Толерантность как проблема воспитания (воспитание толерантности через образцы нравственных поступков ).
материал на тему

Панькина Елена Владимировна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности через образцы нравственных поступков

В последнее  время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путём развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия.

Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, приобретают его, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирование толерантности особую роль отводят дошкольному образованию и воспоминанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. На протяжении всего дошкольного периода у детей интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
В младшем дошкольном возрасте формируются у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам.

В формировании толерантности дошкольников нужно опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, следует задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

Проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализированую  деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.

Сюжетно - ролевые игры дошкольников основной целью, которых является освоение  и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Русские народные подвижные игры.

Проведение русских народных праздников.

Изучение праздников народов других стран.

Знакомство детей с традициями народов разных стран.

Знакомство с традициями празднования Нового года, 1 апреля, 1 мая в разных странах.

Сочинение сказок и историй самими детьми.

В результате дети будут знать, что все люди отличаются друг от друга только внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами. Они будут способны эмоционально поддерживать сверстника, понимать друг друга  осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность, выражать свои чувства и понимать чувства другого, находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит формирование толерантных установок.

Одним из важных звеньев пол воспитанию толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей. Значение семьи в формировании толерантного поведения трудно переоценить.

Родители  являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо самим научиться относиться к ребенку толерантно:

Не обижать его;

Выслушивать его мнение;

Прощать обиды;

Договариваться без ссор;

Не игнорировать ребенка;

Не заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется родителям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание культуры толерантности у воспитанников с ограниченными возможностями»

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования ...

Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"

Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе....

"Воспитание основ толерантности через ознакомление с художественной литературой"

Доклад к педагогическому совету "Формирование представлений о культуре и традициях разных народов посредством художественной литературы и театрализованной деятельности"...

Воспитание этнической толерантности у детей с ОВЗ через игровые упражнения

В статье представлен опыт работы в разнонациональном классе  с обучающимися с умственной отсталостью (вариант 2)....

Классный час для учащихся 5-6 классов. «Воспитание… Воспитание? Воспитание!»

Классный час на тему «Воспитание… Воспитание? Воспитание!» разработан для учеников 5-6 классов. Цель данного мероприятия - воспитывать в учениках навыки культурного поведения. Класс...

Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".

Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической  конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы"....