Ветка Палестины…» «Когда волнуется желтеющая нива…»,  «Молитва»,  «Выхожу один я на дорогу…» - 7...

    Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс

    Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...

    Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии"

    Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии" нацелен на знакомство учащихся с понятием "Серебряный век". На данном уроке дети познакомятся с биографическими сведениями некоторы...

    План-конспект урока по литературе на тему "Тихий подвиг любви" по произведениям В.Г. Короленко "В дурном обществе" и "Слепой музыкант".

    Содержание урока направлено на формирование умения воспринимать мир чувств и переживаний  героев, а также на выявление художественного своеобразия творческой манеры писателя....


     

    Комментарии

    Яковлева Маргарита Сергеевна

    Инна Владимировна! Спасибо за участие в Вахте памяти,за то,что учите детей хранить память о войне!