Статья по теме:
Роль семьи в становлении личности

Евдокимова Ирина Александровна

Нередки непонимания в семье между детьми и родителями. Данный материал во многом поможет разобраться.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Психология

Роль семьи в становлении личности

   План:

   1. Введение.  …………………………………………………….2

   2. Семейные взаимоотношения.   ……………………………...3

      1. Типы семейных взаимоотношений.   ……………………3

      2. Семейное воспитание в становлении самооценки. …… 4

      3. Переходный возраст. Проблемы, им обусловленные. …8

      4. Семейное воспитание подростков.   …………………….9

      5. Конфликты в семье.   ……………………………………11

      6. Развод родителей. Проблемы, им обусловленные    …..12

      7. Жестокость в семье   …………………………………….13

      8. Проблемы неблагополучных семей.……………………15

     3.    Выводы.……………………………………………………...19

     4.    Литература.………………………………………………….20

1. Введение.

      Традиционно главным институтом  воспитания  является  семья.  То,  что

ребенок в детские годы приобретает в семье,  он  сохраняет  в  течение  всей

последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена  тем,

что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни,  и  по

длительности  своего  воздействия  на  личность  ни   один   из   институтов

воспитания  не  может  сравниться  с  семьей.  В  ней  закладываются  основы

личности ребенка, и к поступлению  в  школу  он  уже  более  чем  наполовину

сформировался как личность.

      Семья  может  выступать  в  качестве   как   положительного,   так   и

отрицательного фактора воспитания.  Положительное  воздействие  на  личность

ребенка состоит в том, что никто, кроме  самых  близких  для  него  в  семье

людей – матери, отца,  бабушки,  дедушки,  брата,  сестры,  не  относится  к

ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о  нем.  И  вместе  с

тем  никакой  другой  социальный  институт  не  может  потенциально  нанести

столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

           Семья  –  это  особого  рода  коллектив,  играющий  в  воспитании

основную,  долговременную  и  важнейшую  роль.  У  тревожных  матерей  часто

вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют  своих

детей, что  это  приводит  к  появлению  у  них  комплекса  неполноценности;

несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам  того

не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

  В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о  том,  как

сделать  так,  чтобы  максимизировать  положительные  и  свести  к  минимуму

отрицательные влияния семьи на  воспитание  ребенка.  Для  этого  необходимо

точно определить внутрисемейные социально-психологические  факторы,  имеющие

воспитательное значение.

  Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения,

нравственной связи родителей с ребенком.  Родителям  ни  в  коем  случае  не

стоит пускать процесс воспитания на самотек  и  в  более  старшем  возрасте,

оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

   Именно в семье ребенок получает первый  жизненный  опыт,  делает  первые

наблюдения и учится как себя  вести  в  различных  ситуациях.  Очень  важно,

чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными  примерами,  чтобы

он видел, что у  взрослых  теория  не  расходится  с  практикой.  (Если  Ваш

ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый  день  твердят  ему,  что

лгать нехорошо, сами того  не  замечая,  отступают  от  этого  правила,  все

воспитание может пойти насмарку.)

   Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы  к  воспитанию

детей.

                  Задачи родителей:

1.  Найти  общее  решение,  убедить  друг  друга.  Если  придется  идти   на

   компромисс,  то  обязательно,  чтобы  основные  требования  сторон   были

   удовлетворены. Когда один  родитель  принимает  решение,  он  обязательно

   должен помнить о позиции второго.

2. Сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий  в  позициях  родителей,

   т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

    Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко  маневрируют  между

родителями, добиваясь сиюминутных  выгод  (обычно  в  сторону  лени,  плохой

учебы, непослушания и т.д.).

    Родители,  принимая  решение,  должны  на  первое  место  ставить    не

собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

    В общении  вырабатываются принципы общения:

1. Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2. Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка  на  проблемы,

   принимает его позицию.

3. Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение  со  стороны  взрослого

   человека к происходящему.

   Родители могут любить ребенка  не за что-то,  несмотря  на  то,  что  он

некрасив, не умен,  на него  жалуются  соседи.  Ребенок  принимается  таким,

какой он есть (безусловная любовь)   Возможно,  родители  любят  его,  когда

ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится  и  ведет  себя.  но

если  ребенок  не  удовлетворяет  тем  потребностям,  то  ребенок   как   бы

отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит  значительные

трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той  эмоциональной

безопасности, которая  должна  быть  с  самого  младенчества  (обусловленная

любовь)

   Ребенок может вообще не приниматься родителями.  Он   им  безразличен  и

может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но  может  быть  и

в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые   проблемы

и  т.  д.)  необязательно   родители   это   осознают.   Но   бывают   чисто

подсознательные моменты  (например, мама  красива,  а  девочка  некрасива  и

замкнута. Ребенок раздражает ее.)

 2. Семейные взаимоотношения.

 2.1. Типы семейных взаимоотношений.

   В каждой семье объективно складывается определенная,  далеко  не  всегда

осознанная  ею система воспитания. Здесь имеется в виду  и  понимание  целей

воспитания, и формулировка его задач, и  более  или  менее  целенаправленное

применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего  нельзя

допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4  тактики  воспитания  в

семье  и  отвечающие  им  4  типа  семейных  взаимоотношений,  являющиеся  и

предпосылкой   и    результатом    их    возникновения:    диктат,    опека,

«невмешательство» и сотрудничество.

   Диктат  в семье проявляется в систематическом поведении  одними  членами

семейства (преимущественно  взрослыми)  инициативы  и  чувства  собственного

достоинства у других его членов.

   Родители, разумеется, могут и должны  предъявлять  требования  к  своему

ребенку, исходя из целей воспитания, норм  морали,  конкретных  ситуаций,  в

которых  необходимо  принимать  педагогически  и   нравственно   оправданные

решения. Однако те из  них,  которые  предпочитают  всем  видам  воздействия

приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением  ребенка,  который  отвечает

на нажим,  принуждение,  угрозы  своими  контрмерами:  лицемерием,  обманом,

вспышками  грубости,  а  иногда  откровенной  ненавистью.   Но   даже   если

сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним  оказываются  сломленными

и многие ценные качества личности: самостоятельность,  чувство  собственного

достоинства, инициативность, вера в себя и в свои  возможности.  Безоглядная

авторитарность  родителей,  игнорирование  интересов   и   мнений   ребенка,

систематическое лишение его  права  голоса  при  решении  вопросов,  к  нему

относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

       Опека  в  семье  –  это  система  отношений,  при  которых  родители,

обеспечивая  своим  трудом   удовлетворение   всех   потребностей   ребенка,

ограждают его от каких-либо забот,  усилий  и  трудностей,  принимая  их  на

себя. Вопрос об активном формировании личности отходит  на  второй  план.  В

центре   воспитательных   воздействий   оказывается   другая   проблема    –

удовлетворение  потребностей  ребенка  и  ограждение  его   от   трудностей.

Родители, по  сути,  блокируют  процесс  серьезной  подготовки  их  детей  к

столкновению  с  реальностью  за  порогом  родного  дома.  Именно  эти  дети

оказываются  более  неприспособленными  к  жизни  в  коллективе.  По  данным

психологических наблюдений именно эта категория  подростков дает  наибольшее

число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети,  которым  казалось  бы

не на что жаловаться, начинают  восставать  против  чрезмерной  родительской

опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ,  жесткий  авторитаризм,  то

опека –  заботу,  ограждение  от  трудностей.  Однако  результат  во  многом

совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива,  они  так  или

иначе отстранены от решения вопросов,  лично  их  касающихся,  а  тем  более

общих проблем семьи.

      Система межличностных  отношений  в  семье,  строящаяся  на  признании

возможности и даже целесообразности независимого существования  взрослых  от

детей,   может   порождаться   тактикой    «невмешательства».    При    этом

предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые  и  дети,  и  ни

тем, ни другим не следует переходить намеченную таким  образом  линию.  Чаще

всего в основе этого типа взаимоотношений  лежит пассивность  родителей  как

воспитателей.

       Сотрудничество  как  тип   взаимоотношений   в   семье   предполагает

опосредствованность  межличностных  отношений  в  семье  общими   целями   и

задачами совместной деятельности, ее организацией и  высокими  нравственными

ценностями.   Именно   в   этой   ситуации   преодолевается    эгоистический

индивидуализм ребенка. Семья, где  ведущим  типом  взаимоотношений  является

сотрудничество,  обретает  особое  качество,  становится  группой   высокого

уровня развития – коллективом.

 2.2. Семейное воспитание в становлении самооценки.

     Большое  значение  в  становлении  самооценки  имеет  стиль   семейного

воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

                  - демократический

                  - авторитарный

                  - попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы  ребенка.  Стиль

«согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое  мнение  ребенку.  Стиль

«подавления».

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

    Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если

оценки и ожидания в  семье  не  соответствуют  возрастным  и  индивидуальным

особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

    Было прослежено развитие самосознания  дошкольников  в  зависимости  от

особенностей семейного воспитания.  Дети  с  точным  представлением  о  себе

воспитываются в семьях, где родители уделяют им  достаточно  много  времени;

положительно оценивают их физические и  умственные  данные,  но  не  считают

уровень их  развития  выше,  чем  у  большинства  сверстников;  прогнозируют

хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют,  но  не  подарками;

наказывают,  в   основном,   отказом   от   общения.   Дети   с   заниженным

представлением о себе растут в семьях, в которых с ними  не  занимаются,  но

требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают,  наказывают,  иногда  –

при  посторонних;  не  ожидают  от  них  успехов  в  школе  и   значительных

достижений в дальнейшей жизни.

   От  условий  воспитания  в  семье  зависит  адекватное  и   неадекватное

поведение ребенка.

   Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит  в

семье, где  родители  постоянно  порицают  ребенка,  или  ставят  перед  ним

завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он  не  соответствует  требованиям

родителей. (Не  говорите  ребенку,  что  он  некрасив,  от  этого  возникают

комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

   Неадекватность также может проявляться  с  завышенной  самооценкой.  Это

происходит в семье, где ребенка часто  хвалят,  и  за  мелочи  и  достижения

дарят подарки (ребенок привыкает к  материальному  вознаграждению).  Ребенка

наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания  и  похвалы.

Исключается  восхищение  и  похвала  при  нем.  Редко  дарятся  подарки   за

поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

   В семьях, где растут дети с высокой , но не  с  завышенной  самооценкой,

внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям  с  друзьями)

сочетаются  с  достаточной   требовательностью.   Здесь   не   прибегают   к

унизительным наказания и охотно  хвалят,  когда  ребенок  того  заслуживает.

Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются  дома

большей свободой, но эта свобода, по  сути,  -  бесконтрольность,  следствие

равнодушия родителям к детям и друг к другу.

    Школьная успеваемость является  важным  критерием  оценки  ребенка  как

личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как  к  ученику

в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка  на  первый

план выходят те его качества, которые больше всего заботят его  родителей  –

поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил  пятерку?»),

послушание («Тебя сегодня не ругали?»)  и  т.д.  В  самосознании  маленького

школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные,  а  бытовые

моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам  давали

на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь  не  обсуждается

или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было  сегодня

в школе?» рано  или  поздно  приведет  к  соответствующему  ответу:  «Ничего

особенного», «Все нормально».

          Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка  –  то,  на

      что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с  высоким

      уровнем притязаний, завышенной  самооценкой  и  престижной  мотивацией

      рассчитывают только на успех. Их  представления  о  будущем  столь  же

      оптимистичны.

    Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют  на

многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких  целей

и постоянно  сомневаются  в  своих  возможностях,  быстро  смиряются  с  тем

уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

          Личностной особенностью в этом возрасте может стать  тревожность.

      Высокая   тревожность   приобретает   устойчивость   при    постоянном

      недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим,  ребенок  заболел,

      отстал от одноклассников и ему трудно включиться в  процесс  обучения.

      Если  переживаемые  им  временные   трудности   раздражают   взрослых,

      возникает тревожность, страх сделать что-то  плохо,  неправильно.  Тот

      же результат достигается в ситуации, когда ребенок  учится  достаточно

      успешно,  но  родители  ожидают  большего  и  предъявляют  завышенные,

      нереальные требования.

    Из-за нарастания  тревожности  и  связанной  с  ней  низкой  самооценки

снижаются учебные достижения, закрепляется  неуспех.  Неуверенность  в  себе

приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно  следовать  указаниям

взрослого, действовать  только  по  образцам  и  шаблонам,  боязни  проявить

инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

    Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы  ребенка,

все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним,  что

усиливает   эмоциональный    дискомфорт.    Получается    замкнутый    круг:

неблагоприятные личностные особенности ребенка  отражаются  на  его  учебной

деятельности, низкая результативность деятельности вызывает  соответствующую

реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в  свою  очередь,  усиливает

сложившиеся у  ребенка  особенности.  Разорвать  этот  круг  можно,  изменив

установки и оценки родителей. Близкие  взрослые,  концентрируя  внимание  на

малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты,  снижают

уровень его тревожности и этим  способствуют  успешному  выполнению  учебных

заданий.

      Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной  с

повышенной потребностью в успехе и внимании к  себе  окружающих.  Источником

демонстративности обычно становится недостаток внимания  взрослых  к  детям,

которые чувствуют себя в семье заброшенными,  «недолюбленными».  Но  бывает,

что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не  удовлетворяет  в

силу гипертрофированной потребности в  эмоциональных  контактах.  Завышенные

требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а  наоборот,  наиболее

избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже  нарушая

правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача  взрослых

– обходиться без нотаций и назиданий, как можно  менее  эмоционально  делать

замечания, не  обращать  внимание  на  легкие  проступки   и  наказывать  за

крупные  (скажем,  отказом  от  запланированного   похода   в   цирк).   Это

значительно труднее для  взрослого,  чем  бережное  отношение  к  тревожному

ребенку.

Если для ребенка с  высокой  тревожностью  основная  проблема  –  постоянное

неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

      Третий вариант – «уход от  реальности».  Наблюдается  в  тех  случаях,

когда у детей демонстративность сочетается с  тревожностью.  Эти  дети  тоже

имеют сильную потребность во внимании к себе, но  реализовать  ее  не  могут

благодаря  своей  тревожности.   Они   мало   заметны,   опасаются   вызвать

неодобрение своим поведением, стремятся к  выполнению  требований  взрослых.

Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще  большей

пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.  При

поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к  результатам  их

учебной деятельности и поисках путей творческой  самореализации  достигается

относительно легкая коррекция их развития.

   3. Переходный возраст. Проблемы, им обусловленные.

            Многие  родители  с  замиранием  сердца  ждут  так  называемого

      переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от  детства

      к взрослению проходит совершенно  незаметно,  для  кого-то  становится

      настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг

      становится  «колючим»,  раздражительным,  он  то  и  дело  вступает  в

      конфликт   с   окружающими.   Это   нередко   вызывает   непродуманную

      отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка  состоит  в  том,

      что  они  пытаются  подчинить  подростка  своей  воле,  а  это  только

      ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает

      растущего человека, делая  его  неискренним  приспособленцем  или  по-

      прежнему послушным вплоть до полной  потери  своего  «Я».  У  девочек,

      вследствие  их  более  раннего  развития,  этот  период  часто  бывает

      сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не  взаимна,  и

      вдобавок отсутствует  понимание  со  стороны  родителей,  то  душевные

      травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу

      девушки. Родители всегда должны помнить,  что  их  девочка  –  уже  не

      ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка,

      чувствуя,  как  быстро  увеличивается  ее   рост,   меняется   фигура,

      появляются вторичные половые признаки, уже  считает  себя  взрослой  и

      претендует  на   соответствующее   отношение,   на   независимость   и

      самостоятельность.

    Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в  стремлении  к

эмансипации от взрослых, освобождение от  их  опеки,  контроля.  Нуждаясь  в

родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное  желание

быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как  сложатся  отношения

в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом,  от  стиля

воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей  перестроиться  –

принять чувство взрослости своего ребенка.

      После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый

кажется бурным и сложным.  Развитие  на   этом  этапе,  действительно,  идет

быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане  формирования

личности.  И,  пожалуй,   главная   особенность   подростка   –   личностная

нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют  и

борются друг с другом,  определяя  противоречивость  характера  и  поведения

взрослеющего ребенка.

      Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за  родительского

контроля  за  поведением,  учебой  подростка,  его  выбором  друзей  и  т.д.

крайние, самые  неблагоприятные  для  развития  ребенка  случаи  –  жесткий,

тотальный контроль при авторитарном воспитании  и  почти  полное  отсутствие

контроля,  когда  подросток   оказывается   предоставленным   самому   себе,

безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

 . Родители регулярно указывают детям, что им делать;

 . Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к  его

   голосу не прислушиваются;

 . Ребенок  может  принимать  отдельные  решения  сам,  но  должен  получить

   одобрение  родителей,  родители  и  ребенок  имеют  почти  равные  права,

   принимая решение;

 . Решение часто принимает сам ребенок;

 . Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

   4. Семейное воспитание подростков .

    Остановимся на наиболее распространенных стилях  семейного  воспитания,

определяющего особенности отношений подростка с родителями и его  личностное

развитие.

    Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность,

и   дисциплинированность.   Они   сами   предоставляют   ему   право    быть

самостоятельным в каких-то  областях  своей  жизни;  не  ущемляя  его  прав,

одновременно   требуют  выполнения  обязанностей.  Контроль,  основанный  на

теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком  раздражает  подростка;

он часто прислушивается к объяснениям,  почему  не  стоит  делать  одного  и

стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях  проходит

без особых переживаний и конфликтов.

       Авторитарные   родители   требуют   от   подростка   беспрекословного

подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих  указаний  и

запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут  это  делать

и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и  их  общение

с родителями нарушается. Часть подростков идет на  конфликт,  но  чаще  дети

авторитарных  родителей  приспосабливаются  к  стилю  семейных  отношений  и

становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

      Ситуация  осложняется,  если  высокая  требовательность   и   контроль

сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к  ребенку.  Здесь

неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай –  равнодушные  и

жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям  с  доверием,

испытывают трудности в общении,  часто  сами  жестоки,  хотя  имеют  сильную

потребность в любви.

      Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие  контроля

– гипоопека – тоже неблагоприятный вариант  семейных  отношений.  Подросткам

позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не  интересуется.

Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как  бы  они  иногда  не

бунтовали, нуждаются в родителях как в  опоре,  они  должны  видеть  образец

взрослого,   ответственного   поведения,   на   который   можно   было    бы

ориентироваться.

      Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный  контроль  за  всей

его жизнью, основанный  на  тесном  эмоциональном  контакте,  -  приводит  к

пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

      Трудности возникают  и  при  высоких  ожиданиях  родителей,  оправдать

которые  ребенок  не  в  состоянии.  С  родителями,  имеющими   неадекватные

ожидания, в подростковом возрасте  обычно  утрачивается  духовная  близость.

Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует,  отвергая  чуждые  ему

требования.

                   Соотношение  чувств родителей к ребенку и

                      особенностей контроля за его поведением

                                   Свобода

                        ( предоставление самостоятельности )

          устранившийся                                         либеральный

          безразличный                                помогающий

           Враждебность                                               Любовь

      требовательный,                             покровительствующий,

            нетерпимый,                          чрезмерно оберегающий

      суровый, властный

                                                  Контроль

   5. Конфликты в семье.

      Конфликты  возникают  при  отношении  родителей  к  подростку  как   к

маленькому ребенку и при  непоследовательности  требований,  когда  от  него

ожидается то  детское  послушание,  то  взрослая  самостоятельность.   Часто

источником  конфликта  становится  внешний  вид  подростка.   Родителей   не

устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные  их  ребенку.  А  подросток,

считая  себя  уникальной  личностью,  в  то  же  время  стремится  ничем  не

отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может  стать

вопрос: до которого  часа  подросток  может  гулять  вечером?  Или  родители

считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и  т.д.  легкая  ранимость

этого «взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого  разъяснения.  Но

ни в коем случае нравоучений и  нотаций!  Подросток  хочет,  чтобы  взрослые

считались с его мнением,  уважали  его  взгляды.  Отношение  к  себе  как  к

маленькому обидит подростка. Вот почему  недопустимы  со  стороны  родителей

мелочная опека, излишний контроль.  Слова  убеждения,  совета  или  просьбы,

которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой  (для  взрослого  отношения  с  ребенком  дороже  всего).

   Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку,

   а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

3. Победа  любой  ценой  (взрослый  стремиться  выиграть,  пытаясь  подавить

   ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном,  то  будет

   стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4.  Продуктивный  (компромиссный   вариант).   Этот   вариант   предполагает

   частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому  обязательно  нужно

   идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

    В  подростковом  возрасте  очень  важно   интимно-личностное   общение.

Доверие, уважение, понимание, любовь  –  то,  что  должно  присутствовать  в

отношениях с родителями

    Для достижения воспитательных  целей  в  семье  родители  обращаются  к

разнообразным  средствам  воздействия:  поощряют   и   наказывают   ребенка,

стремятся  стать  для  него  образцом.  В  результате  разумного  применения

поощрений  развитие  детей  как  личности  можно  ускорить,  сделать   более

успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же  возникает

нужда в наказаниях, то для усиления  воспитательного  эффекта  наказания  по

возможности   должны   следовать   непосредственно   за   заслуживающим   их

проступком. Наказание  должно  быть  справедливым,  но  не  жестоким.  Очень

суровое  наказание  может  вызвать  у  ребенка  страх   или   озлобленность.

Наказание более эффективно в том  случае,  если  проступок,  за  который  он

наказан, разумно ему объяснен.  Любое  физическое  воздействие  формирует  у

ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой,  когда  его  что-то

не устроит.

      С появлением второго ребенка  привилегии  старшего  брата  или  сестры

обычно  ограничиваются.  Старший  ребенок  теперь  вынужден,  причем   часто

безуспешно, вновь  завоевывать  родительское  внимание,  которое  в  большей

степени обычно обращено на младших детей.

2.6. Развод родителей. Проблемы, им обусловленные.

    Очень большую роль в жизни ребёнка играет  развод  родителей,  если  он

неизбежен. Ребёнок просто ещё не понимает, что  человека  нельзя  винить   в

том , что он  утратил любовь. Многие дети начинают обвинять себя в том,  что

родители расходятся. Непонимание зачастую приводит  к травмам  и  отпечаткам

на всю жизнь. Другой не менее важной проблемой для  ребёнка  является  выбор

того родителя, с которым он хочет остаться. Когда  семья  начинает  жить  по

новому, старые привычки – от обычая проводить отпуск до  традиционных  часов

завтрака и обеда меняются. Первые год-полтора  после  развода  полны  разных

проблем. Нередко происходит так, что  родители  используют  ребёнка  в  роли

посредника: «Скажи своему отцу, что мне нужны деньги на ремонт»,  также  они

иногда настраивают ребёнка  против  другого  родителя,  помещают  ребёнка  в

центр обид друг на друга. Далеко не все  дети  могут  сказать  родителям  об

этом, поэтому многие чувствуют  себя  ненужными,  обиженными,  замыкаются  в

себе. Взрослые должны стараться не  перекладывать  свои  проблемы  на  плечи

детей, сознательно это или нет.

    Ещё болезненней дети переносят появление у  родителей  новых  друзей  и

возлюбленных.  Потеря  100%-ов  внимания  воспринимается  негативно.   Новый

родитель – это прежде всего чужак.

    Специфические условия для  воспитания  складываются  в  так  называемой

неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо  острее,

чем девочки, воспринимают отсутствие в  семье  отца;  без  отцов  они  часто

бывают задиристыми и беспокойными.

    Распад семьи  отрицательно  влияет  на  отношение  между  родителями  и

детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи  с  тем,  что  родители

сами испытывают нарушение душевного равновесия,  им  обычно  недостает  сил,

чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз  в  тот  момент

жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

    После развода родителей  мальчики  нередко  становятся  неуправляемыми,

теряют  самоконтроль,  проявляя  одновременно  завышенную  тревожность.  Эти

характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев  жизни

после  развода,  а  к  двум  годам  после  него   сглаживаются.   Такая   же

закономерность,   но   с   менее   выраженными   отрицательными   симптомами

наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

2.7. Жестокость  в семье.

       В древнем мире дети считались собственностью родителей,  и  родители

могли  их  продавать,  выбрасывать  или  убивать  по   своему   собственному

усмотрению. Взгляды общества на детей  со  временем  стали  несколько  более

цивилизованными, но всё ещё  далеки  от  совершенства.  В  своё  время  были

приняты законы, защищающие детей от тех родителей, которые не брали на  себя

и малейшей доли ответственности за воспитание  потомства.  И  всё  же  около

двух миллионов несовершеннолетних ежегодно подвергаются  плохому  обращению,

а от трёх   до  пяти  тысяч  умирают  от  побоев  и  других  актов  насилия.

Некоторые взрослые – это  самые  настоящие  дети-переростки,  только  у  них

больше сил. Некоторые родители  ничуть  не  умнее  подростков,  а  некоторым

взрослым  вообще   никогда   не   следовало   бы   становиться   родителями.

Исследования показали, что 75% взрослых, жестоко относящихся к своим  детям,

сами в детстве были жертвами жестокого обращения,  их  детство  было  лишено

тепла и любви.

     «Жестокое  обращение   и  пренебрежение  к  детям»   определяется   как

«духовное или физическое  увечье,  сексуальные  извращения  и  эксплуатация,

небрежность и пренебрежение к детям».

     Физическую жестокость обнаружить  легче  всего,  потому  что  следы  её

видны во всей их красе: синяки, ссадины, шрамы, ожоги, выбитые  зубы.  Менее

заметны, но столь же болезненны эмоциональные травмы, а ведь следы  их  тоже

имеются: проблемы с  поведением  и  учёбой,  низкий  коэффициент  умственной

деятельности, страх физического контакта с людьми, чрезмерное агрессивное  и

пассивное поведение.  Чаще всего сексуальному насилию подвергаются  девочки,

но бывают и случаи, когда и мальчиков насилуют их собственные матери.  Почти

в  80  процентах  случаев  насильником  является  тот,  на  чьём   попечении

находится ребёнок.

     Сексуальная жестокость – это не только  насилие  или  половой  контакт

против воли, но это ещё и вуайеризм и эксгибиционизм, а также  определённого

вида ласки и прикосновения. Семьи, которых случаются подобные  преступления,

- это, как правило, те, в которых все члены играют традиционные  роли:  отец

является  абсолютным  монархом  и  единственным  кормильцем  семьи;   матери

запрещена любая деятельность «вне дома», а дочери запрещено заводить  друзей

и ходить на свидания. Матери в таких семьях  в  основном  необразованны,  не

владеют никакой  профессией  и  полностью  зависимы  от  мужей.  Они  боятся

подорвать стабильность, лишиться пищи,  крова  и  т.д.  Более  чем  очевидны

психологические последствия такого обращения  с  дочерьми.  Эмоциональные  и

психические расстройства, низкая самооценка и  сексуальные  проблемы  –  вот

самые распространённые результаты.

    Эмоциональная  жестокость   -  это  наиболее  часто  встречаемая  форма

жестокости, и доказать её  гораздо  труднее,  потому  что  раны  от  неё  не

бросаются в глаза. Но последствия её столь  же  тягостные.  В  таких  семьях

родители,  как  правило,  слишком  строгие,  чересчур  требовательные,   они

постоянно придираются к детям, никогда не приласкают ребёнка и  зачастую  не

могут  привить  им  необходимых  привычек  и   навыков.   В   таких   семьях

распространены наказания  –  детей  запирают  в  тёмные  чуланы  и  подвалы.

Эмоциональная жестокость ведёт к тому, что дети неспособны успешно  учиться,

плохо развиваются в физическом и умственном отношении, бывают  либо  слишком

агрессивными, либо чрезмерно боязливы.

    Около сорока миллионов  детей  в  стране  –  жертвы  небрежного  к  ним

отношения:  им  не  предоставляется  необходимое  питание,  одежда,  кров  и

медицинская помощь. Жестокое обращение с  детьми  тем  более  отвратительно,

что жертвы его полностью зависят от своих обидчиков.

2.8. Проблемы  неблагополучных семей.

           Мы привыкли рассматривать  семью  как  очаг  мира  и  любви,  где

человека  окружают  самые  близкие  и  дорогие  люди.   Однако   при   более

пристальном рассмотрении оказывается, что это  не  так.   Семья   все   чаще

напоминает  театр военных  действий,  арену  ожесточенных  споров,  взаимных

обвинений  и  угроз,  нередко  доходит  и  до  применения  физической  силы.

 Долгое время считалось:  все это дела деликатные, внутри -  семейные...  Но

слишком тягостны и обширны последствия  такого  насилия.  Слишком  широко  и

глубоко они  отзываются  на  судьбах  взрослых  и  детей,  чтобы  это  могло

оставаться «частным  делом»...    Число  детей,  живущих  в  неблагополучных

семьях неизвестно, однако есть основания полагать что оно велико.

            Вследствие  увеличения   числа   разводов   более   полумиллиона

ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет  число

исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит  15000

родителей, оказывающих отрицательное  влияние  на  своих  детей.  Результаты

выборочных  исследований  показывают,  что   в   последнее   время   большое

распространение получило внутрисемейное насилие в том числе  и  сексуальное.

По данным центра социальной и судебной психиатрии имени  Арбского,  особенно

часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном  и

физическом развитии, страдают  разными  психоэмоциональными  расстройствами.

Ежегодно в стране  от  травм,  отравлений  погибают  десять  тысяч  детей  в

возрасте до 14 лет.  У  детей  из  неблагоприятных  семей  было  обнаружено:

детей из таких семей в 7 раз больше суицидных   попыток,  в  3  раза  больше

вероятность помещения в детский дом или сходные государственные  учреждения,

в 2 раза больше вероятность раннего  брака,  в  2  раза  больше  вероятность

психических  заболеваний,  в  2  раза   больше   вероятность   делинкветного

поведения. Многие дети уходят из дома  и  становятся  беспризорниками.  Одно

дело, когда беспризорнику 16 - 18 лет, т.е. он  в  состоянии  сам  принимать

решения и оценивать свои поступки. И  совсем  другое,  когда  родители  пьют

беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли  он

жить на улице, ночевать где придется, воровать или попрошайничать, чтобы  не

умереть с голоду?   По  моему  ответ  ясен.  Очевидно  часть  проблем  может

объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется   что  сегодня  нужна

государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек.

       Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или

асоциальной семьи. Существует великое  множество  семей,  о  которых  ничего

плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не  менее  для  данного

ребенка эта семья  является  неблагополучной.  Конечно,  семья  пьяницы  или

хулигана для любого ребенка  будет  неблагоприятной,  однако  в  большинстве

случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении  с

конкретным ребенком, на кого это  неблагополучие  действует.  Разные  бывают

семьи, разные встречаются дети, так что только система  отношений  «семья  -

ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или  неблагополучная.

      Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет

к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле  поглупения  или

каких-то иных  нарушений,  допустим,  интеллекта,  а  в  смысле  дисгармонии

созревания  эмоционально-волевой  сферы,  т.е.   преимущественно   характера

человека. А каков характер, таковы  и  взаимоотношения  человека  с  другими

людьми, таково и его счастье.

          Одним из самых  мощных  неблагоприятных  факторов  разрушающих  не

только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство  родителей.

Оно может оказаться роковым для малыша не только в момент  зачатия  плода  и

во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

            Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые  в

силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство  -

причина многих неврозов и нарушений  поведения  у  членов  семей  пьяниц.  В

подавляющем  числе  случаев  различные  психические  расстройства  у   детей

вызываются пьянством родителей,  их  социальной  деградацией,  хулиганством,

плохим  самоконтролем.  Если  из-за   пьяниц   -   отцов   дети   становятся

невротиками, то от пьяниц - матерей часто рождаются  умственно-неполноценные

дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват  -  пьяные  отцы   или

пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми  способами  бороться  с  бытовым

пьянством и его следствием - алкогольной болезнью.

           Отсутствие заботы  и внимания к ребенку также может  быть  стилем

воспитания в  алкогольной  семье.  Такое  отношение  к  ребенку  лишь  часть

царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на  полу,  дети  переступают

через него, как бы не замечая. Или мать может  сама  страдать  алкоголизмом,

либо быть  поглощенной  алкогольными  проблемами  своего  мужа,  тратит  всю

энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания.  Дети  не  моются,

не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.

Детей дошкольного возраста

- мучают ночные кошмары;

- страхи;

- они вдруг начинают вести себя так, как дети младшего возраста;

- играют в сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками;

- подвержены нервно-психическим расстройствам (включая энурез и энкопрез);

Дети младшего школьного возраста

- переживают трудности в школе;

-замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей;

- у них ухудшаются отношения со сверстниками;

- изменяется ролевое поведение;

- они чрезмерно фантазируют;

- иногда ведут себя сексуально;

- без видимых причин мучаются болями в животе;

Дети старшего школьного возраста, подростки

- впадают в детство;

- убегают из дома;

- у них низкая самооценка;

- занимаются проституцией;

- совершают попытки самоубийства;

- употребляют алкоголь и наркотики;

- демонстрируют вызывающее, сексуальное поведение;

- без видимых причин у  них  появляются  различные  заболевания:   аллергия,

боли в животе, головные боли.

            Конфликтная  семья,  в  которой  по  различным   психологическим

причинам  личные  взаимоотношения   супругов   строятся   не   по   принципу

взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения.

           Конфликтные семьи  могут  быть  как  шумными,  скандальными,  где

повышенные  тона,  раздражительность   становится   нормой   взаимоотношений

супругов, так и «тихими»,

 где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление  сбивать

всякое  взаимодействия.  Во  всех  случаях  конфликтная  семья  отрицательно

влияет  на  формирование  личности  ребенка  и  может   послужить   причиной

различных асоциальных проявлений.

      Психические  службы,  обеспечивающие  помощь  семье  и  детям  помогут

разрешить  хроническую  конфликтную  ситуацию,  помогут   родителям   понять

индивидуальные половозрастные  психологические  особенности  своих  детей  и

скорректировать свою позицию, провести  социально-психологические  тренинги,

формирующие новые формы социально-ролевого  поведения  супругов,  родителей,

взрослеющих детей. Эти  же  службы  могли  бы  осуществлять  психологическую

коррекцию  социально-ролевого  поведения,  общения  педагогов,   сотрудников

инспекций  по  делам  несовершеннолетних.  То  есть  тех,  чья  практическая

деятельность   непосредственно   связана    с    детьми,    подростками    и

неблагополучными семьями.

3. Выводы.

   Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и  свести  к

минимуму отрицательное  влияние  семьи  на  воспитание  ребенка   необходимо

помнить  внутрисемейные  психологические  факторы,  имеющие   воспитательное

значение:

 V Принимать активное участие в жизни семьи;

 V Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

 V Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни

   сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

 V  Не  оказывать  на  ребенка  никакого  нажима,  помогая  ему  тем   самым

   самостоятельно принимать решения;

 V Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

 V Уважать право ребенка на собственное мнение;

 V Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как  к

   равноправному  партнеру,  который  просто  пока  что   обладает   меньшим

   жизненным опытом;

 V С уважением относиться к стремлению всех остальных  членов  семьи  делать

   карьеру и самосовершенствоваться.


Предварительный просмотр:

10 способов как помочь подростку справиться со стрессом


Наша жизнь ускоряется. И на ребенка в подростковом возрасте ложится огромная нагрузка. Для того, чтобы ваш ребенок мог справляться со стрессом, ему необходимо научиться самому распознавать когда и какие эмоции, чувства могут вызвать стресс и как с ним бороться.

Тревожность 
Обратите внимание вашего ребенка на такой момент. Если его внимание постоянно занимает мысль, например: "Я беспокоюсь о..., меня беспокоит..."; если он постоянно делает непроизвольные движения, такие как покручивание волоса, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу, - это признаки нервозности. Ребенок должен научиться следить за собой, распознавать их.

Обращение за помощью 
Ребенок не должен справляться со всем в одиночку. Если у него слишком много обязанностей, он может попросить родителей, братьев и сестер, друзей помочь ему. Даже простой разговор по душам о том, как у него много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.

Планирование 
Научите ребенка планировать свой день. Если ему предстоит какая-либо нелегкая задача, лучше всего разделить ее на части и выполнять каждую часть за какой-то определенный промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.

Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть 
Научите вашего ребенка находить время на отдых. Помогите ему сделать список тех видов деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, музыкой и так далее.

Анализ поражений 
Если ваш ребенок потерпел в чем-то неудачу, научите его извлекать из этого пользу. Вместо того, чтобы ругать себя: "Я плохо написал контрольную, потому что я глупый, и ничего не умею делать, и ничего у меня не получается," - он должен реально смотреть на вещи: "Я плохо написал работу, значит, что-то не доучил". Это поможет ему в следующий раз избегать подобных неприятностей и верить в свои силы.

Полноценный сон и хорошее питание 
Ваш ребенок должен знать, сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справляться.

Избавление от негативных эмоций 
Как помочь ребенку избавиться от постоянных негативных мыслей и ощущений, которые не дают покоя. Можно посоветовать ему завести дневник, в котором он бы описывал свои чувства, тем самым материализуя их на бумагу, освобождаясь от них и понимая то, что за ними стояло.

Ставьте перед собой цели, но в пределах разумного 
Научите вашего ребенка ставить реально достижимые цели и правильно оценивать свои силы и возможности.

Приоритеты 
Когда день вашего ребенка представляет собой список дел и никакой свободной минуты, чтобы расслабиться и погонять мяч во дворе, научите его из всей массы выделять самое главное и начинать с него. Иногда все-таки стоит отложить назавтра то, что можно сделать сегодня.

Физические упражнения 
Спорт укрепляет организм ребенка, делает его более энергичным, выносливым, устойчивым к стрессам. Вы должны приучить вашего ребенка к активным видам деятельности неважно будет ли это бег плавание или просто ходьба. Пусть он выберет сам на свое усмотрение.


Предварительный просмотр:

Дети и компьютер 


Рекомендации родителям

Уважаемые родители!

        В силу развития научно-технического прогресса овладение компьютерными технологиями становится необходимым условием для успешного существования в современном обществе. Компьютеры прочно входят в нашу жизнь, активно внедряются в учебный процесс, у многих компьютеры появляются дома. В связи с этим все чаще становится вопрос о грамотном построении процесса общения ребенка с компьютером, о том, как свесит к минимуму его отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

        Самые явные проблемы, которые очень быстро становятся очевидными, связаны с нарушением осанки и зрения. Но кроме отрицательного влияния на физическое здоровье ребенка компьютер несет и психологическую опасность.

        Если ваш ребенок подолгу играет в компьютерные игры. А играя, часто забывает даже поесть и поспать; если невозможность поиграть или выйти в Интернет приводит его к отрицательным эмоциям, депрессии; если у него нет друзей и других увлечений, кроме компьютера – это может указывать на развивающуюся у него компьютерную зависимость.

       

     Для того,  чтобы избежать появления у ребенка зависимого от компьютера поведения:

  1. Постарайтесь строго регламентировать время. проводимое ребенком за компьютером;
  2. Контролируйте сюжеты игр, в которые играет ваш ребенок. Старайтесь не разрешать ребенку играть в игры, где присутствуют сцены насилия, агрессивное поведение героев;
  3. Не допускайте, чтобы ребенок принимал пищу у монитора, играл ночами, или пренебрегал школьными делами, общением с друзьями;
  4. Развивайте интерес ребенка к различным видам деятельности: спорту, искусству, музыке, науке. Организуйте посещение им разнообразных кружков, секций, школьных факультативов.
  5. Воспитывайте ребенка таким образом, чтобы компьютер воспринимался им как часть жизни, как средство достижения результата, а не сама цель;
  6. Старайтесь активнее использовать позитивные возможности компьютера. Возможно, ребенка заинтересует программирование, веб-дизайн (создание сайтов в Интернете), компьютерная графика, анимация. А для этого желательна заинтересованная помощь взрослого.
  7. Обращайте внимание на причины, заставляющие ребенка уходить с головой в виртуальный мир. Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью ребенка могут оказаться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться. По этим причинам он чувствует себя более комфортно именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь следует обращать внимание на личностные, психологические проблемы ребенка (конфликтные семейные или школьные отношения, трудности в общении со сверстниками, неуверенность в себе).

        Единственный на настоящий момент проверенный способ не дать ребенку оказаться в зависимости от компьютера – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы виртуальный мир не стал для него заменой реальности. Главное – показать растущему человеку, что существует масса интересных и полезных развлечений, помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психическое состояние.  


Предварительный просмотр:

Права, обязанности и ответственность родителей


    Самое ценное, что  у  нас  есть – жизнь. Жизнь и здоровье детей – это особая ценность, и никто не имеет право посягать на неё.

    Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.

    Родители имеют равные права и обязаны заботиться о своих детях. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

        РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ:

  1. Заниматься воспитанием своих детей;
  2. Заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
  3. Обеспечить получение детьми основного общего образования;
  4. Выступать в защиту прав и интересов своих детей.

        РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО:

  1. На воспитание своих детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
  2. На преимущественное воспитание своих детей перед всеми другими лицами;
  3. На защиту прав, интересов своих детей без специальных полномочий;
  4. Требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения;
  5. На общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем;
  6. На получение информации о своих несовершеннолетних детях из воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.;
  7. Выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования;
  8. Выбора имени и фамилии, право давать согласие на усыновление;
  9. Право управлять имуществом ребенка и др.

        Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

        При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

        Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке:

        Административную, согласно ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях – за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

        Уголовную, согласно ст. ст. 156 Уголовного Кодекса РФ – за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 157 Уголовного Кодекса РФ – за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. За совершение преступлений, наносящих вред жизни или здоровью, посягание на половую неприкосновенность ребенка родители несут уголовную ответственность на общих основаниях;

        Гражданско-правовую, согласно ст. ст. 69, 73, 77 Семейного Кодекса РФ – в виде ограничения, лишения родительских прав и отобрания ребенка. Лишение родительских прав и ограничение родительских прав производится только в судебном порядке.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Родительское собрание "Роль семьи в становлении конкурентоспособной личности"

Данная разработка предназначена для классных руководителей выпускных классов и призвана помочь в организации важной сост...

Роль языка в становлении личности ребенка

        О, язык родной, певучий! О, родительская речьЧто еще на свете знал я, что сумел я убере...

Роль классного руководителя в становлении личности учащегося

 Если классный руководитель содержательно и умело будет, осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебн...

Роль театра в общем становлении личности воспитанника в условиях школы-интерната.

  В статье затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предл...

Роль учителя в становлении личности ученика

В работе рассказывается о деятельности учителя, о влиянии личности преподавателя на формирование личности ребенка. Эссе ...

Детский коллектив и его роль в становлении личности школьника

      Детский коллек­тив — основная база накопления детьми позитивного социаль­ного опыта. Опыт приобрета...

Роль семьи в формировании личности ребенка

Семья для ребенка - это не только место его рождения, но и основная среда его воспитания и развития. Каким будет воспита...