Сочинение. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
материал по литературе (11 класс) на тему

Петрова Екатерина Владимировна

Рассуждение об отзывчивости, через рассказ А.И.Солженицына "Матрёнин двор". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie.docx12.94 КБ

Предварительный просмотр:

Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

Отзывчивость - способность придти на помощь, даже когда тебя об этом не просят. Отзывчивость есть благородство души и великодушие. Только нравственно воспитанный человек способен помогать другим, не требуя ничего взамен. На сегодняшний день, люди все чаще сталкиваются с равнодушием. Отзывчивость уходит на второй план, и появляется безразличие и жестокость, что отрицательно влияет на взаимоотношения людей.

     Говоря об отзывчивости, обратимся к рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор". Главная героиня - Матрёна, проживающая в глубинке. Рассказчик повествует о непростой судьбе Матрёны: она должна была выйти замуж за Фаддея, но он ушел на войну, и героиня вышла замуж за младшего брата Фаддея - Ефима. В семье Матрёны рождались дети, но все они не проживали и трёх месяцев. Разговоры в деревне породили ей прозвище "порченая".  

     Матрёна отзывчивая, искренняя и добрая, она готова придти на помощь к любому: "...глупая, помогала чужим людям бесплатно". Односельчане не ценили такого открытого человека, который, несмотря на все несчастья в жизни, не утратил человечность и доброжелательность.

     В конце рассказа Матрёна погибает, согласившись помочь Фаддею перетащить избу. После смерти никто не скорбит по Матрене, кроме той самой девочки Киры, опечаленной смертью близкого человека: "И только несчастная приёмная дочь, выросшая в этих стенах, ушла за перегородку и там плакала".

    Матрёна - пример бескорыстия и отзывчивости.

    Затрагивая тему отзывчивости, хочется привести в пример рассказ В.Г.Распутина "Уроки французского". В рассказе автор повествует о мальчике, который приехал из села в районную школу. В то тяжелое послевоенное время мальчик был вынужден жить самостоятельно и иногда голодать: "...Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь...". Мальчик учится упорно и старательно, даже несмотря на неуспеваемость по французскому языку. О проблемах мальчика узнает его учительница - Лидия Михайловна. Она решает помочь мальчику во чтобы то ни стало. Для начала, Лидия Михайловна назначает дополнительные занятия у себя дома и накрывает на стол, но мальчик отказывается садиться за стол, ведь он воспитан иначе: "...она сделала еще попытку посадить меня за стол - напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых". Затем, не бросая попыток помочь мальчику, Лидия Михайловна отправляет посылки с едой от имени матери, но герой быстро раскрывает хитрость: в селе, где жил мальчик, нет макарон. Тогда, учительница идет на крайний, а может и безнравственный поступок: играет с мальчиком в игру на деньги. Это неправильный поступок для учителя, однако этим преступлением Лидия Михайловна хочет помочь мальчику накормить его, даже если ей это стоит работы.

     Спустя некоторое время Лидия Михайловна уезжает, но не забывает о мальчике и присылает еду. Это говорит о высших ценностях человека, его нравственности и добродушии.

     Так, хочется добавить, что люди не должны оставаться черствыми в наш жестокий век и думать не только о себе. Уметь бескорыстно придти на помощь - очень важно в нашем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание внешности человека по картине

Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины "Охотники на привале", вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины....

Урок "Взаимосвязь характера и поступков человека" на примере произведения А.Костюнина "Вальс под гитару"

Тип урока – урок-исследованиеМетод – использование CASE- технологии, а именно метода ситуативного анализа (анализ сложившейся ситуации, пути выхода из ситуации)Цель: выявить взаимосвязь характера и по...

Урок по элективному предмету «Культура речи» «На каком языке мы говорим?..»

Урок по элективному предмету «Культура речи»  «На каком языке мы говорим?..»Цели урока: обратить внимание учащихся на актуальные проблемы состояния современного русского языка;побудить...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ «ВОТ, КАКОЙ Я – ЧЕЛОВЕК!»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯПО ВАЛЕОЛОГИИВ  ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙНАПРАВЛЕННОСТИ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ«ВОТ, КАКОЙ Я – ЧЕЛОВЕК!»...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...

Конкурс открытых занятий. Тема "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М.Горького и И.Бунина").

Открытое занятие на тему: "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М. Горького и И.Бунина )"...