Доклад на августовское совещание учителей родного языка "Повышение компетентности учителя удмуртского языка и литературы в рамках введения ФГОС. ИКТ – компетентность"
статья на тему

Гордеева Галина Ивановна

Данный доклад был подготовлен к выстплению на августовском совещании учителей родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение компетентности учителя

удмуртского языка и литературы

в рамках введения ФГОС. ИКТ – компетентность»

(Доклад на августовском семинаре учителей удмуртского языка и литературы) 

Идут годы, меняется отношение к школе. Образование становится целостной системой общественной практики, реальным фактором социального обновления. Сегодня становится ясным, что в том потоке инноваций, творческого поиска, которым живёт школа, труд учителя обретает особую роль. Учителю  необходимо создание условий для творческого саморазвития обучающихся, и это требует от него высокого уровня психолого-педагогической компетентности, соединённой с профессиональным увлечением.

Обновление содержания образования происходит в условиях модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной  подготовки школьников.

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую  должна решить школа, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности. Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:

- владеть основами работы на компьютере;

- работать с мультимедийными программами;

- знать основы работы в Интернете, стать учащимся проводником в освоении Интернета и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.

Деятельность педагога, является и остается одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области. ИКТ-компетентность педагога означает способность осуществлять образовательный процесс в соответствии c целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связано c глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования. Таким образом, под ИКТ-компетентностью учителя-предметника мы будем понимать личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ-компетентности учителя должен носить развивающий характер. Развитие ИКТ-компетентности проявляется в переходе на новый, более совершенный уровень компетенции.

 Уровень ИКТ-компетентности учащихся напрямую зависит от деятельности преподавателей.

Очевидно, что дальнейшее развитие образования, так или иначе, будет связано с все более глубоким внедрением ИКТ-технологий для развития познавательной способности  школьников. Особенностью профессиональной деятельности учителя  является то, что именно он адаптирует детей к образовательной среде, показывает особенности обучения и самообразования в условиях информационного общества, реализует развивающую функцию обучения в условиях информационной среды школы.

 Базовая ИКТ-компетенция учителя:

  • наличие общих представлений в сфере ИКТ

 - наличие представлений об электронных образовательных ресурсах

 - владение интерфейсом операционной системы

 - наличие общих представлений в сфере мультимедиа

 - владение навыками пользователя офисных технологий в контексте    подготовки дидактических средств  и рабочих документов

 - владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики

 - владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями

 - владение основами технологии построения web-сайтов

    Основная цель обучения в  школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами. Мультимедийные технологии позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

 Применение ИКТ в учебном процессе позволяет учителю:

- эффективно организовать учебный процесс

 - представить обучающие материалы в текстовой форме (карточки, тесты, самостоятельные и контрольные работы и др)

 - представить обучающие материалы в мультимедийной форме, что разнообразит формы проведения уроков, вызывает интерес у учащихся к изучаемому материалу (обучающие программы, виртуальные лаборатории, электронные учебники и т.д.)

 - автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

 - автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учётом интерактивности многих электронных учебных пособий

 - осуществить уровневую и профильную дифференциацию

 - индивидуализировать обучение

 - увеличить объем полученной информации

 - формировать информационную культуру, в том числе, обучать учащихся находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире

 - организовать внеклассную учебную работу

 - предоставить возможность моделирования и демонстрации процессов, не доступных наблюдению в условиях школы

Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Такая замена дает возможность учителю обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материла, экономить время урока, насыщает его информацией.

Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Технические возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют обеспечить более эффективную реализацию развивающего обучения. Создаются условия для поисковой и исследовательской деятельности учащихся, повышения познавательной активности на основе развития критического мышления, развития учебно-коммуникативных умений (работа в команде, участие в дискуссии), развития творческого мышления учащихся.

Особенности современного этапа развития образования в России связаны со следующими общемировыми тенденциями:

  • быстрым развитием современных компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе как школьников, так и взрослых;
  • насыщением образовательных учреждений техническими средствами, обеспечивающих реализацию информационных процессов хранения, передачи и обработки информации в новом, цифровом формате;
  • использованием ресурсов глобальной информационной сети Интернет в учебном процессе.

Информатизация образования проявляется через комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции и информационно-коммуникационных технологий. Использование в обучающем процессе современных технических устройств (персональных компьютеров, теле- и видеоаппаратуры, различных устройств для преобразования информации из одного вида в другой) и информационно-коммуникационных технологий ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса,    Рассматривая содержание ИКТ компонента, становится понятно, что он представляет способность учителя эффективно применять информационно-коммуникационные технологии не только для подготовки методического и дидактического материала к уроку, но знать и использовать их возможности при проектировании урока, что невозможно без знаний особенностей дидактического цикла и его реализации в образовательном процессе. Фактически, теоретические знания и практические навыки ИКТ компонента являются проявлением компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, ИКТ компетентности учителя, которая ориентирована на организацию процесса хранения, передачи и обработки учебной информации посредством компьютерных технологий. При этом, возникает вопрос – трактуемая таким образом информационная компетентность учителя является ли сегодня неотъемлемой частью профессионально-педагогической компетентности учителя? Ответ можно дать, сравнив педагогическую деятельность учителей со стажем (от 10 лет и более) и выпускников вузов.

Учителя со стажем более 10 лет испытывают затруднения при использовании ИКТ на уроке, которые связаны с особенностями работы на персональном компьютере, но уровень их профессионально-педагогической компетентности выше, чем у выпускника. В то же время, молодые специалисты выполняют “техническую” работу на персональном компьютере увереннее, но имеют проблемы при проектировании, организации и проведении урока. Компетентность в области ИКТ стала сегодня неотъемлемой составной частью компетентности выпускника педагогического вуза, что является результатом огромной работы преподавателей высшей школы. И, в тоже время, более опытным учителям, потребуется не только освоить компьютерные технологии, но и научиться применять их на уроках с целью повышения эффективности обучения учащихся.

В целом можно сделать вывод о необходимости направленного обучения учителей применению информационно-коммуникационных технологий в обучающем процессе с целью формирования их информационной компетентности, причем её становление и дальнейшее развитие осуществляется через практическую педагогическую деятельность.

О присвоении учителем информационной компетентности, можно судить на основе анализа его практической деятельности, которой присущи, в этом случае, следующие особенности:

  • внутренняя мотивация, потребность и готовность к проведению уроков с использованием ИКТ;
  • осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков методологического и методического компонентов в практическую педагогическую деятельность в целом, что способствует развитию профессионально-педагогической компетентности учителя;
  • самостоятельная разработка методических и дидактических материалов для урока с использованием ИКТ, вовлечение в эту работу учащихся и других учителей;
  • формирования авторской системы использования ИКТ в педагогической деятельности, которая включает не только обучающий, но и воспитательный процесс;
  • участие в научно-практических конференциях, фестивалях, обучающих семинарах, проведение мастер-классов для своих коллег данной предметной области.

         Учитель, владеющий современными технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

     Информационные технологии, оснащённые всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Содержание современных информационных технологий даёт возможность для успешной реализации основной цели образования – воспитывать интеллектуально-творческих, здоровых, гармонически развитых учащихся.

Литература

  1. Атаян А.М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества.// дис. Канд.пед.наук. владикавказ, 2001
  2. И.В.Никишина. инновационная деятельность современного педагога в систкеме общественной методической работы. Издательство «Учитель», Волгоград.
  3. Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе» № 6.2001

Предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать:

Русский язык. Родной язык:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Литература. Родная  литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 

         6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные требования к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.  Какие же  требования предъявляются к сов...

«Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС»

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

Организация деятельности учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС ООО

Требования, предъявляемые кучащемуся, успешно освоившему программу основного общего образования в рамках ФГОС Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях вве...

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...