Урок математики: "Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде единиц".
план-конспект урока (5 класс)

Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде единиц

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: «СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 1 000 С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД В РАЗРЯДЕ ДЕСЯТКОВ» 5 класс ОНЗ Учитель: А.В. Лапина

Слайд 2

Проверка домашнего задания 5 + 643 517 + 162 124 + 71 48 + 441 426 + 231 293 + 3 Какое задание было дано на дом? Каким эталоном вы пользовались? 648 195 657 679 489 296

Слайд 3

Какое число содержит: 3 сот. 5 дес . 3 ед. 1 сот. 7 дес . 9 ед. 8 дес . 4 ед. 5 ед. 5 84 179 353

Слайд 4

+ Эталон сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик С. Д. Ед. С. Д. Ед. С. Д. Ед.

Слайд 5

ЗАДАНИЕ НА ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Решите примеры в столбик. Обоснуйте свой ответ. 1) 341 2) 643 3) 434 + 253 + 154 + 129 Какое затруднение у вас возникло? Что вы пока не знаете?

Слайд 6

Поставьте перед собой цель. Цель: узнать новый способ решения примеров в столбик и научиться его применять.

Слайд 7

Алгоритм сложения трехзначных чисел в столбик Складываю единицы, результат пишу под единицами Складываю десятки, результат пишу под десятками Складываю сотни, результат пишу под сотнями Ответ:

Слайд 8

+ Эталон сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик С. Д. Ед. С. Д. Ед. С. Д. Ед. Больше 10

Слайд 9

Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд.

Слайд 10

Алгоритм сложения трехзначных чисел с переходом через разряд в разряде единиц Пишу: единицы под единицами; десятки под десятками; сотни под сотнями. Складываю единицы, результат единицы пишу под единицами, а один десяток переходит к десяткам. Складываю десятки, результат пишу под десятками. Складываю сотни, результат пишу под сотнями. Ответ:

Слайд 11

Физкультминутка. Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Раз – подняться. Подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть.

Слайд 12

Эталон сложения трехзначных чисел в столбик с переходом через разряд в разряде единиц С. Д. Ед. С. Д. Ед. С. Д. Ед. 1

Слайд 13

Потренируйтесь в решении примеров нового вида. 316 + 157 528 + 234 436 + 46 677 + 8

Слайд 14

Решите примеры на сложение с переходом через разряд. 14 + 176 378 + 12 935 + 48 53 + 239 42 + 158 847 + 33 Проверьте свои вычисления: 390, 983, 162, 390, 592, 850. Потренируйтесь в решении примеров нового вида.

Слайд 15

Задача . В магазине продано за один месяц 243 видеокассеты с фильмами, а в другой – на 8 видеокассет больше. Сколько видеокассет продано за два месяца ?



Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Конспект урока математики.

5 класс

Тема: «Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде единиц».

 

 

                                                     
                                                              улитель: Лапина Анжелика Валерьевна

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                           


г. Смоленск 2014

Тема урока: «Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде единиц».

   Тип урока: комбинированный  

     Цели урока:   

образовательные: закрепить знание нумерации чисел в пределах 1 000; сформировать умение складывать числа в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде единиц;  тренировать умения записывать сложение столбиком, ставить вопросы к задаче по условию и краткой записи;  

коррекционно-развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов: сравнение, анализ, обобщение, аналогия, развитию речи, внимания;

воспитательные: создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка,  атмосферы сотрудничества, содействовать воспитанию навыков сознательной дисциплины.

 

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Предметные:

минимальный уровень: знание таблицы сложения однозначных чисел; письменное выполнение сложения в  пределах 1000, решение составных арифметических  задач в 2 действия с помощью учителя;

допустимый уровень: знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; выполнение сложения  целых числами до 1 000; решение составных задач в соответствии с программой в 2 арифметических действия.

   

    Формирование БУД:  

Личностные: активно включаться в  учебную деятельность;.

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в учебных, ситуациях; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения и учебных задач;

Познавательные: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий) на наглядном, доступном вербальном материале.  

Оборудование: листы А–4 по количеству групп с заготовкой для уточнения эталона, презентация демонстрируется через мультимедиа проектор.  

Педагогические  технологии:  
ТДМ (базовый уровень);  

педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

технология групповой деятельности;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

II. Актуализация знаний учащихся.

  1. Проверка домашнего задания. (слайд 2)

- Какое задание было дано на дом? (записать примеры в столбик и решить их)

- Каким эталоном вы пользовались? (сложение трехзначных чисел без перехода через разряд)

- Вспомните алгоритм сложения трёхзначных чисел без перехода через разряд по эталону. (слайд 3)

С.

Д.

Ед.

С.

Д.

Ед.

С.

Д.

Ед.

    +

Решите пример 342 + 257, записав его в столбик.

(Один ребёнок у доски с объяснением, остальные – в тетрадях)

– Молодцы! Вы отлично справляетесь с письменным сложением трёхзначных чисел.

  1. Какое число содержит: 3 сот. 5 дес. 3 ед.; 1 сот. 7 дес. 9 ед.; 8 дес. 4 ед.;

5 ед.    

           

III Проблемное объяснение нового знания.

  1. Задание на пробное действие. (слайд 4)

- Решите примеры в столбик. Обоснуйте свой ответ.

1)    341              2)   643              3)   434            

  +   253 _                 + 154              +  129    

-   Проверим, что у вас получилось.

-  Назовите ответ первого примера. (Ученики называют ответы к первому, второму примерам)

- Каким правилом вы пользовались?  (Способ письменного сложения трёхзначных чисел.)

Учитель выписывает все варианты ответов детей на доску.

При решении третьего примера возникает трудность. (разные ответы)

- Какое затруднение у вас возникло? (Мы не знаем правила, которым можем воспользоваться)

- Что делать? (Найти причину)

- Поставьте перед собой цель. Что мы должны сделать сегодня на уроке? (Узнать новый способ решения примеров и научиться его применять) (слайд 5)

  1. Выявление места и причины затруднения.

-   Какое действие выполняли при решении примеров? (Сложение.)

-  Какие числа складывали? (Трёхзначные.)

- Как складывают трёхзначные числа? (К сотням прибавляют сотни, к десяткам – десятки, к единицам – единицы.) (слайд 6)

- Где вы почувствовали  затруднение? (При сложении единиц, получается число больше 10) (слайд 7)

С.

Д.

Ед.

С.

Д.

Ед.

С.

Д.

Ед.

                                            

+                    

                     

         

Как в математике называют такое сложение? (Сложение с переходом через разряд)

– Так в чём же причина вашего затруднения? (Нам неизвестен способ сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд.)

– Какова же цель ваших дальнейших действий? (Найти способ сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд)

– Как назовёте урок? (Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд)

Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд. (слайд 8)

- Запишем решение этого примера в столбик. Как расположить числа, записывая решение в столбик? (Единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями)

 – С какого разряда надо начинать сложение? (С разряда единиц)

- Один учащийся у доски с объяснением, остальные работают в тетрадях. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению нового способа действий при решении примера в столбик.

     235

  + 137  

- При сложении 5 и 7 получилось 12, это число больше 10.

- К какому разряду относится цифра 2? (Единиц)

- Где мы записываем единицы? (Под единицами)

- К какому разряду относится цифра 1? (Десятки)

- Куда надо добавить десятки? (К десяткам)

- Что мы делаем дальше? (Складываем десятки, результат записываем под десятками)

- Дальше. (Складываем сотни, результат записываем под сотнями)

- Получится приблизительно такой алгоритм. (слайд 9)

Пишу:   единицы под единицами;

               десятки под десятками;

               сотни под сотнями.

Складываю единицы, результат единицы  пишу под единицами, а один десяток переходит к десяткам.

Складываю десятки,  результат пишу под десятками.

Складываю сотни, результат пишу под сотнями.

Ответ:

IV Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.

 

 - Давайте в группах попробуем составить алгоритм письменного сложения….

 – Объединитесь в группы и уточните эталон. Учитель руководит объединением детей в группы и раздаёт заготовки на листе А–4 каждой группе.

- Посмотрим, что у вас получилось. (Представитель от каждой группы представляет дополненный эталон. После согласования групп лучший вариант остается на доске.)

-  В итоге эталон должен принять примерно такой вид:

                         1

С.

Д.

Ед.

С.

Д.

Ед.

С.

Д.

Ед.

  +

V.  Первичное закрепление его во внешней речи.

- Потренируйтесь в решении примеров нового вида.

316 + 157          528 + 234            436 + 46          677 + 8

Дети решают остальные примеры с проговариванием алгоритма  во внешней речи. (По одному у доски с объяснением, остальные – в тетрадях)

- Каким эталоном вы пользовались? (Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд)

  1.  Cамостоятельная работа с самопроверкой.

- Решите  примеры на сложение с переходом через разряд, используя эталон.

214 + 176                     378 + 12

935 + 48                              353 + 239

4 + 158                              847 +  3

Проверьте свои вычисления.: 390, 983, 162, 390, 592, 850.

Какие трудности возникли при решении примеров? (Неверно записали столбиком второй пример, забыли прибавить 1 десяток)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Где мы можем применить новое знание? (Для решения задач)

- Давайте попробуем решить задачу?

Задача. В магазине продано за один месяц 243 видеокассеты с фильмами, а в другой – на 8 видеокассет больше. Сколько видеокассет продано за два месяца?

– О чем говорится в задаче? (О видеокассетах.)

– Что говорится о видеокассетах? (За один месяц продали 243 видеокассеты, а за другой – на 8 больше.)

– Как звучит главный вопрос задачи? (Сколько видеокассет продано за два месяца?)

– Запишите краткое условие задачи. (Один учащийся у доски с объяснением.)

– Назовите план решения задачи. (Первым действием будем узнавать, сколько видеокассет продали за второй месяц. Вторым действием ответим на главный вопрос задачи: сколько видеокассет продали за два месяца?)

– Решите задачу. (Один учащийся у доски с полным объяснением.)

1)   243 в.

    +    8 в.

       251 в. – продано за второй месяц.

2) 243

 + 251

 494 (в.) – всего.

Ответ: 494 видеокассеты продано за два месяца.

– Ответили на вопрос задачи?

- Какими эталонами вы пользовались? (Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд, сложение трёхзначных чисел без перехода через разряд)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить способ сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд)

 – Достигли цели? Докажите. Расскажите, как складывают трёхзначные числа с переходом через разряд?  (Ученики озвучивают алгоритм сложения трехзначных чисел с переходом через разряд)

– У кого остались трудности? Как будете действовать? (Потренируюсь дома)

 – Кто сегодня доволен своей работой ученика? Почему? (Высказывания учеников)

  1. Выставление оценок. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000 с переходом через разряд»

Урок в 5 классе коррекционной школы. Проводится в нетрадиционной форме, в виде сказочного  математического турнира....

Открытый урок математики в 5 классе "Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"

Урок коррекции и закрепления нового материала. На уроке учащиеся закрепляют и отрабатывают умения выполнять вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд, когда в уменьшаемом отсутствуют ед...

Конспект урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"

Конспект может быть использован учителями коррекционной школы VIII вида...

урок математики "Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд" 5 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида

Урок-путешествие по математике в 5 класе коррекционной школы 8 вида. Пятиклашки еще совсем маленькие, и переход в среднее звено - трудное для них препятствие! Уроки такого плана, как этот урок, помога...

Урок "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд"

Конспект  урока  математики  в  5  классе  специальной  (коррекционной)  школы  VIII  вида"...