Главные вкладки

    Консультация по теме:
    Рекомендации родителям, воспитателям, классным руководителям по работе с импульсивным подростком

    Французова Олеся Александровна

    При работе с суворовцами важно различать активность, импульсивность и гиперактивность, поскольку  работа с подростками с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью предполагает применение психотерапевтических методик, а в обучении и воспитании суворовцев, проявляющих импульсивность, достаточным будет применение  педагогических и психологических приемов  воздействия. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ С СУВОРОВЦАМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ ИМПУЛЬСИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ

    При работе с суворовцами важно различать активность, импульсивность и гиперактивность, поскольку  работа с подростками с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) предполагает применение психотерапевтических методик, а в обучении и воспитании суворовцев, проявляющих импульсивность, достаточным будет применение  педагогических и психологических приемов  воздействия.  

    Активный подросток жизнерадостен, энергичен, способен к продуктивной деятельности. Он может проявлять упрямство, непослушание, гнев в определенных ситуациях, и это не будет признаком гиперактивности.

    Импульсивность  - особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не анализирует, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. От импульсивности следует отличать решительность, которая тоже предполагает быструю и энергичную реакцию, но связана с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений. 

    Гиперактивный подросток, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково: бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни просьбы, ни уговоры. Он просто не может остановиться, поскольку у него не сформирован механизм самоконтроля.  

    Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами):  невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

    Понятие «невнимательность» в данном случае складывается из следующих признаков:

    • Обычно подросток не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий.
    • Он не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
    • Подростки не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что он просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
    • Испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности.
    • Подросток избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
    • Подросток часто теряет свои вещи, необходимые предметы.
    • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
    • Постоянно все забывает.

    Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:

    • Подросток суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, постоянно оборачивается.
    • Не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу.
    • Двигательная активность, как правило, не имеет определенной цели.
    • Не может отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
    • Всегда нацелен на движение.
    • Часто бывает болтливым.

    Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки.

    • Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
    • Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
    • Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

    Говорить о СДВГ можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.

    Для суворовцев, проявляющих импульсивность в поведении родителям, воспитателям и классным руководителям рекомендуется следующее.

    Поощрять занятия физической и спортивной деятельностью. Суворовцам будут полезны командные спортивные игры, соревнования, показательные выступления,  виды спорта со статистической нагрузкой (например, силовое троеборье),  бег, плавание, лыжи, езда на велосипеде. При систематической физической нагрузке снижается импульсивность, повышается моторный (двигательный) контроль и в целом адаптивные способности воспитанника.

    Определить, связана ли импульсивность суворовца с наличием повышенного уровня тревожности. В этом случае важно оказать ему психолого-педагогическую поддержку. 

    • Провести индивидуальные беседы с целью понять причину тревоги воспитанников, проявить интерес к их мыслям, переживаниям, научить их говорить об этом, вместе обсудить актуальную ситуацию и помочь найти выход.
    • Поощрять любые, даже небольшие достижения в учебе, дисциплине, спорте. Обеспечивать у суворовцев переживание успеха в деятельности.
    • Развивать адекватную самооценку, уверенность в своих силах. Осторожно использовать критику, т.к. тревожные воспитанники болезненно реагируют на нее.
    • Развивать мотивацию достижения успеха через личный пример. Важно создать атмосферу доверия между воспитателем и суворовцем, проявлять интерес к его успехам, иметь авторитет, видеть индивидуальность каждого воспитанника и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся результаты.    
    • Поощрять и стимулировать проявление активности у суворовцев, переживающих страх ситуации проверки знаний. Привлекать к подготовке и непосредственным выступлениям сначала на уровне взвода, далее на уровне роты.
    • Обучить суворовцев эффективным приемам поведения в нестандартных ситуациях. Объяснить алгоритм действий в конкретной ситуации.
    • Обращать внимание на появление признаков физического и умственного  перенапряжения.

    Проведение психолого-педагогической коррекции 

    В случае регулярного проявления импульсивности в поведении воспитанников целесообразно проведение психолого-педагогической коррекции педагогом-психологом курса, которая будет включать в себя проведение тренинговых занятий по развитию коммуникативных способностей, а также занятия в комнате психологической разгрузки с использованием релаксационных методик.  Мышечное расслабление, достигаемое при аутогенной тренировке, влияет на функции нервной системы, стимулирует резервные возможности психики, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма подростка.

    Рекомендации воспитателям при работе с импульсивными суворовцами

    • Поручать воспитанникам выполнение отдельных дел. Ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
    • Избегать завышенных или заниженных требований к ребёнку.
    • Возможно ведение дневника с отмечанием в нем достижений  и трудностей.
    • Определить четкие правила поведения в училище. Для всех суворовцев должны применяться одни и те же правила. Импульсивные воспитанники также должны учиться преодолевать характерные для всех подростков проблемы. Поэтому не нужно отстранять суворовцев от требований, которые применяются к другим, вместе с тем не нужно навязывать жёсткие правила.
    • Важно также помнить, что максимальную требовательность нужно применять в отношении правил поведения, касающихся ключевых сторон его жизнедеятельности (безопасность, здоровье), в отношении остальных не быть слишком  строгим.
    • Часто вызывающее поведение подростка – это способ привлечь внимание. В этом случае целесообразно уделять воспитаннику больше внимания, дать возможность быть в центре внимания, открыто выражать свои мысли.
    • Если воспитанник ведет себя крайне не сдержанно, по возможности ограничить его нахождение в большой группе людей
    • Оберегать воспитанника  от переутомления. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня подросток может стать неуправляемым.
    • Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для подростка.
    • Давайте воспитаннику больше возможности расходовать избыточную энергию, проявив интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя нужным и способным в какой-либо области. Помогите найти те занятия, которые бы получались у подростка и повышали его уверенность в себе.

    Рекомендации преподавателям по работе с импульсивными подростками.

    • Чаще устно хвалить суворовца, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
    • Проводить во время уроков минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.
    • Оптимальное место для импульсивного подростка - в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
    • Направлять лишнюю энергию воспитанника в полезное русло - во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
    • Вводить больше творческих, развивающих заданий и наоборот, уменьшать монотонную деятельность. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
    • На определённый отрезок времени давать одно задание. Если суворовцу предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и преподаватель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
    • Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями суворовца. Избегать предъявления завышенных или заниженных требований к воспитаннику.
    • При организации работы в командах, а также при выполнении творческих заданий включать импульсивных воспитанников в группы с более авторитетными суворовцами.
    • Создавать ситуации успеха, в которых воспитанник имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Например,  проявил углубленные знания по некоторым темам учебного предмета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ

    Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....

    Памятка классного руководителя по работе с дневниками

    Работа классного руководителя с дневниками учащихся...

    Рекомендации классному руководителю по работе с родителями

    Процедура выборов родительского комитета...

    Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

    Девиантное поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни....

    Рекомендации классным руководителям в работе с «трудными» подростками.

    Задача учителя - научить сформировать навыки, знания и умения даже у тех детей, которые не хотят или не могут хорошо усвоить материал вследствие ряда причин. Чтобы такие учащиеся воспринимали материал...

    рекомендации для классного руководителя по работе с трудными подростками

    составление плана индивидуальной работе, анкетиролвание по выявлению трудных подростков, бланки картотеки учащихся и многое другое...