Памятка родителям «Психологические потребности и особенности подростка»
методическая разработка на тему

Серенко Евгения Владимировна
Если родители будут правильно понимать сущность явлений подросткового периода, природу происходящих изменений и правильно реагировать, то никаких особых сложностей во взаимоотношениях с их взрослеющим чадом не возникнет. Памятка составлена по материалам: -«Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008». - «Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и ИППП. Гуманитарный проект. Третье издание. Новосибирск, 2005».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка родителям

«Психологические потребности и особенности подростка» 

  • Чувство взрослости - желание, чтобы и взрослые, и сверстники относились к нему, как к взрослому

     человеку. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликт, отстаивая свою «взрослую позицию». Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Уважайте его личность. Дайте ему возможность свободно выражать свои мысли, говорить о своих чувствах.

  • Реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под опеки, контроля старших, желание всегда и везде поступать «по-своему», «самостоятельно». Но при этом у подростка есть потребность в четких (но не тесных) правилах и границах, которые должны удерживать взрослые, несмотря на его бунт и  сопротивление.

  • Потребность в доверительном общении.  Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными. Тяжело переживают, когда их перебивают, не дослушав. Не любят критику, нотации, лекции.  Общение должно строиться на равных. Советуйтесь, договаривайтесь. Используйте в разговоре «Я-высказывания».

  • Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Подростки становятся обидчивы. Для них лучше ничего не сказать, чем сказать и ошибиться. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление. Избегайте резких оценок и замечаний. Замечания должны быть направлены на поведение, а не на личность.

  • Стремление быть принятым в своей социальной роли и статусе. Потребность быть идентифицированным со сверстниками, обладающими значимыми качествами. Болезненно воспринимают потерю авторитета в группе. Часто избегают общения из страха быть отвергнутым, «не понравиться». Развивайте в подростке качества, умения, навыки, позволяющие строить успешные отношения с другими.

  • Подверженность влиянию со стороны сверстников. Боязнь твердо выразить свое мнение и оказаться «белой вороной». Могут не иметь своего мнения и не обладать навыками самостоятельного принятия решений. Помогайте выработка навыков принятия решений и умения сказать «нет».

  • Потребность в развитии и обучении через жизненную практику. Он не может и не хочет полагаться только на теоретическое восприятие жизни или на чужой опыт. Позвольте подростку получать жизненный опыт.

  • Потребность в интересных жизненных событиях, потребность в удовольствии. Подросток изучает себя, свои чувства и ощущения. Обогащайте жизнь подростка, расширяйте его интересы – это поможет ему в личностном развитии.

  • Склонность к риску, острым ощущениям. Не умеют адекватно оценивать свои силы. Не думает о своей безопасности. Отработка навыков адекватного реагирования в трудных ситуациях общения.

  • Эмоции отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении, вспыльчивость. Эмоции проявляются в спорах, в доказательствах, в выражении возмущения. Противоречивость чувств подростка. Относитесь к проявлению эмоций с пониманием.

  • Низкая устойчивость к стрессам. Могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно. Ведите дискуссии о способах реагирования в стрессовых ситуациях.

  • Происходит половая идентификация. Происходят изменения в отношениях между  мальчиками и девочками. Интерес друг к другу сосуществует с обособлением. Формируется чувство пола. Интерес к собственной внешности, забота о привлекательности.

  • У многих подростков самооценка своих качеств завышена и  уровень притязаний выше своих возможностей.

  • Появляется интерес к себе как к личности: кто я, какой я, каковы мои особенности, в каком мире я живу, каково мое место в этом мире.

Отношения взрослого с подростком должны строиться на основе

дружбы, сотрудничества, уважения, доверия и помощи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание « ПСИХОЛОГИЧЕСКИ Е ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА».

«В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках» (И. Гете);•«Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчиво­го, окончательн...

памятка родителей КАК вы можете помочь подростку, употребляющему наркотики

памятка  родителей КАК вы можете помочь подростку, употребляющему наркотики...

Памятка для родителей. Психологические проблемы современных подростков

Памятка разработана для родителей в помощь к воспитанию и пониманию подрастающего подростка...

Памятка родителям "Меры профилактики наркозависимости у подростков"

В данной памятке говорится о первых признаках употребления ПАВ, о типичных признаках зависимости от наркотиков. Размещены телефоны доверия и места, куда могут обратиться родители за помощью....

Социально-психологические потребности детей и подростков

Буклет о потребностях детей и подростков...

Оказание родителями психологической поддержки детям и подросткам

В статье рассматривается оказание психологической поддержки детям и подросткам...

Памятка родителям по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Памятка родителям по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости...