Фольклорные мотивы сказочной повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Прохорова Евгения Олеговна

Данная работа отражает необходимые требования ФГОС. В разработке представлена групповая проектная деятельность учащихся на уроке литературы. Урок знакомит учеников с особенностями рпазднования Рождества, представляет историю рождения Иисуса Христа. Также учащиеся получают возможности познакомиться с особенностями жизни украинцев в 19 веке и некоторыми украинскими словами. Урок практически ведут мами ребята, а учитель только направляет детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе для 5 класса по теме: «Фольклорные мотивы сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

(проектная деятельность учащихся)

Цель урока: представить ученикам фольклорные мотивы повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями празднования Рождества Христова, представить историю рождения Иисуса Христа;
  • Предоставить учащимся информацию о народных поверьях;
  • Познакомить учеников с лексикой украинского языка;
  • Развитие у учеников навыков театральной игры и выразительного чтения, вокального исполнения жанров народного фольклора;
  • Формирование у учеников навыков анализа эпизода, выявления средств художественной выразительности, навыков по определению проблемы, позиции автора в тексте;
  • Развитие навыков у учеников работы в группе;
  • Формирование коммуникативных компетенций учеников посредством вступления учащихся в диалог друг с другом, учителем, при реализации монологического высказывания.    

 Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма;   стремление к гармонии человеческой души, к идеалу;  

 - формирование нравственных представлений о добре и зле;

Метапредметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное;

 - использование на уроке литературы практических навыков учащихся, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства и музыки: изготовление елочных украшений, вокальное исполнение колядок, создание рисунков.  

Предметные:

-формировать умение отличать реальное от фантастического, знать основные особенности сказочной повести; владение литературоведческими терминами «положительный герой», «герой повествования», «поверье», «эпитет», «олицетворение».

Оборудование: мультимедийный проектор, м/м презентация к уроку «Реальное и фантастическое в сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», маски, рождественские костюмы, рисунки, минус детской песни «Зимняя сказка», таблицы с рефлексией, рисунки на тему «Рождение Иисуса Христа», доска.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Формулировка темы урока, психологическая установка.

На экране через проектор выведено изображение «Заснеженная деревня». Слайд 1.

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок, а сказочный. Даже погода за окном располагает к сказке: земля оделась в белую шубу, везде лежит снег. Самое время для сказок, тайн и необычных приключений.  Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны закончить его последнюю строчку. Эта строчка позволит вам узнать,  о чем мы будем говорить и какова тема нашего занятия.

Учитель читает классу стихотворение под минус песни «Зимняя сказка»:

Под покровом мягким, снежным

Дремлет русское село.

Все дороги, все тропинки

Белым снегом занесло.

Снег на солнце серебрится,

Легкий свет над ним струится

И звучат слова:

«Здравствуй, праздник!

Светлый, ясный,

Благодатный и прекрасный….

Учитель: Закончите фразу!!!

Дети: Праздник Рождества!!!

Учитель: Молодцы! О чем пойдет речь на уроке?

Ответы детей.

Учитель: В каком произведении говорится о Рождестве?

Дети: В сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Учитель:  Верно, ребята.  А какие сказочные герои нам встретились на страницах произведения?

Дети: Черт, ведьма Солоха, пузатый Пацюк.

Учитель: Правильно. Так какова тема нашего урока, раз мы с вами определили, что речь пойдет о Рождестве и сказочных героях?

Дети формулируют тему, которая записывается на доске учителем.

  1. Работа по теме урока.

Учитель: Новый год, Рождество… Волшебная пора. А вы когда-нибудь задумывались о том, откуда этот праздник к нам пришёл? Давайте узнаем об этом из представления раешного театра.

Мини-проект №1: 6 участников. Автор и художники-повествователи.

Звучит медленная музыка, автор читает начало текста «Рождение Иисуса Христа».

Остальные участники становятся друг за другом, по номерам иллюстраций. Демонстрируется представление «Рождение Иисуса».

У каждого участника иллюстрация с отрывком текста, участники с рисунками меняются с течением повествования. В этом и заключается смысл театра-райка.

История рождения Иисуса Христа.

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; ты родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.

Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.

В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях». Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Учитель: Занимательная история! Ребята, найдите в ней волшебные моменты.

Дети: Появление на небе новой звезды с рождением Иисуса, появление Ангела.

Учитель: А знаете ли вы, как празднуют Рождество?   

Сообщение ученика 1 «Празднование Рождества».

Учитель: Найдите в сказочной повести «Ночь перед Рождеством» эпизоды, где говорится о праздновании Рождества.

Ученики зачитывают эпизоды.

Учитель: А что в праздновании Рождества вас, ребята, заинтересовало больше всего?

Дети: Колядки. Слайд 2.

Учитель: Давайте попробуем восстановить события и немного поколядовать.

Мини-проект 2 «Колядки. Обряд колядования. Рождественский костюм». 6 человек.

Учащиеся, наряженные в костюмы и маски (костюмы и маски изготавливаются дома, специально к уроку) выходят в центр класса, исполняют колядки.

Учитель: Что вы ощутили ребята при исполнении колядок? (Дети делятся впечатлениями).

 - Кто из героев повести был от колядок «без ума»? (Кузнец Вакула)

 - Понравились ли вам костюмы колядующих? Чем именно? 

Сообщение ученика 2 «Рождественский русский костюм».

Физкультминутка:

Учитель: Ребята, настало время отдохнуть. Повторяйте за мной.

Ученики повторяют движения за учителем.

Как на санках на широких выезжала Коляда (высоко поднимаем ноги)

Как дровенках высоких прибывала к нам она (поднимаем вверх руки)

Коляда, Коляда (поворот головы вправо, влево) не сломай ворота (наклоны вправо-влево)

Отворяем сундучок, вынимаем пятачок (разводим руки в стороны)

Одаряем Коляду, к Рождеству, к Рождеству!!! (садимся на места).

Учитель: Какое же Рождество без наряженной елки? А чтобы наша елочка стала красивой, нам надо показать, насколько хорошо мы знаем сказочную повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Вы все дома создавали елочные игрушки с заданиями. Чтобы игрушка попала на елку, нам надо угадать героя или эпизод произведения.

Все ученики встают.

Мини-проект 3 «Укрась елочку к Рождеству».

Ученики читают выдержки из текста своим одноклассникам, а те должны угадать, о каком герое или событии идет речь. Если ответ верный игрушка отправляется на елку.

Учитель: Какой герой старался испортить праздник? По какой причине? (Черт) Слайд 3.

 - Что произошло с чертом в конце повествования? Как это событие связано с празднованием Рождества?

Сообщение ученика 3. О ведьме и черте.

Учитель: Какая проблема затрагивается в повести? Почему черт убегает и о ведьме больше не говорится ни слова? (Проблема борьбы добра со злом. Добро всегда обждает, в этом суть волшебства).

  1. Работа с текстом.

Учитель: Прочитайте эпизод «Описание рождественской ночи». С помощью каких средств изобразительной выразительности Н. В. Гоголь представляет читателю это сказочное и одновременно торжественное событие. Слайд 4.

Чтение эпизода от слов:«Последний день перед Рождеством прошел…  и до слов: «Тут из одной хаты клубами повалил дым…»

 - эпитеты: «добрые люди, величавый месяц, ясная ночь, скрыпучий снег»;

- олицетворения: месяц поднялся, звезды глянули, месяц заглядывал в окна украдкою;

 - безличные глаголы и слова категории состояния: морозило, было весело колядовать;

Учитель:

 - Какую роль играет пейзаж? (подсказка к фантастическим событиям повести).

 - Какую роль играет олицетворение в пейзажной зарисовке? (Автор с помощью данного тропа указывает читателю, что природа – самостоятельный персонаж).

5. Словарная работа:

Учитель: Где происходит действие повести? (На Украине). Вы дома определяли значение украинских слов (украинизмов).

На доске записаны слова в столбик, учащиеся определяют их значение:

Парубок – парень

Черевики – женские туфли

Тату - отец

Шинок – питейное заведение

Магарыч – подарок, подношение

Оселедец – пучек волос на затылке у казака

Кавун – арбуз

Плахта – верхняя женская одежда

Люлька – трубка

Скрыня – сундук

Рушник – вышитое полотенце.

Учитель: Какую роль играют украинизмы в тексте?

  1. Вывод по уроку:

Учитель:

 - О чем мы говорили на занятии?

 - Какой момент в уроке запомнился больше всего?

 - О чем бы вы хотели еще узнать?

7. Рефлексия: таблицы с символами в начале урока кладутся ученикам на столы

Оцените вашу работу на уроке:

Работал в полную силу:

Работал хорошо, но могу еще лучше

Бездельничал на уроке

Дети ставят знак «+» на нужном символе в таблице. 3-4 ученика объясняют свое решение.

. 8. Домашнее задание:

Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре.

Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной.

Какую роль выбрал бы для себя? Письменно ответь на вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный спектакль Вовка в Тридевятом царстве . По мотивам сказочной повести Вадима Коростылева.

Музыкальная  сказка  по  мотивам сказочной  повести В. Коростылёва для  детей  подготовительной  группы....

Фольклорно-сказочные мотивы в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Анализ фольклора в повести Пушкина "Капитанская дочка"...

Презентация к уроку литературы "Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя "Вий"

Презентация к уроку литературы "Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя "Вий"...

Театрализованное представление. Сценарий по мотивам повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Театрализованное представление - одна из форм внеклассной работы по литературе....

Сценарий новогоднего спектакля "Волшебник изумрудного города" по мотивам одноимённой сказочной повести Александра Мелентьевича Волкова

Сценарий новогоднего спектакля "Волшебник изумрудного города" написана по мотивам одноимённой сказочной повести Александра Мелентьевича Волкова. Зрители данного представления - младшие школь...


 

Комментарии

Очень полезная информация!Спасибо!