План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме:
Мифы и легенды Древней Греции.5 класс

 Для того,чтобы урок прошёл успешно, необходимо дать предварительное задание учащимся: прочитать  мифы о богах и 12 подвигов Геракла,  выписать имя бога и указать сферу его покровительства, найти толкование крылатых выражений, пришедших из мифологии. Урок построен в виде турнира, позволяющий выявить самых внимательных читателей и лучших знатоков мифов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по Мифам Древней Греции и 12 подвигам Геракла (5 класс).

Тема: Мифы и легенды Древней Греции.

Цели:    обучающие – формирование читательской компетенции;

-  добиться усвоения знания мифических героев и Богов;

- знать и уметь толковать крылатые выражения;

- показать влияние мифов на развитие культуры.

развивающие: - развитие творческих способностей, мышления, памяти

воспитывающие: - воспитание навыков работы в группе;

- воспитание интереса к предмету.

Тип урока:                        урок обобщения и систематизации знаний, внеклассного

                                            чтения.

Вид урока:                         урок – турнир.

Оборудование:                 Н. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. Боги и герои.

                                            Раздаточный материал.

                                            Бумага, краски, фломастеры.    

Литература:                     Н. Кун. Легенды и мифы Древней Греции.- « Мир

                                            Искателя», 2011.

                                            Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь

                                            для детей./С.В.Волков.-СПб:Сова, 2009.

                                            http://school-collection.edu.ru/                      

Ход урока.

  1. Орг. момент. Ребята делятся на 3 команды. Придумывают им названия, связанные с мифами, выбирают капитана. Объявляется турнир на лучшего знатока мифов. За каждый правильный ответ даётся лавровый венок.
  2. I тур. Боги Древней Греции.

Задание: Соотнесите имя персонажа древнегреческих мифов с его деяниями или сферой, которой он владеет или которой покровительствует.

( командам раздаются листы, стрелочками или цифрами ребята указывают соответствие)

  1. II тур. Викторина.
  1. Из чего возникли мир и Боги? ( Из Хаоса)
  2. Назовите пищу и напиток Богов. (Амброзия и нектар)
  3.  Мифический певец, спустившийся в Аид за своей женой Эвридикой? (Орфей)
  4. Богиня, подарившая жену Пигмалиону? (Афродита)
  5. Какая богиня была рождена самим Зевсом? (Афина – Паллада).
  6. Как звали трусливого царя, которому служил Геракл? ( Эврисфей)
  7. Самый быстрый бог, который переносился на дальний конец света на своих крылатых сандалиях? (Гермес)
  8. Как звали юношу, который влюбился в собственное отражение и умер от безответной любви? (Нарцисс)
  9. Имя жены бога Аида? (Персефона)

  1. IIIтур. Крылатые выражения.

Слово учителя: Греческие мифы стали основой европейской культуры. В нашем языке часто встречаются выражения, взятые из мифов. Их называют «крылатыми». Это название восходит к Гомеру. В поэмах «Илиада» и «Одиссея» оно встречается много раз: «он крылатое слово промолвил», «между собой обменялись крылатыми словами тихо». Гомеровское выражение «крылатые слова» стало термином. Теперь так называют короткие, но ёмкие по смыслу цитаты из художественных произведений. Дома вы должны были найти толкование крылатых выражений из греческой мифологии: Танталовы муки, Сизифов труд (1 ряд) Авгиевы конюшни, Кануть в Лету (2 ряд), Провалиться в тартарары, Олимпийское спокойствие (3 ряд).

Танталовы муки

Страдания, которые происходят оттого, что не можешь достичь уже видимой цели.

Царь Тантал, которого любили Боги, похитил у них амброзию и нектар, разгласил тайны Зевса. Боги обрекли его на вечные муки. Он должен был стоять по горло в воде, окружённый свисающими с деревьев плодами. Но как только он хотел напиться, вода уходила от его губ, а плоды с ветвями поднимались.

Сизифов труд

Выражение употребляется, когда говорят о тяжёлой, бесконечной и бесплодной работе.

Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был приговорён к вечной муке: попав к Аиду, он должен был вкатывать в гору огромный камень. Достигнув вершины, камень каждый раз срывался вниз.

Авгиевы конюшни

Очень грязное помещение.

Конюшни Авгия не убирались 30 лет и заросли грязью. Их очистил Геракл. Он выломал стены конюшни и направил воды реки Алфей в конюшни, и она смыла все нечистоты.

Кануть в Лету

Выражение означает быть забытым, навсегда исчезнуть.

Лета – река забвения в Аиде. Души умерших пили из неё воду и забывали прошлую жизнь.

Провалиться в тартарары

Пропасть, исчезнуть, скрыться.

Тартар – мрачная бездна, нижняя часть преисподней, в которой томились Крон и титаны, которых сверг Зевс.

Олимпийское спокойствие

Полное спокойствие при любых обстоятельствах.

Происхождение выражения связано с горой Олимп, на которой жили Боги. Богам не пристала суетливость – они бессмертны и вечны. Их величие и спокойствие стали называть олимпийским.

  1. Соревнование знатоков подвигов Геракла.

Задание: Узнайте и назовите мифическое существо по его описанию.

 

Это громадное чудовище было порождено Тифоном и Ехидной. Оно жило около города Немеи и опустошало все окрестности.

(Немейский лев)

Они нападали и на животных, и на людей и разрывали их своими медными когтями и клювами. Перья их были из твёрдой бронзы, они роняли их, подобно стрелам. (Стимфалийские птицы)

Чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Она была порождена Тифоном и Ехидной. Одна из голов её была бессмертна. (Лернейская гидра)

Она была необычайно красива, рога-золотые, ноги - медные. Подобно ветру она носилась, не зная усталости. Целый год преследовал её Геракл. (Керинейская лань) 

Он был чудовищным великаном: он имел три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног. Тремя щитами прикрывался он во время боя, три громадных копья бросал он сразу в противника. (Герион)

У него было три головы, на шее извивались змеи, а хвост оканчивался головой дракона с громадной пастью. (Кербер)

Командам предлагается нарисовать любое существо.

6. Подведение итогов. Учитель подсчитывает лавровые венки   ,по их количеству определяется команда – победитель. Выставляются оценки самым активным на уроке.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Игра "Мифы Древней Греции".

 Внеклассное мероприятие  по истории для 5-х классов. ...

потребители и потребности

Число групп и индивидуумов, которые могут прямо или косвенно повлиять на достижение целей образовательного учреждения, с...

характеристика педколлектива

Характеристика педколлектива...

День космонавтики

Цели:  Расширение словарного запаса детей. Задачи: Систематизировать и расширить представления детей о космонавт...

Разноцветная сказка

Цели изадачи Привить детям понимание красоты окружающего мира. Формирование понятия отрех основных цветах. Введение...

Тематическое планирование по русскому языку

тематическое планирование уроков по рускому языку по учебнику Баранова, Ладыженской и др....

Тематическое планирование по чтению и письму в 6 классе 8 вида

тематическое планирование уроков по чтению и письму в 6 классе СКОУ 8 вида...

Семейные традиции

Цели и задачи занятия: Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков. Развивать интерес к и...

Родная природа и мы

Цель: развитие бережного и внимательного отношения к природе родного края; показать единство человека и природы, рол...