Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Употребление причастий в речи"
учебно-методический материал (7 класс) по теме

Кондрашова Лариса Леонидовна

Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Употребление причастий в речи" составлен с целями, задачами в условиях реализации современных подходов обуения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_russkogo_yazyka.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 7 классе

ТЕМА: Употребление причастий в речи.

Тип урока:  совершенствование умений и навыков учеников.

В ходе урока достигнута цель: определить роль причастий и причастных оборотов в речи. Этому способствовало решение ряда задач:

1)Образовательной:

–систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»; Формировались познавательные УУД

2)Развивающей:

-развитие творческих, исследовательских способностей учащихся через планирование своей работы, через речеведческий анализ, при создании собственных высказываний;    регулятивные и коммуникативные УУД

3) Воспитательной:

-воспитание качеств гражданина, любви к малой родине, желания быть полезной ей.      Личностные УУД

Данный урок последний по теме «Причастие как особая форма глагола» согласно программе Разумовской в 6 классе, по которой работаю я. Однако по традиционной программе (авторы Баранов, Ладыженская), по которой обучаются ребята 7 класса данной школы, причастие изучается именно в 7 классе, причем коммуникативные аспекты изучения темы выражены слабо. В ходе лингвистического анализа текста я обратила внимание ребят на то, что причастия часто используются в речи, и подвела их к выводу о том, что причастия необходимо правильно использовать в различных ситуациях общения. Вот почему выбор темы урока -  «Употребление причастий в речи» -  является мотивированным.

Цели урока реализовывались:

1. Образовательная.

Осуществлялась в работе по систематизации теоретического материала, через лингвистический анализ текстов, редактирование и составление предложений по теме урока.

2. Развивающая.

Осуществлялась через развитие логических мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение), внимание к слову, обогащение речи учащихся, монологическую речь учеников при воспроизведении теоретического материала, выступлении с результатами исследовательской, творческой работы. 

3. Воспитательная.

Воспитательная цель реализовывалась на материале регионального компонента: через работу со стихотворением Ю.Алентьевой, текстом художественного стиля о Белой Калитве,  через творческую работу по заполнению страничек туристического портала, просмотр видеоролика о Белой Калитве.  

Как осуществлялась система моей работы на данном уроке? Четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.

На данном уроке сочетались различные методы и приёмы проведения занятий:  наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, работа со стихотворением, решение проблемных задач, беседа, самостоятельная работа «Знаю – хочу знать», практическая работа (работа с художественным текстом),  фронтальный опрос; включение в урок элементов игры – «Мы заполняем страницу туристического портала о БК», при организации групповой работы – «Географы», «Аниматоры», «Историки», «Повара».

Присутствовали элементы проектной деятельности (выступления учеников с результатами исследовательской, творческой работы о достопримечательностях города). 

Ребята пользовались учебником, карточками-информаторами, алгоритмами ответа, речевыми клише на этапе рефлексии. Вся работа выполнялась на рабочих листах.

           Таким образом я развивала у учащихся навыки самостоятельной аналитической работы, публичного выступления с сообщением, приобретения опыта получения информации.

На начальном этапе урока я использовала работу со стихотворным текстом, уделяя внимание заглавию произведения. Через ряд речеведческих заданий подвела учащихся к необходимости вспомнить признаки причастия и уже на данном этапе понаблюдать, какую роль они могут играть в тексте (эпитет). Формировались познавательные УУД – анализировать, сравнивать, делать выводы. Личностные: формирование чувств патриота и гражданина.

На этапе актуализации знаний я способствовала возникновению на уроке проблемной ситуации (дополнить своими материалами страницы туристического портала с использование притчастий), в ходе анализа которой учащиеся самостоятельно осознали недостаточность имеющихся у них знаний о причастии и уточнили, чем будут заниматься на уроке, заполнив таблицу: «Знаю, хочу знать». Формировались регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

Организуя исследовательскую деятельность учащихся на этапе работы с текстом собственного сочинения, я обратилась к групповой форме работы. Формировались коммуникативные УУД: умение прислушиваться к точке зрения партнеров (толерантности, которая сегодня как никогда востребована в современном обществе), оформлять свои мысли в устной форме, свободно излагать содержание  в устной форме, соблюдая нормы построения текста, осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать различные  виды чтения.

           Считаю, что работа в группах способствовала более полному, осознанному рассмотрению проблемы.

На этапе организации творческой работы учащихся по составлению материалов о достопримечательностях города БК использовались элементы игровых технологий, проектной деятельности, позволившие ребятам решить поставленные задачи – выявить роль причастий в тексте. Развивались все УУД.

Итогом урока стали фотопрезентации учащихся с материалами о достопримечательностях родного города, с рецептами блюд донской кухни (метапредметный подход – связь с регионоведением, литературой, географией, технологией).

Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. А использование ИКТ  на уроке ориентировало учеников на результативность и успех.

Считаю, что после данного урока ребята успешно справятся и с Д/З – напишут сочинения-миниатюры «Мой любимый город».

В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия с использование речевых клише, в состав которых входили причастия.

Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Поддержанию эмоционального настроя учащихся в конце урока способствовал видеоролик о БК.

Все эти приёмы организации данного урока соответствуют моему подходу в преподавании русского я зыка. И этот урок вписывается в мою концепцию преподавания данного предмета, занимая своё нужное место.

На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:

Функциональный, текстоориентированный, коммуникативно - деятельностный,  интегрированный подход, личностно – ориентированный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изобразительные возможности причастия"

Урок проводится в конце изучения темы «Причастие. Причастный оборот» и является уроком повторения и закрепления. Тип урока: интегрированный интерактивный урок русского языка и изобразительного искусс...

Самоанализ урока русского языка в 6 классе «Употребление причастий в языке»

Данный урок  изучается в разделе «Текст» после изучения разделов «Система языка. Морфология. Причастие» и «Правописание». Его цель – актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интере...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").

Разработка урока русского языка  по  теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").Повторение на уроке строится на материале о межэтнических отношениях, повторяется по...

Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"

Данная разработка поможет учителю в организации  первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с...