Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
статья по теме

Мясоедова Наталья Владимировна

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система учителя русского языка и литературы Мясоедовой Натальи Владимировны

 

Мудрость людей пропорциональна не их опыту,

а их способности к его приобретению.

Б. Шоу

Тема:  Развитие творческих  способностей учащихся в процессе обучения.

В методических поисках учителя-филолога всегда будет два слагаемых: использование традиций и поиски нового.  Школа меняется, меняются приоритеты. Но смысл остается прежним: мы должны научить ребенка УЧИТЬСЯ.  В процессе обучения  школьников предмету  я считаю необходимым заинтересовать ребенка, т.е. сделать процесс увлекательным, интересным.

        Современному обществу нужны активные, творческие личности, способные непрерывно самосовершенствоваться.

  Цель моей работы:  развитие тех способностей учащихся, которые нужны им  самим  и обществу, чтобы быть востребованными, конкурентоспособными в современном мире.

Задачи:

развитие самостоятельности,  

создание образовательных ситуаций для повышения мотивации к обучению;

формирование духовно – нравственного потенциала личности обучающихся.

Предполагаемый результат: выпускник, владеющий литературным русским языком в устной и письменной форме для общения в различных жизненных ситуациях.

             Успешность   развития потенциальных возможностей учащихся зависит от создания особых взаимоотношений между учителем  и учениками. Я придерживаюсь принципов СОтрудничества, ДОВЕРИЯ, стараюсь принимать детей такими, какие они есть, развивая в  них уверенность в своих силах и способностях.

Многие из моих детей – творческие личности ( они занимаются в музыкальных, художественных школах), и это, несомненно, помогает мне в работе. Я стараюсь быть в курсе их дел: интересуюсь их успехами, посещаю концерты, выставки. Это дает возможность вести диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения. Это и является моим стилем общения.

            Я стараюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса.

            Результативность работы заключается:

 В положительной динамике обучения;

В повышении уровня мотивации к обучению;

В успешном развитии коммуникативных способностей учащихся;

 В активном и результативном участии в конкурсах различного уровня.

Хотя работаю по традиционной системе, но приоритетным направлением   считаю   не давать знания в готовом виде, учить детей добывать их самостоятельно.

            Ученик сам исследует изучение какой-либо   темы. Например, при изучении какого-либо правила дети читают параграф, находят пути доступного объяснения материала, строят схемы, находят ассоциации. Он как бы сам «творит». Поиск правильного решения проблемы  осуществляется в форме диалога учителя, ученика и какого-либо источника получения знаний. Роль учителя в данном случае – роль корректора. Таким образом,   использую дидактические принципы педагогики сотрудничества.

       Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без неё невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников.

       Под самостоятельной работой понимается любая организованная учителем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Она  может быть представлена выполнением групповых, индивидуальных и фронтальных заданий на уроках, консультациях, а также в домашних условиях.

     Учитель   организует деятельность класса, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, оказывает помощь, руководит деятельностью учащихся, стимулирует положительные мотивы.

         Самостоятельная деятельность может протекать не только при самостоятельной работе учащихся, но и тогда, когда материал излагает учитель. Поэтому, слушая  объяснения учителя , школьники могут выполнять самостоятельные умственные и практические действия, которые не выполняет учитель: заполнять таблицу, составлять конспект или план и т.д.

       Организация самостоятельной работы учащихся способствует   приобретению новых знаний (предварительное чтение материала, наблюдения, выполнение практических заданий и заданий исследовательского характера),формированию умений и навыков, применению  знаний (выполнение заданий,   подготовка творческих работ),повторению и проверке знаний (письменные ответы, задания на вычисления, тесты, самостоятельное выполнение заданий на повторение отдельных тем, работа над ошибками).

     Поиск и применение активных форм обучения русскому языку сопровождается глубоким анализом достигнутых результатов, с этой целью я постоянно веду диагностирование качества знаний учащихся.

          Так как веду уроки по традиционной системе, то ведущей формой обучения является комбинированный урок. Но задания стараюсь разнообразить, включая    приемы развивающего обучения.  

При этом реализуются основные принципы:

самостоятельность учащихся в ходе урока;

самоорганизация учащихся;

создание на уроке «ситуации успеха»;

развитие личности;

формирование коллективизма;

принцип ответственности за свой труд и группы в целом;

принцип психологического обеспечения.

              Наряду с традиционными методами обучения широко применяю   метод проекта, относящийся к технологии проблемного обучения. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.

              Широко использую на уроках ИКТ: подготовку презентаций, создание видеоуроков, работа с тестами, тренажерами , создание проектов, виртуальных экскурсий  и др. Это позволяет  включить учащихся в процесс самостоятельного решения проблемных задач, формирует многие черты творческой личности, даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях; является условием формирования интереса к изучаемому предмету.

           Ежегодно часть моих учеников занимается научно – методической деятельностью. Это вызывает интерес к предмету, развивает самостоятельное мышление, дает опыт публичного выступления.  Второй год учащиеся становятся   лауреатами Всероссийского конкурса  « Познание и творчество». Принимают участие в создании сайта, где имеют возможность участвовать в конкурсах, тренингах.

        Внеклассная работа по предмету является мощным дополнительным средством формирования интереса к предмету, средством расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.   С каждым годом растёт число детей, принимающих участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».

        Считаю, что активизация внутреннего потенциала личности  во  многом зависит от индивидуального подхода к оценке его достижений: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития.  Основной критерий – индивидуальный, личностный.  

 Результатом соей работы считаю   высокий уровень сдачи выпускных экзаменов по русскому языку и литературе, участие и победа  детей во всевозможных проектах, конкурсах, конференциях, победы в олимпиадах по предмету.