Материал по теме:
Самоанализ учителя русского языка и литературы Севрюк Оксаны Леонтьевны

Севрюк Оксана Леонтьевна

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Севрюк О.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
материал к аттестации64 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности учителя

русского языка и литературы

Севрюк Оксаны Леонтьевны

Я, Севрюк Оксана Леонтьевна, работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ «Еланцынская средняя общеобразовательная школа» Ольхонского района Иркутской области. Образование высшее. Окончила в 1999 году Бурятский Государственный Университет г. Улан-Удэ, факультет бурятской филологии, специальность «Филология». Общий педагогический стаж работы составляет 12 лет. Стаж работы в данном учреждении – 12 лет. По итогам аттестации (приказ №59 от 08.04.2005г.) имела вторую квалификационную категорию по должности учитель сроком на 5 лет. В связи с декретным отпуском и отпуском по уходу за ребенком (июнь 2008 – август 2010) данная категория утрачена.

В 2012-2013 учебном году работаю в 5а, 7а и 7б классах. Учебная нагрузка – 25/3,5. Цель моей педагогической деятельности: эффективное построение учебного процесса, учитывающего разные уровни подготовленности учащихся, привлечение их к внеурочной/внеклассной  работе по предмету, к участию разного рода конкурсах и чемпионатах. В своей педагогической деятельности ставлю следующие задачи:

  1. развивать и укреплять интерес к предмету;
  2. дать учащимся качественную предметную подготовку;
  3. раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал учащихся;
  4. использовать новые педагогические технологии;
  5. совершенствовать формы организации учебной деятельности.

Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности, а также эффективные средства мотивации обучающихся:

  1. Стиль обучения, начинающийся с первых секунд общения учителя с учащимися. Психологическое состояние учителя, передающееся классу.
  2. Эмоциональное воздействие каждому ученику – заражение детей своим личным настроением, артистизм. Не последнюю роль играет сила духа учителя, внешний вид, взгляд, жесты, мимика.
  3. Одобрение и похвала.
  4. Личностный смысл урока: 1) Вы сможете объяснить эту тему другу.2) Это будет в контрольной работе и на экзамене. 3) Эта тема интересна для общения со мной и друг с другом.4) Без этой темы вы не сможете решить кроссворд, написать сочинение и т.д.
  5. Практическое применение знаний на уроке: связь с жизнью.
  6. Создание ситуации успеха («зона актуального ближайшего развития детей» Л.С.Выготский).

При создании ситуации успеха подтягиваю детей, оказывая им дифференцированную помощь. Составляю карточки с такими заданиями, чтобы при их выполнении слабоуспевающий ученик проявил максимум самостоятельности, имел реальную возможность развития, тем самым переживая  ситуацию успеха. Цель такой дифференцированной помощи заключается в том, чтобы поднять детей на нужную образовательную ступень, соответствующую максимальным возможностям конкретного ребенка в зоне ближайшего внимания.

Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать монотонности процесса обучения, профессионального общения с учениками, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. Успешно применяю в практической профессиональной деятельности следующие технологии:

  1. информационно – коммуникативные технологии;
  2. технологию критического мышления;
  3. игровые технологии;
  4. метод проектов.

Обоснованно использую на уроке современные информационно- коммуникативные технологии. При подготовке к урокам использую дополнительную литературу, ресурсы сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы и т.д. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение  и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Как вернуть интерес к чтению? Я это делаю через приобщение к тексту на уроках русского языка. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст  возможно только при помощи соответствующей  эмоционально – эстетической реакции читателя. Учащиеся вслед за автором учатся понимать мир и давать оценку  в диалоге с автором. На уроках литературы прослушиваем на компьютере выразительное чтение стихов, басен, рассказов, отрывков произведений в исполнении актеров, что способствует представлению более яркой и выразительной картины, созданной писателем. Мои воспитанники ежегодно становятся победителями и призерами конкурсов чтецов, ведущими внеклассных мероприятий.

Дидактические особенности уроков, проводимых с использованием ИКТ. Иллюстрации, материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков, позволяют быть успешными не только визуалам, но и ученикам –аудиалам и кинестетикам. Наблюдается активизация познавательной деятельности обучающихся, повышение мотивации учащихся, интенсификация их деятельности.

Активно использую приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: ЗХУ, «толстые» и «тонкие» вопросы, кластер, перекрестная дискуссия. При изучению произведений А.С.Пушкина учащиеся составляют следующие «толстые» вопросы: Зачем Петру I нужен был выход в Балтийское море? Почему Владимир Дубровский отступил от мести Троекурову?  «Тонкие» вопросы:  Кто поджег Кистеневку? Как Дефорж оказался Дубровским? К кому сбежала дочь Кочубея? Кто казнил Кочубея?

Прием «перекрестная дискуссия» хорошо работает при анализе стилей и типов речи, при анализе и интерпретации литературных произведений. Работа в парах или в мини – группах, где обучающиеся приводят по 3-5 доводов. Данная технология позволяет мне:

  1. одновременно эффективно решать задачи обучения и развития;
  2. гармонично сочетать навыки работы с текстом и навыками общения;
  3. формировать у школьников навыки работы с текстами любого типа и с большими объемами информации.

Одной из наиболее эффективных технологий является проектная. Использую данную технологию как при изучении отдельных тем курса, так и во внеурочной деятельности.

Сегодня очень актуальна проблема сохранения этноса. Этнос является самой устойчивой группой.  В этническую среду входят традиции, обычаи народа, особенности поведения, речи, специфика традиционно сложившегося  рациона питания, типа хозяйствования. Это происходит благодаря тому, что механизмом  поддержания этноса является именно передача культурных ценностей детям. Ведь этнические особенности окружающей среды накладывают отпечаток на личность человека, его характер, мировоззрение, на семейные взаимоотношения и взаимоотношения с людьми своей и другой национальности. Без взаимопонимания между представителями разных этнических общностей невозможно их эффективное взаимодействие. Это эффективное взаимодействие не может возникнуть само по себе, ему необходимо целенаправленно учиться. Решением этой задачи является построение полиэтнической образовательной среды. Полиэтническая образовательная среда ведет к успешной адаптации, предполагающей овладение богатствами другой этнокультуры без ущерба для ценностей собственной, а также поддерживает диалог культур, в котором ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса или единственного верного миропонимания. Учитывая особенности  региона,  провожу работу в этом направлении: Интернет – проект «Народные сказки устами молодых» http://naidal.ucoz.ru/load/  (сертификат). Проект «Выпускник в моей семье» (призер муниципальной научно-практической конференции «Мой Ольхон – IV», посвященной Году истории в России. Исходя из этого, выбрала тему «Краеведение как фактор воспитания  гражданина России» для продолжения образования в аспирантуре.

Использую игровые технологии, не забывая о том, что урок должен всегда  чему-то учить. Игровые формы не превалируют над сущностью урока и служат лучшему выполнению образовательных целей урока.

Современные педагогические технологии и разнообразные  методы обучения позволяют конструировать сотрудничество учащихся на занятиях. Осуществляю выбор методов исходя из индивидуальных психолого- педагогических особенностей учащихся. Это работа в малых группах переменного состава, в парах, фронтальная работа. Работа в малых группах учит школьников общаться друг с другом, вести совместный поиск решения предложенной задачи, принимать ответственные решения, представлять совместно полученные результаты. У ребят формируется стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности не только за свое личное дело, но и за дело других. Организуя групповую деятельность, решаю сразу несколько задач:

  1. контроль, повторение, закрепление изученного материала;
  2. выявление пробелов в знаниях и оказание помощи;
  3. формирование умения и желания общаться.

Работу в парах постоянного и сменного состава с успехом применяю как на уроках освоения орфографических  ЗУН, так и при изучении синтаксиса и пунктуации на всех этапах обучения: изучения нового материала, повторения, обобщения. Учитель из рассказчика и основного носителя знаний становится консультантом, организатором, осуществляющим запуск и коррекцию групповой динамики.

При всем многообразии современных технологий я не забываю и о традиционных методах обучения при оценке качества обучения, например тестовые технологии. В своей работе использую различные виды тестов с целью выявления уровня сформированности предметных компетенций: языковой и лингвистической. Накапливаю вариативный дидактический материал: задания для контроля, тесты по всем темам, карточки – задания. Веду подборку методических пособий, журналов, газет.

Значимым аспектом профессиональной деятельности считаю интеграцию учебной деятельности и внеклассной. Веду театральный кружок «Аистенок». Именно поэтому предоставляю моим учащимся реализовать себя активно во внеклассной деятельности: выступить в роли актера, опубликовать в школьном СМИ свою собственную заметку. Я думаю, что это необходимо для того, чтобы ребята вышли в жизнь с пониманием, что слово должно быть верным, а действие решительным. Все это способствует успешной социализации  ребенка. В 2010-2011 учебном году  участники театрального кружка стали победителями муниципального фестиваля детского самодеятельного художественного творчества «Планета детства», кроме этого выступления ребят украшают школьные мероприятия и праздники.

Вовлекаю обучающихся  в дополнительные формы познания по предмету, что способствует формированию информационных, коммуникативных, исследовательских действий, гибкости и критичности мышления.  Обеспечиваю участие школьников во всероссийских конкурсах: «Русский медвежонок», «Золотое руно», молодежный филологический чемпионат, «Экологический фольклор народов России», «Встречь Солнцу», «Купель».

Организую обучение в Дистанционной школе по русскому языку (г.Новосибирск). Веду 3 группы из 5-го и 7-ых классов. Являюсь сетевым педагогом  Дистанционной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья: занимаюсь с  обучающимися 11-ых классов (5 чел.).

        Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор  экономического роста и национальной  конкурентоспособности. Одним из обязательных условий внедрения стандартов второго поколения является качество и результативность  педагогической деятельности работника. Считаю, что успех работы учителя во многом зависит от  постоянной работы над собой. Самообразование педагога – неотъемлемая составляющая достижения высоких результатов в обучении школьников, поэтому стремлюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень. Поддерживаю тесную связь с коллегами из других школ района. Взаимный обмен опытом является сильным стимулом для дальнейшего роста педагога, его развития.

         Повышаю свою квалификацию через самообразование, посещение курсов повышения квалификации в ИПКРО и ИРО: в очной и дистанционной формах. Участвовала  в областном мастер – классе Тимченко Л.И., автора учебника в системе В.В.Давыдова, по теме «Формирование УУД на уроках русского языка» (ИИПКРО -2012г.). Приняла участие в областном семинаре  по теме «Обеспечение преемственности в реализации требований ФГОС между начальной, основной и старшей школой в преподавании русского языка» на примере  Образовательной системы «Школа 2100» (ИИПКРО – 2012г.) Являюсь  участником региональной научно – практической конференции «Проблемы  и перспективы филологического и эстетического образования в школе в условиях внедрения ФГОС основного общего образования»  (ИИПКРО – 2012г.)         Опубликовала  методическую  разработку урока  по  русскому языку   в  9-ом классе на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнения» на Всероссийском фестивале «Открытый урок» ИД «Первое сентября» http://festival.1september.ru/articles/602338/ (2011г.), разработку урока литературы в 11-ом классе «КВН по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» с применением «Smart Board» http://olhonr.edu38.ru/index=com_content&view(2011г). Размещаю собственные методические материалы в сети Интернет http://nsportal.ru/sevryuk-oksana-leontevna(2012г.) Приняла участие в международном литературном конкурсе «Купель» http://kostjunin.ru/konkurs/2011___2012/proza.html (2012г).  Регулярно выступаю на муниципальном методическом  объединении, даю мастер – классы по применению интерактивной доски на уроках русского языка и литературы.        Являясь классным руководителем 7а класса, активно сотрудничаю с муниципальной библиотекой,  детской музыкальной школой, ДЮСШ, районным лесничеством.  Изучаем родное село,  город Иркутск: посещаем музеи, выставки, ТЮЗ.  Демонстрирую успехи детей родителям.

        Хочу особо отметить, что для успешного осуществления профессиональной деятельности в нашей школе имеются все (материально-технические) условия:  кабинеты оснащены компьютерной техникой, интерактивными досками, есть локальная сеть, выход в Интернет.     Благодаря районному ресурсному центру,  находимся в русле всех актуальных  событий.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Диагностическая карта учителя русского языка и литературы Севрюк О.Л.

Диагностическая карта учителя русского языка и литературы Севрюк Оксаны Лентьевны...

Воспитание детей в реабилитационном центре

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности воспитателя реабилитацио...

Воспитание детей в реабилитационном центре

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности воспитателя реабилитацио...

Внеклассное мероприятие "Мои знаменитые земляки"

Презентация о знаменитых уроженцах Мордовии....

Урок математики "Преобразование чисел, полученных при измерении" 7класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Урок математики с использованием упражнений на коррекцию мышления на основе упражнений в установлении....

Внеклассное мероприятие по математике "Мисс-Математика"

Вечер "Мисс-Математика" проводился для учащихся 8-11 классов. Интересные конкурсы, задания. ...

Историческая игра для 9 класса

Историческая игра ориентирована на закрепление темы "Великая Отечественная война"...

Краеведческо- экскурсионный маршрут «Любимому Правдинску – Фридланду – 700 лет»

Природа щедро одарила наш край, где удивительно сочетаются безбрежные просторы моря и нескончаемая полоса золотистых пля...

Рабочая программа «Моя Малая Родина»

Программа рассчитана на учащихся 1-9  классов, реализуется в течение года.   Программа предназначена для ...

Греки и Критяне

Презентация для 5 класса по истории по теме "Греки и Критяне". В Презентации рассказывается о мифах о Тесее и Минотавре,...