Конспект урока по теме: « Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка (по поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»)
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Бегларян Рипсимэ Рафаеловна

Раскрыть характеристику образов помещиков; научить подмечать

особенности персонажей, работая с текстом; выделить главные черты характера,

особенности портрета для анализа образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument_3.odt21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34 города Ставрополя

Конспект урока по теме:

« Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка

(по поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»)

 Класс: 9

Учитель:Бегларян Рипсимэ Рафаеловна,учитель высшей категории МБОУ СОШ № 34 г.Ставрополя

2015г.

                                                                                                     

Цель: раскрыть характеристику образов помещиков; научить подмечать

особенности персонажей, работая с текстом; выделить главные  черты характера,

особенности портрета для анализа образа.

Оборудование:

1.Портрет Н.В. Гоголя

2.Слова А.И.Герцена из статьи « О развитии революционных идей в  России» (плакат))                                                                                                                                                                            

3.Фрагмент из фильма « Мертвые души»,1984 г.  Диалог Коробочки и Чичикова.

4.Презентация с освещением основных этапов урока

5.Презентация к уроку.Рисунки П.Боклевского, Кукрыниксов к поэме Н.В.Гоголя « Мертвые души»

6.Презентация « Аукцион.По экскурсии в Маниловке и у Коробочки.

Ход урока:

1.Орг.момент.

2.Новая тема.

1.Вступительное слово учителя.Презентация.

Учитель:Эпиграф к уроку слова А.И. Герцена: «… Рабы власти без достоинства и тираны без сострадания своих крепостных, высасывающих жизнь и кровь народа…»

Так о чем или о ком мы будем говорить на уроке?( Ответы детей)  

Учитель:Чтобы понять смысл  слов А.И. Герцена до конца, обратимся к образам помещиков – Манилову и Коробочке.

       Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашениями от помещиков, мы отправляемся в имении Манилова.

       Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке (чтение карточки).

       Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр – приглашает вас на  « сладкую болтовню» в « Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.

2. «Приятная встреча»( Работа в парах)

Приятная встреча Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

1). Описание усадьбы Маниловка.

2). Авторская характеристика Манилова.

3). Манилов и его отношение к другим помещикам.

3. Лексическая находка.

Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; « сладкая болтовня.» Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; Человек бесформенный, неопределенный.

4. Итоги по образу Манилова. ( на экран высвечиваются вопросы)

- Что же главное в Манилове?

(бездуховность, убожество, отсутствие живых мыслей, стремление и интересов – вот черты, свойственные Манилову.

Н.В. Гоголь говорил: « Есть род людей, известных под именем : люди так себе, ни то, ни сё», ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Это о Манилове.)

- Что такое «маниловщина»?

( это слово стало в нашем быту характеристикой сладких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами.)

 5. Литературная разминка. ( проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке). Читается визитная карточка Коробочки.

Коробочка Настасья Петровна  - коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

 Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков – «расточителей» и помещиков – «накопителей», он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «Мертвым душам».

6. Трудный диалог (просмотр фрагмента  из фильма « Мертвые души»,1984 г. Диалога Чичикова и Коробочки, гл. III, стр. 68-70)

7. Экскурсия в картинную галерею ( презентацию показывает и рассказывает ученик)

      Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы  « Мертвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М. Боклевским и Кукрыниксами.

      Пётр Михайлович Боклевский (1816-1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

      Боклевский – известный иллюстратор « Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

      Перед нами портреты Манилова. Слащавая, «сахарная» улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: « Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

(Демонстрирует портрет Манилова.)

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением  лица, упрямо-неподвижным взглядом.

А вот еще один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы.

Кукрыниксы – это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем. (обращает внимание на портрет художника).

Манилов в изображении Кукрыниксов – «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По-моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, - сказал Манилов с жалостливым видом, - Павел Иванович оставляет нас!».

  1. Вывод

Учитель:

   Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, « рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключица – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы», « вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время.»

    Другая – пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Она воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

8.Знакомство с содержанием 2-ой и 3-ей глав.( Чтение в группах )

9.Аукцион в Маниловке и в деревне у Коробочки( Презентация « Аукцион.По экскурсии в Маниловке и у Коробочки.»

Ученик:

 Предлагаю несколько лотов. Стоимость каждого 2 балла. Кто из

« покупателей» наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.

- Что было написано на беседке у пруда?

(«Храм уединенного размышления».)

- Как звали жену Манилова? (Лизонька.)

- Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет.)

 - Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид.)

- Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? Саблю и барабан.)

- Как звали Коробочку(Настасья Петровна.)

- Комната Коробочки была «обвешана старинными полосатыми обоями» и картинами с изображением чего?

(Картины с какими – то птицами, портрет Кутузова и какого – то старика с                                     красными обшлагами на мундире.)        

- Какую услугу предложила оказать Чичикову Коробочка перед сном?

(Почесать пятки, без этого покойный муж не мог заснуть.)

- Коробочка – « Коллежская секретарша». Каков ее «статус»?

( Жена или вдова коллежского секретаря, гражданского чина десятого класса.)

- Сколько душ в деревеньке Коробочки?(Без малого восемьдесят)

- По какой цене Настасья Петровна продала протопопу « двух девок, которые… сами салфетки ткут»?( По сто рублей за « славных работниц»)

- Что предлагал Чичиков за мертвых душ?(«Избавить от хлопот и платежа подати за мертвых как за живых», да

« сверх того пятнадцать рублей.»)

  1. ДЗ. Читать гл. IV, V .

Аспектный анализ урока  « Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка (по поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»)

Аспект «Формирование общеучебных умений и навыков школьников»

Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Тип урока: урок сообщения новых знаний с использованием ИКТ

Форма проведения: урок- экскурсия

Класс:

Межпредметные связи: изобразительное искусство

Цели урока:

раскрыть характеристику образов помещиков; научить подмечать

особенности персонажей, работая с текстом; выделить главные  черты характера,

особенности портрета для анализа образа:

развивать память, мышление, быстроту реакции, умение пользоваться полученными знаниями.

Введение в анализ урока

Урок дан в соответствии с тематическим планированием

Использование компьютерной презентации и отрывка из фильма оправданно

Роль компьютера на уроке

Работает для учителя и учащихся. Знакомство с рисунками П.Боклевского, Кукрыниксов к поэме Н.В.Гоголя « Мертвые души»дает учащимся более полное зрительное представление о героях поэмы;

обсуждаемые задания презентации « Аукцион.По экскурсии в Маниловке и у Коробочки» выносятся на компьютер, что дает возможность учащимся представить зрительно место или героев произведения,о которых идет речь в том или ином вопросе. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути заданий, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации

Учителю компьютер — подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися

Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.

+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

+ с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3.Работа в парах

+способствует более глубокому пониманию текста

+активизирует внимание

+ наличие работы в парах

Работа с иллюстрациями

+ расширение и углубление знаний о героях поэмы +реализация межпредметных связей

4.Чтение и маркировка текста

+развитие оперативной памяти

+ умение работать в группе

+развитие зрительной памяти

5.Работа с тестом

+умение выбрать правильный ответ

+закрепление полученных ранее знаний

6.Дом. задание

+быстрота выполнения задания

+ глубина знаний и умений

Рефлексия урока: отзыв об уроке

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да — 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да — 95%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да — 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

Да — 90%

Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о его профессионализме и мастерстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""

Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....

Конспект урока по литературе 9 кл "Встреча с прошлым"(по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Урок проводился в 9 классе при изучении темы"Творчество Н.В.Гоголя"...

«Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка.

Первый урок из системы уроков в 9 классе по характеристике помещиков по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души"....

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

конспект урока литературы в 9 классе «Сюжет и композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души"

В процессе урока  учащиеся заняты поиском ответа на вопросы - проблемы: " Почему првым помещиком, с кем встречается Чичиков, Манилов"? является ли Манилов "мертвой душой?"...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Галерея образов помещиков" (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")

Конспект урока на тему "Галерея образов помещиков" соответсвует требованиям ФГОС. этапы урока помогут всесторонне раскрыть образы помещиков, выделить их главные черты характеров, особенности...