Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему:
Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески воспроизводить полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
nekrasov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное образовательное управление

           средняя общеобразовательная школа №695

                                   города Москвы.

  Окружной дистанционный конкурс методических разработок уроков литературы, уроков внеклассного чтения и внеклассных мероприятий по творчеству русских и европейских писателей  и

                                               поэтов.  

НОМИНАЦИЯ:  Разработка урока литературы.

НАИМЕНОВАНИЕ

РАБОТЫ              Творческий зачет по поэме Н.А.Некрасова «Кому      

                              на Руси жить хорошо»   « В чем же крестьянское

                              счастье».

                                                 АВТОР: Самсина Лариса Геннадиевна.  

                                                  СТАЖ РАБОТЫ:  27 лет.      

                                       2011 г.                                                    

     Подготовительный этап.

  1. Подготовка сообщений «Кому на Руси жить хорошо» - эпопея народной жизни». ( Группа №1).
  2. Оформление литературной странички или презентации:

 - жанр, композиция,

 - проблематика,

 - народность,

 - история создания произведения,

 - герои.

3.  Интервью с писателем. (Группа №2).

  1. Выразительное чтение (вживание в образ) отрывков поэмы:

  - песни Добросклонова,

  - пролог.                         (Группа №3).

5. Иллюстрирование поэмы. (Группа №4).

6.Формирование учителем индивидуальных групп, оформление

        выставки, посвященной жизни и творчеству Н.А.Некрасова.

  1. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и определение задач.

Прочитана поэма Некрасова, ставшая вехой в литературе 19 века, открывшая новые пути, новые приемы, новых героев. 20 лет писал Некрасов поэму, собирая материал, по его словам, «по словечку».

  Поэма начинается со слов : «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. О реформе 1861 года, по которой освободили крестьян. Лучше ли стала жизнь крестьян, богаче, свободнее? И перед нами проходят правдивые картины русской действительности. Крестьянская жизнь волнует, Некрасова, крестьянские проблемы… А нас разве не интересует процесс развития русской деревни, жизнь тружеников села, тех, кто обеспечивает город.

  Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя.

  И сегодня наша задача – подвести итог нашей работе по своеобразному произведению Некрасова, обсудить проблемы, поставленные поэтом, актуальность этого произведения. Многое мы сможем понять, осознать, почувствовать, если внимательно всмотримся в героев поэмы. Перед нами раскроется душа русского человека.

  Урок наш – творческий зачет. Каждый сегодня, работая в группе, будет иметь возможность  высказать свое мнение о героях и о самой поэме.

  А сейчас небольшая литературная справка.

  1. Выступление группы №2.

Литературная страница.

(Учащиеся представляют мини-доклады или презентацию по темам:

- жанр, композиция, проблематика поэмы,

- история создания произведения, герои.

- выразительное чтение «Пролога». (Группа №3).

  1. Подведение итогов вступительной части урока.

           Некрасов развивает гражданские темы в своем творчестве и в этой поэме, и во многих произведениях обращает внимание современников на главные проблемы современности. Его  грандиозная поэма-эпопея о земле русской, о крестьянстве. Некрасов поднимает актуальный вопрос: «Где счастье народное, кто счастлив на Руси?» И в этот спор вовлекаются все слои общества: духовенство, помещики, купцы, царь и, конечно, крестьянство.

  1. Выступление группы №1.

«Кому на Руси… - эпопея крестьянской жизни». (Сюжетная линия поэмы).

  1. Подведение итогов 1 части урока.

        Идут крестьяне-правдоискатели и пытаются решить извечные вопросы для русской жизни. Они важны и для поэта как представителя демократического лагеря. Это вопросы о правде и лжи, о добре и зле, о горе и счастье. Некрасов знает, что думает народ, о чем мечтает.

  1. Выступление группы №2.

Интервью с писателем. (Взгляды  поэта демократического лагеря).

  1. Основная часть урока. Работа творческих групп.

Каждая группа получает карточку-задание.

Цель работы: обсудить предложенные тезисы, высказывая свою точку зрения и опираясь на текст..

Это может быть выступление  на телевидении, на диспуте, это может быть интервью с героями фильма по поэме, доклад на конференции. Форму выступления выбирает группа. Единственное условие – выступить должен каждый.

                     Карточки-задания.

                                  №1.

Поэма Н.А.Некрасова -  истинно народное произведение.

- Новаторство Некрасова в изображении крестьянства.

- Качества русского человека, показанного в произведении, покоряющие читателя.

                                  №2.

             Судьба русской женщины.

- Идеал народной красоты.

- Матрена Тимофеевна и мечта русского человека.

                                   №3.

               Сатирические приемы в изображении помещиков.

- Истинная сущность представителей господствующего класса.

- Крестьяне «холопского званья».

                                   №4.

                Идеал Некрасова, мечта поэта-гражданина.

- Жизненность образа Григория Добросклонова.

- Авторское отношение к герою и его деятельности.

- Песни Добросклонова. Их значение.

Работа творческих групп  в течение 15-20 минут.

  1. Слово учителя.

        Завершена подготовка. Каждый из вас выбрал форму выступления. Давайте начнем наш творческий зачет. Принимайте живое участие в разговоре, ведите дневник сообщений. Пусть чаще звучит голос поэта, поэта-гражданина, истинного патриота , страдающего, переживающего за свою родину, ненавидящего все отрицательное, тормозящее ее развитие, любящего ее всей душой.

  1. Выступление групп.

 

1 – Выступление на Некрасовских чтениях.

2 – Интервью с актерами и режиссером фильма по поэме.

3 – Выступление литературных критиков по заявленным вопросам по телевидению в день рождения Н.А.Некрасова.

4 – Дискуссия  на молодежном форуме.

 После каждого выступления группы учитель предлагает высказаться остальным участникам с краткой рецензией, а также задает дополнительные вопросы.

   Вопросы.

1). Какие эпизоды поэмы вы считаете значительными?

2). Какие изобразительные средств использует автор?

3). Кто из героев вызывает уважение?

4). Каково отношение автора к своим героям?

5). В чем актуальность проблем, поставленных автором?

6). Каковы традиции некрасовской поэзии в русской лирике 20 века в творчестве Исаковского, Твардовского?

  1. Подведение итогов творческого зачета.

          Учитель отмечает выступление групп с точки зрения полноты, оригинальности, активности, содержательности. Высказывается оценка культуры и стиля ведения разговора, речевая компетентность учащихся.

          Вывод.

          Мы закончили разговор о творчестве Н.А.Некрасова, который, как и герои его поэмы, крестьяне-правдоискатели, хотел найти правду. И ему видится такое счастье для русского народа:

                            Не надо мне ни серебра,

                            Ни золота, а дай Господь,

                            Чтоб землякам моим

                            И каждому крестьянину

                            Жилось вольготно, весело

                            На всей святой Руси!

Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразовании ее в могучую и всесильную страну. И сегодня, когда крестьянский вопрос также актуален, поэма помогает понять, что есть сила в крестьянстве, что Русь сильна своим народом. Именно он сохранил исконно русские традиции, народную мудрость. Эту истину прекрасно понимали поэты последующих поколений, А.Т.Твардовский , Исаковский .

 У нас в памяти остались удивительные картины, связанные с русским человеком, его характером, его прекрасной душой. На многое способен русский человек: дать средства на строительство Храма, бороться с несправедливостью, отстаивать права народа, работать на благо России. Каждый может сделать то малое, на что он способен. Только надо дерзать, не отчаиваться и не бояться.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Презентация к уроку литературы: "К 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова"

Презентация  к уроку литературы: "К 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова" ( Можно использовать на уроках в 5-7 к...

Презентация опыта работы

Адреса публикаций педагогического опыта....

Тема занятия « Коса – девичья краса»

Конспект занятия "Коса- девичья краса" относится к теме "Плетение" для детей 1-го класса....

Формирование коммуникативной компетенции при обучении письму

Данная презентация содержит информацию по обучению письму на среднем,  старшем и профильно-ориентированном этапе, к...

Дифференцированное обучение на уроках физики

Данная технология позволяет подходить к каждому ребёнку индивидуально, тем самым повышая интерес к предмету, развивая са...

Задачи на смеси, сплавы и растворы

 Урок "Задачи на смеси, сплавы и растворы" для 9 класса. При решении задач на данную тему используются:1) закон сохранен...

Презентация "Ожившие задачи и теоремы" (ЖМ) учителя математики Монаковой Клары Захаровны.

Задачи на построение  и теоремы (7-8 класс) выполнены в прогамме "Живая геометрия" как пример применения этой прогр...

Презентация на тему "Mas media and means of communication"

Презентация на тему "Mas media and means of communication"...

Классный час на тему"Здоровый образ жизни"

Классный час на тему"Здоровый образ жизни"...

Формирование успешного человека через личностно-ориентированный и деятельный подход к учащимся

В статье представлен мой опыт работы по формированию успешной личности на примере моего класса с 5 по 9 класс(2007-2012 ...