Двойники и антиподы Родиона Раскольникова
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Учебная презентация к уроку литературы в 10 классе. Цель - выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя; подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-исследование 10 класс Двойники и антиподы Родиона Раскольникова 

Слайд 2

закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; расширить представление о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,– мир “погибших и погибающих”; воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к “униженным и оскорбленным”, милосердие; развить критическое мышление , повышать интерес к исследовательской работе. Цели: 2

Слайд 3

В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Родион Раскольников. 3

Слайд 4

Теория Раскольникова Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови. 4

Слайд 5

Основная формула теории Раскольникова 5

Слайд 6

ДВОЙНИКИ И АНТИПОДЫ 6

Слайд 7

Лужин Пётр Петрович Тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего ценит деньги. Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды». 7

Слайд 8

Теория целого кафтана заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства. «Возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Теория Лужина 8

Слайд 9

Имеется у какого-то человека кафтан, а рядом сидит человек без кафтана. Что лучше разорвать кафтан, поделиться с неимущим, и обоим замёрзнуть, или хотя бы одному остаться в целом кафтане и выжить. «...Приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем...и это будет гарантией «всеобщего преуспеяния...». 9

Слайд 10

Лужин подавляет и унижает людей. « Наполеоны» не мучаются, не раздумывают, а просто переступают через человека. Гнусная клевета Лужина на Сонечку– окончательное разоблачение теории Раскольникова, т.е. личный интерес Лужина требовал – переступить, что и было незамедлительно исполнено. Преступление Лужина 10

Слайд 11

Общее Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами 11

Слайд 12

Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих Эгоизм 12

Слайд 13

Министерский чиновник. «...Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно». Прогрессист. Лебезятников Андрей Семенович 13

Слайд 14

Теория Лебезятникова Отрицает нравственные и государственные нормы С энтузиазмом выступая против таких “предрассудков”, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников выхолащивает и обезображивает идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!” Лебезятников 14

Слайд 15

Общее Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Общее – идеи нигилизма (культ протеста) 15

Слайд 16

(от лат. nihil — ничто) — в широком смысле отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.д. Нигилизм 16

Слайд 17

Свидригайлов Аркадий Иванович Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что предавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые”. 17

Слайд 18

Чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены. Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки . “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша” 18

Слайд 19

Мы одного поля ягоды Старается добиться желаемого любой ценой Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова. 19

Слайд 20

Общее Крайний индивидуализм, культ сильной личности 20

Слайд 21

Нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества. Индивидуализм 21

Слайд 22

Бывший студент, дворянин, товарищ Раскольникова по университету. Временно вышел из него из-за отсутствия средств Разумихин Дмитрий Прокофьевич 22

Слайд 23

Общее Альтруизм 23

Слайд 24

Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами . Альтруизм 24

Слайд 25

Пристав следственных дел, правовед. «...Лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке.… если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого раза можно было от нее ожидать» Порфирий Петрович 25

Слайд 26

Общее Общая мораль, общие идеи переустройства мира в лучшую сторону 26

Слайд 27

«Это было «…» худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Соня Мармеладова 27

Слайд 28

Общее Идут «по одной дороге» («Мы вместе прокляты, вместе и пойдём»). Смирение, мессианство. 28

Слайд 29

Отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле 29 Смирение Мессия В иудаизме и христианстве: ниспосланный свыше божественный спаситель человечества. Пришествие мессии.

Слайд 30

наполеономания мессианство 30

Слайд 31

Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.  Лев Толстой 31

Слайд 32

Проанализируйте эпилог романа; Письменно ответьте на вопрос «Каково значение Сони Мармеладовой в романе?» 32 Домашнее задание:

Слайд 33

Моя мыслительная активность на уроке была … Больше всего мне понравилось ………………………….. У меня пока не совсем получается………………………. Сегодня я понял(а), что думать ………………………….. Сегодняшний урок показал мне ………………………... 33 Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"

Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»     Цель:проследить, как «...

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

"В чем беда и в чем вина Родиона Раскольникова?" урок-дебаты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»                                        ...

Двойники и антиподы Раскольникова

презентация по литературе...

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...

Презентация "Двойники и антиподы Раскольникова. "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский"

Данная презентация поможет обучающимся проанализировать героев произведения....