План-конспект урока (литература, 11 класс) по теме:
Урок-посвящение по творчеству поэта-барда - В.Высоцкого в 11 классе.

Саетгараева Зульфия Абдулловна
Владимир Высоцкий – феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Все настоящие артисты и все поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Феномен В. Высоцкого в том, что он сделал себя, создал, сотворил совершенно самостоятельно. Вопреки всем принятым вкусам и сложившимся в театральном, кинематографическом и литературном мире традициям, он сам, без разрешения и спроса, поставил режиссеров, поэтов и критиков перед фактом своего существования в искусстве. Технология проведения урока: проектная, на основе личностно ориентированного подхода, с элементами развивающего обучения Виды и формы работ на уроке: ответы на вопросы, составление мини- сценариев, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, сообщение информации, высказывание своих мнений, творческие выступления, защита проектов. На данном уроки преследовались следующие цели: Обучающие: познакомить с творчеством поэта-барда 70-х годов Владимиром Высоцким – с творческой деятельностью поэта в 60- 80-е годы; -дать понятие об авторской песне; -обратить внимание учащихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого, на оригинальность исполнения песен, на трагическую ноту в стихах и песнях при исполнении; - раскрыть незаурядную натуру поэта, стилевое богатство и своеобразие его творчества; Развивающие: развить коммуникативные качества учащихся, обогатить эмоциональную сферу, словарный запас. Воспитательные : воспитать гражданские чувства и нравственные качества учащихся на примере поэта-борца и патриота В.Высоцкого. Задача урока состоит в организации исследовательской работы учащихся; в формировании умений: грамотно излагать свои мысли; прослеживать причинно-следственные связи; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_1.vysockiy.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Урок- ПОСВЯЩЕНИЕ  на тему:  «ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ»

________________________________________________________________

Тема урока:   Прерванный полет

Тип урока:     урок- изучение новой темы

Вид урока:    урок-посвящение

Технология проведения урока: проектная, на основе личностно ориентированного подхода,  с элементами развивающего обучения

Виды   и формы работ на уроке: ответы на вопросы,  составление мини- сценариев, выразительное чтение стихотворений, словарная работа,  сообщение информации, высказывание своих мнений, творческие выступления, защита проектов.

Цели урока:

Обучающие цели: познакомить с творчеством поэта-барда 70-х годов Владимиром Высоцким – с творческой деятельностью поэта  в 60- 80-е годы;

-дать понятие об авторской  песне;

-обратить внимание учащихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого, на оригинальность исполнения песен, на трагическую ноту в стихах и песнях при исполнении;

- раскрыть  незаурядную натуру поэта, стилевое богатство и своеобразие  его творчества;

Развивающие цели:  развить  коммуникативные качества учащихся, обогатить эмоциональную сферу, словарный запас.

Воспитательные цели: воспитать гражданские чувства  и нравственные качества учащихся на примере  поэта-борца и патриота В.Высоцкого.

Задачи урока: организовать исследовательскую работу учащихся; формировать умения: грамотно излагать свои мысли; прослеживать причинно-следственные связи; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую речь.

ЭПИГРАФ  к уроку:

       …Высоцкий осуществил мечту каждого человека выразиться полностью, всем существом сразу, и умом, и сердцем, и телом, и голосом,  и мыслью, и страстью.

Александр Митта

Оборудование: Портреты  В. Высоцкого разных лет, набор открыток поэта «Поэт и актер», выставка, посвященная  творчеству поэта,  творческие работы учащихся, грамзаписи, магнитофонные записи с песнями Высоцкого, проигрыватель «Россия», мультимедийный проектор, компьютер,  экран, программа PowerPoint  со слайдами по теме урока.

Кабинет красочно оформлен.  Вывешены стенгазеты: «Поэты ходят по лезвию ножа и режут свои босые души», «На взлете умер он, на верхней ноте», «Военная тема в творчестве В.Высоцкого», «В.Высоцкий в кино», выставка из фотографий, альбомов, газет и журналов. В центре класса эстетично оформлена аллилуйя и стоят декоративные свечи из школьного музея. Большой портрет Высоцкого в образе Гамлета. Доска оформлена эпиграфами к уроку.  На подоконниках,  на аллилуйя – цветы.

ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя  (с элементами беседы,  участием ученика- консультанта, прослушиванием отрывков из песен поэта -  10 мин.)

Слайд №1  «Фотография В.Высоцкого. Эпиграф к уроку»

 

   Владимир  Высоцкий – феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно.  

Все настоящие артисты и все поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Феномен В. Высоцкого в том, что он сделал себя, создал, сотворил совершенно самостоятельно. Вопреки всем принятым вкусам и сложившимся в театральном, кинематографическом и литературном мире традициям, своим, ни в какие рамки не влезающим, сто раз обруганным, под подозрение взятым, миллионы людей за живое взявшим творчеством, он сам, без разрешения и спроса, поставил режиссеров, поэтов и критиков перед фактом своего существования в искусстве.

Ученик (помощник-консультант учителя)  по стенгазете  на тему: «На взлете  умер он, на верхней ноте» читает следующую информацию:

  1. Он написал более 600 стихотворений и песен
  1. Сыграл более 20 ролей в спектаклях
  2. Сыграл более 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, участвовал в 8 радиоспектаклях. Социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в его стихах – монологах, балладах, песнях.

Знакомит (кратко комментирует) с  рубриками стенгазеты «На взлете умер он, на верхней ноте», читает  стихотворение В.Высоцкого «Я потерял ориентир…»

 … Там на земле – и стол, и дом.

Там – я пел и надрывался…

И плавал все же – хоть с трудом,

Но на поверхности держался…

Учитель:    Он пел:     «Мне судьба – до  последней    черты до креста

                  Спорить до хрипоты, а за ней – немота…».

- Почему немота, кто запрещал ему петь

 Слайд №2 «Кто запрещал ему петь?»

Ученица:  ( Комментирует высказывания М.Влади о В.Высоцком)  Володя часто говорил мне,- вспоминает Марина Влади, - что на  Западе люди знают Сахарова, отказников, диссидентов, о которых пишут газеты, но плохо представляют себе, что такое ежедневное, изматывающее давление, борьба с «ватной стеной», как он называл любое общение с чиновниками, решавшими его судьбу, личную жизнь, карьеру. Я помню, как на волоске висела судьба нового спектакля, как боялись комиссий и согласований, с ужасом ждали очередного запрета, который перечеркивал не только месяцы, но иногда и всю жизнь. Володины концерты отменяли прямо перед его выходом на сцену и объясняли это его болезнью! Однажды он сказал мне: «Они не дадут мне жить. Коммунистические бюрократы в ответе за смерть многих советских артистов. Они не расстреливали, как это делал Сталин, они только запрещали, но все знают теперь, что они – палачи, что они лишили Россию лучших творцов… (ученица рассказывает о трудных испытаниях на жизненном и творческом пути поэта, виной которого явилось несерьезное отношение властей к его творчеству)

- Прослушивание  отрывка из песни «Серебряные струны».

Учитель: Он вышел на подмостки в пору глубокого нравственного разлома, в пору всеохватного кризиса сознания. Стоя на краю эпохи, на ее пределе, он пел, играл, смеялся, пророчил – и самый голос его был сигналом предела.

Ученик (помощник-консультант учителя): Он не умел  молчать, лгать, пресмыкаться. В.Высоцкий сгорел из-за нас, ради нас, за нас. Он считал необходимым прожить жизнь так, чтобы в память о нем людям захотелось зажечь свечу (ученик под музыку Высоцкого  зажигает свечу  под его портретом).

Учитель: Он спешил жить и, словно торопя собственную смерть, гнал своих коней до последней черты.

 

- Прослушивание отрывка из  песни «Кони привередливые»

 Учитель: В. Высоцкий  любил людей.  Глубоко знал жизнь.

                                                                     «Он просто умер   от любви,

                                                                      На взлете умер он,

                                                                      на  верхней ноте» -   написал он в стихотворении  «День без единой смерти», будто предчувствуя  свою смерть.   Наступил День прощания. Каким был он, этот день, день прощания, ему неведомо узнать.

 Выступление I творческой группы по составленной композиции «День прощания»

( 10 мин.) 

- Ученик читает стихи В. Высоцкого «Прощание» (демонстрируется слайд №3 «Немного прошу взамен бессмертия…»

 1-ученик: 28 июля, 1980г. В Москве грандиозная Международная олимпиада. Молниеносно разнеслась весть: умер Высоцкий… То был час великого потрясения… Панихида была истинно общественной и гражданской, ибо стихийно, не по указке, а скорее против указки, многие тысячи людей собрались проводить его в последний путь.

Народ, который пришел безо всякого зова, сам вышел на сцену ему поклониться, своему заступнику и любимцу…

2-я ученица:  В тот день на Таганской площади собралось около четырехсот тысяч – и это в закрытом на время Олимпиады городе! Пришли, приехали, прорвались в Москву, чтобы побыть рядом с ним в последний час, чтобы оплакать его.

3-я ученица: Площадь выла.  Выла так, словно бы это была не площадь – словно бы в ту минуту Владимира Высоцкого оплакивала Россия.

4-й ученик: Редкостное братство сцементировало в тот день тысячи прежде незнакомых людей…

1-й ученик: Московская журналистка вспоминает:  «Мы едем по цветам. Они летят из окон, из балконов, с бровок тротуаров…   Откуда-то поднялись в воздух сотни голубей и теперь, кружась, уходят все выше вверх по невидимой винтовой лестнице».

3-ученик: Если бы он смог открыть глаза, он увидел бы только небо между домами, но если бы мог слышать, то вздрогнул бы от этого: «А- а - а!.., которое вдруг возникло как общий выдох и куда-то улетело.». Невольно вспоминаются строки из его песни:

                                Мы успели,

                                В гости к Богу

                                Не бывает опозданий… (читает дальше…)

4-ученик: К Ваганьковским воротам кортеж подъезжал медленно.

                                Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

                                Не указчики вам – кнут и плеть      

                                Но что за кони мне достались привередливые,

                                И дожить не успел, мне допеть не успеть...

1-ученик: И вот последний приют… Ваганьковское кладбище (читает стихи)

                                  И снизу лед и сверху – маюсь  между.

                                  Пробить ли верх иль

                                  Пробуравить низ?

                                  Конечно, всплыть и не терять  надежду. (Дочитывает стихотворение).   

           

 Учитель:    Похороны Высоцкого, как это, к сожалению, часто бывает, заставили задуматься об истинных масштабах его дела, о его подлинном влиянии на массы, о художественной ценности его творчества. Задумаемся и мы, чем  же  так дорог и близок поэт миллионам людей?

  Человек с рождения  воспитывается в семье, формируется в обществе среди друзей, любимых. Может он с детства был особым ребенком, вундеркиндом. Вернемся к истокам!?

 

Демонстрируется слайд №4 « ДЕТСТВО ПОЭТА. Каким он был, Владимир Высоцкий?»

Выступление творческой группы по интересам  (с прослушиванием песен, стихов, комментированием и выводами -  15 мин.) 

1-я ученица (рассказывает о детстве поэта, о его биографии, учебе семейных отношениях)   Евгения Степановна (жена отца) стала первым человеком, который приобщил маленького Володю к музыке, А это было сразу после окончания Великой Отечественной войны в немецком городе, где служил Семен Владимирович. Купили пианино, наняли учителя музыки. Но маленького Володю интересовали мальчишки во дворе да неразорвавшиеся снаряды, которых было полно в округе. Однажды он пришел домой с опаленными волосами и бровями: рванули гранату. Чтобы отвлечь мальчика, пришлось пойти на хитрость, и Евгения Степановна, как ученица, вместе с Володей села за пианино, началось соревнование: кто как выучит урок. Дела пошли лучше, но все же музыка была принуждением. Мальчишкой владела …война.

Шел 1947 год. Володя дружил с немецкими ребятами, он очень жалел этих мальчишек и одному из них подарил новый велосипед: «Папка, не сердись, ведь ты у меня живой, а ему подарить велосипед некому». А потом пристал к родителям, чтоб сшили ему военный костюм, настоящий, такой же, как у отца…(иллюстрация фотографии Володи в военном мундире, 12 лет, слайд №4)

     В дом приходили фронтовые друзья отца (Семена Владимировича), вспоминали войну. Откуда им было знать тогда, этим «дяденькам» с офицерскими погонами, что девятилетний проказник с хриплым баском, который с раскрытым ртом слушал их рассказы о войне и досаждал расспросами, - что потом сам он, поэт Владимир Высоцкий, напишет о тех годах и споет о послевоенном  времени свою знаменитую «Песню о новом времени».

Демонстрируется слайд №5 «Семья»

2-я ученица: Выразительное чтение стихотворения поэта « О новом времени».

 Вывод по выступлению ученицы: Обычный дворовый мальчишка,  любознательный, приветливый, отзывчивый,  увлекающийся военными играми…

Учитель: Многое о поэте можно узнать по воспоминаниям его друзей, их у него было много.  Слайд № 6 «В. Высоцкий с друзьями»

3-я  ученица выступает по теме:  « Каким он был, Володя Высоцкий?» (рассказывает о его дружбе с В. Золотухиным, Михаилом Шемякиным,  отдельные эпизоды из его встреч с друзьями, приводит высказывания его современников)

- Будучи сам очень доброжелательным к людям, поражался и страдал, не получая ответного доброжелательства.

- Он считал: « Талантливый и умный негодяй опаснее бездарного»

- Любил Гамлета: « Вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя…»

- Свойством его натуры было невероятное упорство в достижении какой-либо цели, которая представлялась важной и нужной. Вот и засела в нем мысль написать сценарий…

-Чуток к нюансам в интонациях…(Приводятся  высказывания Г.Климова, Станислава Говорухина, Аркадия Высоцкого, Александра Массарского, Беллы Ахмадуллиной)

Дуэт под гитару исполняет песню В.Высоцкого - «Песня о друге»  

 Демонстрируется слайд №7 «Владимир, или Прерванный полет»

Учитель:  Познакомимся  с книгой  французской актрисы, Марины Влади, вдовы Высоцкого,  «Владимир, или Прерванный полет»  (10 мин.: 5 мин на выступление ученицы +5 мин. на комментарии с прослушиванием записей)

 

 Ученица:  Книга написана в форме обращения к Высоцкому, состоит из небольших отдельных глав, порой не подчиненных хронологической последовательности событий.Как и всякое произведение мемуарного жанра, книга несет в себе заметную печать субъективизма,  несмотря на это в ней штрихи к портрету Владимира Высоцкого. Почти 300-страничная книга Влади предельно откровенна. Так могла написать только женщина, которая любила и любит. Двенадцать лет они были вместе. И хотя за эти годы познали чувство разлуки – звезда французского кино жила в Париже, он, актер театра на Таганке, - в Москве, кому, как не Марине Влади, рассказать о Высоцком. Книга написана просто, по-актерски (или по-женски).

Это книга о ежедневной борьбе человека за свое человеческое достоинство с мощной машиной «социалистической культуры, это документальный рассказ о жизни поэта с Мариной Влади.   В.Высоцкого М.Влади считает «самой яркой страницей в своей жизни» (пересказывает ключевые эпизоды из книги)

Учитель: Много препятствий и испытаний выпало на долю этой взаимной любви. Он - в России, она  - в Париже, встречи урывками, страдания, грезы, слезы, накал страстей… появляется целая серия  искренних стихов – песен про любовь.

Демонстрируется слайд № 8 «Володя и Марина»

- Прослушивание отрывка из  песни «Ноль семь». (Ученица рассказывает об истории создания этого стихотворения).

Учащиеся читают стихотворения В. Высоцкого о любви  (Слайд №9) 

Подведение итогов.

Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение «Чему научил нас В.Высоцкий».
  2. Какой бы памятник я поставил В.Высоцкому?(иллюстрации, словесное рисование)
  3. Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битв...

Конспект урока по теме: " Введение. Что и как изучает история

Данная разработка урока введёт учащихся 5 класса, которые начинают знакомиться с историей, в курс. Они познакомятся с по...

Обобщающее повторение по теме: " Новейшая история. Вторая половина XX века"

Данная работа содержит задания в виде ЕГЭ по Новейшей истории. Учащиеся, выполняя задания под буквами А, в и С, проверят...

Методическое портфолио

информационная карта портфолиоПолное название портфолио: Тематическое портфолио на тему: “Организация исследовательской ...

Презентация к уроку в 8 классе

В данной презентации  содержится тема , цель урока, задания для устной и самостоятельной работы....

Программа спецкурса по организации исследовательской деятельности

Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ»Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ» создана на базе фольклорной групп...

урок кулинарии Блюда из яиц

 Технология5 класс Тема урока «Блюда из яиц»  Цели и задачи урока:- дать представление о пищевой ценности...

урок кулинарии "Блюда из яиц"

 Технология5 класс Тема урока «Блюда из яиц»  Цели и задачи урока:- дать представление о пищевой ценности...

Огонь: друг или враг

Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе нашу жизнь без огня. ...

Презентация по теме "Moscow - the capital of Russia"

Компьютерная презентация, подготовленная с участием детей, может использоваться при изучении темы "Москва" как вариант в...