Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме:
Литература. Контрольная работа по роману И.А.Гончарова "Обломов" (10 класс)

Нестерова Ольга Анатольевна

Контрольная работа проводится после изучения романа и может заменить сочинение по роману. В работе три варианта по 5 заданий в каждом.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontr._rabota_po_romanu_oblomov.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ И.А.ГОНЧАРОВА

ВАРИАНТ №1

1   Д.И. Писарев говорил, что содержание и сюжет романа «Обломов» могут быть рассказаны в двух-трех строчках.

  1. Передайте сюжет романа.
  2. Какие главные события лежат в основе каждой из 4 частей романа?
  3. Некоторые критики считали, что в романе 2 сюжета: Обломов-Ольга, Штольц-Ольга. Другие говорили о едином сюжете – превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?

2. Вспомните начало романа «Обломов».

  1. В чем необычность этого начала?
  2. Чем обусловлен выбор места действия?
  3. Почему героем автор сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста – лет 32-33 от роду?
  4. Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?

3. Попробуйте представить себе характер Обломова и мир, который его окружает.

  1. Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями(гостями) в гл.2-4 первой части?
  2. Чем Обломов выше своих гостей?
  3. Почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?

4. Критик Ю.Елагин писал в 1892г.: «Гончаров, с точки зрения своей доктрины, просто хотел обличить помещичью лень, но, как всегда, увлекшись своим талантом рисовальщика, создал ряд картин, которые свидетельствуют не о русской лени и праздности, а о лучших, благороднейших чертах русского характера»

  1. Какие черты Обломова подчеркивает автор в первую очередь?

5. Критик А.В.Дружинин заметил: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить».

  1. Действительно ли Обломов «мучит своего Захара»?
  2. Каково отношение Захара к своему барину?
  3. Правда ли, что автор делит своего героя «на двух» Обломовых, между которыми «лежит целая пропасть»?
  4. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ И.А.ГОНЧАРОВА

ВАРИАНТ №2

1. Автор, рисуя детство Обломова, лирически любуется жизнью героя, но в то же время, резко критикует ее, доходя до сатиры, отмечая отсутствие духовной жизни у обломовцев, которую им заменял мир сказки, легенды, мифа.

  1. Чем можно объяснить эту двойственность Гончарова по отношению к Обломовке?

2. Восстановите историю жизни Обломова в молодости(гл.5-6 первой части).

  1. Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные еще в детстве?
  2. Почему Обломов порвал со службой и с обществом?
  3. О каких мечтах и «внутренней вулканической работе пылкой головы, туманного сердца» говорит писатель? Как они связываются у писателя с жизнью?

3. Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга (оформите в виде таблицы). Покажите, что иногда Обломов не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте 1-2 сцены, в которых автор описывает любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине.

4. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное, к хозяину дома (гл.8 ч.1), другое – к Ольге (гл.10 ч.2).

  1. Почему во втором письме – свободная речь, образность, мысль, чувство?
  2. Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (гл.4 ч.4)? Можно ли согласиться с их оценками?

5. «Между Обломовым и Ольгою развертывается роман бурный и предельно духовный. Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение» быта, в своих обычных приметах он исчезает на время любви…» (Е.Л.Краснощекова).

  1. Почему роман Ольги и Обломова – «бурный и предельно духовный»?
  2. Что означает «обытовление» главного героя? Как этот процесс обрисован писателем?
  3. Происходит ли «на время любви» «одухотворение» быта?

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ И.А.ГОНЧАРОВА

ВАРИАНТ №3

1. М.Е.Салтыков-Щедрин писал: «Прочел «Обломова» и, по правде сказать, обломал об него все свои умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только день первый и что таким образом можно проспать 365 дней…Что за избитость форм и приёмов!».

  1. Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова. Похожи ли они на те, о которых пишет Салтыков-Щедрин?
  2. Чем можно объяснить такое растянутое повествование о первом дне героя? Оправдано ли оно?
  3. В чем увидел Салтыков-Щедрин «избитость форм и приемов»? Можете ли вы ему возразить?

2. «Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине» (А.В.Дружинин).

  1. Как показывает Гончаров «прелесть, слабость и грустный комизм» Обломова?
  2. Как все эти и другие черты характера героя раскрываются «именно через любовь к женщине»?
  3. В чем трагедия жизни героя романа?

3. Обломов окружен обломовцами бОльшими, чем он сам. «Да я ли один? – говорит он Штольцу. – Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов…не пересчитаешь: наше имя легион!».

  1. Подтвердите фактами эти слова Обломова, указав черты обломовщины в его знакомых, в частности в Тарантьеве.
  2. Можно ли рассмотреть Обломова как национальный и больше – как общечеловеческий тип?

4. Представьте черты реально существующего социального типа, верно схваченные писателем и положенные в основу образа Штольца.

  1. Типичен ли образ Штольца?
  2. Есть ли в Штольце черты обломовщины? Отметьте их. Каковы их биографические и общественные истоки?
  3. Почему цель жизни Штольца не удовлетворяет Обломова?

5. Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной? В чем сходство? В чем различие? Чем вы объясните это различие?


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Контрольная работа по теме "Смута в Российском государстве"

Кроссворд по теме "Смутное время" может быть использован в качестве текущего контроля после изучения темы....

Классный час на тему "Герой нашего времени"

Готовый сценарий с презентацией для классного часа на тему "Герой нашего времени"...

Публичная презентация

Обобщение опыта работы по реализации программы "Гигиена" для конкурса " Лучшие учителя РФ"...

Урок по теме "Деление", 6 класс

Этот урок проводился как открытый в школе с этнокультурным русским компонентом....

9 класс. Практические работы по географии №1-16

9 класс. Практические работы по географии №1-16...

Викторина по теме: "Глагол"

Тестовая презентация по теме "Глагол" (м.б. использована на уроке контроля знаний)...

Вечер русского романса

 Вечер русского романса (на литературном материале учителя МОУ Борисоглебской СОШ №3 Макашовой Л.В.) ...

Портфолио для успешной карьеры

 Данное методическое портфолио содержит в себе материалы, раскрывающие основные направления моей педагогической дея...

Табличные модели

Интерактивный урок по теме:"Табличные модели", выполнен для интерактивной доски Smart...