Выступление на педагогическом совете по теме «Введение ФГОС ООО – основное направление ОУ. Критерии готовности к введению ФГОС ООО»
материал на тему

Доклад на заседании педагогического совета школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_06.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете 06.11.14 г по теме:

«Введение ФГОС ООО – основное направление ОУ. Критерии готовности к введению ФГОС ООО»

учителя Петренко Н.А.

Российская система образования вот уже более 20 лет находится в условиях реформирования, и новый этап связан с введением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС). В системе общего образования первой к реализации требований ФГОС приступила начальная школа. Уже более трех лет в Российской Федерации реализуется ФГОС начального общего образования, и все это время на различных уровнях обсуждаются проблемы и риски его реализации.

Но так как в системе образования успех любых нововведений зависит, прежде всего, от учителя, то чаще всего обсуждается деятельность учителя.

Педагогу необходимо создать условия для овладения обучающимися универсальными учебными действиями (далее – УУД) в процессе освоения предметного содержания. Это означает, что в условиях реализации ФГОС приоритет в педагогической деятельности принадлежит управленческой функции.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, стимулирования, организации, контроля, оценивания, рефлексии и анализа.

Уже более трех лет в Российской Федерации реализуется ФГОС начального общего образования, и все это время на различных уровнях обсуждаются проблемы и риски его реализации. Но так как в системе образования успех любых нововведений зависит, прежде всего, от учителя, то чаще всего обсуждается деятельность учителя. Особенностью ФГОС начального общего образования является не столько выделение различных групп образовательных результатов, сколько смена их приоритетов. На первый план выдвигаются личностные, а не предметные результаты. В связи с этим значимость различных функций учителя начальных классов существенно меняется.

Педагогу необходимо создать условия для овладения обучающимися универсальными учебными действиями (далее – УУД) в процессе освоения предметного содержания. Это означает, что в условиях реализации ФГОС приоритет в педагогической деятельности принадлежит управленческой функции. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, стимулирования, организации, контроля, оценивания, рефлексии и анализа. Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности, достигаются личностные результаты обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 1 сентября 2015 года.

Ведущие принципы ФГОС общего образования — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.  Выпускник начальной школы — это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Таким образом, ФГОС ООО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 1 сентября 2011 года.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока; требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования.

В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО: кадровых, финансово-экономических, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических.

В связи с этим руководителям общеобразовательных учреждений необходимо, прежде всего, осуществить внутренний мониторинг уровня готовности школы к переходу на ФГОС ООО.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС, обозначенные на федеральном уровне.

К ним относятся следующие:

  • разработана    и    утверждена    основная    образовательная    программа начального общего образования образовательного учреждения;
  • нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);
  • приведены  в  соответствие  с требованиями  ФГОС  начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
  • определен   список   учебников   и   учебных   пособий,   используемых   в образовательном процессе, в соответствии с ФГОС начального общего
    образования;
  • разработаны     локальные     акты,     регламентирующих     установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии   с   НСОТ;   заключены   дополнительные   соглашения   к трудовому договору с педагогическими работниками;
  • определена      оптимальная     для     реализации     модель     организации образовательного  процесса,   обеспечивающая  организацию  внеурочной деятельности    обучающихся    (например,    модель    взаимодействия    с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно   поэтапно   по   мере   введения   ФГОС   начального   общего образования);
  • обеспечены   кадровые,   финансовые,   материально-технические   и   иные условия реализации  основной  образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

При определении готовности ресурсного обеспечения введения ФГОС следует ориентироваться на Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (разд.IV ФГОС).

Стратегия  современного образования ставит перед каждым работником образования задачи значительной перестройки профессиональной деятельности, освоения новых психолого-педагогических компетенций. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда. 
В условиях введения новых стандартов учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагогов. Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых стандартов выступает одним из гарантов реализации идей стандартов. 
Под психологической готовностью ученые-психологи понимают устойчивое психическое состояние личности или коллектива, образующееся вследствие осмысления содержания и значимости новых стандартов и выражающееся в позитивно активном отношении к нововведению. Готовность не основывается только на установке. Она базируется на осознании содержания нововведения, его личностной и коллективной значимости, на целях и способах участия личности или коллектива в нововведении.

Сотрудники кафедры  психологии ГБОУ ДПО НИРО провели исследование,  цель которого - изучение уровня психологической готовности учителей общеобразовательных учреждений к работе по  ФГОС НОО.
    Разработанный сотрудниками кафедры пакет диагностических методик, который включил методы анкетирования и тестирования,  позволил определить, насколько у исследуемого контингента учителей сформированы психологическая, личностная готовность  и компетентности, которые являются основополагающими в работе педагога по формированию у учащихся необходимых УУД. 
       В анкетировании приняли участие  учителя начальных классов, проходящие курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО НИРО.
          Результаты исследования выявили ряд проблем: педагоги с большим стажем работы не готовы к кардинальным переменам в своей профессиональной деятельности; только 49% респондентов удовлетворены своими знаниями психологических особенностей обучающихся. Остальные не «способны «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности». 
По мнению исследователей, это связано со сложившимися стереотипами в работе учителей начальных классов, с  готовностью к работе только по шаблонам, а главное – с нежеланием вносить в свою деятельность коррективы,   которые могут сделать учебный процесс более интересным. Поэтому ко всему новому они испытывают негативное отношение. Важные психологические и профессиональные  качества учителей начальных классов, как показали результаты диагностики, развиты лишь у 45% педагогов.  Наиболее редко проявляются такие качества, как:

  • Направленность эмоций и чувств на объект педагогических преобразований
  • Интенсивность эмоций
  • Удовлетворенность от результатов педагогического труда
  • Решительность (способность своевременно принимать решения)
  • Уверенность в своих педагогических действиях
  • Ориентация в деятельности на цели и задачи школы
  • Желание совершенствовать себя, свою деятельность
  • Критичность ума (умение объективно оценивать)
  • Чувствительность к обучающимся и их состоянию
  • Увлеченность педагогической деятельностью и ее результатами
  • Наличие волевого контроля своего поведения

Учитель -  человек особенный, и если он способен учить – значит, он способен и переучиваться. Помочь ему научиться работать по-новому – задача учреждений дополнительного профессионального образования.

Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. Стандарт второго поколения перестает быть «обязательным минимумом», становится «обязательной базой», позволяющей обеспечить максимально возможное многообразие жизненного выбора.

На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, безусловно, в первую очередь, думали над тем, каким должен быть учитель, способный воспитать достойного гражданина России. Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. Особенно высоки требования к учителям старшей школы - по большому счету, это те же требования, что и к вузовским преподавателям. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Кадры школы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики. В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, постоянно развиваться в профессиональном отношении.

Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика информационно-коммуникационными средствами. Целевая ориентированность учебно-методического и информационного ресурса заключается в том, чтобы создать информационно-методические условия обеспечения реализации стандартов, в совокупности определяющих качество информационной среды школы.

За основу учебно-методического и информационного обеспечения реализации основных образовательных программ должны быть приняты планируемые результаты освоения основных образовательных программ.

Каковы могут быть формы методической работы по методической и мотивационной подготовке кадров к внедрению новых стандартов? Это методические и психологические семинары, инструктивно-методические совещания, заседания школьных методических объединений, заседания педагогического совета, участие в методических мероприятиях различного уровня, тематические консультации. Большое значение здесь отводится самообразованию педагогов.

Ключевое значение приобретает готовность (стремление) педагогов к постоянному профессиональному росту. Это призвано обеспечить реализацию стратегической задачи системы непрерывного профессионального педагогического образования – формирование нового поколения педагогов. Встает и целый ряд неотложных тактических задач. В обобщенном виде они заключаются в обеспечении методической готовности работающих учителей и администраторов к деятельности по реализации требований ФГОС. Эту задачу нужно решить в образовательном учреждении, не забывая о мотивационных механизмах профессионального роста педагогических и управленческих кадров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"

Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»

В выступлении ставится задача рассмотреть  возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».

В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание в ка...

Выступление на педагогическом совете по теме:«Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов» (конкурсное задание)

Выступление на педагогическом совете по теме:«Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»...

Выступление к педагогическому совету на тему:"Развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагога как основного ресурса, обеспечивающего развитие обучающегося в условиях ФГОС"

Современный учитель - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями&ra...

Выступление на педагогическом совете по теме «Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся»

Тема: « Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся с умственной отсталостью»...