Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме:
Урок литературы в 10 классе «Фет и Тютчев» (по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)

Скажутина Лариса Николаевна

Урок - сопоставление творчества двух поэтов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
fet_i_tyutcev.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Скажутина Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы

НОУ школа-интернат №26 ОАО «РЖД»

г. Нижнеудинск

Урок литературы в 10 классе

«Фет и Тютчев»

(по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний (Урок анализа текста)

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер с телеэкраном для демонстрации слайдов и видеоматериалов;

Портреты Ф.И.Тютчева, А.А. Фета;

Репродукции художников – импрессионистов;

Фонограммы (Музыка Шопена, Чайковского);

Раздаточный материал для сопоставительного анализа;

Презентация к уроку.

ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

Дидактические:

Обучение различным приемам анализа  поэтического текста;

Подготовка к сочинению – анализу стихотворений;

Развивающие:

Развитие образного мышления;

Развитие умений анализировать и синтезировать;

Развитие навыков сопоставительного анализа;

Воспитательные:

Эстетическое воспитание (чувство прекрасного, любовь к поэзии, умение чувствовать  красоту слова);

Этическое воспитание ( умение сотрудничать, уважение к товарищам, толерантность к мнению других людей);

Воспитание патриотизма.

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

Апробация диагностической карты анализа урока;

Исследование эффективности гибкой модели урока литературы;

ЦЕЛИ САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ:

Развитие профессиональных навыков ( умение планировать гибкую модель современного урока литературы и ее реализация)

Развитие личностных качеств.

Проект урока.

Постановка цели перед учащимися: сопоставить творчество Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, определить жизненные позиции авторов, общность во взглядах и расхождения. Подготовиться к сочинению по творчеству поэтов.

Обращение к эпиграфу:

                                Не то, что мните вы, природа:

                                Не слепок, не бездушный лик –

                                В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                В ней есть любовь, в ней есть язык…  (Ф.И.Тютчев)

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусством губит человека,

Что, может статься, никогда от века

Загадки нет и не было у ней. (Ф.И.Тютчев)

Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышат я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.  (А.А.Фет)

1 этап: организационный, целенаправляющий:

Вам предстоит сегодня, читая стихотворения Фета и Тютчева, увидеть в них душу природы, услышать ее язык, почувствовать всеобъемлющую любовь и проникнуться ответным чувством.  Прислушайтесь!

Проблемные вопросы по эпиграфам:

  1. Почему в качестве эпиграфа взяты 2 отрывка из стихотворений Тютчева и лишь один – из стихотворений Фета?
  2. Похожи ли отрывки из стихотворений Тютчева? Если нет, то в чем заключено противоречие?
  3. Как характеризуют авторов отрывки?

Над этими вопросами, написанными на доске, учащиеся размышляют в течение всего урока.

2 этап. Создание психологического настроя.

Учащиеся читают стихотворения  Тютчева и Фета. Чтение сопровождается музыкой Чайковского,  Шопена, на экране слайд- шоу с пейзажами, подобранными к стихотворениям.

Стихотворения Фета А.А. :

«Это утро, радость эта…»

«Георгины»

«Первый ландыш»

«Я жду… Соловьиное эхо…»

Стихотворения Тютчева Ф.И.:

«Видение»

«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»

«Смотри, как на речном просторе…»

«Первый лист»

«Как неожиданно и ярко…»

Учащиеся коротко сообщают о стихотворении, используя матрицу для анализа стихотворения.  Делают выводы и записывают их в таблицу:

Образ мира

А.А. Фет

Ф.И.Тютчев

Лирический герой и автор

Нет сословных характеристик.

Я = природа

Я и мироздание. Космическое сознание

Эмоциональный тон

Радость

Печаль о несовершенстве бытия и мироздания

Взгляд на мир

Созерцатель

Мыслитель

Образ Музы

Не проклинать , а наслаждаться. Свобода – народная поэзия.

Поэзия божественная, небесная

Язык

Импрессионален, непосредственен, субъективно-впечатлителен, музыкален. Наличие повторов, анафор, вопросов, напевных интонаций.

Образный параллелизм, ораторские нотки, восклицания, вопросительные интонации, риторические интонации, высокая патетика.

3 этап. Сопоставительный анализ текстов.

Предлагается проанализировать стихотворения сходной тематики и выявить общие черты и различия в авторских взглядах. Данные анализа систематизируются в таблице, работа проводится в группах. Сопоставляются стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…» А.Фета и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Ф.И.Тютчева (1-я группа)

Краски

Звуки

Запахи и вкусовые ощущения

Образы

Ночь у Фета

Серебристый лист, свет полночный

Не вздохнет; тишиною грудь полна

Тоньше запах сочных трав; воздух чист

Ум светлей, мирнее нрав

Ночь у Тютчева

Темно-зеленый сад, негой голубой, убеленный цветами, месяц золотой.

Музыки дальней слышны восклицанья, ключ говорит, проснулся чудный еженощный гул

Сладко дремлется, сладко светит

Звездный сонм горит; мир бестелесный, слышный, но незримый, теперь роится в хаосе ночном.

или

«Что ты клонишь над водами…» Ф.И. Тютчева и «Ива» А.Фета. (2-я группа)

Эпитеты, определения

Глаголы

Образы, сравнения

«Что ты клонишь над водами…» (Тютчев)

Дрожащими листами, жадными устами, белую струю

Об иве:

Клонишь, ловишь, томится, трепещет

О струе:

Бежит, плещет, блещет, смеется

Ива – девушка, ее любовь несчастна.

«Ива» (Фет)

Чудные извивы, золотые переливы, дрожащего стекла, зеленый водопад

Лирический герой:

Сядем, уловил, я дрожу, ты дрожишь

Ива:

Ветви перегнулись, бороздят

Как зеленый водопад, как живые, как иглою, листья воду бороздят. Влюбленные под ивой. Счастье.

4 этап: делаем выводы.

Заполняем до конца таблицы, обобщаем материал.

5 этап: отвечаем на проблемные вопросы.

Возвращаемся к эпиграфу урока, обобщаем все выводы о своеобразии творчества поэтов, об общих чертах в их творчестве и о различиях.

6 этап: рефлексия.

Создаем синквейн о поэте и по впечатлениям об уроке.

Синквейн – белый стих строго заданной формы:

1 строка – любое существительное.

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола движения

4 строка – крылатое выражение

5 строка – слово, усиливающее содержание.

7 этап: домашнее задание.

Сочинение – анализ одного из разобранных стихотворений.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Виртуальный урок литературы в 7 классе по теме "М.Ю. Лермонтов"Виртуальный урок литературы в 7 классе по теме "М.Ю. Лермонтов" проводится первым уроком по теме. Урок разработан по нов...Мудрость Древнего КитаяРазработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Мудрость Древнего Китая"....Поэмы о людях и богахРазработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Поэмы о людях и богах"....Урок закрепления знаний в 5 класе по теме "Древний Китай"Данный урок закрепления знаний по теме "Древний Китай" предполагает использование мультимедийного учебного пособия ...Столица искусств ЭлладыРазработка урока по истории Древнего мира в 5 классе на тему:  "Столица искусств Эллады"....РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету информатика и ИКТ для обучающихся 9-x классовНастоящая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стан...ИКТ в образованииВыступление на РМО учителей физики 11.11.2011...Поурочное планированиеПоурочное планирование 3-8 класс к УМК "Enjoy English"...Контрольные работыКонтрольные работы 6-8 класс к УМК "Enjoy English"...Система английских временТаблица времен: употребление, формы образования в пассивном и активном залогах...