Методическая разработка по литературе по теме:
Литературно-музыкальная композиция "Пусть поколения знают и помнят"

Шклинская Елена Владимировна

Композиция посвящена 65-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Пусть поколения знают и помнят

Музыкально-литературная композиция.

Цели и задачи:

  1. Ознакомить с героическими страницами истории России.
  2. Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма.
  3. Формировать потребности знать и помнить исторические события, стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы, связанной с военной тематикой.
  4. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к ветеранам Великой Отечественной войны.

Предварительная работа: проведение конкурсов на лучшего чтеца, встречи с ветеранами.

Оформление:

План:

  1. Эпиграф.
  2. Утро перед войной (инсценировка)
  3. Начало войны. Прощание.
  4. Битва под Москвой.
  5. Дороги войны.
  6. Аджимушкай.
  7. Сталинградская битва.
  8. Девушки на войне.
  9. Победа!
  10. Возвращение домой.
  11. Память поколений.

Ход мероприятия:

Вступительное слово на фоне музыки.

1. ЭПИГРАФ.

Чтец. (мальчик из начальных классов)  _________

Рисуют мальчики войну.
Рисуют танки и "катюши".
Висят во всю листа длину
Снаряды толстые, как груши.
Рисуют мальчики войну…
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, не знакомы.
И берегут они свои
Огнем кричащие альбомы.
Рисуют мальчики войну…

(Богословский А)

Ведущий 1: У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету.

Ведущий 2: Прошло уже почти  65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память.

 

2. ПОСЛЕДНИЙ МИРНЫЙ ДЕНЬ.

Ведущий 1: Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить...

Инсценировка

 (музыка из к/ф «Весёлые ребята»)

Молодые люди заходят парами и рассаживаются в парке на скамейках  (декорации на сцене)

Илья: Ну… Вот и все!

Юра: Как говорится, последний раз в 10-й класс!

Катя: Даже не верится, что мы последний раз в нашем классе…

Павел: В нашем многострадальном классе… Да… Многое он испытал за 10 лет!

Таня:: Илюш, убери руку!… По-хорошему прошу!

Илья:(убирая руку с плеча):Танюш, мы же с тобой уже совсем взрослые. Можем даже пожениться!

Таня: Конечно! Я тебе поженюсь!.. Жених!

Илья:  (вскакивает): Ребята! А замечательно сегодня изрек наш директор (копируя директора): “Дорогие друзья! Сегодня у вас замечательный день! Сегодня мы провожаем вас в последний путь… Ой, что это я говорю”.

Катя: Слушайте, а помните, когда наши ребята в городской эстафете бежали, он чуть с трибуны не упал… “Давай, – кричит, – давай!..”

Юра: А на экзамене по литературе, когда он у Ильи шпаргалку нашел?..

Илья: И сам же от учительницы литературы ее прятал…

(Все, перебивая друг друга, начитают говорить: “А помните?”)

Юра: Тихо… Тихо! Не все сразу! Давайте устроим вечер воспоминаний! 21 июня 1941 года!

Стас: Да не 21-е, а 22-е! Уже... (смотрит на часы) Уже 3 ч. 45 мин!

Таня: Сколько?!

Стас: Без пятнадцати четыре.

Таня: Ой, и влетит же мне от мамы! Никогда так поздно домой идти не приходилось!

Катя: Ты хочешь сказать - так рано.
(Все смеются)

«Ромео и Джульетта»

Маша:  Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.

Юра: Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо, ведь дальше будет настоящая жизнь.

Катя: Ой, ребята, как представлю, пройдёт несколько лет, мы все закончим учебные заведения. Вырастем.

Илья: Может, кто и замуж выскочит.

Таня: Ага, или женится.

Юра: Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика.

Илья: А я вот хочу лётчиком быть, испытателем.

Маша:   А я на учителя пойду, зачем нам в мирное время военные профессии?

Таня: А я врачом, у меня и начальная подготовка есть.

Маша:  А я мечтаю приносить людям добро.

Стас: А я на завод пойду – работать.  

(Слышатся звуки самолёта, взрывы. Все сначала  испуганно замирают, а потом прислушиваются с серьёзными лицами.

Сообщение Информбюро и песня «Священная война».  Юноши на звуках «Священной войны» уходят со сцены).

3. ПРОЩАНИЕ.


Катя:                 Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
                      Стали тихими наши дворы,
Таня:                 Наши мальчики головы подняли —
                       Повзрослели они до поры,
Маша:          На дороге едва помаячили
                       И ушли, за солдатом — солдат...
Катя:                 До свидания, мальчики!
Таня:                 Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Маша:          Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Катя:                 Не жалейте ни пуль, ни гранат
                       И себя не щадите,
Таня:                 …И все-таки
                       Постарайтесь вернуться назад.

уходят со сцены

(марш  «Прощание славянки» Апекушина.)

Ведущий 1: Тогда все были уверены, что война эта ненадолго. И если бы тогда кто-нибудь сказал, что продлится она 1418 дней, его бы подняли на смех! Все были уверены, что страна  готова к этому испытанию. А пока...

Ведущий 2:

Вокзал был тихим,
Маленьким и грустным.
Жевали с хрустом лошади овес.
Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,
И задрожали рельсы от колес.
И к полустанку выплыли теплушки.
Березы у перрона встали в строй.
И запоздало охнула частушка,
Наполненная болью и тоской:
Милый едет воевать,
Надел рубашку белую.
Я все время буду ждать,
Изменушки не сделаю.

Ведущий 1:

И лопнуло мгновенно напряженье,
Хлестнуло в сердце жарким и тугим,
И с дрожью взвился женский голос:
— Женя!
А как же мы… Себя побереги! —
А он пошел, уже солдат России,
К теплушкам, к погрустневшим землякам,
И сыновья с ним рядышком босые
По-взрослому шагали по бокам.
А женщина осталась небольшая, —
С нее печаль бы русскую писать!
Она в карманах суетливо шарит
И все платка не может отыскать.
И в толкотне ей удалось всмотреться —
Целует муж заплаканных ребят…
И сквозь поселок, словно через сердце,
Ушел состав в пылающий закат.

В. Соловьев. «Полустанок».

Чтец.______________________________

И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты — косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу…
И рвали те песни комбата отцовскую душу…
М. Гриезане. «Обелиски».

Свиридов «Метель»

Ведущий 2: Грозный сорок первый... Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли “из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод”...

Ведущий 1: Они хотели вернуться в тёплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели... но бросались на амбразуры вражеских пулемётов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу...

Ведущий 2: Что толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок? Скорее всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя ответственность “ за Россию, за народ и за всё на свете”.

Хроника: Война, длилась 1418 дней. 6 секунд уносили 1 жизнь.

Хроника: Каждую минуту - 10 человек, каждый час погибало 588 соотечественников.

Хроника: Каждый день мы теряли 14104 человека.


Ведущий 2: Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

(Метроном)

ОБОРОНА МОСКВЫ.

Ведущий 1: Сентябрь 41-го года. Враг подошел к столице. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от любимого города. 

Ведущий 2: Москва собрала все силы, чтобы дать достойный отпор врагу. 7 ноября 1941 г. на Красной площади состоялся военный парад… Вся страна с замиранием сердца следила, как полки, пройдя перед трибунами Мавзолея, шли в бой. И  даже  враг содрогнулся, узнав как сильны духом советские люди.

Ведущий 1:         Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона
Идет через наши сердца!
 

Ведущий 2:         Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.

Ведущий 1:         Безусые, почти что дети,
Но знали в яростный тот год,
Что вместо них никто на свете
За этот город не умрет.

(Игорь Иванов)

Стас: Патронов нет! Остались лишь гранаты,

Но всё равно назад дороги нет.

И паренёк сказал: «Ну что ж, ребята,

Передавайте Балтике привет!»

Лишь ленточки сверкнули якорями

Раздался взрыв и прокатился гул,

Взметнулось из-под гусеницы пламя –

Наш политрук в бессмертие шагнул.

Фашисты от атаки отказались –

Таких они не видели смертей,

А он, что оказался твёрже стали,

В своём величье был как Прометей.

Ни имени, ни отчества не зная.

Лишь ленточка одна «Балтийский флот»,

Мы знаем: он не умер умирая

За правду, за свободу, за народ!

«Прометей» А Курочкин.

Ведущий 1: В таком напряжении сил на священной подмосковной земле, «где декабрьский снег замешан был землей, золой и свежей кровью», начиналась победа, которая привела нашу армию в мае 1945 года в Берлин.

Ведущий 2: Но до победы было еще много дней… много смертей… 

(фоном песня «Эх, дороги»)

Ведущий 1: Дороги войны, они были суровы для всех. Ожесточенные бои шли буквально за каждый город, за каждую улицу, за каждый дом. Ночь перед решающим наступлением многие не спали, каждый вспоминал самое родное и дорогое, за которое сегодня возможно придется умереть.

Чтец «Зачем рассказывать о том» ______________________________________________

Зачем рассказывать о том

Солдату на войне,

Какой был сад, какой был дом

В родимой стороне?

Зачем? Иные говорят,

Что нынче, за войной,

Он позабыл давно, солдат,

Семью и дом родной;

Он ко всему давно привык,

Войною научен,

Он и тому, что он в живых,

Не верит нипочем.

Не знает он, иной боец,

Второй и третий год:

Женатый он или вдовец,

И писем зря не ждет...

Так о солдате говорят.

И сам порой он врет:

Мол, для чего смотреть назад,

Когда идешь вперед?

Зачем рассказывать о том,

Зачем бередить нас,

Какой был сад, какой был дом.

Зачем?

Затем как раз,

Что человеку на войне,

Как будто назло ей,

Тот дом и сад вдвойне, втройне

Дороже и милей.

И чем бездомней на земле

Солдата тяжкий быт,

Тем крепче память о семье

И доме он хранит.

Забудь отца, забудь он мать,

Жену свою, детей,

Ему тогда и воевать

И умирать трудней.

Живем, не по миру идем,

Есть что хранить, любить.

Есть, где-то есть иль был наш дом,

А нет — так должен быть!

(А.Т.Твардовский)

Музыка из к/ф «Мастер и Маргарита»

Аджимушкай

Илья:         Кто всхлипывает тут? Слеза мужская
Здесь может прозвучать кощунством. Встать!
Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая.
Воспрянь же, в мёртвый погружённый сон,
Подземной цитадели гарнизон !

Здесь был военный госпиталь. Сюда
Спустились пехотинцы в два ряда,
Прикрыв движенье армии из Крыма.
В пещерах этих ожидал их тлен.
Один был шаг, одно движенье мимо-
И пред тобой неведомое: плен !
Но, клятву всем дыханием запомня,
Бойцы, как в бой, ушли в каменоломни.
Сельвинский И.Л. (1943)

Юноша опускается на колено. Выходят ведущие

Музыка из к/ф «Мастер и Маргариты»

Ведущий 1: Камни, камни, холодные, острые. Куда ни пойдешь - камни и темнота, густая, непроглядная. Отсеки тянутся и вправо и влево. Толщина потолка огромная, местами до 25 метров. Ее чувствуют, она давит на людей, хотя по катакомбам могут свободно проходить даже колонны грузовых автомашин.

Ведущий 2: В мае 1942 года в Аджимушкайские каменоломни спустились отряды войск Крымского фронта и укрывшиеся от бомбежек жители Керчи - женщины, старики, дети. Почти полгода подземный гарнизон вёл борьбу, надеясь, что рано или поздно красные войдут в Крым; не зная, что их давно уже считают погибшими.

Ведущий 1:  Жили и сражались - без солнечного света, воды, почти без продовольствия. Фашисты взрывали, заваливали выходы из каменоломен, запускали в штольни ядовитые газы. Во время газовой атаки 24 мая 1942 года погибло несколько тысяч человек. Они  выполняли приказ: "Держаться до последнего".

Ведущий 2: И они держались... Когда фашисты предприняли последний штурм каменоломен в ноябре 1942 года, в них оказалась в живых лишь горстка обессиленных бойцов. Из тринадцати тысяч спустившихся сюда 18 мая 1942 года в живых остались 49 человек.

Илья: (поднимаясь)        …И когда остались единицы

(Пусть уже скорее душ, чем тел),

Сладкий женский голос хитрой птицей

Вдруг над катакомбами взлетел:

        

Голос:          Русские! Мы вашу храбрость ценим,

Вы отчизны верные сыны,

Но к чему теперь сопротивленье?

Всё равно же вы обречены.

Лишней крови проливать не нужно,

Сдайтесь, сделайте разумный шаг.

В знак, что вами сложено оружье,

Выставить должны вы белый флаг. -

Илья:         Обещало пение сирены

Людям жизнь, залитый солнцем мир…

Почему нащупывает вены

На худых запястьях командир?

Почему вокруг он взглядом шарит,

Странным взглядом воспалённых глаз?

- Отыщите в лазарете марлю,

Слушайте последний мой приказ! –

Тихо-тихо в катакомбах стало,

В ожиданье тоже замер враг…

И пополз он к небу – алый-алый,

Свежей кровью обагрённый стяг.

Ю. Друнина «Аджимушкай»

Сталинградская битва. (музыка Орф «Фортуна»)

Ведущий 1: Сталинград — город, откуда началась наша победа. Никогда прежде не приходилось нам вести столь долгие и упорные городские уличные бои. Да что уличные! Бой шел за каждый дом или за то, что осталось от дома, за каждый этаж, подвал, лестничную клетку. Каждое окно, дверной проем в стене превращались в бойницу и амбразуру. Это была самая жестокая битва.

Ведущий 2: Сколько же полегло здесь наших солдат! И опытных уже «старичков», — а «старичками» считали и называли тридцатилетних, — и пожилых, и молодых командиров, а более всего совсем юных беззаветных ребят, еще ничего не видевших и не испытавших, кого ждали и не дождались — не жены и дети, и даже не невесты, а бедные их матери. И чем моложе были эти ребята, тем больше их полегло. Они сделали в своей жизни одно — погибли за Отчизну.

Стас:                 Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой!

(Сергей Орлов)

Чтец.__________________________________

Что творилось тогда -
Кровь текла, как вода,
Но не Волгой, а буйной стремниной.
Засучив рукава,
Нагло перла орда,
Прикрываясь бронею “тигриной”.

Черно-белый оскал,
В полный рост кто-то встал,
Перекрестным огнем покрестившись.
Кто за нас погибал,
Нас за это прощал,
Но в бессмертье ушел, не простившись.

Он упал на бегу,
В красно-грязном снегу
На кургане его захоронят.
А на том берегу,
Заглушая пургу,
Материнское сердце застонет.

Пуля - глупый металл,
Но опять кто-то встал,
Высшей правдою сверху отмечен.
Все, кто здесь воевал,
Свет в веках зажигал,
И огонь Ваш поэтому - вечен!

Волгоград - Сталинград,
Рядовой и комбат
Здесь лежат, невзирая на званья.
Молча люди стоят,
Журавли пролетят.
И курлыканье - как отпеванье.

Дмитрий Дарин « Волгоград – Сталинград»        

“У войны не женское лицо?..”

 (девушки по очереди выходят на сцену со своей фразой)

Маша:          В мир приходит женщина.

Чтоб любимой быть.

Катя:                В мир приходит женщина,

Чтоб детей родить.

Юля:                 В мир приходит женщина,

Чтоб цветком цвести.

Таня:                 В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти.

Катя:                Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые.

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Юля:         Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

Таня: Только что пришла с передовой,

Мокрая, замерзшая и злая,

А в землянке нету никого

И, конечно, печка затухает.

Так устала - руки не поднять,

Не до дров - согреюсь под шинелью.

Прилегла, но слышу, что опять

По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,

А навстречу мне рванулось пламя.

Мне навстречу те, кому помочь

Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра

Смерть ползти со мною будет рядом,

Мимоходом: "Молодец, сестра!" –

Крикнут мне товарищи в награду.

Да еще сияющий комбат

Руки мне протянет после боя: -

Старшина, родная! Как я рад,

Что опять осталась ты живою!

Ю. Друниной "Солдатские будни"

Маша: 

        И откуда

        Вдруг берутся силы

        В час, когда

В душе черным-черно?..

        Если б я

Была не дочь России,

Опустила руки бы давно,

Опустила руки

В сорок первом.

Помнишь?

Заградительные рвы,

Словно обнажившиеся нервы,

Зазмеились около Москвы.

Похоронки,

Раны,

Пепелища...

Память,

Душу мне

Войной не рви,

Только времени

Не знаю чище

И острее

К Родине любви.

Лишь любовь

Давала людям силы

Посреди ревущего огня.

Если б я

Не верила в Россию,

То она

Не верила б в меня.

Юля:         Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно.

Тот ничего не знает о войне.

Таня: Ох, и уморилась я, девчонки, ног не чувствую! (Снимает обувь).

Маша:  Да уж, поизносились мы, девоньки, за 4 года. Ребята придут – не  узнают.

Юля: Скажут: «Куда ж наши девчонки подевались?» (Улыбается).

Катя: Да уж пусть только вернутся, мы их сами найдем. (Подмигивает). 

Таня: Не вернутся… Я от мамы письмо получила…(отворачивается, не в силах выдержать взгляды подруг, закрывает лицо руками) Юра погиб ещё в 41…под Москвой. Илья пропал без вести в 42 под Керчью. От Стаса известий никаких нет. Мама знает только, что его часть под Сталинград отправили.

Девушки, кроме Тани, уходят со сцены.

Таня: Но ведь «без вести» - это же не «убит»?..

Это будет, я знаю
Не скоро, быть может.
Ты войдешь бородатый, сутулый, иной,
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опаленные временем и войной.
Я рванусь, подбегу
И, наверно, заплачу.
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель.
Ты поднимешь мне голову,
Скажешь: «Здравствуй»,
Непривычной рукой по щеке проведешь.
Я ослепну от слез, от ресниц и от счастья.
Это будет не скоро,
Но ты — придешь

(Елена Ширман)

Чтец.__________________________________

Четверть роты уже скосило…

Распростертая на снегу,

Плачет девочка от бессилья,

Задыхается: “Не могу”!

Тяжеленный попался малый,

Сил тащить его больше нет…

(Санитарочке той усталой

восемнадцать сравнялось лет).

Отлежишься. Обдуется ветром

Станет легче дышать чуть-чуть.

Сантиметр за сантиметром

Ты продолжишь свой крестный путь.

Между жизнью и смертью грани –

До чего же хрупки они…

Так приди же, солдат, в сознанье,

На сестренку хоть раз взгляни!

Если вас не найдут снаряды,

Не добьет диверсанта нож,

Ты получишь, сестра, награду –

Человека опять спасешь.

Он вернется из лазарета,

Снова ты обманула смерть.

И одно лишь сознанье это

Всю-то жизнь тебя будет греть.

(Юлия Друнина)

Чтец  (девушка)

Он не писал с передовой,

Она  — совсем подросток —

Звалась  соломенной вдовой,
Сперва — соломенной вдовой,
Потом — вдовою просто.
Под скрип сапог, под стук колес
Война ее водила,
И было как-то не до слез,
Не до раздумий было.
Но так устроено уже:
Не сохнет лист весенний,
не верят вдовы в смерть мужей
и ждут их возвращений.
Не то чтоб в даль дорог глядят
с надеждою на чудо,
что, мол, вернется он назад,
что вот придет домой солдат
неведомо откуда.
А просто, бед приняв сполна,
их взгляду нет границы,
и в нем такая глубина,
что голова кружится.
Как будто им глаза даны,
чтобы глазами теми
всем не вернувшимся с войны
глядеть на мир весенний.

(Булат Окуджава)

Ведущий 1:

Вы не плачьте, женщины военные,

Девушки сороковых годов.

Ваши слезы, слезы сокровенные,

Тяжелей сибирских зимних льдов…

Ведущий 2:

Непосильны вам воспоминания…

Но, вернувшись в прошлое на час,

Вопреки всем ранам, всем страданиям

В прежних превращаетесь девчат…

Вы не плачьте…

«Танец фронтовых подруг» (Л Зыкина)

Танец с гимнастёрками.

Звучит “Реквием” Моцарта.

Чтец.

Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы — напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть — и нету середины.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас, веселых и влюбленных,
По родной земле погребено?!

Ведущий 1: 

Но настал великий, час расплаты,
Пришёл рассветный час земли,
Когда советские солдаты
Рубеж советский перешли.
Рванула грозная лавина
Стальной пехоты и машин,
Стремительно, неудержимо,
С одною мыслью « На Берлин».

Ведущий 2: 

И вот уже у стен Рейхстага
Ожесточённый бой кипит.
Советских воинов отвага
В последней схватке победит.
И над фашистскою столицей,
Пронзая синеву насквозь,
Как вестник славы, вольной птицей
Победы знамя вознеслось.

Ведущий 1: 

Весна сорок пятого года…
Как ждал тебя синий Дунай!
Народам Европы свободу
Принес жаркий солнечный май.
На площади Вены спасенной
Собрался народ стар и млад —
На старой, израненной в битвах гармони
Вальс русский играл наш солдат.

Ведущий 2: Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

На фоне траурной мелодии:

Ведущий 1: По сведениям статистики, из добровольцев 1922, 23 и 24 годов рождения в живых осталось 3 %. Всего лишь 3% мальчишек пришло домой.

Ведущий 2: Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники... И до самой смерти своей не верили в их гибель. Надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.

«Баллада о матери»    

(исполнение песни)

Постарела мать за тридцать лет,

А вестей от сына нет и нет.

Но она всё продолжает ждать,

Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она…

Много лет, как кончилась война,

Много лет, как все пришли назад,

Кроме мёртвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село

Мальчиков безусых не пришло.

Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино и стар, и мал,

Кто познал войну и кто не знал.

Перед горькой памятью людской

Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.

Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг

И пронёсся материнский крик.

Алексей, Алёшенька, сынок.

Алексей, Алёшенька, сынок.

Алексей, Алёшенька, сынок.

Словно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой,

Встала мать прикрыть его собой.

Всё боялась - вдруг он упадёт,

Но сквозь годы мчался сын вперёд.

Алексей, кричали земляки,

Алексей, просили добеги.

Кадр сменился, сын остался жить,

Просит мать о сыне повторить.

Просит мать о сыне повторить,

Просит мать о сыне повторить.

И в атаку снова он бежит

Жив, здоров, не ранен, не убит.

Алексей, Алёшенька, сынок.

Алексей, Алёшенька, сынок.

Алексей, Алёшенька, сынок

Словно сын её услышать мог.

Дома всё ей чудилось кино,

Всё ждала вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины

Постучится сын её с войны

Дементьев «Баллада о матери»

Фонограмма : Альбинони "Адажио"

1 девочка с куклой.

А может, не было войны…

И людям все это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

2 мальчик с машиной.

А может, не было войны.

У деда моего с рожденья шрамы,

Никто от пули не погиб,

И не вставал над миром гриб,

И не боялась гетто мама?

3 девочка.

А может, не было войны,

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер?

4 мальчик.

А может, не было войны?

Не гнали фрицев по этапу,

И абажур из кожи - блеф,

А Муссолини – дутый лев,

В Париже не было гестапо?

5 девочка.

А может, не было войны?

И “шмайсер” - детская игрушка,

Дневник, залитый кровью ран,

Был не написан Анной Франк,

Берлин не слышал грома пушек ?

6 мальчик.

А может, не было войны,

И мир ее себе придумал?

“Но почему же старики

Так плачут в мае от тоски?”-

Однажды ночью я подумал.

1 ведущий.         А может, не было войны,

И людям все это приснилось?

А. Розенбаум А может, не было войны(фонограмма)


Безымянный солдат

Мы часто играем в солдатики,

Беспечно игрушки бросая,

И только порой фотографии

Расскажут о том, что когда-то

Была война великая – вторая мировая,

Чтоб нам играть в солдатики,

Солдаты умирали.

Сражаясь за свободу,

Шли люди воевать.

И в светлый майский праздник

Мы будем вспоминать:

Всех тех, кто жизни отдал

За счастье на земле.

Их подвиг благородный

Дал жизнь тебе и мне.

Когда на уроках истории

Мы учим сражений тех даты,

Встают перед нами мальчишки,

Что призваны были в солдаты.

На плитах гранитных остались

Имён тех мальчишеских списки:

Они когда-то школьники,

А ныне обелиски.

И в новый век нельзя нам

Об этом забывать

И в светлый майский праздник

Мы будем вспоминать

Всех тех, кто жизни отдал

За счастье на земле.

Их подвиг благородный

Дал жизнь тебе и мне.

Спасибо тебе, Безымянный солдат,

За звёзды в безоблачном небе,

Спасибо за смех и улыбку ребят,

За солнце, за мир, за победу.

Выходят на сцену все участники  мероприятия


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Литературно-музыкальная композиция,посвященная 65-летию Великой Победы

Данный материал разработан в канун празднования 65-летия со дня Победы в ВОвойне...

Н.С.Лесков "Левша". Особенности сказа.

Урок кратко знакомит учеников с биографией и творчеством Лескова; дает представление о жанре сказа....

Мой дом – моя крепость

Урок обществознания в 7 классе. Тип урока – комбинированный. Урок позволяет использовать разнообразные технологии: проек...

Презентация по теме "Горы южной Сибири. Алтай" часть 2

Презентация по теме "Горы Южной Сибири. Алтай" часть2 по географии для 8 класса....

Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"

Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической конце...

Сценарий игры"Колесо истории"(к 210-летию А.С.Пушкина)

Увлекательная историко-литературная игра с элементами краеведения...

Планирование уроков по физической культуре в 8,9 классах

Планирование составлено по 3-часовой программе с учетом условий сельской школы...

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение ...

Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге"

Разработка урока литературы в 5 классе на тему: "Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге". Урок знакомит с биографией и че...

Конспект " Где работать мне тогда?"

 Цель:ознакомить обучающихся с основными видами ра­бочих профессий.Задачи:-    создать условия для ф...

Комментарии

Костичева Татьяна Юрьевна

Очень интересная, содержательная композиция. Большое спасибо