Методическая разработка схемы конспекта урока-практикума по технологии для 4 класса (учебник и рабочая тетрадь Т. М Геронимус) Тема урока: "Каскад колокольчиков"
план-конспект урока по теме

Топилина Юлия Геннадьевна

Схема конспекта    урока-практикума

по технологии

для 4 класса

 
Карточка       №16    «Каскад колокольчиков»  
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_konspekta.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта
урока-практикума

                      Карточка №16    «Каскад колокольчиков»

Этап урока

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Оборудование

  1. 1

Анализ конструкции образца

Назовем изделие и его назначение

Каскад колокольчиков, игрушка из конусообразных деталей.

Цепочка кулёчков нанизываем на общую нитку.

Демонстрация натурного образца

Из какого материала оно сделано?

Из цветной бумаги окрашенная в массе  и бумаги с голографической печатью.

Демонстрация образцов бумаги и нитки.

Сколько отдельных деталей понадобилось для колокольчиков? Какой формы и какого размера каждая деталь?

Два верхних маленьких, два средних и два нижних больших. Колокольчики сделаны это конусы.

Демонстрация трансформера или отдельных частей  трансформера

У меня есть еще одна игрушка! Его  можно разобрать на части. Посмотрим, разворачиваем...

Если каждый колокольчик развернуть то окажется, что это половинка круга!

А как же мы игрушку повесим на елку?

Да, еще нужно ниточкой соединить колокольчики и петельку для подвеса не забыть оставить.

И почему колокольчики не будут собираться в низу на нитке?

А еще нужно сделать так чтобы колокольчики весели на нитке и не двигались в низ. Для этого мы используем кусочки поролона.  

Каким способом детали соединены друг с другом?

Нужно склеить каждый колокольчик за кромку и не забыть в верху оставить небольшое отверстие для подвеса.

После все колокольчики нанизать на подвес, чередуя кусочки и поролон.

Демонстрация трансформера

2. Составление плана

работы

Работаем в парах!

Назовем операции?

Какую деталь мы хотим разметить?

«Разметка циркулем» положим картонную подложку под лист бумаги, разметим каждым радиусом круг на  цветной бумаге окрашенной в массе  и бумаге с голографической печатью.

Как мы узнаем какого размера будет круг? На эскизе обозначена «размерная линия» вы ходящая из центра круга со стрелочкой упирающиеся в «контурную линию» (окружность)  например= ® 50 и т.д.

Нет, она должна быть тонкой по ней мы будем вырезать! потому, что это не «эскиз».

Как узнать на какое расстояние отводить ножку циркуля с грифелем?

Нужно ли при «разметке» рисовать такую же жирную линии как и на «эскизе»?

Подготовка деталей

Круг. Разметка наносится на изнаночную сторону бумаги

50 мм мысленно переводим в см.= 5 см. и отмеряем на линейке:

-нижняя 7см(®70)

-средняя 6см(®60)

-верхняя 5см (®50)

Демонстрация эскиза на доске

А дальше?

«вырезание ножницами»

И как вы это делаете?

А как разрезать круги на равные части?

«разметка складыванием»

Как разрезать круг пополам? «разрезание ножницами по линии разметки» (по расправленному сгибу)

Вырежем каждый круг

Раскрываем и закрываем полотно ножниц, как обычно, передвигаем заготовку, а не инструмент!

-нижняя

-средняя

-верхняя

Сложим круг пополам, ребром ладони прижмем в середине и пригладим разные в стороны (фальцовка) (симметричное деление)

А теперь разрежем по сгибу

Раскрыть ножницы, приложить заготовку по разметке (начало сгиба) к основанию полотен, сомкнуть лезвия до половины, раскрыть полотна и не передвигая их подвинуть заготовку к основанию полотен и т.д.

Детали трансформера

Наши колокольчики будут одинаковые, как мы разберемся с размерами наших деталей?  

Нужно разложить на парте все заготовки по парам:

-нижняя-большая

-средняя-средняя

-верхняя-маленькая

Детали трансформера

А как мы склеим колокольчики?

Склеим каждый колокольчик «склеивание деталей за фрагмент» наносим клей на кромку развертки вырезанной из круга. Чтобы склеить ее потом в конус, при совмещении срезов обязательно придется подложить кисточку и наша заготовка не сомнётся!  

А как же будет держаться все наши конусы и не собираться в низу? Что еще мы забыли?  

Теперь мы нарежем из поролоновой полоски 6 кубиков поролона «разрезание ножницами»

А как мы сможем собрать «Каскад колокольчиков»?

Сборочная операция

  • составить на парте цепочкою из колокольчиков (по размеру),

Вденем двумя концами в ушко иглы нитку «сшивание деталей нитками».

  • нанизываем поролон
  • нанизываем колокольчик начиная с самого большого на подвес,
  • затем нанизываем поролон,

(повторяем операцию 6 раз)

  • завяжем узелок образуя петельку.

Показываем ход работы на тренировочном образце…

Техника безопасности, как правильно работать с иглой, ножницами, клеем?

Дети видят как трансформер собирается. Как прокалывается поролон и колокольчики зафиксированы на месте.

Ребята вспоминают Т Б , говорят что можно делать и что делать нельзя.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированы ми и заточенными ножницами.

Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы со швейной иглой

1. Храни иглу всегда в игольнице.

2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

5. Не втыкай иглу в одежду.

6. До и после работы проверь количество игл.

7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекайся во время работы с иглой. 

3. Постановка

учебной задачи

Ребята до конца урока осталось …минут, сейчас каждый приготовит свое рабочее место; и сразу начнет делать «Каскад колокольчиков». Помните, что изделие нужно делать качественно! А в конце урока нужно убрать своё рабочее место и подвести итоги.

Поэтому обязательно нужно успеть:

  • разметить циркулем круги по заданному радиусу,
  • вырезать детали (круги разного размера и разрезаем их семерично),
  • подобрать все заготовки по парами,

Мы будем изготавливать наше изделие не один урок! ….

  • склеить каждый колокольчик,
  • вдеть двумя концами в ушко иглы нитку,
  • нарезать 6 поролоновых кусочков,
  • разложить на парте цепочкой колокольчики по размеру,
  • нанизать колокольчики на подвес (чередуя колокольчики и поролон),
  • завяжем узлом концы нитки образуя петельку.  

В каком случае мы получим хорошую оценку?

  • все детали будут аккуратно вырезаны и склеены,
  • все детали будут соответствовать заданным размерам по эскизу,
  • детали будут не помяты (деформированными),
  • мы запомним выполненные операции,
  • уберем своё рабочее место.

Мы будем расстраиваться из-за того, что не успели закончить сборку колокольчиков?

Будем ли мы забирать домой не доделанное изделие?

Нет! Потому что второпях можно испортить свою работу.

Нет, мы закончим сборку на следующем уроке.

Далее бригадиры раздадут инструменты (ученики поставят их в органайзер) линейку, циркуль, карандаш, кисточку, клей ПВА, подставки под кисточку, тряпка чистая,  цветную бумагу окрашенную в массе и бумагу с голографической печатью , игольницу и штопальную иглу, нитку, поролон.

4. Оборудование

рабочего места

Мы составили план из операций.

Назовем какие нам понадобятся материалы и инструменты…

Бригадиры подходят к учителю сначала раздают материалы, потом инструменты.

Учащиеся получают  материалы и инструменты, ставят их в стаканчик.

Материалы:

  • цветная бумага окрашенная в массе и бумагу с голографической печатью  для колокольчиков,
  • поролон
  • нитка,
  • клей ПВА, подставки под кисточку, тряпка чистая.

Инструменты:

  • циркуль,
  • линейка,
  • ножницы,
  • кисточка для клея,
  • штопальная игла (игольница)

Оргтехника: общая файловая папка для хранения оставшихся кусочков от прямоугольных листов бумаги (по цветам).

5. Практическая

работа

Итак, у вас есть все необходимое для работы, начинаем работать:

Учащиеся приступают к работе по составленному плану.

Полный комплект оборудования.

*(ели это необходимо) Пока учащиеся размечают и вырезают все детали, учитель на своем рабочем месте показывает каждой бригаде как  трансформер собирается. Как нанизывать поролон и колокольчики зафиксируются на месте. 

Молча прикрепляет к доске фрагмент трансформера.

Учащиеся продолжают в своем ритме готовить детали к сборке.

Фрагмент трансформера:

  • размеченный круг на листе А4;
  • вырезанный круг (деталь),
  • сложенный круг пополам,
  • половина круга
  • склеенный конус,

написано на доске: кусочек поролона и штопальная игла с ниткой.

6.  

Организованное прерывание практической работы и уборка рабочих мест

Внимание! До звонка осталось… минут.

Все работают торопясь.

Знак стоп!

Сдадим бригадиру режущие, разметочные и сборочные инструменты!

Сдают ножницы и карандаш, циркуль, игольницу с иглой, кисточку ставят в стакан с водой на столе учителя, подставку для кисточки разбирая убирают в органайзер.

Отдельные коробки для ножниц и т.д. у бригадира каждой бригады.

Останавливаем работу и наводим порядок на рабочем месте. Мы помним, что уборка рабочего места влияет на оценку (штрафы).

 А бумажные обрезки???

Учащиеся сдают остатки бумаги, убирают в именные файловые папки

Файловые папки для обрезков (по цветам).

7. Подведение итогов

        

Ребята, теперь посмотрим на результат практической работы.

Учащиеся побригадно поднимают готовые изделия (если они готовы).

Готовое изделие учащихся (или полуфабрикаты)

Рассматриваем «Каскад колокольчиков» образец, сравниваем со своей:

  • у кого ровно вырезаны детали?
  • конус не расклеивается?
  • колокольчики нанизаны на подвеску и закреплены узлом?
  • петелька есть?
  • убрано рабочее место?

Учащиеся сравнивают свое изделие с образцом…..

Учитель проходит вдоль рядов, оценивает, возможно, делает маленькие замечания…

Дети готовятся отвечать на теоретические вопросы.

А теперь ответим на вопросы:

  1. Какие свойства бумаги были нашими помощниками при изготовление колокольчика?

  1. Ребята почему мы используем именно поролон для закрепления наших колокольчиков на подвеске, а не другой материал например пенопласт?

  1. Ребята как вы думаете при каком радиусе ® конус при склейки будет меньше всего деформироваться?

  1. Какими способами размечали заготовок для изделия?

  1. Почему мы не использовали целую окружность?

Бумага цветная (окрашенная в массе)  пластичная, хорошо складывается и держит форму и её можно склеить ПВА она почти не деформируется  при слойки. Она нам подходит!

Пенопласт нам не подходит он плотный, крошится, тяжело прокалывать иглой.

А поролон упругий, не крошится с дырочками (пористый) его легко называть на штопальную иглу.

Если конус большой его легче склеивать и он меньше изминается, значит и радиус должен быть как можно больше.

«Разметка циркулем»

«разметка складыванием» (симметричное деление)  

Иначе склеивать пришлось бы очень большой на хлёст, а это не красиво.

Демонстрация аппликационной бумаги и цветной бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока (конспект) по теме «Великомученица Екатерина» (8 класс)

Разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья по теме "Великомученица Екатерина"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"

Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...

Методическая разработка «Тематическое планирование уроков английского языка в 5 классе. Учебник «New Millennium English»

Впервые материал опубликован в социальной сети взаимовыручки учителей «InfoUrok» 29.04.2014 года....

Методическая разработка открытого урока по английскому языку во 2 классе ( учебник М.З. Биболетовой " Enjoy English")

Навание урока Meet the Brown\'s family. На данном уроке идет закрепление личных местоимений,повторение лексики по темам животные, цвета, семья, вспоминаются глаголы движения. Данный материал может быть...

Конспект урока-практикума для учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку).

Конспект урока-практикумадля учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку). Цель: сформировать навык нахождения нужных орфограмм...

Конспект Урок-практикум на материале 5 класса, по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

Данный урок входит в раздел «Формы представления информации», который разбит на 3 части. В каждой части учащийся учится представлять информацию на компьютере в одной из форм представления ...