Методическая разработка (литература, 5 класс) по теме:
«Послушай: музыка вокруг. Она во всем…» (по рассказу К.Г.Паустовского «Скрипучие половицы»)

Тарасова София Владимировна

Интегрированный урок литературы и музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
plan_uroka_skrip.pol_.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

«Послушай: музыка вокруг. Она во всем…»

 (по рассказу К.Г.Паустовского «Скрипучие половицы»)

Цели урока:

Раскрытие образа П.И.Чайковского в изображении К.Г.Паустовского как музыканта и человека.

Развитие представление учащихся о своеобразии музыки в сравнении с художественной литературой

Развитие понимания роли писателя, способного глубоко постичь образную сущность других видов художественного искусства

Развитие эстетического вкуса учащихся, понимания прекрасного в искусстве, влияния искусства на душу человека

 Задачи:

Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского как «музыкального писателя»

Развитие речи учащихся

Анализ  художественного текста (в том числе характеристика героев) с точки зрения средств художественной выразительности; выявление идеи рассказа

Анализ средств музыкальной изобразительности в произведениях П.Чайковского

Углубление знаний о жанре симфонии

                

        Только та музыка может тронуть,

потрясти и задеть,

 которая вылилась из глубины

взволнованной вдохновением души

                                                                                         П.И.Чайковский


Ход урока

Мы начинаем наш урок с чудесной музыки Чайковского…

Музыка «Времена года – июль»

 Вы слушали фрагмент из цикла «Времена года»

Цель нашего необычного урока – погружение в удивительный мир музыки Чайковского, и мы попытаемся открыть для себя композитора и человека. В этом нам поможет рассказ Паустовского «Скрипучие половицы».

- Как вы думаете, почему Паустовский так назвал свой рассказ?

«Чайковскому нравился этот деревянный дом… В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом. Растрепанные, высохшие, они даже не были похожи на цветы, а напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.  "Прекрасная оркестровка!" - думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.  С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. Дом скучал без звуков».

-Как автор создает таинственность обстановки дома?  Что оживает в нем, когда композитор начинает играть? (стропила, старушка люстра)

-Какие слова помогают почувствовать жизнь дома? (олицетворения, метафоры, эпитеты)

 Музыка

- Где жил композитор? Как вы понимаете название места? (Рудой – растущий на сухих местах, очень прочный лес. Яр – крутой, обрывистый берег реки или оврага)
- Почему П.И.Чайковскому нравилось находиться в этом поместье, в этом доме?

(Долгие часы проводил П.И.Чайковский за роялем, сочиняя музыку, и порой ему казалось, что от этих звуков начинал петь весь старый, рассохшийся дом)

«Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги - в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, - этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты».

- Как работает Чайковский? («не щадит себя»). Как это его характеризует?

- Ради кого пишет Чайковский свою музыку? (ради своего народа, он «отдал свое сердце России»)

     «Он без остатка отдал свое сердце России - ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. Он должен добиться этого. Нужно только не щадить себя».

    - Что помогает Чайковскому выразить «поэзию своей страны»? (природа)

    - Обратимся к описанию природы в начале рассказа. Что помогает Паустовскому нарисовать великолепный пейзаж?

    - Найдите средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения).

« Дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и по изволоку - вверх, в корабельный бор.

Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы.

Он знал, что сегодня, побывав там, он вернется - и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоками звуков»

Музыка.

Симфония № 4

Обратимся к описанию пейзажа, который так поразил Чайковского.

 «Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел всё новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?

С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.

На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещенной сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву - очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.

И, наконец, он увидел сегодня, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды.

Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль и наспех записывать проигранное на листках нотной бумаги.

Чайковский быстро пошел к дому. На поляне стояла высокая раскидистая сосна. Ее он прозвал "маяком". Она тихо шумела, хотя ветра и не было. Он, не останавливаясь, провел рукой по ее нагретой коре».

-Что особенно поразило П.И.Чайковского, когда он гулял по Рудному Яру? (В этот день его поразил свет)

- Как вы себе представляете «пласты света»?

- В картинах какого художника мы можем увидеть этот пронизывающие лес косые лучи солнца?

Показать слайды.


- Какое состояние вызывало у композитора такое разнообразие и сила освещения? (ему казалось, что должно случиться что – то необыкновенное, похожее на чудо.)  
Это состояние называется вдохновением.

- Какие слова помогают Паустовскому показать красоту родной природы? (эпитеты, метафоры)

- Какие цвета использует автор для описания залитого светом леса? (нежные, светлые, мягкие)
- Почему так подробно описывает К.Г.Паустовский природу? (Паустовский пытается раскрыть тайну создания музыки.)

Симфония №4

Вопросы

- Какую особенность  музыки подчеркивает Паустовский? (родная, понятная, светлая). Кто является первым слушателем его произведения?

«Он добивался ясности мелодии - такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы».

«Он играл, не зная, что Феня принесла ему махотку земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы белого головного платка и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплелся Василий, сел рядом с Феней, отказался от городской папироски, предложенной слугой, и скрутил цигарку из самосада».

- Кто такие Феня и Василий? (Феня – крестьянская необразованная девочка, а Василий - лесник из соседней усадьбы. Он всю жизнь растил лес, который сейчас хотят срубить)

- Как они воспринимают музыку?

-  Это, Василий Ефимыч, святое дело, - слуга.

- Ой! - вздохнула Феня и еще туже затянула концы платка. - Весь бы день слухала!

- Что услышал Василий в музыке?

 «"Колдует! - подумал Василий, поднял голову, прислушался. - Господи, да ведь это как бы знакомое! Неужто наше, деревенское? "Среди долины ровныя"! Нет, не то. А схоже! Или то пастухи заиграли в лугах, скликая к вечеру стадо? Или то соловьи ударили сразу, будто сговорились, по окрестным кустам?»


- Давайте и мы попытаемся услышать все это, а может быть что-то еще.

 Симфония № 4


- Почему лесник пришел к П.И.Чайковскому просить защитить лес? (потому что он знал, что композитор любит Рудой Яр)

-Как Василий относится к лесу? Какой прием использует писатель? (Олицетворение: «Я его растил, нянчил. Как баба ребят не растит»).

- Как Чайковский реагирует на просьбу Василия?

- Спаси! - прохрипел Василий и начал через силу подыматься, опираясь рукой о ступеньку. - Мочи моей нету! Криком бы кричал, да никто не отзовется. Помоги, Петр Ильич, не дай случиться палачеству!

Василий прижал к глазам рукав застиранной синей рубахи. Он долго не мог ничего выговорить, сморкался, а когда наконец рассказал все как есть, то даже оторопел: никогда он не видел Петра Ильича в таком гневе.

Все лицо у Чайковского пошло красными пятнами. Обернувшись к дому, он крикнул:

- Лошадей!

На крыльцо выскочил испуганный слуга:

- Звали, Петр Ильич?

- Лошадей! Вели закладывать.

- Куда ехать-то?

- К губернатору.


- Почему композитор сразу отозвался на просьбу лесника?

- Понял ли губернатор композитора? Почему он не нашел ничего «преступного» в действиях Трощенки? Почему не смог помочь?

«Существующие законоположения, - медленно говорил губернатор, выжимая ложечкой в стакане чая ломтик лимона, - к сожалению, не дают мне возможности, Петр Ильич, что-либо предпринять. Вырубка леса разрешена Трощенке на основании имеющихся на то инструкций

Губернатор выжал лимон и выудил его ложечкой из стакана.

- А что, собственно, вы находите в действиях Трощенки преступного? - осведомился он вежливо.

Чайковский молчал. Что он мог сказать этому человеку? Что гибель лесов несет его стране разорение? Губернатор, может быть, и поймет, но, руководствуясь законами и разъяснениями к ним, тотчас мягко отведет это возражение. Что же сказать еще? О поруганной красоте земли? О своем убитом вдохновении? О могучем влиянии лесов на душу человека? Что сказать? "Мы тем и замечательны, что вспоили и вскормили свою народную силу в согласии с этой удивительной природой"? Или просто признаться, что жаль до боли этих лесов, их свежести, шума, сияния воздуха на полянах?»


  - Как нам описывает купца Трощенко К.Г.Паустовский? От кого мы слышим это описание (от Василия, который передает слова приказчика купца:
«Мой волкодав леса свел по всей Харьковской и Курской губерниям. Сплошной рубкой. Он к лесу зол – на семена ничего не оставит. На лесах большие капиталы наживал.» ).

- Каким его увидел Чайковский? («Трощенко, в сапогах и шляпе…ходил по лесу и сам метил топором сосны»)
- Какое у вас сложилось мнение о купце Трощенко? (Он был жадный, не видел в природе красоту, относился к ней как к товару.)
- А как относился к нему автор? (Свое отношение он вложил в слова приказчика
).

- Можно ли противопоставить Чайковского и Трощенко? Как называется такой прием?

- В чем противопоставлены эти герои? (Чайковский трепетно относится к родной природе, которая для него является источником вдохновения; Трощенко руководствуется только соображениями собственной выгоды, для него лес – источник «капитала»; Чайковский не жалеет даже собственной усадьба ради того, чтобы спасти лес; Трощенко – «жаден» к деньгам, он не соглашается даже на вексель).

- Удалось ли спасти П.И.Чайковскому Рудой Яр? (нет)
  - Как отреагировал кучер на происходящее? (Ему было тоже жалко лес. Ведь его еще можно было бы восстановить, если не губить малые деревца)
- Как автор описывает гибель деревьев?

«Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая березы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади попятились и захрапели.  Это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет.

Чайковский подошел к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной и темной хвои. На хвое еще сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачной желтоватой пленкой, были полны смолы. От ее запаха першило в горле.

Тут же лежали обломанные сосной ветки берез. Чайковский вспомнил, как березы пытались удержать падающую сосну, принять ее на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение, - от него далеко окрест дрогнула земля.

Он быстро пошел домой. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И все так же тупо ухала земля».


- Какие литературные прием использовал К.Г.Паустовский, чтобы мы ярче представили себе картину гибели дерева? (метафоры, олицетворения)

- Для чего автор употребляет повтор слова «миг…один только миг»?

- Как вы понимаете: «От ее запаха першило в горле»? От чего еще может быть такое ощущение?

- Как автор показывает слезы деревьев? сломанные ветки… были полны смолы»)

- Почему земля «дрогнула»?
- Какое впечатление произвела гибель леса на П.И.Чайковского? Прочитайте, как он реагировал, что чувствовал?

Отрывок – чтение наизусть детьми (или выразительное чтение).

- Подлость! - бормотал он. - Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы какой-то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. Вот они где, "промотавшиеся отцы"!..

Чайковский задыхался. Он уже не мог идти быстро. В груди возникала приступами обморочная пустота. После нее начинало так крепко стучать сердце, что удары его больно отдавались в висках. Он подумал, что и гибель леса, и бессонная ночь - все это состарило его сразу на несколько лет.


-  Почему Чайковский больше не смог сочинять музыку в своем доме? (потому что он черпал вдохновение у природы, у леса. А лесорубы перерубили эту связь)

«А там, в сознании, где вчера еще было столько звуков, осталась одна пустота. Какой-то барышник выгнал его из этих удивительных мест, поднял руку на его работу. Впереди опять скитальчество, одиночество…

Он откинул крышку рояля, взял аккорд и поморщился: одна клавиша не звучала. Очевидно, ночью лопнула струна».

- Нарисуйте словесный портрет Чайковского.


- В каких словах Чайковского заключается главная мысль произведения? Найдите предложение, в котором об этом говорится. ( «
Могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа»)
- Как вы понимаете эту фразу?

- К чему призывает Паустовский словами своего героя?

- Сталкивались ли вы с проблемой, поднятой в рассказе Паустовского?

Домашнее задание.
Постарайтесь найти слова, чтобы убедить таких «купцов» не губить лес. Составьте монолог.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанно...

урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"

Задача урока: выявить роль замысла автора в создании героя, выделять значимые эпизоды из текста, воспитывать чувства доб...

Урок по рассказу К. Г.Паустовского "Телеграмма".

Методическая разработка  урока в 8 классе....

Музыка - язык, понятный всем народам Мира.

Конспект урока музыки в 3 классе....

Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"

       Предлагаю разработку урока литературы  для 8 класса по программе Беленького Г.И. по расс...

Интегрированный урок по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе....

открытый урок литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

Урок  был дан  в рамках районного ресурсного центра в технологии критического мышления...